Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Wayne_George_turtle_t

Про девочек-учёных

Вот эти три девочки -- победительницы первого международного научного конкурса среди школьников, организованного Гуглом:


Каждая заняла первое место в своей возрастной категории.

Победительница в старшей группе (17-18 лет) по имени Шри Боуз (или Босе? с индийскими(?) именами не всегда поймёшь, как читать, а пишется Shree Bose) что-то важное нашла в связи с лекарством против рака яичников, что может помочь преодолеть привыкание к этому лекарству (и снижение его эффективности).

Средняя (15-16 лет) победительница по имени Наоми Ша (Naomi Shah) изучала влияние качества воздуха на лёгкие у больных астмой.

Самое интересное открытие, на мой взгляд, сделала самая юная (13-14 лет) победительница, Лорен Ходж (Lauren Hodge). Она изучала, как влияют на уровень канцерогенов в жареном мясе разные маринады. Оказалось, что лимон и коричневый сахар (brown sugar) сильно его понижают, а соевый соус -- повышает. Во как... Больше не буду соевый соус в маринад добавлять :)

Всего в конкурсе участвовало более десяти тысяч школьников из 91 страны. Они присылали свои заявки по интернету, из которых были отобраны сначала 60 полуфиналистов, а потом 15 финалистов.

Об этом я прочитала вот здесь: First-Place Sweep by American Girls at First Google Science Fair -- "Первые места на гугловской научной ярмарке захвачены американскими школьницами".

Интересно, что все победившие проекты связаны со здоровьем и биологией -- сферами, где женщины сейчас вполне уверенно себя чувствуют (ну, по крайней мере, более уверенно, чем, скажем, в физике). И по крайней мере две из трёх победительниц, хоть и американки, но явно азиатского происхождения. Впрочем, как говорится, все наши :)
Wayne_George_turtle_t

Про вступительные экзамены в советские вузы

Сначала цитата: За свою педагогическую жизнь, 39 лет, неоднократно сталкивался с ситуацией, когда "партия решила", что нельзя принимать болгар, немцев, евреев, корейцев, потом любого с Кавказа - чеченцев, ингушей, дагестанцев, ещё позже - тех, кто приехал со Ставрополья и Краснодарского края (не имеет значения какой национальности). Я всю жизнь принимал вступительные экзамены по химии, и всегда "незримо присутствовала направляющая рука партии", эта рука говорила кого нельзя принимать - кому нужно обязательно поставить "2". Чаще всего эффект был противоположный: бездарь получал заветную "3" и проходил. Но фраза "ему надо поставить "2", потому что он..." звучала регулярно.

Это свидетельство из первых рук, и я ему полностью верю, и весь мой опыт (правда, я лично никогда не принимала экзаменов, но близко знала тех, кто принимал, да и сдавал тоже) говорит о том же -- о существовании разнарядок на приём студентов по разным критериям, в моё время чаще всего национальным, в советские, а теперь, получается, уже и в пост-советские вузы.

Насчёт болгар, корейцев и немцев я просто не сталкивалась, а вот про евреев знала хорошо. В ХПИ на кафедре физики был даже преподаватель, у которого была репутация (и возможно, такое парт.задание) главного "валителя" евреев.

На это, конечно, можно сказать, что если человек предмет знает очень хорошо, его не завалят. Ну, а дежурный (и верный) ответ на эту благоглупость будет таким: завалить можно кого угодно и на чём угодно. Но хорошо знающего завалить и впрямь значительно трудней. И поскольку евреев в ХПИ всё-таки принимали, просто на них была разнарядка (типа "не больше какого-то процента"), то этот товарищ служил скорее фильтром, нежели заслонкой.

Что с этим делом интересно? Что нигде нет концов и следов. Я, по крайней мере, не нашла ни одного документа, опубликованного в интернете, который был бы похож на инструкцию: евреев не принимать вообще, или принимать не больше N процентов. Похоже, что такие вещи были всё-таки устными. И это обидно, потому что я лично уже встречала людей, которые отрицают сам факт таких разнарядок. Даже из числа тех, кто жил в мои времена. И ведь не переубедишь, если нет документов... Поэтому так важны живые свидетельства -- вроде того, что я процитировала. Спасибо for_efel!
Wayne_George_turtle_t

Игорь Кон про "бить или не бить"

Последнее интервью (ну, или одно из последних): Телесное наказание. Как всегда, очень интересно и толково.

Я только не очень поняла, на что он ссылается, говоря о Штатах (ну, что тут детей принято бить). Насколько я понимаю, в семьях сейчас бить не модно (я про это вот тут писала: О наказаниях детей (в Америке)), а в школе запрещено. Впрочем, законную стороны этого дела я специально не изучала, а сужу по тому, что вижу, слышу и читаю. Если кто-то лучше знает, прошу поправить-добавить.

Поправка-добавка (спасибо френдам!). Оказывается, в 20 американских штатах телесные наказания в школах НЕ запрещены. Для меня это довольно неприятный сюрприз (я-то живу и функционирую в штатах, где такой запрет есть). Безусловно, это проявление цивилизационного отставания. Примерно такое же, как смертная казнь, которая пока что тоже не запрещена во многих штатах. Подозреваю даже, что эти два списка во многом пересекаются...
Wayne_George_turtle_t

Про пожилых и маркетинг (плюс мои мемуарные сплетни)

Прочитала у френдессы: Из учебника французского. Зацепила мысль:

жесткая ассоциативная сцепка старости с нищетой и готовностью к любым унижениям, вообще говоря, существует не везде. И, вообще говоря, не является нормой.


И вспомнила "свою" американскую семью, в которой жила, когда впервые приехала в Штаты в 1995 году. Это были (и есть) вполне среднеклассовые люди: муж и жена с высшим образованием, оба работали, купили дом в хорошем месте (самый большой на их улице -- в расчёте на трёх подрастающих детей). У каждого была своя машина, жена водила "внедорожник" (точнее, SUV), а муж -- седан, который полагался ему по работе. Вопреки нашим представлениям о том, что у американцев нет сильных меж-поколенных связей, к "моим" часто приезжала бабушка из Вермонта, мама мужа, а в отпуск они к ней часто ездили. Звали их, допустим, Джоел и Мерилин.

Так вот, и Джоел, и в ещё большей степени Мэрилин прямо таки с религиозныи рвением занимались скидочными и распродажными купонами. Изучали подробно каталоги, присылаемые из ближайших супермаркетов, сравнивали цены, составляли списки, что где купить, даже вырезали "посторонние" купоны из газет. А вот бабушка купонами пренебрегала. На вопрос, почему, ответила, что хочет покупать только то, что она хочет, а не то, что сейчас на распродаже. Невестка её не одобряла за такую неэкономность, а сын помалкивал :)

Но бабушка эта была не простой пенсионеркой, живущей не социал. Она хозяйничала на своей маленькой ферме в этом самом Вермонте. А хотите угадать, что производит её ферма? Collapse )

А вообще, пожилые люди сейчас -- самый быстро-растущий потребительнский сегмент. При этом достаточно активный, переборчивый и требовательный. Я-то думала, что это только в Штатах бэби-бумеры (поколение, родившееся в течение десяти-пятнадцати лет после войны, когда был бум рождаемости) отказываются стареть. Оказывается, и мои российские ровесники шебуршатся, даже письма сочиняют, чтобы им придумали таблетку от старости и смерти: Открытое письмо за продление жизни. Ага, размечтались...
Wayne_George_turtle_t

Про контрацепцию (в Штатах)

И ещё одна картинка с цифрами и фактами, украденная из Нью-Йорк таймс (вот отсюда: Birth Control Update, in Thousands of Interviews).



* 62% американок пользуются контрацепцией. В 1982 году (когда такие опросы стали проводиться) было 58%.
* Самое популярное противозачаточное средство -- таблетки (оральные контрацептивы), ими пользуются сейчас более 17% опрошенных; в 1982 году было 16%.
* На втором месте - женская стерилизация: тоже 17% сейчас по сравнению с 13% в 1982 году.
* Десять процентов женщин полагаются на мужской презерватив; в 1982 году таких было 7%.
* Мужская стерилизация как была на уровне 6%, так и осталась (главное, что она есть; интересно, а у нас как с этим?).
* Доля женщин, которые хоть раз пользовались экстренной контрацепцией выросла с 4-х (в 2002 году) до 10 процентов.

А вот теперь самое интересное и важное. Оказывается, вероятность использования контрацепции во время первого полового акта прямо коррелирует с уровнем образования мамы. Этот показатель для дочек, мамы которых не закончили среднюю школу, составляет всего 53%; если у мамы есть школьный аттестат, уже 69%; если мама училась в колледже -- 75,5%, а если у мамы есть высшее образование, то 84%. Ученье свет.

Есть различия и по расе: контрацепцией пользуются 65% белых женщин, 64% азиаток, 58,5% латино-американок и всего 54,5% афро-американок.

И чуть не забыла. Вот в этой статье: Don’t Blame the Pill for Weight Gain утверждается, что популярный миф, будто противозачатночные таблетки способствуют набору веса, это именно миф. Даже если человек толстеет, принимая ок, дело не в них, а надо проверить обычных подозреваемых: малоподвижность, пережор, стресс...
Wayne_George_turtle_t

Про стандарт и письмо

Вот несколько важных и разумных постов на горячую тему из френдленты (и по ссылкам из неё):

и снова про образовательный проект и жалобное письмо
О пафосе и скрытом содержании
Школьный стандарт: если подумать
Высказываюсь по самой популярной теме
Про письмо педагогов

Я честно говоря рада тому, что у меня у самой, что называется, рука не поднялась это письмо подписать -- до этих отзывов. А теперь и подавно. В общем, это и есть нормальный демократический процесс. И это наверное самое важное.
Wayne_George_turtle_t

Про стрельбу в украинской школе

Вот такое видео-сообщение вчера было в ленте: Винницкий школьник устроил стрельбу в раздевалке спортзала.

Первая мысль, когда прочитала заголовок: "началось". К счастью, никто не погиб и даже не ранен. Мальчишка (вроде бы) пытался стрелять из газового пистолета, который может ещё стрелять шариками. Т.е. глаз выбить мог бы, а вот убить вряд ли. И его повязали ещё до того, как он смог нажать на курок.

Интересно, что по словам учительницы, потенциальный стреляльщик был неплохим учеником. Судя по его поведению (его сначала не было в школе несколько дней, а когда он пришёл, то прямиком отправился в раздевалку спортзала и похоже, что к какому-то конкретному мальчику), его целью была месть. Не ручаюсь, конечно, но очень похоже на реакцию в ответ на буллинг -- это ссылка на статью Кона, очень обстоятельную и толковую, как всегда у него. На эту тему уже и худ.литература есть, в частности, американский бестселлер, который даже успели на русский перевести и издать: "19 минут" авторства Джоди Пиколт (Jodi Picoult):


Рисунок на обложке совершенно ни при чём; там не про любовь-моковь, а о детях-школьниках, проблемы которых не понимают их вполне хорошие, любящие и заботливые родители, а стало быть не могут им помочь; о школе, как весьма неуютной социальной группе, особенно для тех, кто не может в неё вписаться; о том, на что можно напороться, если не бороться с буллингом.

Никто из комментировавших случай в винницкой школе про буллинг (травлю, задирание, физический и(или) психологический террор...) вообще ничего не сказал -- так же, как и авторы ролика. Может быть, дело и не в нём, но это обязательно надо проверить. Это вообще первое, что надо проверять в таких случаях.
Wayne_George_turtle_t

Про текучий и кристаллический интеллект (и школу)

Сначала чуточку истории этого дела -- в виде необходимого вступления. Collapse )

Наиболее общепринятым на сейчас является "иерархический подход", согласно которому, каждая из возможных интеллектуальных способностей опирается на общую интеллектуальную способность, но одновременно, зависит от уровня развития неких специальных знаний и умений (specialized skills), нужных для решения тех или иных задач.

На сегодняшний день выделены, как минимум, два класса таких вот специальных интеллектуальных способностей, которые называются "текучий интеллект" (fluid intelligence) и "кристаллический интеллект" (crystallized intelligence).

Collapse )

Всё это была присказка. А теперь собственно сказка про школу. Для меня совершенно очевидно, что, скажем так, советская система образования (на самом деле, конечно, эта система была и во многом её остатки ещё есть во многих странах; а корни её и подавно уходят в средневековое обучение ремеслу, в передаче ученику накопленных опыта и знаний, зачастую секретных) концентрировалась на развитии кристиллического интеллекта, зачастую в ущерб текучему. В Штатах наверняка такая система тоже была, но с некоторых пор американцы стали менять её в сторону развития текучего интеллекта. И тоже не без перегибов, т.е. иногда в ущерб кристаллическому.

Какой интеллект важнее и нужнее? А оба нужны и важны. Но в условиях, когда жизнь меняется быстро, текучий интеллект всё же выходит на первый план. И это надо понимать и учитывать, в частности, в системе образования.

Поэтому, например, дело совсем не в том, что «американцы другие», как утверждается вот в этом очень показательном и занятном тексте: Эти тупые американцы? (спасибо eugene1994). А дело в том, чему и как их учат, и к чему их готовят. Будут наших детей учить свободно думать и изобретать, они и не такое придумают :)

Тут важно понимать очевидное: и текучий интеллект на самом деле нуждается в знаниях, умениях и их тренировке. Так что развитие кристаллического интеллекта нельзя просто отбросить. Нужен баланс между ними, и ещё много чего нужно. Ну, и у меня есть ещё кое-что сказать на эту тему, и я собираюсь это сделать чуть позже.
Wayne_George_turtle_t

Про школу

Вроде и не начало учебного года грядёт, а в ленте зачастили посты про школу. Я их тут соберу, а кое-что и процитирую. А чуть позже и от себя добавлю.

Мир глазами...-2 (там и первая часть чрезвычайно важная, но она не совсем про школу). В комментариях к этому посту посоветовали вот эту статью: Ирина Лукьянова. Сами дураки. Интересная. Нет, не то слово. Глаза-открывающая, мозги-прочищающая, разоблачающая. Ну, да, резкая. Но ведь заслуженно. А временами аж читать больно...

Два поста про проблемы первоклассников:
Первоклассное образование.
Второй пост подзамочный, так что я не буду давать на него ссылку и цитировать, а идея там в том, что ребёнок не счастлив в школе (школа "наша", пост-советская). Тут пару слов от себя. Я начала читать этот пост, ошибочно считая, что он написан френдессой, живущей в Штатах (мельком глянула на аватару и перепутала). Читаю и глазам своим не верю, потому как весь мой американский опыт говорит, что такого быть не может. Нет, конечно, может, но в какой-то очень плохой школе, а "наши люди" всё-таки, как правило, стараются искать школы получше, благо это решаемый вопрос, было бы желание. И опять же, как правило, такая инфа -- что ребёнку в классе не очень комфортно -- по идее обычно исходит от учителей -- родителям, а не наоборот. И пытаются решить эту проблему типа тоже все вместе -- и учителя, и родители, и так называемые школьные канселоры. Ну, по крайней мере, в идеале... Понятно, что бывает всякое. Но как правило, первоклашек тут стараются первым делом именно ублажить и привлечь, чтобы им хотелось ходить в школу, а уже собственно обучение -- это как бы второй приоритет. По крайней мере, такое я наблюдала в тех семьях-школах, с которыми лично пересекалась. И это мне кажется очень правильным и важным.

А напоследок очень большая и подробная статья с обсуждением в ноябрьском номере Сноба: Наталья Конрадова: Чем была советская школа – казармой или кузницей талантов? (надеюсь, что её текст открыт для всех; там и видео-ролик с автором есть, тоже интересный). Процирирую оттуда самую концовку -- резюме автора, с которой я согласна: Collapse )
Wayne_George_turtle_t

Тест про язык

Не так, чтобы тест трудный был, но всё равно приятно получать "пятёрки". Хотя насчёт профессионала это грубая лесть, конечно. И в других тестах я, бывало, делала иногда одну-две ошибки... В общем, делюсь (и беззастенчиво хвастаюсь :))

Шпрехен зи руссиш?
Шпрехен зи руссиш?Тест на знание заимствованных слов, имён собственных и других хитростей русского языка. Такой небольшой «диктант» , позволяющий проверить вашу грамотность.
Мой результат:
Ни одной ошибки! Столь доскональное знание русского языка выдаёт в вас профессионала.
Пройти тест "Шпрехен зи руссиш?"
Все познавательные тесты на ШколаЖизни.ру