Светлана Сененко (turtle_t) wrote,
Светлана Сененко
turtle_t

Categories:

Сильвия Кристель про Эммануэль

Нынешняя стадия развития феминизма, которую иногда называют Girls Power, довольно ясно демонстрирует пока что только одно: секс и впрямь может быть оружием в руках женщин, но оружие это опасное и обоюдоострое.

И вот вам пожалуйста -- очередной печальный повод вспомнить, как начиналась эта стадия. Умерла Эммануэль. Точнее, умерла 60-летняя актриса Сильвия Кристель, в свои 22 сыгравшая Эммануэль в одноимённом мягко-порнографическом фильме, ставшим культовым и породившим кучу сиквелов и двойников.



Далее идут цитаты из нескольких интервью и автобиографической книжки Сильвии Кристель Undressing Emmanuelle*, вышедшей в 2007 году.

За исключением нескольких феминисток, все относились ко мне как к королеве, и я убеждала себя, что сага про Эммануэль служит делу освобождения женщин.

***
В Париже фильм стал очередной достопримечательностью. Японских туристов грузили в автобусы и везли к Эйфелевой башне, Триумфальной арке и на фильм "Эммануэль"**. Французские феминистки возмущались тем, что Эммануэль -- женщина-объект, плод мужских фантазий. Японские феминистки восторгались Эммануэль, усматривая в ней мотив (женского) доминирования -- из-за одной постельной сцены с мужем, где она занимала позицию сверху. Говорят, во время этого эпизода женская часть публики в японских кинотеатрах вставала со своих мест и аплодировала.

***
Я рассчитывала, что эта роль будет моим трамплином, на деле же она меня скукожила -- моё тело стало более интересным, чем мои слова. [...] Я была одета, но люди предпочитали видеть меня голой. Я говорила, но им больше нравилась я молчащая или на худой конец в дубляже.


И что-то вроде итога из интервью 2009 года: Сага про Эммануэль обеспечила мне год спокойных занятий живописью. Думаю, что эта цель оправдала средства. Вот уж поистине so much for that.

Под катом кое-какая инфа для справки и мои личные впечатления по этому поводу. Фильм "Эммануэль" вышел на мировые экраны в 1974 году, а до советского зрителя дошёл в 80-х, благодаря перестройке и буму на полуподпольном рынке видеомагнитофонов и видеолент. Он стал первым эротическим фильмом, на который было прилично, не говоря уже, что приятно и полезно, ходить парами. Его даже пытались выдать за высокое искусство ("арт-фильм"), но по понятным причинам не удалось (сейчас особенно понятно, почему -- банальность и дикость разят). В нём было много всякого и всяких, но главной звездой стала конечно сама Эммануэль.

Критики и историки кино пишут-говорят о ней так:
- Сильвия Кристель была иконой, и никого не волновало, умеет она играть или нет.
- Эммануэль стала приемлемым лицом порноиндустрии 70-х.
- Сильвия Кристель стала извечным воплощением сексуального раскрепощения, а фильм "Эммануэль" -- первым эротическим фильмом, вышедшим на широкие экраны и изменившим общество.


Лично я посмотрела какую-то из первых "Эммануэлей" с большим интересом и даже удовольствием году в 87-м. Дело было в компании наших соседей, пригласивших нас (с предыдущим мужем) к себе на совместный просмотр (у них дома уже был видеомагнитофон, купленный в "Берёзке" после заграничной командировки -- ихний муж работал военным переводчиком). Новизна и поп-гламур подействовали на всех надлежащим образом -- возбудили эстетически и физиологически. Последующие серии уже не действовали и были просто скучны. Но говорят, кому-то они приносят пользу -- типа супружескую жизнь помогают наладить. По крайней мере, в это верила Кристель, а ей об этом вроде бы писали благодарные зрители. Ну, и ладушки.

Но вот, что меня удивило и возмутило ещё тогда и продолжает по сей день -- это следующая работа того же режиссёра, "История О". Вот уж гадость так гадость. Не самая наверное гадкая, просто страшно удивительно и поразительно, что многие считают её не только не гадостью, но и каким-то откровением по поводу женской сексуальности и прочей женский сучщности.

О чём вы, люди? О том, что у женщин, смотрящих на сцены изнасилования, мокреет в трусах? Так ещё бы не мокреть. Это результат эволюционного приспособления. Потому как ежели жить в среде, где изнасилование -- ежедневная реальная угроза (а она, увы, до сих пор таковой остаётся даже в чрезвычайно прогрессивных и цивилизованных странах, в которых иногда даже пишут, что победил феминизм, а мужчинам пришёл конец), то выживают и оставляют потомство только те особи, организм которых производит достаточно защитной смазки для таких оказий (если они не чрезмерно жестокие), а то и бывают способны "расслабиться и получить удовольствие".

Только не надо забывать, что этот защитный механизм относится к самой древней, самой глубинной, рептильной части нашего мозга. А то, что делает нас отличными от животных, что обеспечило нам настоящий эволюционный успех, включая тёплые дома с электричеством и интернетом, находится в коре. И для коры важно, чтобы нас любили ради нас самих, а не как любят пирожные -- сожрать, икнуть и забыть. Мозговой коре нужно, чтобы нас ценили и уважали, а не насиловали и унижали. И никакой томный и попсовый гламур не может эти простые и ясные вещи замылить. А если у кого-то временно замыливает, то дело швах, и я им искренне сочувствую.

Сильвия Кристель к "Истории О" никаким боком (интересно, почему? ведь этот же режиссёр снял её в своём третьем софт-порно, "Любовнике Леди Чаттерлей"), и то хорошо. Но и в "Эммануэли" хватает сцен насилия, обесценивания и унижений, выдаваемых за добровольные и обоюдоприятные утехи группового секса. В своей книжке Кристель описывает, как ей тяжело давались такие сцены. Очередная цитата: Сегодня меня будут насиловать. Я ненавижу эту сцену. Насилие, физическое принуждение вызывают во мне желание сбежать.. Ещё она говорит, что тогда же стала пить -- для куражу перед съёмками, а потом уже не могла остановиться. Впрочем, умерла она не от алкоголизма, а от рака (сначала горла, а потом лёгких), а заболела им скорей всего из-за курения.

---------------------
* Понятно, что такие книжки пишутся как правило не самими героинями-героями -- им помогают те, кто умеют писать профессионально. В данном случае и это не совсем так, потому что таким вот помощником-соавтором выступил ни много, ни мало, а тогдашний исполнительный директор французского отделения Крайслера (Jean Arcelin). Легенда такая, что родная бабушка не разрешила ему заниматься писательством всерьёз, но он всё равно пописывает в свободное от работы время.

** Во Франции фильм "Эммануэль" сначала был запрещён, но довольно скоро его стали показывать в нормальных кинотеатрах, а не в тёмных порно-закутках, где обычно крутят продукцию такого рода. В парижском кинотеатре "Champs Elysees" его демонстрировали в непрерывном режиме в течение 13 лет.

Источники:
NYTimes obituary: Sylvia Kristel, 60, Dies; Starred in ‘Emmanuelle’
Actress Sylvia Kristel carried Emmanuelle legacy to her grave.
The Telegraph: Sylvia Kristel interview
Book Review: Sylvia bares her soul
Кусочек видео-интерьвю с Кристель на ю-тьюбе: Sylvia Kristel Interview: On Emmanuelle (по-английски).
Tags: memoir, выдающиеся женщины, пару слов от себя, секс, смерть, феминизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments