Светлана Сененко (turtle_t) wrote,
Светлана Сененко
turtle_t

Categories:

Ещё раз про свободу (и немного про семью)

Какая интересная цитата!

Слишком часто возникающая в русской истории готовность масс отказаться от свободы обусловлена, как кажется, дискомфортом из-за наличия наплывающих друг на друга и стремящихся отменить друг друга кодов поведения, отношения между которыми не структурированы или недостаточно структурированы и каждый из которых притязает на то, чтобы быть единственным.


Отсюда: Сергей Аверинцев. Горизонт семьи. О некоторых константах традиционного русского сознания.

Этот кусок в статье проходной -- главное всё-таки там про семью. Очень интересно и поучительно, так что советую всем прочитать. Краткие тезисы такие.

(1) Российские архетипы амбивалентны, к одной сказке или одному персонажу их не сведёшь.

(2) Заметное отличие от западной культуры -- у русских есть Богородица и нету девы Марии. Т.е. достойное женское для русских -- это исключительно мать, а ещё лучше бабушка: фигура всепрощающая и всех жалеющая.

(3) Русские революционеры и прочие интеллигенты головой презирали женское начало (созерцательное и недопустимо жалостливое) и воспевали мужское (активное и волевое до жесткости и даже до жестокости). Но сами же только и спасались благодаря бабушкам да матерям.

(4) Женственному — богородичному, материнскому и бабушкиному — миру милосердия противостоит традиция, выразившаяся в знаменитом “Домострое”.

(5) Особенная вредоностность русского "Домостроя" -- в его тотальности, в отличие от подобных документов, регламентирующих жизнь современных ему западных обществ, тоже авторитарных, где были разные под-общества, каждый со своими уставами, писаными и неписанными правилами ("авторитарный плюрализм").

(6) Далее идёт чудесное описание трёх классово-временных групп, которое я просто процитирую:

Дворянское восприятие семьи [...] представляет важный для истории русской культуры феномен, становление которого происходило в отталкивании, не всегда последовательном, но всеобщем, от домостроевской нормы. Усадебно-семейная атмосфера прошлого столетия явилась одним из важнейших культурных факторов. [...] особенностью начальных впечатлений дворянина была некоторая релятивизация роли родителей. В плане эмпирическом дворянское дитя было в значительной мере поглощено общением с нянюшкой, с домашними учителями, со слугами, а также — при дворянском культе рода — с дядьями, тетками, кузенами, кузинами и прочими родичами; в плане аксиологическом чувство достоинства рода релятивизировало вопрос о личном достоинстве родителей. Ситуация, когда неудачливый, скомпрометировавший себя отец попросту вытесняется из дела воспитания подрастающего ребенка, хорошо известна хотя бы на примере Лермонтова (оплакавшего это в стихотворении, начинающемся выразительными словами: “Ужасная судьба отца и сына...”).

Разночинское восприятие семьи резко отлично от дворянского. Для него все заострено на вопросе о том, достаточно ли порядочные люди — родители. При всех негативных аспектах восприятия Мандельштамом в “Шуме времени” своего отца, ясно, что личность отца для него важнее, чем для дворянских авторов их родители.

Советский период был в целом весьма разрушительным для реальности семьи.

[...]Тем важнее становилась в эти годы семья для тех, кому она служила заградительной стеной против жизни, “как у всех”.


Я, конечно, читала этот текст раньше -- он был опубликован впервые 15 лет назад, ещё при жизни Аверинцева. Уже тогда было видно, что власть в России стала свободу укорачивать, а народ особенно не протестовал. И многие хорошие и умные россияне тогда считали, что раз жить стало лучше, и народ Путина любит, то пущай, и всё правильно. Сейчас со свободой дела совсем плохи -- тогда её хоть за похлёбку отдавали, а сейчас и голодать готовы, лишь бы без свободы (не все, конечно, я в курсе).

И вот, что подумалось. Пост-советские украинцы и россияне мало отличались друг от друга -- кроме разве что "западенцев", которые вряд ли были более свободными, просто их несвобода была чуточку другой, а русскоязычные украинцы были практически неотличимы от русских. Сейчас же происходит феномен "не было счастья, так несчастье помогло". Что "западенцы", что русскоязычные -- все украинцы сейчас вынуждены защищаться от явной и несправедливой агрессии, и в условиях слабого государства им приходится свою свободу практиковать -- самоорганизовываться, проявлять солидарность и альтруизм. И наши (людей) "обезьяньи" свойства (естественные, биологические, эволюционые...) помогают украинцам гуманизироваться: вместе со "своими" они противостоят "чужим", но эта борьба и справедливая, и благородная. Т.е. общецивилизационный и биологический вектора в Украине сейчас направлены в одну сторону и усиливают друг друга.

Россиянам же в этом смысле сейчас особенно тяжело, поскольку биология вынуждает их сплачиваться вокруг явно несправедливого дела, и чтобы снять когнитивный диссонанс, им приходится заниматься самообманом, чему хорошо помогают теле-пропагандисты, самым эффективным из которых является их самый большой начальник. Другими словами биология давит их назад. С одной стороны такой расклад -- громадный удар по процессу гуманизации, грозящий отбросить их в век девятнадцатый (их начальство там, к слову, и пребывает). С другой -- мы уже знаем, что в борьбе холодильника и телевизора в конце концов побеждает пища материальная -- всё из-за той же биологии. Так что надежда остаётся.
Tags: Россия, Украина, пару слов от себя, свобода, семья, советская история, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments