Светлана Сененко (turtle_t) wrote,
Светлана Сененко
turtle_t

Categories:

Тиа Алвин, художница-каменщица

Посмотрите, какие замечательные конструкции из камней -- арки, пирамиды, абстрактные скульптуры, лабиринты, заборы и, конечно же разного рода здания -- строит эта женщина! Причём, учтите, что тут нет никакого связующего вещества, никакого раствора, это сухая кладка, всё держится "само собой" -- благодаря тому, что правильно сложено. Трение и сила тяжести держат лучше всякого клея.



Зовут художницу-каменщицу Тиа Алвин (Thea Alvin), она живёт в Вермонте, и этим летом про неё была большая статья в журнальном приложении газеты Нью-Йорк таймс (Thea Alvin on Life With Pebbles and Bam Bam), а отдельно ещё слайд-шоу (оттуда я большинство картинок потырила). А вот тут можно послушать аудио-интервью, которое сделала с ней вермонтская станция Национального публичного радио (NPR): Weekly Conversation On The Arts: Defying Gravity With Thea Alvin. Я вот прочитала-послушала и коротко делюсь под катом.

Искусство-ремесло сухой каменной кладки возникло, как необходимость: крестьяне, живущие на каменистых почвах, увеличивали полезную площадь земли, расчищая её от камней; выкопанные камни складывались по периметру участков в виде заборов, отделяющих поля от дикой природы – в каком-то смысле символ и суть цивилизации.

Каменщики, занимающиеся нормальной мокрой кладкой, придают камням удобную форму. Пуристы-традиционалисты, работающие по древней фермерской технологии сухой кладки, ищут камни нужной формы. Тиа Алвин в смысле технологии не пурист: кладет-то она на сухую, но если ей надо поправить форму камня, она спокойно делает это.

У Тии есть фетиш – рабочие молотки-молоты (киянки, трамбовки, ручные бабы и т.д.), коих у неё штук сорок, и всем она дала имена.

Ростом Тия метр с кепкой, максимальный вес камней, которые она спокойно поднимает и кладёт на нужное место, составляет примерно 50 кг – ненамного меньше, чем весит она сама.

Каменные структуры, которые придумывает и делает Тиа Алвин, бывают как утилитарными, так и просто для красоты.

Каменщицей-художницей она стала случайно-закономерно: лет 15 назад один её друг, без спроса и ведома Тии, записал её на артистическую выставку-ярмарку. У неё был месяц на то, чтобы придумать, что она там будет показывать. Занимаясь творчеством по вечерам, после окончания дневной работы, она придумала и сделала свою первую арку из белого мрамора. Первая арка развалилась, вторая тоже. Ей пришлось поучить математику и придумать кое-какие хитрости, чтобы её арки складывались и разбирались без техники, и стояли крепко.

Родители Тии сбежали из дома в подростковом возрасте. Юный папаша успел к этому времени посидеть в тюрьме за поджог, мамаша была идеалистической дурочкой, и оба, ясный пень, баловались наркотиками. Сначала они жили с детьми (у Тии есть сестра) в религиозно-хипповской коммуне, буквально в шлаше да ещё и на дереве (Tree house), под названием «Духовное братство» в западном Массачусетсе, пока не сбежали оттуда на краденой машине. Потом их пути разошлись: мамаша присоединилась к коммуне фанаток группы Grateful Dead, а папаша вернулся в семью, обратился в религию (Свидетели Иеговы) и стал зарабатывать строительством и починкой каминов.

В подростковом возрасте Тиа переехала к отцу (он выиграл опеку в суде). С 16 лет она помогала ему в работе, отсюда и её знание камней, и профессиональные навыки (хотя отец делал нормальную мокрую кладку, с кирпичами, раствором и всеми делами).

В 18 лет Тиа повторила родительский финт и сбежала из дома с бойфрендом, за которого вышла замуж и с которым нажила трех детей. В их случае, правда, обошлось без коммун, хотя они тоже жили скудно и без удобств, в частности, без водопровода (да, в Штатах тоже такое можно найти -- если поискать).

Так же, как и в случае её родителей, Тиа и её молодой муж довольно бысто разошлись, и после развода суд отдал детей на попечение отца. Выросшие дети сейчас разделились: сын живёт своей семьёй в городе неподалеку и с мамашей не общается, а ещё не очень определившиеся со своей судьбой дочки (двадцати двух и двадцати трёх лет), хоть и живут отдельно, но часто приезжают в материнский дом, где им всегда рады.

Впрочем, про коммуны я была не совсем права. В 2000 году Тиа с тогдашним бойфрендом купила дом в пригороде Монпелье, столицы штата Вермонт, чтобы устроить в нём артистическую коммуну. Это тот же самый дом, в котором она живёт сейчас, но сильно перестроенный её руками. Тогдашний бойфренд уже отпал, но у Тии много других друзей, включая нынешнего бойфренда (он моложе её на семь лет; по профессии плотник и скульптор), которые приезжают и уезжают, когда им вздумается. Не знаю, как кто, а я вижу тут явный прогресс: родители искали чужую коммуну, куда бы прибиться, а дочка сделала свою, куда прибиваются другие.

Дом Тии стоит вдоль дороги номер 100, и проезжающие нередко останавливаются, чтобы рассмотреть поближе построенную ею каменную спираль, её визитную карточку. Дежурные вопросы: "Вмонтирована ли внутри стальные пруты?" (ответ: "нет") и "Сколько человек держали эту конструкцию, пока она её складывала?" (ответ: "нисколько").



Ну, вот, а теперь давайте рассмотрим эту же спираль со всех сторон.







Арка с другой стороны дома:


А вот так через неё смотрится дом:


Вот это -- пример работы Тии на заказ для богатых. Постройка весит 460 тонн, перетасканных руками. Она заняла у Тии три лета и стоила заказчику полмиллиона.

Снаружи:


Внутри:


Тия-преподаватель готовится к урокам:


Вот эту балду построили ученики Тии минувшим летом. Поскольку камни дорогие, то каждая новая группа начинает с того, что разрушает то, что сделали их предшественники и строит свою конструкцию – до следующего учебного семестра.







Идея, что можно всё разрушить и тут же сложить заново – очень привлекает Тию и можно сказать является её жизненной философией. Этот же процесс в какой-то мере является метафорой пресловутой женской доли: крутишься с утра до ночи с готовокой-стиркой-уборкой-детьми, и каждый день начинай всё сначала.

Но перед тем, как строить, надо нарисовать:


В последнее время Тиа вышла на международный простор. Кроме того, что она путешествует и участвует в выставках и семинарах, недавно ей предложили воссоздать заброшенный итальянский городок. Он настолько заброшен, что внутри домов растут большие деревья. Вот так выглядит отреставрированный кусок стены:



Фонтан:


Новосложенная крыша:


Спиральный колодец-грот:




Лестница:


На рабочем столе художницы:


Вот ещё пару ссылок на её страницы в интернете:
Thea Alvin, a Stone Mason in touch with Nature. Здесь много фотографий, и несколько видео-роликов, показывающих технологию (кто хочет узнать, как делаются арки из камней без раствора?)
My Earthwork -- а это Тиа на мордокнижке.
Thea Alvin -- проподавательская страница Тии в школе дизайна и строительства.
Tags: Америка, выдающиеся женщины, женская профессия, искусство, родители и дети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments