Светлана Сененко (turtle_t) wrote,
Светлана Сененко
turtle_t

Categories:

(Американские) женщины-президенты в кино и телевизоре. Часть 2: нормализация имиджа

(Продожение. Начало здесь: (Американские) женщины-президенты в кино и телевизоре. Часть 1: первые пробы)

Серьёзное или по крайней мере обыденно-спокойное (matter-of-factly) отношение к фигуре женщины на вершине политической власти появилось у американских деятелей кинематографа только в самое последнее время, уже в 21-м веке. И это несмотря на то, что реальность давала основания сделать это гораздо раньше, судя по хотя бы двум нижеследующим спискам: Список избранных или назначенных женщин-глав правительств и Список избранных или назначенных женщин-глав государств. Правда, США в этих списках и впрямь пока что нету, хотя совсем недавно такой шанс у нас был.

*** (1) ***
Прорыв произошёл в 2005 году, когда на американские телеэкраны вышел сериал Commander in Chief, дословно «Верховный главнокомандующий» (судя по статье в вики, русскоязычным зрителям его показали под названием «Женщина-президент»). Главную роль– президента Маккензи (для близких Мак) Аллен – сыгала в нём Джина Дэвис.



Знаменательно, что его создатели пригласили Полли Берген (актрису, игравшую президента Лесли МакКлауд в «Поцелуях моему президенту» – см. первую часть) на роль матери главной героини – символический жест, заслуживающий, на мой взгляд, большего внимания, чем он в реальности получил.



Так же, как в «Поцелуях», главная героиня сравнительно молода, но в отличие от комедии 50-х годов, вполне удовлетворяет возрастному цензу – ей немного за сорок. У неё тоже есть семья – супруг-ровесник (актёр, играющий мужа, даже моложе Джины Дэвис на год) и двое детей. Правда, на должность президента её не избирали, а она заняла её в соответствии с 25-й поправкой к Конституции. Началось всё с того, что президент-республиканец пригласил её, беспартийную экс-конгрессвумен из Коннектикута, а ныне главу почтенного университета в Вирджинии, в вице-президенты, в расчёте, что она принесет ему голоса женщин. Расчёт удался, они победили на пару, но тут с президентом случилась аневризма, и он умер.

Поначалу героиня Джины Дэвис, памятуя о своей сбоку-припёчности, то бишь беспартийности, собирается уйти в отставку, как от неё и ожидают многие респы, дабы освободить место для следующего кандидата в очереди на пост главы государства – спикера палаты представителей, однопартийца и близкого соратника почившего президента. Но тот весьма не вовремя демонстрирует свою мизогинию и замшелость, в результате чего Маккензи Аллен осознаёт, что есть вещи поважнее, чем репутация хорошей девочки, и решает рулить самой.



«Женщина-президент» – политическая фантазия романтического толка с благородной и идеалистической главной героиней. Первый же кризис, который она берется решать – опять-таки вопреки настоятельным советам членов её кабинета – спасение нигерийской женщины, приговорённой с забиванию камнями за рождение ребёнка вне брака.

Линия «первого джентльмена» в сериале тоже присутствует, включая и элемент соблазнения работой вне белого дома со всеми вытекающими драматическими последствиями. Два момента, связанных с мужем, особенно любопытны. Первый – это то, что он возглавлял штаб предвыборной кампании своей супруги. Помогал ковать её победу, так сказать. Неплохая иллюстрация к фразе-перевёртышу: «за спиной каждой великой женщины стоит великий мужчина-помощник». На картинке ниже он ей Библию держит, на которой она президентскую клятву приносит.



Второй момент более сложный. В самом начале сериала первый джентльмен выражает желание стать главой администрации жены-президента, но получает отказ по политическим мотивам. Проглотив обиду, он выдвигает заявку на какую-нибудь другую, главное, чтобы боль-мень официальную работу в её кабинете. И тут его социальный секретарь напоминает ему, что у миссис Клинтон тоже был собственный кабинет в Западном крыле (там, где расположены все правительственные кабинеты Белого дома, включая президентский), в её бытность первой леди, но это плохо кончилось. Краткое пояснение для тех, кто не в теме: Хиллари Клинтон разработала тогда реформу здравоохранения, которую зарубили в Конгрессе. А главное, публику (не всю, конечно, но очень многих) просто бесило, что она не шуршала тихонько на женской половине, меняя обои и сервизы, а нагло лезла в мужние дела.



Разумеется, призрак Клинтонши маячил над «Женщиной-президентом», и создатели сериала старались всячески его замылить (чтобы не дразнить гусей). Потому и президент, у которого главная героиня поначалу работала замом, был республиканцем, и детали её биографии совсем не похожи на куррикулум Хиллари Родэм Клинтон, а на прямой вопрос журналистов, образ какой женщины-лидера был использован в качестве модели, режиссёр и сценарист Род Лури (Rod Lurie) весьма дипломатически ответил, что ею была Сьюзен Лайн (Susan Lyne) – президент телекомпании, выпустившей «Женщину-президента» (во времена оны, сейчас она другими делами занимается), добавив, что главный посыл сериала не «Вперёд, Хиллари!», а «Вперёд, Женщина!» (Это моя попытка перевести в русскоязычный культурный контекст фразу «This is not a You-Go-Hillary show, this is a You-Go-Girl show»), и если у него и была социальная цель, то ею можно назвать энтузиазм по поводу идеи женщины-президента, беспарийность которой – ключевая деталь. Несмотря на достаточно высокий рейтинг, позитивные отзывы критиков и зрителей, премии и номинации, «Женщину-президента» закрыли после полутора сезонов (18 серий).



*** (2) ***
«Ответом Чемберлену» на идеалистическое представление женщины-президента стал сериал Побег, вышедший примерно в то же время, что и «Главнокомандующий», но продержавшийся дольше – четыре сезона, плюс пару отдельно стоящих серий, а сейчас ещё готовится продолжение. Один из его второстепенных персонажей – вице-президент США Кэролин Рейнолдс, занявшая высший госпост после смерти президента, замом которого она была – на первый взгляд, так же, как и Маккензи Аллен. Злодейка Рейнольдс однако, в отличие от полу-святой Аллен, собственноручно организует смерть своего шефа. Впрочем, она довольно скоро уходит в отставку, оказавшись под угрозой разоблачения. Занятно, что упоминается она, как некая загадочная и зловещая фигура, начиная уже со второй серии, но появляется на экране только в восьмой.



А главное, сам сериал, как говорится, совершенно о другом. Главная его сюжетная идея: человек намеренно совершает преступление с целью попасть в тюрьму, где томится дорогой ему узник, чтобы организовать их совместный побег. Линия женщины вице-, а потом и собственно президента в нём настолько необязательна, что непонятно, зачем вообще вводилась. Формально она нужна, потому что сиделец, которого собрался спасать столь вычурным способом главный герой, был обвинён в убийстве её брата. Я не знаю, хотели ли авторы сериала сознательно противопоставить свою, сугубо отрицательную Кэролин Рейнольдс, чересчур положительной Маккензи Аллен, и вообще говоря, это не так уж важно. Важно, что образ женщины на вершине политического олимпа представлен в нём, как данность, и это само по себе уже неплохо.



«Побег» ещё примечателен тем, что в России сделали его римейк, в котором, понятное дело, нету ни вице-президента, ни намёка на то, что женщина может быть президентом хотя бы в принципе.

*** (3) ***
В очередной раз женщину-президента показали в сериале «24». Это как бы незатейливое название (всего две цифры) отражает довольно занятную идею: действие каждого сезона разворачивается в течение суток, по часу на серию. Сериал «24» вышел раньше, чем оба упомянутых выше, и оказался наиболее долгоиграющим – восемь сезонов, с 2001 по 2010 год плюс укороченный девятый сезон, вышедший в 2014 году, плюс промежуточный телефильм «24:Искупление» (его ещё переводят «24: Освобождение»), снятый в 2008 году, чтобы заполнить долгую межсезонную паузу, случившуюся из-за забастовки сценаристов, плюс запланированный на будущий год спин-офф.



Мир, представленный в сериале, довольно мрачный и опасный: сплошные заговоры, покушения и теракты, с которыми должен справляться главный герой (агент вымышленной спецслужбы по борьбе с терроризмом) традиционного мачо-суперменского толка. Инаугурация женщины-президента по имени Эллисон Тэйлор происходит в последний час «промежуточного» фильма 2008 года. Ей удалось пробыть в президентском статусе в течение ещё двух сезонов, седьмом и восьмом, что для этого сериала довольно большое дело, поскольку президенты в нём менялись, как перчатки. Всего их шесть половина из которых – принципиальные служители добра, а половина –коррупционеры и предатели. Образ президента Тэйлор более сложный, чем абсолютно положительная Аллен и абсолютно отрицательная Рейнольдс. Она сильна, благородна и готова идти на личные жертвы ради всеобщего блага. Но и ей в конце концов не удается справиться с противоречиями между высокими идеалами и реальными методами их достижений, и, осознав свои ошибки, она слагает с себя президентские полномочия.



Актриса Черри Джонс получила за эту роль премию Эмми после седьмого сезона, хотя по мнению некоторых критиков, её роль в восьмом сезоне получилась особенно трагической и глубокой.



На неизбежный вопрос, списана ли её героиня с Хиллари Клинтон, актриса ответила, что создавала его на основе четырёх исторических личностей, две из которых – главы государств (Линдон Джонсон и Голда Меир), одна – весьма нестандартная первая леди (Элеонор Рузвельт), плюс почему-то музыкант-исполнитель Джон Уэйн.



Интересно, что сериалу «24» полувшутку-полувсерьёз приписывают весомый вклад в «приучении» американской публики к фигуре чернокожего президента, поскольку именно таковым был президент Дэвид Палмер времён первого и второго сезонов. Спустя восемь лет после явления его на телеэкранах американцы выбрали Барака Обаму. Обидно, что этот трюк не сработал Хиллари Клинтон.



*** (4) ***
Следующую по времени телевизионную женщину-президента по имени Кэтлин Спенсер американские телезрители увидели в шпионском боевике «Никита».



Сам сериал шёл с 2010 по 2013 год, но Спенсер появилась в нём только во втором сезоне – в обличье вице-президента. В третьем сезоне её проапгрейдили до президента – обычным способом: убрав шефа, а в четвёртом и саму её убили (или нет – смотрите и проверяйте, если хотите).



*** (5) ***
«Никиту» ещё не закрыли, когда вышло очередное фирменное изделие властительницы (теле)королевства собственного имени, легендарной Шонды Раймс – сериал «Скандал». Он стартовал в 2012 году, и фурычит по сей день, что и понятно, поскольку от него не могут оторваться даже самые безжалостные критики.



«Скандал» – один из удачнейших примеров жанра телевизионной политической драмы – с преувеличениями и фантазиями в стиле теорий заговора, как сейчас водится. Его главная героиня – прекрасная супервумен Оливия Поуп –основательница, единоначальница и главная движущая сила агенства по разрешению личных проблем и кризисов её зажиточных клиентов. Самое интересное, что образ Оливии не полностью высосан из пальца, а вольно основан на жизни и карьере реального человека – Джуди Смит, возглавлявшей пресс-центр у президента Буша-старшего. Она же, к слову, приложила руку к созданию сериала. Двойная картинка внизу иллюстрирует ситуацию: в левой части диптиха слева – актриса Керри Вашингтон в роли Оливии Поуп, а справа – её прототип Джуди Смит; правая часть – показывает Джуди Смит на работе – она шагает рядом с Бушем старшим:



Оливия Поуп настолько крута, что «Скандал» вполне мог бы обойтись и без женщины-президента. Но не обошёлся. Ею на короткое время стала коварная и циничная Салли Лэнгстон – примерно тем же способом, что и Маккензи Аллен. Первым делом её позвали в вице-президенты к Фицджеральду Гранту – тоже для привлечения определённой демографической группы, на этот раз, правда, не женщин, как в Commander-in-Chief, а супер-консервативных республиканцев обоих полов. Затем президент Грант вышел из игры – но не из-за смертельной болезни, а в результате покушения, и Салли Лэнгстон правила, пока тот был недееспособен. Когда же живучий Грант вернулся к своим обязанностям, оказалось, что Лэнгстон вошла во вкус и вскоре стала соперницей своего экс-шефа в борьбе за партийную номинацию после окончания первого президентского срока. И ещё неизвестно, кто бы победил, если бы на защиту Гранта не встала всесильная Оливия Поуп.



Впрочем, «Скандал» сейчас в самом разгаре, и в его последнем на сегодняшний день сезоне (пятом) были показаны уже не одна, а две серьёзные кандидатки на высший пост страны, включая бывшую первую леди, Милли Грант, и вторую вице-президентку, Сюзен Росс. Вот так выглядели кандидатские теле-дебаты республиканской партии 2016 года в «Скандале» – как по мне, так гораздо приятнее, чем то, что было в реале.



*** (6) ***
Говорят, что быстро промелькнувший (всего один сезон в 2014 году) сериал «Положение дел» был задуман, как вызов «Скандалу». Эти слухи основаны на двух фактах: во-первых, его продюсером и главной героиней стала актриса Кэтрин Хайгл, снимавшаяся у Шонды Раймс в мыльной опере «Gray’s Anatomy», и довольно громко ушедшая оттуда, а во-вторых, в отличие от «Скандала», где женщины (пока что) обладают главным образом закулисной и «вспомогательной» властью, у обеих ключевых героинь в «Положении дел» власть реальная и явная: Хайгл играет Чарльстон (Чарли) Такер – агентку ЦРУ, в чьи функции входит ежедневный доклад президенту о «положении дел», а президентом является Констанс Пэйтон, чернокожая женщина, военнослужащая в отставке, ветеран Войны в Персидском заливе. Кроме профессиональной, у этих двух женщин есть еще личная связь: Чарли была помолвлена с сыном Пэйтон, а теперь разыскивает его убийц.



Как бы то ни было, а «Положение дел» и впрямь напоминает смесь из «Скандала» со шпионским триллером Родина, главная героиня которого – тоже цэрэушница, в одиночку разоблачающая и обезвреживающая террористов и предателей. Жаль, что смесь эта получилась не совсем удачной. Единственное светлое пятно в нём – как раз президент Пэйтон. Ей очень идёт английское определение formidable, у которого нету одного адекватного русского аналога, и который можно перевести с помощью набора таких довольно-таки разных качеств, как «внушительная», «потрясающая», «устрашающая» и даже «шикарная». Ну, вот такая она и есть.



*** (7-8) ***
И наконец, Veep. Русская википедия перевела без затей: Вице-президент, и, честно говоря, я тоже не знаю, как передать лёгкий слэнговый оттенок термина, выбранного в качестве названия. Может, тоже без затей: «Вип»?



Это без сомнения, самый успешный сериал из всех тут перечисленных, как с точки зрения оценок и внимания публики, так и похвал критиков и профессиональных наград. В частности, знаменитый кино-оценочный сайт «Гнилые помидоры» удостоил третий и четвёрый сезоны сериала наивысшего балла: сто процентов «свежих помидоров», т.е. все, без исключения, отзывы сугубо позитивные. Общая оценка всех сезонов вместе – 90% «позитива» от профессиональных критиков и 92% – от широкой публики (вторая цифра имеет тенденцию флуктуировать).

Актриса Джулия Луи-Дрейфус, играющая этого самого «Випа», и ставшая президентом (в конце третьего сезона) в результате знакомого приёма (когда её босс ушёл в отставку), получила за эту роль пять «Эмми» подряд. Её героиня Селина Майерс, с одной стороны, некомпетентная и вульгарная особа, рвущаяся к власти, что называется, любой ценой. С другой стороны, она уязвима и человечна, так что её понимаешь и ей сочувствуешь, тем более, что вожделенная власть постоянно от неё ускользает, и все попытки Селины сделать Америку великой опять оставить особенный след в истории, с грохотом проваливаются.



По жанру «Вип» – политическая сатира, но время от времени сериал достигает высот настоящей драмы. Не раз бывало, что мне приходилось делать паузу и отвлекаться на «реал», чтобы не переживать слишком сильно за главную героиню. Переживания эти начались с пилотной серии, когда Селина собиралась толкать речь по поводу своей экологической инициативы, но в последний момент выяснилось, что мощное «пластиковое лобби» поставило ей ультиматум: или экология, или наши денежки и поддержка.

Похожая, но ещё более драматическая ситуация разыгралась во время инаугурационной речи новоиспечённого президента Селины Майерс перед Конгрессом, когда у неё сначала исчез телесуфлёр, а когда вернулся, оказалось, что содержание тщательно подготовленной речи изменилось на сто восемьдесят градусов – результат очередной уступки очередному лобби. А эпизод с мужем премьер-министра Финляндии, с которым она улизнула с официального приёма перекурить, а он, козёл эдакий, нагло схватил её за грудь! А трагикомическая ситуация с попыткой Селины включить бесплатные садики в предвыборную кампанию, зарубленная на корню её советниками, резонно указавшими, что дети не голосуют, а голосуют пенсионеры, которым садики не только не нужны, но и опасны, поскольку оттягивают бюджетные денежки с их пенсий! Ну, и так далее, и тому подобное.



Самое интересное однако, что Селина Майерс – не единственная женщина-президент в «Випе». В самом конце пятого (последнего на сегодняшний день) сезона выясняется, что первой избранной (а не заменившей выбывшего шефа) женщиной президентом становится Лора Монтез (Laura Montez), сенатор из штата Нью-Мексико.



Правда, выбрали её тоже довольно левым путём, в Конгрессе, и не исключено, что Селина ещё поборется за президентское кресло. Ну, а пока полюбуемся ещё раз на ликующую мадам президента Лору Монтез.



*** (9) ***
И конечно же, женщины-президенты продолжают появляться в теле- и кино-фантастике. Не уверена, что учла их всех (мультяшных точно нет), а первой – в целях преемственности – назову вице-президента Натали Маккаби из скоротечного сериала 2015 года Агент Икс в исполнении неувядаемой Шерон Стоун. Так же, как многим другим вице-президентам из данного обзора, ей пришлось временно заменить президента.



Но честно говоря, её вице-президентские обязанности в интерпретации создателей сериала выглядят гораздо интересней: она командует супер-секретным и супер-мощным агентом, гораздо более секретным и мощым, чем ЦРУ или ФБР, вместе взятые.



*** (10) ***
Вторая – из нового (лето 2016 года) сиквела «День независимости: Возрождение».



Сильный и решительный 45-й президент США Элизабет Лэнфорд (актриса Сила Уард ) не сдаётся даже того, как вся её семья – вместе с кучей остального народу – погибла от инопланетных захватчиков.



*** (11) ***
Третья – в (относительно фантастическом) триллере, стартовавшем в 2015 году, Куантико – про прекрасную (звезда Болливуда как-никак), умную и смелую эфбээровку Алекс Пэрриш, которую путём наветов и клеветы сделали главной подозреваемой в теракте, и которая в конце концов поборола всех врагов, предотвратила очередной теракт и ушла из ФБР в ЦРУ.



Одна из второстепенных фигур в этом сериале – мать одного из первостепенных героев Клэр Хаас. Сама по себе она тоже героиня будь здоров: сначала успешная агентка ФБР, потом сенатор, и в конце первого сезона – кандидат в вице-президенты. Во втором сезоне с помощью дежурного приёма (избранный президент куда-то девается, и на его место становится зам) она становится президентом США.



*** (12) ***
Ну, а самая свежая на сегодняшний день Мадам Президент появилась на американских телеэкранах в октябре 2016 года во втором сезоне сериала Супергёрл. На картинке внизу она в белом плаще с кровавым подбоем.



Президента зовут Оливия Марсдин, играет её Линда Картер, и это не просто так, выбрали какую-то актрису, а определённо символическая деталь, поскольку Линда в молодости прославилась ролью Wonder Woman («Чудо-Женщина») в одноименном сериале. С нынешней героиней Линды Картер пока что не очень понятно, землянин она, или пришелец, но судя по всему, человек хороший, и Супергёрл, которая сама тоже прилетела на землю с Криптона, ей доверяет:



В отличие от Черри Джонс, которая всячески открещивалась от Хиллари Клинтон, Линда Картер назвала её своей вдохновляющей моделью. Они лично знакомы с 1983 года. В частности, Картер отмечает такие важные для президента черты, присущие Клинтонше, как достойное поведение в трудных обстоятельствах, умение слушать других, человеческую теплоту и страстную увлечённость.

По-хорошему, напоследок надо было бы запостить фотку Хиллари Клинтон в роли реального президента США, но не сложилось, увы. Вместо этого покажу фотку двух телевизионных супер-героинь – современную Спергёрл и Чудо-Женщину 70-х – чисто для визуального сравнения. По-моему, прогресс есть, хотя бы даже в одежде. И то хорошо.



Касаемо же экранных женщин-президентов, то поверхностный анализ приведенных в двух постах списков показывает несколько очевидных тенденций.

Во-первых, похоже, что их создатели в большинстве своём не верят, что американские избиратели готовы избрать мадам президента, и считают, что самый верный путь для женщины на вершину политического олимпа – не через прямые выборы, а в качестве пристяжной в тандеме с президентом-мужчиной, который может по какой-то причине освободить им место.

Во-вторых, они более склонны рассказывать совсем «про другое», и внедрять в эти истории женщин-президентов, как второстепенные фигуры, нежели делать их главными героинями и рефлексировать по поводу их политической и личной жизни.

В-третьих, по поводу этой самой личной жизни. При показе мужчин, хоть президентов, хоть нет, главный упор делается на их профессиональных приключениях, а их личная и семейная жизнь подаётся в качестве гарнира для пущего очеловечивания образа героя. С женщинами же, как правило, всё наоборот: первым делом она женщина – мать, жена, любовница и т.д. – и только потом уже профессионал. Лично я считаю, что лучшим вариантом было бы обединение обоих подходов и утверждение профессинально-личного баланса в качестве стандарта для показа как женщин, так и мужчин, причём, в любой области действий.

Ну, и в-четвёртых, самое главное. Время для экранных женщин-президентов безусловно настало. Если раньше между их явлениями публике проходили десятилетия, а потом годы, то сейчас они пошли пачками, по нескольку штук за сезон. Может, конечно, это сгущение временное, связанное с последними выборами в реальных США, и учитывая, чем они закончились, может быть мода на них пройдёт. Не хотелось бы. Ведь, как метко заметила Джина Дэвис в недавней статье на тему, "If they can see it, they can be it". Там она ещё пересказывает анекдот из жизни, который ей рассказала экс-президент Исландии Вигдис Финнбогадоуттир, правившая 16 лет, с 1980 по 1996 годы. Она говорит, что получала письма от исландских мальчиков с вопросом, а могут ли мужчины работать президентами в это благословенной стране (сейчас уже не спрашивают).
Tags: Америка, ТВ, женщины в политике, женщины-лидеры, история, политика, поп-культура
Subscribe

  • Про двух Шапиро

    Бросилось в глаза начало статьи из американского журнала Атлантик: How Creativity Could Save Humanity ("Как творчество может спасти человечество"):…

  • Не понимаю

    Я вот чего не могу понять: чего хотят и на что рассчитывают жители Украины, занимающие, скажем так, про-российскую или сепаратистскую позиции…

  • Про еврейские фамилии

    Делюсь ссылкой на любопытную статью -- об истории и происхождении еврейских фамилий: Jewish Surnames Explained. Мне там вот этот абзац особенно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments