Светлана Сененко (turtle_t) wrote,
Светлана Сененко
turtle_t

Categories:

(Американские) женщины-президенты в кино и телевизоре. Часть 1: первые пробы

Между тем, Голливуд на пару с американским телевидением показали нам уже более десятка женщин-президентов США. Что характерно, поначалу исключительно в комедиях и-или (не)научной фантастике.

*** (1) ***
Первым в этом ряду называют немой фильм 1924 года «Последний мужчина на земле», сюжет которого был очень вольно основан на идее из одноимённого романа Мэри Шелли. А именно: на землян мужского рода напал мор, в результате которого они повально умирают по достижению 14-летнего возраста. Ну, и раз мужчин нету, то все властные позиции занимают женщины. Последствия женского правления плачевны: Белый дом лежит в руинах, его газоны заросли сорняками, в которых прячутся президентские кошки. Сама же мадам президент сражается с сенаторками за случайно обнаруженного выживанца-мужчину в расцвете лет.



Современный картине рецензент припечатал её как «буйную фантазию», и с ним трудно не согласиться, даже если судить только по её постеру. К тому же из постера совершенно невозможно понять, кто именно из изображённых на нём красавиц в экзотических одеяниях является президентом США 1960 года – время «далёкого будущего», в котором происходит действие фильма.

*** (2) ***
Вторая фантазия с женщиной президентом под названием «Проект Лунная база» вышла в 1953 году, и автором её сценария значится не кто иной как Роберт Хайнлайн. Этот фильм сильно привязан к своему времени: тут и «картонные» декорации, и наивные спецэффекты, и зловредные советские шпионы, и грубый сексисткий юмор... Впечатление можно составить по трейлеру:



Примечательно, что Хайнлайн угадал с точностью до нескольких месяцев дату, когда американцы на самом деле впервые высадились на Луне – в 1970-м году. На президента ссылаются в течение всей истории, но показывают его, точнее, её -- безымянную пожилую женщину, сыгранную актрисой Эрнестин Бэрриер, только в последних кадрах фильма. Печально, но факт: женщина-президент США оказалось более фантастическим допущением, чем космические полёты и высадка на луну.



И всё-таки «Лунная база» – явный шаг вперёд по сравнению с «Последним мужчиной» в восприятии женщин, облечённых властью, в том числе президентской. По крайней мере, Белый дом не только цел и невредим, но и оснащён прямой видео-связью с Луной. И хотя шуток-прибауток на тему несуразности женщин у руля хватает, по поводу президента их не высказывают. Тем не менее, и этот фильм отнюдь не разрушает, а скорей закрепляет патриархатные гендерные расклады, царившие в Штатах всего полвека назад. К примеру, главой разведывательной экспедиции на Луну назначается красавица-лётчица, но при этом и прямо, и косвенно утверждается, что на самом деле всем будет заправлять её помощник-мужчина. Когда же эта парочка решает пожениться (главным образом по причине неправильности сожития двух разнополых субъектов на лунной базе), новобрачная тут же просит начальство повысить супруга в звании, чтобы ему не было обидно иметь жену-начальницу.

*** (3) ***
Следующим фильмом с женщиной-президентом стала комедия 1964 года «Поцелуи моему президенту». Его можно посмотреть на ютьюбе – если не весь фильм, то хотя бы вступительные кадры, дающие представление о его стилистике и типе юмора: Kisses For My President. Главный герой там тоже вовсе не «мадам президент» Лесли МакКлауд (к слову, её играла тридцатичетырёхлетняя актриса Полли Берген – при том, что по закону, президентом не может быть человек моложе 35 лет), а её муж, успешный предприниматель, продавший свой бизнес, чтобы стать «первым джентльменом». Для сравнения: играющему его актёру на время съемки было 56 лет.



Предполагаемое смешное в «Поцелуях» построено на несоответствии первосортного статуса главного героя – белого среденеклассового и средневозрастного мужчины – со второсортным положением, в котором он оказался. Для пущего оживляжа его пытается соблазнить бывшая однокурсница жены, а ныне тоже успешная бизнесвумен в области косметики. Понимая, что персональным чарами ей это не удастся, она использует «бизнес-приманку», обещая не просто должность зама и директора по всем мужским продуктам, но и настоящее партнёрство. Первый джентльмен клюёт, несмотря на явное неудовольствие жены, и неизвестно, чем бы дело кончилось, не окажись соблазнительница жадиной-говядиной, не желающей делиться с новым сотрудником-партнёром ни прибылью, ни славой.



К чести создателей этой комедии женщину-президента в ней не только не высмеивают, но и не подвергают сомнению её выдающиеся личные качества. Она умна, образованна и сильна характером. При общении с оппонентами прекрасно держит удары, нередко применяя убийственную иронию. Предпочитает выражать свою точку зрения прямо, не переходя однако границы дипломатии и приличия. Прямо идеальный президент, даже слишком идеальный – косвенно подкрепляющий стереотип, что женщины «чересчур чисты» для «грязной политики». Есть у неё ещё одна ахиллесова пята – родные дети, отбившиеся от рук без материнских заботы и контроля. Предполагается, наверное, что отец по природе своей не может заменить мать и её воспитующее и облагораживающее влияние. Все конфликты впрочем благополучно разрешаются в конце фильма – мадам президент падает в обморок, выясняется, что она беременна, в следующем кадре она буквально уходит в отставку под ручку с мужем. Все довольны, включая видимо и большинство тогдашней публики, в очередной раз убедившейся в абсурдности и нереалистичности идеи женщины-президента.

*** (4) ***
Спустя двадцать лет, в 1985 году, в телевизоре показали уже вполне функционирующую женщину в расцвете лет, работающую президентом США – в комедийном сериале Hail to the Chief («Слава вождю!»). В названии тут обыгрываются первые строки официального гимна американскому президенту. Создательницей сериала стала одна из первых женщин, добившихся существенного успеха в телеиндустрии, Сьюзен Харрис. Она сняла его в стиле мыльной оперы, в котором была признанной мастерицей, одновременно используя и пародируя мелодраматические и юмористические потенциалы жанра. Пару образцов сериальных шуток можно посмотреть-послушать в коротком ютьюбовском ролике:



Главной героине, президенту США Джулии Мэнсфилд, приходится решать весьма разнообразные проблемы: разряжать угрозу атомной войны с Советским Союзом, искать и обезвреживать шпионов в кабинете министров, уклоняться от персональных атак со стороны религиозных консерваторов, лечить импотенцию родного мужа и разбираться с секс-скандалом вокруг родного сына. Она показана типичной замотанной матерью семейства, никогда не теряющей присутствия духа и чувства юмора ( а если таки теряющей, то разве что на пару секунд).



*** (5) ***
Для полноты картины следует упомянуть как бы президента Тэффи Дэйл из научно-фантастического фильма с элементами чёрного юмора и политической сатиры, сделанном на основе весёлых картинок коллекционных карточек в 1996 году, «Марс атакует!»



На самом деле практически в течение всего действия президент там вполне традиционный, и его играет Джек Николсон. Тэффи Дэйл – президентская дочка, и в самом конце этого безумного бреда она оказалась единственным человеком, имеющим хоть какое-то отношение отношение к правительству, кто выжил после атаки марсиан сначала на Штаты, а потом и на весь мир. Единственное, что успела сделать Тэффи – это раздать медали как бы победителям-землянам, изничтожившим марсианских захватчиков с помощью песни, буквально взрывающей их мозг.



*** (6) ***
Cледом, в 1998 году, вышла ещё одна фарсовая комедия Мафия!, на этот раз пародирующая культовые американские фильмы, такие, как «Крёстный отец», «Казино», «Английский пациент» и «Форест Гамп». Президентом в закадровой истории становится молодая и красивая «девушка-ромашка» Диана Стин – после того, как уходит от главного героя по имени Тони, познакомившись поближе с его мафиозной семьёй. Она чуть было не разоружает весь мир, но тут в её жизни опять появляется Тони и уговаривает отложить эту благородную миссию на после-свадьбы.



Даже судя по краткому описанию сюжета, понятно, что «Мафия!», как говорится, на любителя. Но одним коротеньким роликом из него я хочу поделиться. В нём «перевёртывается» классическая ситуация, когда мужчина встречает свою прежнюю любовь, с которой не виделся многие годы, и обнаруживает, что в его остутствие она родила и вырастила их совместного ребёнка. Здесь же в роли такого мужчины выступает Диана. Невесть какая хитрость, но смешно и в некоторой степени поучительно: I'd like you to meet someone



*** (7) ***
На пороге 21-го века, в 2000 году до женщины-президента добрались создатели бессмертного мультика «Симпсоны», поставив на этот пост самую здравомысленную представительницу семейства, Лизу Симпсон. Случилось это в 17-м эпизоде 11-го сезона Bart to the Future , в названии которого обыгрывается название знаменитого фильма «Назад в будущее», поэтому перевод «Барт в будущем» звучит боль-мень верно, но теряет часть значения.

Лиза стала президентом в наркотическом видении Барта, показывающим ему, кем он станет через тридцать лет – если не прекратит быть долбоёбом если не исправит свое поведение. Самое поразительное в этом мультике, когда смотришь его сейчас – упоминание, что предшественником Лизы оказался Дональд Трамп. Да-да, тот самый новоизбранный только что президент в совершенно реальных США. Ещё одна деталь оттуда, обещающая стать провидческой – субтитры на кадре с Лизой, совещающейся со своим кабинетом: «Как вы знаете, президент Трампа оставил нам громадный бюджетный дефицит».



Вот тут можно (и нужно!) посмотреть двухминутный кусочек из «Барта в будущем», касающийся Лизиного президентства: The Simpsons - President Lisa Simpson. Здесь я его тоже вставлю:



*** (8) ***
Показательной переходной фигурой от первой, «потешной» части списка, к современным героиням, поданным уже вполне всерьёз, является Лора Розлин – президент Двенадцати Колоний – альтернативной человеческой цивилизации из сериала «Звёздный крейсер Галактика». Строго говоря, она не подпадает под определение президента США, но во-первых, придуманная реальность сериала культурно и стилистически плоть от плоти современных Штатов, а во-вторых, уж больно хороша актриса Мэри Макдоннелл, чтобы не воспользоваться поводом её показать.



Лора Розлин унаследовала пост президента, оказавшись наиболее высокопоставленным среди оставшихся в живых членом правительства – министром образования, номером 43 в иерархии власти – после того, как отбившиеся от рук роботы (сайлоны) вероломно напали и уничтожили почти всё человеческое население. В этот же момент у неё диагностируют рак груди в продвинутой стадии. Получается, что смертельно больной женщине приходится спасать от гибели не только себя, но и всё человечество, чем она и занимается с переменным успехом на протяжении четырёх сериальных сезонов, с 2004 по 2009 годы.



В процессе президент Розлин сталкивается с многочисленными и сложнейшими проблемами по организации жизни на «Галактике» и защите её обитателей. Решая их, она демонстрирует изрядные изобретательность, силу духа, спокойствие и стойкость. Здоровье своё она тоже пытается поправить с помощью экспериментального лечения (вызывающего галлюцинации).



Особого упоминания заслуживает то, что во время съёмок актрисе Мэри Макдоннел было сначала хорошо за сорок, а потом и за пятьдесят – «правильный» возраст, какой был бы у мужчины в аналогичной роли. Для фантастического жанра, с его дежурным имманентным сексизмом, обычно использующим женщин в двух архетипических ролях: беззащитная дева, которую нужно спасти, и-или опасная красавица, объект вожделения – это немалое достижение. Да и вообще, «Галактику» называют феминистской утопией -- за относительно большое число активно действующих и разнообразных женских персонажей -- почти как мужских.

Tags: Америка, ТВ, женская профессия, женщины в политике, женщины-лидеры, история, политика, поп-культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments