Category: дети

Category was added automatically. Read all entries about "дети".

Wayne_George_turtle_t

Про маму-соло

Моя френдесса mary_ch недавно стала мамой-соло. Её история / ситуация одновременно и уникальна, и типична. Вот как она сама об этом написала:

Я осознала много проблем, которых раньше не замечала. Время разделилось на «я – не-мама» и «я — мама». Я ходила по тем же улицам, ездила в том же транспорте, делала одни и те же дела… Но вот только когда я родила ребенка, я смогла их увидеть. Я поняла, почему хорошо быть мамой на Украине. Есть страны, где сингл-мамам живется гораздо хуже. Я поняла, почему плохо быть мамой на Украине.

Эта цитата отсюда: mamasolo: журнал для мам без мужей Это ещё один её "ребёнок", который она создала с нуля и упрямо ведёт, несмотря на понятные проблемы, сложности и нехватку времени.

Приглашаю всех интересующихся заглянуть, подписаться на обновления* и может даже внести свой вклад, хотя бы отзывами и комментариями. Дело-то нужное, важное и многих касается...

-----------------
* На главной страничке http://mamasolo.org.ua/ есть поле (справа вверху) "Получайте статьи на почту:", куда можно ввести свой email.
Wayne_George_turtle_t

Про другую книжку того же автора

Оказывается, Пол Таф (Paul Tough), про новую книжку которого я только что рассказала (Характер важнее IQ (вроде бы)), раньше написал другую книжку на очень близкую тему: Whatever It Takes: Geoffrey Canada's Quest to Change Harlem and America -- «Чего бы это ни стоило: миссия Джефри Канады по изменению Гарлема и Америки». Я обложку специально крупно покажу, чтобы было видно, о чём там речь идёт:



Только не надо думать, что проблемы Гарлема – это что-то специфическое и нас не касается. Сколько я живу в Штатах, столько убеждаюсь, что они очень похожи на наши, пост-советские проблемы.

Так вот, два года назад френдесса hettie_lz совершила подвиг и пересказала у себя в жж первую книжку Тафа по кусочкам. Вот ссылки на её посты в хронологическом порядке: Collapse )

Все эти ссылки приведены во вступительном посте в Хеттином журнале:
Важные записи. Серия о Джеффе Канада и Harlem Children Zone
. А ещё этот же текст в сгруппированном более крупно и несколько сокращённом виде был опубликован в бюллетене для украинских учителей Громадянська Освіта (на русском языке):

Джеффри Канада и Детская зона Гарлема. 1 - Введение
Джеффри Канада и Детская зона Гарлема. 2 - Baby College
Джеффри Канада и Детская зона Гарлема. 3 - Школа
Джеффри Канада и Детская зона Гарлема. 4 - Конвейер

Готовя эти ссылки сейчас, я ещё раз перечитала Хеттины посты, и вижу, что кроме основной истории – как успешный выходец из Гарлема Джефри Канада вернулся обратно, чтобы помочь другим вырваться из бедности и безнадёги; как он пробовал то и это, и как постепенно у него выкристаллизовались главные (потому что эффективные) направления работы, которые реализованы сейчас в виде проекта Harlem Children Zone -- так вот, кроме линии социального реформаторства, в этих текстах есть вещи, которые полезны и, как говорится, нормальным среднеклассовым родителям, особенно тем, у кого есть советские и даже пост-советские корни.

Конкретно, я имею в виду, например, вечный вопрос «бить или не бить». Цитирую Хеттин пост «Борьба с бедностью, часть VI»: Collapse )

Ещё один пример – как раз про то, что не интеллектом единым успешен человек – на базе исследований Нобелевского лауреата по экономике Джеймса Хекмана (у Хетти этот кусок в главе «Школы. Часть VI»). Collapse )

Ну, и уже не только для родителей, а для всего нашего пост-советского общества – очень актуально: как разорвать порочный круг, в котором бедные родители воспитывают плохо обучаемых и потому тоже бедных детей. В Хеттиной саге об этом пишется, в частности, в главе «Борьба с бедностью, часть II» Collapse )

Вот как полезно однако френдов читать и помнить, что они пишут.
Wayne_George_turtle_t

Про умение задавать вопросы (в школе)

Хетти дала ссылку на статью: Asking for help isn't easy for some students -- "Просьбы о помощи нелегко даются некоторым ученикам". И коротко её у себя пересказала, вот тут: Про "активных" учеников.

В двух словах так. Тщательное изучение поведения школьников выявило корреляцию между классом, к которому принадлежат их семьи, и их активностью на уроках.

При этом классы они определяют очень интересно -- уровнем образования родителей: рабочий класс -- это те, кто закончили только среднюю школу и работают в сфере обслуживания, средний класс -- это те семьи, в которых хотя бы у одного родителя есть диплом о высшем орбразовании и профессиональная карьера. Я-то согласна, но не уверена, что Маркс согласился бы.

Активность определяется тем, насколько часто, легко и охотно школьники обращаются к учителю с вопросами.

Так вот, оказалось, что среднеклассовые дети делают это относительно легко и часто, а дети рабочих (которые на самом деле дети продавцов) спрашивают редко, и им это даётся с трудом.

Главное, что утверждают авторы исследований (и статьи) -- что таким вот умением спрашивать определяется дальнейший успех в учёбе. И рассказывают, какие техники (карточки, разноцветные бумажные "руки", сигналы большими пальцами рук) помогают детям спрашивать, не сильно афишируя себя (если они стесняются).

Я, конечно, согласна, что уметь спросить -- это нужно и важно. Но не уверена, что именно им всё определяется. Сужу по себе. Я спрашивать не люблю. Вопреки стереотипу, что женщины спрашивают дорогу, а мужчины нет, я скорее покружу лишнее и попытаюсь найти дорогу сама, чем буду заезжать на заправку и приставать к работникам. И в школе тоже этого не любила -- интересней было самой разобраться.

Вполне возможно, что эта черта мне вредит и вредила, но я не хочу её променивать на привычку к вопросам. Мне кажется, что когда чуть что, сразу спрашиваешь других, то выбираешь умственный "шорт-кат", не вырабатываешь привычку думать самой(му).

К слову, у меня был молодой сотрудник ("настоящий американец") с такой вот ярко выраженной привычкой к вопросам (и да, он был из среднеклассовой семьи, папа адвокат, а мама художница). Меня он очень часто дёргал, и я бы его давно убила, если бы не ещё одно его свойство: к тому времени, когда я до него доходила (а он всегда просил, чтобы я пришла и посмотрела его проблему у него на экране), он обычно сам разбирался, как её решить, и с триумфом делился своим достижением. Это было так по-детски мило, что я его прощала.

И вообще, я бы учила детей не столько спрашивать (в конце концов они это и так обожают делать, если их не окорачивать), сколько делиться своими мнениями-предложениями-решениями. Т.е. я бы наоброт -- спрашивала бы детей, слушала, что они говорят, и пыталась бы научить их выражать свои мысли, не боясь, что их не поймут, засмеют, раскритикуют. Но это тоже палка о двух концах: одни будут решать и рассказывать, а другим придётся только слушать, и это скучно. Надо как-то по-очереди, что ли, а это трудно организовать.

А то, что дети рабочих теряют привычку к вопросам, возможно связано с тем, что родители их за это затюкивают дома. Потому что сами в школе такой привычки не имели, и считают почему-то, что она вредна. Ну, или просто хотят, чтобы к ним не приставали и не мешали пиво пить или домашние дела делать.

Мне кажется, что самую эффективную помощь тут может оказать телевизор и кино -- т.е. поп-культура: надо вводить модели правильного родительского поведения с детьми во всякие сериалы и фильмы, и делать это почаще и попривлекательней.

Интересно было бы узнать от учителей-практиков (и недавних учеников тоже), что они думают по всем этим поводам.
Wayne_George_turtle_t

Три ссылки про отцовство

Первая ссылка -- пост симпатичного жж-ского отца: Записки на подгузниках

Вторая -- рекламный ролик (таиландской страховой компании), очень спекулятивный и очень слёзовыжимательный: Silence of love (Official English Subtitle) TVC Thai Life Insurance. По-японскитайски с английским титрами. В двух словах: там изображён глухонемой отец из простых, но хороших и любящих, и его трудная дочь-подросток.

А третья -- книжка, которая, увы, на русский (ещё) не переведена: роман "Блессинг" авторства Анны Куиндлен (Blessings: A Novel by Anna Quindlen). У нас её знают больше по фильмам, снятым по её романам (и по цитате из книжки Оливии Голдсмит).

Пару слов про неё. Анна Куиндлен сначала работала редактором в Нью-Йорк Таймс, а потом решила писать сама. По её словам, работа редактора и работа автора -- это примерно как играть на рояле (автор) или двигать рояль (редактор). Параллельно она вышла замуж, родила трёх детей и решила не возвращаться на работу в офис, а писать из дома. Вот о своём опыте материнства она и вела колонку в газете, и в конце концов получила за неё Пулитцеровскую премию. А после этого решила писать романы, и теперь у неё что ни роман, то бестселлер, причём, не просто так, а той же Нью-Йорк Таймс.

Именно эта книжка ("Блессинг") до бестселлера вроде бы не дотянула, но слушать мне её было очень приятно, и тоже временами слёзы наворачивались. Там как в лучших рассказах Шукшина -- про хорошего человека в плохих обстоятельствах. Плюс современная (американская) культурная парадигма. Говоря словами самого героя, выбравшего стать тайным отцом-одиночкой: дети -- это такие "инструменты", с помощью которых открывается наша подлинная сущность: хорошие люди, став родителями, показывают самые лучшие свои качества, а плохие -- самые худшие.
Wayne_George_turtle_t

Моя статья про СДВГ (ADHD)

Не прошло и полгода с тех пор, как я написала вчерне статью про СДВГ и спрашивала ваших советов по терминам ((Очередной) вопрос про термины), как она таки вышла.

В сокращённом виде вот тут: «Школьная болезнь» -- синдром дефицита внимания и гиперактивности. Тем, кто хоть немного в теме, можно ею пренебречь и перейти сразу к полной версии (см. ссылку ниже), потому как после сокращения в ней остались только самые общие положения. Как выразилась m_petra, в результате она получилась "удивительно обтекаемой".

В полном вот тут: О синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Издалека, но (почти что) изнутри.

Как говорится, для всех, кого касается (и не касается тоже). Прошу читать и критиковать, хоть здесь, хоть там.

И ещё раз спасибо за помощь с терминами и вообще. Как видите, я всё учла :)
Wayne_George_turtle_t

Про мужчин-министров в декретном отпуске

Вы может уже забыли о сообществе fathers_photo? А оно живёт и развивается. Приобрело лицо в виде ножек-ручек и пополнилось новыми участни(к/ц)ами.

Последнюю запись особенно рекомендую: Министры в декретном отпуске. Такие вот дядьки:



Там ещё есть.
Wayne_George_turtle_t

Про родителей в возрасте

Это продолжение предыдущего поста, вольный и краткий пересказ статьи "Родители определённого возраста" (Parents of a Certain Age) с подзаголовком: "Чем плохо быть в беременной в 53 года?"

Там внутри есть ещё фотографии – реальных родителей в возрасте «за 60».
Семья с двумя дочками:


Одинокая мама с разнополыми близнецами:


Пара слов вообще. Современные женщины (в развитых странах) не спешат заводить детей с молоду. По разным причинам, но факт есть факт. Средний возраст рождения первого ребёнка в США увеличился с 21 года в 1970 году до 25 лет в наши дни. В некоторых, особенно урбанизированных штатах этот показатель ещё выше, например, в штате Нью-Йорк -- 27 лет.

Ещё более впечатляет такая пара цифр: если брать всех американок скопом, то коэффициент рождаемости упал за это время на 4 процента, тогда как для возрастной группы от 45 до 49 лет он вырос на 17 процентов.

Статья в энваймэге (это от сокращения NYMag) фокусируется на женщинах в возрасте 50 лет и около того. Благодаря современным технологиям, таким, как замораживание и храние собственных или использование донорских яйцеклеток, экстракорпоральное оплодотворение и т.д., женщины сейчас могут беременеть и рожать даже после наступления менопаузы. Причём, современная американская культура, помешанная на юности и детишках, побуждает их на такие подвиги. Правда, и наказывает тоже (осуждением и насмешками).

Что в этом хорошего и что плохого, если говорить в общем и в целом? Collapse )
Wayne_George_turtle_t

Про беременных на обложках

Журнал New York Magazine опубликовал длинную и очень интересную статью под заголовком "Родители определённого возраста" (Parents of a Certain Age) и с более конкретным подзаголовком: "Чем плохо быть в беременной в 53 года?"

Номер журнала с этой статьей вышел вот под такой обложкой:


Понятно, на что тут намёк -- на вот эту обложку журнала Vanity Fair с беременной Деми Мур:


Эту знаменитую фотографию сделала Анни Лейбовиц двадцать лет назад (в 1991 году), и она тогда тоже наделала много шуму. С тех пор её многажды повторяли с другими моделями (Кдаудиа Шиффер, Бритни Спирс, Кристина Агульера, Моника Белуччи...), включая, между прочим и саму Анни Лейбовиц. Вот она (десять лет назад, в 2001 году), и кстати, тут Анни в возрасте более близком к декларируемому возрасту модели на обложки энваймэга, нежели к возрасту беременной Деми Мур:


Про статью я ещё отдельно напишу, а сейчас только пара слов про женщину с обложки. Зовут её Мэй Маск (Maye Musk), она профессиональная модель, ей 63 года, и она вовсе не беременна -- живот ей прифотошопили. Дети у неё есть, аж трое, но все они уже взрослые, а один из них даже мировая знаменитость -- изобретатель и предприниматель Элон Маск (Elon Musk).
Wayne_George_turtle_t

Про крайности (в воспитании)

Это будет уже вторая цитата из одного детектива Рут Ренделл. Вот она в моём переводе:

Вексфорд попытался представить себе детство самого Роджера Дейда, вспомнив, как тот мельком заметил, что его слишком баловали. Несомненно, Матильда Кэрриш предоставила ему и его сестре практически полную свободу, в соответствии с тогдашней модой – свободу самовыражения, свободу делать всё, что заблагорассудится, без всяких коррективов. И он возненавидел этот воспитательный подход. Возможно, его достало собственное социальное изгойство как результат своих же грубости и неумения себя вести, сложившихся из-за такого воспитания. Если так, то он не особенно старался искоренить эти черты у себя, зато по-видимому решил, что его дети будут воспитаны полностью противоположно – в духе старорежимной строгости и наказаний за провиннности. В результате один ребенок его ненавидел, а другой боялся, и именно эти чувства он сам испытывал по отношению к своей матери...

Я почему цитирую? А потому что очень часто встречается такое вот противопоставление крайностей. Например, напишут где-то: "детей бить нельзя", и тут же прибегут люди с аргументами типа: "если всё позволять, не ограничивать и не наказывать, то вырастут негодяи". Как будто альтернатива одна: либо вседозволенность, либо чрезмерная строгость с битьём. Тогда как правильно и не то, и не другое, а совсем третье, а именно: установить достаточно широкие, но чёткие границы, и в их пределах допускать полную свободу, а при попытке их нарушить стрелять без предупреждения принимать меры, включая наказания, но не наказывать чрезмерно, не кричать и не бить.

В цитате этой не про битьё, потому что дело происходит в современной Англии, и там это уже не модно, а именно про чрезмерно строгие наказания. Если в двух словах, то суть такая: совсем разные крайности в воспитании могут приводить к одним и тем же печальным результатам.

К слову, хотела использовать уже готовый перевод этой книжки вот отсюда: Чада в лесу. Но он меня не устроил. В оригинале использовано слово "discipline", и переводчица решила его передать словом "дисциплина". Но в данном контексте это плохой выбор, затемняющий суть.

Перевод названия (The Babes in the Wood) на мой взгляд тоже неверное. "Младенцы в джунглях" "Младенцы в лесу" было бы точнее и удачней -- одна идиома заменилась бы другой и продолжилась бы литературная традиция. За поправку спасибо v_i_n.
Wayne_George_turtle_t

Про ключ от дома (цитата)

Есть такая особенность отношений между родителями и их взрослыми детьми, что у детей непременно есть ключ от родительского дома, а у родителей никогда не бывает ключа от дома детей.

Оригинал: It is a peculiarity of the parent-child relationship that while children invariably have a key to their parents’ home the parents never have a key to theirs.

From: Ruth Rendell. The Babes in the Wood.

PS Поскольку большинство комментирующих не подтверждают эту цитату, устрою-ка я опрос дабы выяснить, насколько мы с Рут Ренделл далеки от народа.

PPS Что-то не получился у меня опрос. Ладно, не очень-то и хотелось...

PPPS Похоже, решение задачи с ключами отражает что-то интересное и важное в смысле межпоколенческих отношений. И да, конечно же, слова "непременно" и "никогда" в этой фразе отнюдь не научны. Это была внутренняя речь героя, и у него довольно специфическая ситуация в семье.