?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про стрельбу

Сейчас многие об этом пишут, и как обычно, ужасный и печальный факт служит поводом для более общих рассуждений и замечаний по поводу. Как обычно, впечатления и "предрасположения" перевешивают знания. Я тоже мало что знаю, но вот кой-чего нарыла. Под катом 15 пунктов с цифрами, графиками, ссылками и немногими комментариями. Пункты 1-5 -- про американскую школьную стрельбу; 6-8 -- про убийства вообще; 9-11 -- про оружие, 12 -- интерактивная карта массовых расстрелов; 13-15 -- про социальные эпидемии и что делать.

1) По подсчётам Джесси Кляйн, написавшей книгу "The Bully Society: School Shootings and the Crisis of Bullying in America's Schools", с 1979 по 2011 год в американских школах случился 191 смертельный инцидент со стрельбой. В 18 случаях их них местом преступления была начальная школа. 95% школьных стреляльщиков были мужского пола, 75% -- несовершеннолетними.

2) Девочки-расстрельщицы тоже бывали. Самая знаменитая из них наверное Бренда Спенсер (Brenda Spencer). В возрасте 16 лет она получила винтовку с оптическми прицелом в качестве рождественского подарка от отца и через месяц пустила её в дело, начав расстреливать учеников начальной школы, расположенной через дорогу от своего дома. К счастью, никто из детей не был убит, но погибли двое взрослых, пришедших им на помощь (директор школы и уборщик). Бренда прославилась благодаря лаконичному ответу на вопрос, зачем она это сделала: “I don’t like Mondays” ("Я не люблю понедельники"). Понятно, что эта роскошная фраза с тех пор вошла в поп-культуру, вот первый, "классический" образец: The Boomtown Rats: I Don't Like Mondays.

3) По данным американского государственного агенства CDC ("Центр по контролю и профилактике заболеваний США"), с 1992 по 2006 год случаи одиночных школьных убийств стали более редкими, зато число массовых расстрелов возросло. При этом суммарный показатель школьных убийств (число убитых на каждую тысячу школьников) всё же снижается (а почитаешь новости, так кажется, что наоборот...). Вот две картинки-иллюстрации, взятые отсюда: School-Associated Student Homicides --- United States, 1992--2006.

График:


Таблица:


4) Там же говорится, что на школьные убийства приходится меньше одного процента от всех насильственных смертей детей школьного возраста. Другими словами, американские школьники гораздо чаще гибнут вне школы, причём, убийства стоят на втором месте среди причин смертности в этой демографической группе (первое место занимают автомобильные катастрофы, третье -- самоубийства).

5) Школьные убийства совершаются такими методами: огнестрельное оружие (65%), ножи и другие режущие предметы (27%), избиения (12%).

6) Теперь по поводу стрельбы вообще – не только в школах. Вот интересная подборка фактов: Twelve facts about guns and mass shootings in the United States. Кое-что оттуда я тут покажу. Больше всего меня поразил вот этот график:



Голубая гора сверху – это число насильственных смертей на каждую тысячу населения в Штатах за период с 1960 по 2010 год. Красные полоски внизу – тот же показатель для других западных стран, конкректно, участниц OECD. Правда, за исключением Мексики. Конечно, американские показатели удручают. Но кроме того, что мы по этому делу такие выдающиеся лидеры, график говорит ещё и о том, что после пика в 70-х -- 80-х идёт стабильный спад.

7) А вот как американские показатели выглядят с разбивкой на регионы:



Как видим, американский юг превалирует над остальными частями Штатов примерно так же, как Америка над остальными западными странами.

Очень интересно сравнить вот с этим графиком – это из опроса Гэллапа 2011 гоода: Self-Reported Gun Ownership in U.S. Is Highest Since 1993



8) А вот карта уже по штатам, нарисованная социологом Ричардом Флоридой (это который изобрёл креативный класс):



О чём тут речь? Прежде всего о том, что в отличие от распространённых представлений, тиражируемых некоторыми, не везде в Америке купить оружие так же легко, как пакет молока или жвачку. В заштрихованных на этой картинке штатах действуют законы, ограничивающие вторую поправку к американской конституции (гарантирующей право на хранение и ношение оружия).

Так вот, Флорида попытался найти корреляцию между числом убийств и другими социологическими показателями по разным штатам. И вот, что он нашёл:



Тут уместно напомнить, что корреляция не означает причинность, а всего лишь показывает взаимосвязь. Как бы то ни было, получается, что вопреки популярным представлениям, средние показатели по уровню стресса, душевных болезней, невротизма, плотности населения и числу иммигрантов слабо связаны с уровнем насильственных смертей, причём эта слабая связь парадоксальным образом оказалось ещё и отрицательной.

А вот что связано -- причём, тоже с обратным знаком -- так это наличие законов, делающих оружие менее доступным. Говоря по-простому, само наличие таких законов снижает уровень убийств. По этому поводу можно конечно сказать, что неизвестно, влияют ли сами законы, или есть что-то третье, что вызывает принятие таких законов и одновременно снижает уровень насилия. Но как по мне, это уже лукавство.

Смешно у него ещё получилось с выбором президента, но это уже точно из области третьей величины, которая связана с двумя другими. Вот в этой статье он сам про всё это подробно рассказывает: The Geography of Gun Deaths.

9) Картинка, показывающая уровень реальной вооружённости американцев. Получается, что в общем и целом он падает, хотя временами случаются отдельные повышения (судя по Гэллопу, последнее повышение происходит сейчас).



10) Отношение американского населения к идее запрета и/или ограничения оружия. Как видим, хотя большинство против полного запрета, но не меньшее большинство хочет ограничений, главным образом проверки личности покупателя (background check) и запрета продажи оружия осуждённым и душевнобольным. Потом идёт требование регистрации, запрет супер-эффективных магазинов, которые, к слову, были у нынешнего убийцы, и запрет на владение полу-автоматическим оружием (это тоже было у него).



11) Похоже, что нынешний случай оказался последней каплей. По крайней мере я не помню, чтобы после других недавних расстрелов было так много текстов на одну тему: сделать владение и пользование оружием таким же регулируемым удовольствием, как владение и пользование автомобилем, причём, не в отдельных штатах, а во всей стране. Вот лучший из них (наиболее ясный, вменяемый и убедительный), в котором выражена эта мысль: Do We Have the Courage to Stop This? ("Хватит ли у нас смелости прекратить это?")

12) Вот ещё одна карта -- интерактивная (её можно увеличивать, а если навести курсор на точки, то всплывает описание инцидента): A Guide to Mass Shootings in America. Как видим, корреляция - корреляцией, а сумасшедшие расстрельщики могут в принципе появиться в любом месте, и не только в штатах, где оружие можно купить так же просто, как пакет молока. В Коннектикуте, кстати, законы, худо-бедно ограничивающие оружие, как раз существуют: What Are the Gun Laws in Connecticut?

13) И тут самое время посмотреть на другой аспект этого дела. Социально-психологический. Говоря по-простому, массовые расстрелы стали модой, или социальной эпидемией. Кстати, отнюдь не только американской, а уже вполне всемирной, хотя конечно, поскольку началась эта мода в Штатах, и для неё тут самые прекрасные условия, то и укоренилась она в Америке лучше, чем в других местах.

14) Мода на массовые расстрелы (так же, как и другие подобные деструктивные моды) связаны с тремя вещами.

Во-первых, с глубоко человеческой чертой, закреплённой эволюцией: готовностью геройски умереть, если понадобится.

Во-вторых, с тем, что человеческая жизнь не только коротка и печальна, но и, бывает, скучна, и спасаясь от скуки, люди могут сделать с собой много чего идиотского и саморазрушительного, ещё больше укорачивая и опечаливая свою (и заодно чужую) и без того короткую и печальную жизнь.

А в-третьих, с таким парадоксом, что знание -- это не только сила, но и опасность. Особенно в умах глупых и незрелых.

15) Чтобы пояснить свою мысль, расскажу похожую историю -- о моде на нюхание клея. До 1959 года люди жили и не знали, что если нюхать синтетический клей (или лак для ногтей, или аэрозоль для волос, или бензин...), то можно заполучить кайф. Точнее, так. Находились отдельные личности, открывавшие для себя эти побочные свойства бытовой химии, и даже делившиеся своим открытием с приятелями. Кто-то из них попадал в больницу, а кто-то и в полицию. Но общественной проблемы, которую потом назовут токсикоманией, не существовало до августа 1959 года, пока в газете "Денвер Пост" не появилась первая публикация -- результат журналистсвого расследования о случаях, когда полиция задерживала "занюханных" подростков в двух штатах. Через год в стране бушевала токсикоманская эпидемия -- несмотря на многочисленные публикации, в которых рассказывалось об опасности вдыхания "химии" для мозга и общего здоровья, а точнее, во многом благодаря им. В 1962 году был снят документальный фильм о вреде токсикомании. Число токсикоманов после фильма не уменьшилось, зато расширился ассортимент нюхательных веществ -- за счёт тех, что вскользь упоминались в фильме, как очень токсичные. К 1968 году в 13 штатах были приняты антитоксикоманские законы -- с нулевым результатом.

Сейчас клей в Штатах тоже нюхают -- отдельные личности, и их даже немало, а некоторые из них попадают в больницы и даже в морги. Но токсикоманской эпидемии нету, а про ту, былую, можно прочитать разве что в специальных публикациях про историю наркомании.

Примерно такой же финт можно попытаться сделать и с нынешней модой на массовые расстрелы. Нет, не скрывать такие случаи, но и не раздувать их чересчур. А главное, перестать гламуризировать и героизировать стреляльщиков -- не показывать их лица, не рассказывать их истории, не разбираться массово и публично, что там у них пошло не так (понятно, что вообще-то разбираться надо -- специалистам, чтобы потом учить нас, как определять признаки опасного поведения тех, кто рядом -- если это вообще возможно). Другими словами, не внушать потенциальным идиотам-палачам, что их ожидает пять минут посмертной славы.

Но сделать это трудно и может даже невозможно, потому что тоже против человеческой натуры. Ну, хоть законы по ограничению оружия принять бы под шумок -- и то хлеб. А там, глядишь, утихнет и эта социальная эпидемия, уйдёт с глаз долой, как ушло нюхание клея.

PS В дополнение к истории про клей -- достаточно новое статистическое исследование: Breaking the News or Fueling the Epidemic? Temporal Association between News Media Report Volume and Opioid-Related Mortality. Суть в том, что математический анализ исторических данных (источники: гугл -- про статьи и National Center for Health Statistics) показал, что после сообщений в прессе об очередном наркотике из семейства опиатов временно учащались случаи смерти от передоза ими же.

PPS К слову, вот ещё ссылка на интересную статью по теме (спасибо vg36): Protection Or Peril? Gun Possession Of Questionable Value In An Assault, Study Finds. Это статья 2009 года об исследовании, проведённом эпидемиологами из Пенсильванского университета. Они выяснили, что факт обладания оружием во время нападения не понижает, а повышает риск быть застреленным. И даже посчитали, на сколько -- в 4,5 раз.

Comments

( 61 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
hettie_lz
Dec. 17th, 2012 02:30 am (UTC)
Света, спасибо большое! Прекрасная подборка фактов! Вот чего мне все эти дни остро не хватало.
turtle_t
Dec. 17th, 2012 02:52 am (UTC)
Да, вот мне тоже не хватало. Потому и решила разобраться и поделиться. Рада, что не зря.
(no subject) - hettie_lz - Dec. 17th, 2012 04:20 am (UTC) - Expand
esya
Dec. 17th, 2012 02:37 am (UTC)
Я вторая - спасибо.
turtle_t
Dec. 17th, 2012 02:57 am (UTC)
Спасибо, очень приятная реакция (хоть и тема сама отнюдь не).
(no subject) - tari_bird - Dec. 17th, 2012 06:26 am (UTC) - Expand
m_petra
Dec. 17th, 2012 02:45 am (UTC)
а разве фраза I hate mondays не из боевика пошла в народ, задолго до девочки?
turtle_t
Dec. 17th, 2012 02:55 am (UTC)
Ну, насколько я поняла из прочитанного и увиденного (про неё документальный фильм сняли), движение было обратное, от реальной девочки в разные произведения. Но понятно, что я могла и ошибиться. А что за боевик Вы имеете в виду?
(no subject) - m_petra - Dec. 17th, 2012 03:10 am (UTC) - Expand
zuzlishka
Dec. 17th, 2012 03:37 am (UTC)
Интересно, и ожидаемо, кстати. Спасибо, изучаю.
turtle_t
Dec. 17th, 2012 03:51 am (UTC)
Спасибо, Зузлик. Да, многое ожидаемо, конечно, но для меня и открытия были. Ну, хотя бы про I hate Mondays.
(no subject) - zuzlishka - Dec. 17th, 2012 03:57 am (UTC) - Expand
livejournal
Dec. 17th, 2012 04:43 am (UTC)
Актуальные ссылки
Пользователь hettie_lz сослался на вашу запись в записи «Актуальные ссылки» в контексте: [...] Для тех, у кого по какой-то необъяснимой случайности Светлана не в друзьях - ссылка [...]
sabinulya
Dec. 17th, 2012 05:08 am (UTC)
Хорошая статья. Как по мне то если на стене весит ружье то оно когда нибудь выстрелит - работает не только в театре.
А уж про масс медия - тут я с вами не согласна, это наша долбанутая культурка а не человеческая натура
all_that
Dec. 17th, 2012 12:46 pm (UTC)
Читала в нескольких книгах (популярных и не очень), что мозг острее реагирует на негативную информацию, чем на позитивную:

http://www.psychologytoday.com/articles/200306/our-brains-negative-bias
http://www.wisebrain.org/papers/NegativityBias.pdf

(Это не то, что я читала, но те книги у меня только в бумажном виде и упоминают об этих исследованиях вскользь.)
livejournal
Dec. 17th, 2012 05:24 am (UTC)
beyond the gun control
Пользователь esya сослался на вашу запись в записи «beyond the gun control » в контексте: [...] UM6OEG8XNNg Анализ ситуации с массовыми убийствами. http://turtle-t.livejournal.com/574267.html [...]
lauerz
Dec. 17th, 2012 06:06 am (UTC)
Спасибо за такой подробный пост.
Я его перепощу у себя, если нет возражений.
turtle_t
Dec. 17th, 2012 04:36 pm (UTC)
Никаких возражений. Только спасибо скажу за распространение.
ybfrisco
Dec. 17th, 2012 06:22 am (UTC)
Очень толково и очень правильно. Спасибо.
turtle_t
Dec. 17th, 2012 05:03 pm (UTC)
Спасибо Вам.
bobo_ny
Dec. 17th, 2012 07:14 am (UTC)
Света, спасибо! Т.е. я правильно понимаю, что отсутствует коррелляция между душевными болезнями и этими массовыми расстрелами?.. Если это так, то странно... Хотелось бы увидеть расследование о психологических характеристиках массовых убийц. Недавно, на фоне трагических событий, я читала немало обсуждений бедного психиатрического здравоохранения в Штатах, в частности, у Хетти...
turtle_t
Dec. 17th, 2012 05:03 pm (UTC)
Так надо же отличать ситуации. Грубо говоря, ежели на личностном уровне, то корреляция как раз есть. Т.е. опять же, грубо говоря, все убийцы -- не совсем нормальные. Ну, если считать за норму (и почему нет?) человека, который не будет убивать других людей, если они не представляют немедленной и смертельной опасности для него и (или) тех, кто рядом с ним.

Но ежели смотреть "агрегатно", то получается, что корреляции нет. В смысле, что если в штате в среднем душевнобольных больше (по сравнению с другими штатами), то в нём не обязательно больше массовых расстрелов.

У Хетти я обсуждение видела и статью "Я мама убийцы" тоже читала (её, кстати, сейчас обсуждают во многих местах, не только у Хетти). Мне пока что нечего сказать на эту тему, я этот вопрос ещё изучаю.

Про систему психологической помощи в Штатах я немного знаю -- специально её изучала. Вот даже статью когда-то написала: Психологическая служба в США.

Из общих соображений -- не так уж плоха эта система, особенно если сравнивать с пост-советской. Но проколы и слабые места, конечно, есть. Главное, что она открыта для критики и её можно поменять. Может, по следам этой трагедии и, главное, этой статьи, может, что-то и поменяют. Но уж точно не будут менять немедленно. Сначала будут и изучать, обсуждать и пробовать.
(no subject) - hettie_lz - Dec. 18th, 2012 04:31 am (UTC) - Expand
lm644
Dec. 17th, 2012 12:06 pm (UTC)
Спасибо - много нового для меня.
turtle_t
Dec. 18th, 2012 12:09 am (UTC)
Рада, что не зря старалась.
all_that
Dec. 17th, 2012 12:48 pm (UTC)
Спасибо! Наконец-то можно посмотреть на вопрос с разных сторон и с фактами на руках, а не повторять по кругу одни и те же реплики.

(Я прочитала Ваш пост по ссылке у Хетти)
avrelia
Dec. 17th, 2012 01:27 pm (UTC)
спасибо, очень интересный и нужный пост. Интересно, есть ли статистика по стрельбе остановленной вооруженными гражданами. А то вот кричат "были бы у детишек учителей пистолеты..." но насколько на самом деле работает этот тезис?
turtle_t
Dec. 17th, 2012 04:51 pm (UTC)
Да, это был бы (простите за каламбур) убийственный аргумент в пользу свободного оружия. Ну, ежели бы были случаи, когда вооружённые граждане обезвредили расстрельщиков. И ежели его не приводят те, кто за безоговорчную свободу оружия, то видимо, нету таких случаев, а если и есть, то не очень убедительные.

Я вот только про один случай из этой оперы помню -- когда вооружённый гражданин застрелил подозрительную личность. Только потом выяснилось, что у этой личности из оружия был только мобильный телефон.
(no subject) - avrelia - Dec. 17th, 2012 04:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ypolozov - Dec. 18th, 2012 01:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - vg36 - Dec. 18th, 2012 04:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - maddoc911 - Dec. 18th, 2012 02:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Dec. 18th, 2012 05:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - vg36 - Dec. 17th, 2012 10:10 pm (UTC) - Expand
natasha_kob
Dec. 17th, 2012 01:36 pm (UTC)
Хетти дала ссылку на этот пост, спасибо за подборку, очень наглядно!
Меня удивило отсутствие влияния стресса и психического здоровья, это как-то всегда казалось логичным, и ничуть не удивила обратная зависимость от уровня образования.

Влияние доступности оружия тоже тоже выглядит очевидным. В Канаде приобрести оружие не то, чтобы совсем нельзя, но практически очень-очень трудно, отсюда и сильно меньшее количество подобных трагедий. Очень интересна корреляция с географическим положением - юг наиболее подвержен.

С другой стороны, в Израиле оружие есть у (почти) всех но никто массовых расстрелов не устраивает. Но это плохой пример, так как все школы и вообще места массового скопления людей охраняются, страна маленькая и психология другая.
turtle_t
Dec. 17th, 2012 04:44 pm (UTC)
Я читала про Канаду. У вас там как по писаному: число стволов на душу населения немалое (13 место в мире, что ли), а с другой стороны, много законов по ограничению доступа к оружию.

Про влияние стресса и псих. здоровье, то надо отличать ситуации. Грубо говоря, ежели на личностном уровне, то именно они и влияют. Т.е. опять же, грубо говоря, все убийы -- либо психи, либо под стрессом, а скорее, и то, и другое вместе.

Но ежели смотреть "агрегатно", то получается, что нет. В смысле, что если в штате в среднем стресса больше, то в нём не обязательно больше массовых расстрелов.
anabu
Dec. 17th, 2012 02:24 pm (UTC)
Интересно, спасибо.
Но возникло недоумение: "При этом суммарный показатель школьных убийств (число убитых на каждую тысячу школьников) всё же снижается (а почитаешь новости, так кажется, что наоборот...)"
Почему считается на каждую тысячу? Логически и статистически я понимаю, если речь бы шла, скажем, о риске погибнуть именно так. Но зачем нам (им) средняя температура по больнице, когда гораздо нужнее тут абсолютные величины - количество детей, погибших таким образом за все эти годы. Количество таких инцедентов?

Ведь средняя велечина зависит от рождаемости, от количества школ, от того в каких именно школах произошли инцеденты и других факторов, не имеющих прямого отношения к вопросам безопасности.
turtle_t
Dec. 18th, 2012 12:19 am (UTC)
Можно по-всякому считать, конечно. Расчёты на тысячу населения -- стандартны для исследований, связанных с общественным здоровьем. Так, например, аборты считают -- только не на тысячу людей, а на тысячу женщин.

По поводу кличества таких инцидентов, то все данные по ним открыты, их можно даже в википедии найти: School shooting. Т.е. зная эти "сырые цифры", можно любые анализы проводить, какие захочется.

Вот, нашла ещё одно место со статистикой -- там две таблицы именно числа смертей по годам: School Associated Violent Deaths and School Shootings. И куча ссылок на данные по годам -- с кратким описанием, что, где, когда, кого и как. Это государственный сайт службы безопасности школ. Надо же, я и не знала, что есть такая...

Edited at 2012-12-18 12:52 am (UTC)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 61 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow