?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Саркастический феминизм -- явление новое (и) на западе. Краткая история вопроса такова. Поскольку феминизм имеет дело с вещами не очень весёлыми и даже страшными, то с юмором он плохо сочетался. Примерно по тем же причинам, по которым нету анекдотов про свекровь, тогда как про тёщу их тьмы. Ведь чтобы над чем-то смеяться, надо для начала иметь реальную и безопасную возможность по этому поводу расслабиться и отстраниться. Когда речь идёт о дискриминации и насилии, его жертвам трудно расслабиться, а уж отстраниться и подавно не дадут.

И всё-таки мы дожили. В последнее время в западном феминизме появилось довольно заметное течение саркастического и временами юмористического феминизма. Строго говоря, отдельные его случаи уже и раньше появлялись (вот яркий пример: Глория Стайнем "Если бы у мужчин была менструация"), но сейчас это скорее главный тренд, чем отдельные случаи. В том смысле, что таких примеров стало много, а главное, такой вот ёрнический тон в обличении сексизма и патриархата сейчас стал более уместным, что ли.

Сарказмом и юмором пронизаны тексты феминистских блогов Jezebel и DoubleX.


На сарказме и юморе построена полу-биографическая книга комической писательницы и актрисы Тины Фей (кто смотрел сериал "30 Rock"? это она там звездит вместе с Алеком Болдуином; причём, она там не только главня актриса, но и автор всего) Bossypants.



К этим же приёмам прибегает британская журналистка Кейтлин Моран -- в своих статьях (я, помню, в 2010 году с большим удовольствием прочитала её интервью с Леди Гагой; она за него потом ещё и премию получила), и в недавней, сильно нашумевшей книжке How to Be a Woman ("Как быть женщиной"):



Вот тут, к слову, про неё другие феминистки отзываются (и не всем, надо заметить, нравится такой юморной тон): Caitlin Moran's feminist handbook: Panel verdict. Приведу одну цитата из книжики Моран -- она и показательная, и по сути очень верная:

Как определить, феминистка ли вы? Ответьте на два контрольных вопроса: "1. Есть ли у вас вагина? и 2. Хотите ли вы быть её хозяйкой?" Если вы ответили "да" на оба вопроса, поздравляю: вы -- феминистка! И это между прочим, чистая правда.

Так вот, до самого последнего времени мне казалось, что в пост-Союзе сейчас по поводу женского вопроса не до юмора и даже не до сарказма (за исключением Прибалтики, но к этому исключению мы уже привыкли). Уж слишком сильный напор загнать женщин на кухню и в спальню, и чтоб не высовывались оттуда. Кто напирает? С одной стороны, наскрозь патриархатная и мачистская власть. С другой -- и это уже совсем печально и даже стыдно -- пост-советские "люди букв", тотально мужеского полу. Вместо того, чтобы просвещать власть, они от неё не отстают по части сексизма и мизогинии (за очень редкими и какими-то половинчатыми исключениями).

Стало быть, рассуждая логически, в пост-союзе сейчас нужен феминизм серьёзный и радикальный -- чтобы его было и слышно, и видно. Пусть лучше он орёт и хулиганит, чем молчит в тряпочку. И он такой сейчас в основном и есть. Поэтому меня так приятно поразила вот эта симпатичная статейка: Сборник мужской прозы. Как отражается мир в мужских зрачках. Это реакция на конкретное литературное событие, и я знаю, на какое, но не скажу, чтобы лишнюю рекламу ему не делать. А вот весёлый и язвительный текст и его автора с удовольствием рекламирую. Это Саша Денисова, и я желаю ей всяческих удач и продолжения в том же духе:



Мои похвалы и пожелания не означают, что только одним саркастическим феминизмом можно отделаться. Это значит, что феминизмы разные нужны и важны. И хорошо, что они такие разные уже есть.

PS Кстати, вспомнила, что уже давно знаю и с удовольствием читаю ещё одну представительницу пост-советского феминизма, который трудно назвать серьёзным, но и саркастическим его тоже не назовёшь. Скорее его можно определить эпитетами "насмешливый" и "лайт" (облегчённый). Это Наталья Радулова, radulova.

PPS И ещё. Не исключено, что спроси Сашу Денисову, феминистка ли она, в ответ получим известную формулу: "Я не феминистка, но..." Но даже это возможное (и неверное) самоопределение не отменяет факта, что текст её -- вполне феминистский.

Comments

( 48 comments — Leave a comment )
ya_exidna
Oct. 6th, 2012 06:21 pm (UTC)
Вот спасибо: сходила по ссылкам, посмеялась!)))
turtle_t
Oct. 6th, 2012 06:31 pm (UTC)
Это Вы про тексты Глории и Саши Денисовой, да?

Кстати, я вот подумала, что Вас, как автора, можно отнести к классу юморной и мягкой феминистки :) Как Вы -- согласны, нет?
(no subject) - ya_exidna - Oct. 6th, 2012 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 6th, 2012 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vaskodagala - Oct. 6th, 2012 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ya_exidna - Oct. 6th, 2012 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vaskodagala - Oct. 6th, 2012 09:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 7th, 2012 01:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - vaskodagala - Oct. 7th, 2012 05:55 am (UTC) - Expand
shyvana
Oct. 6th, 2012 08:44 pm (UTC)
Гордиться наличием вагины тоже самое как гордиться ростом или хорошо работающей толстой кишкой. Это просто данность, а не повод для гордости. Гордятся поступками.
turtle_t
Oct. 7th, 2012 01:26 am (UTC)
Специально сделала поиск по странице всех слов, начинающихся на "горд". Кроме Вашего коммента не нашла. Поэтому вопрос: кто гордится наличием вагины, и какое отношение она имеет к моему посту?
(no subject) - shyvana - Oct. 7th, 2012 12:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 7th, 2012 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shyvana - Oct. 7th, 2012 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - geish_a - Oct. 8th, 2012 06:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - shyvana - Oct. 8th, 2012 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - geish_a - Oct. 8th, 2012 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gena_t - Oct. 9th, 2012 04:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - geish_a - Oct. 9th, 2012 04:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - gena_t - Oct. 9th, 2012 05:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - geish_a - Oct. 9th, 2012 05:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 8th, 2012 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - gena_t - Oct. 9th, 2012 05:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 9th, 2012 12:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gena_t - Oct. 9th, 2012 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 9th, 2012 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tarsius_sapiens - Nov. 5th, 2012 03:00 am (UTC) - Expand
avrelia
Oct. 6th, 2012 08:59 pm (UTC)
Тут еще один из бастионов секстисткой мысли - это убеждение в том что женщина смешной быть не может. Можно шутить над женщинами и про женщин, но когда шутит женщина, это подозрительно...

так что женщины, которые шутят, делают очень важное и полезное дело :)

кстати, вот очень показательная по своему снисходительно-недоверчивому отношению к женщинам статья:
http://www.amik.ru/page/80.html
turtle_t
Oct. 7th, 2012 01:31 am (UTC)
Да, и это тоже. Причём, даже в Штатах, где уже лет 20-30 как появились и работают комики-женщины, а в последнее время их стало особенно много, разных и успешных, до сих пор появляются статьи, в которых ставится под вопрос возможность женщин шутить. Как говорится "наверно без глаз"...

Прочитала по ссылке. Какая опупительная патерналистская белиберда! Впрочем, КВН сам по себе -- ещё то искусство. Если в былые (глубоко советские) времена КВН был хорош тем, что он был отдушиной -- хоть где-то, хоть как-то, хоть на чем-то можно было смеяться и иногда намекать на призрак фиги в кармане -- то после того, как советская власть рухнула и нужда в отдушине отпала, новый кавеэновский юмор оказался таким же, как и вся остальная пост-советская попса -- грубым, сексистким и одновременно супер-лояльным к власти.

Кстати, приведенные в этой статье примеры прекрасно это демонстрируют (кроме разве что подхалимажа). И эти люди ещё про пошлость что-то там лепечут...

Edited at 2012-10-07 02:11 am (UTC)
gem_in_i
Oct. 6th, 2012 09:20 pm (UTC)
Наталья Радулова - это Феминизм 101, феминизм для начинающих. Кто-то должен раз за разом по слогам объяснять прописные истины, которые мы уже давно переросли. Но массам женщин все еще нужно разжевывать, почему это неправильно, если муж называет "дурой" и считает уборку женским делом.
turtle_t
Oct. 7th, 2012 01:36 am (UTC)
Да, и так можно сказать -- ну, что у Радуловой феминизм 101. Это Вы точно подметили. И согласна с тем, что это очень важно. Автор, пишущий для широких слоёв населения, как раз и должен базовые вещи артикулировать, на самом доступном уровне и самым понятным языком. Чем проще, ярче и нагляднее, тем лучше.
sabacha
Oct. 6th, 2012 09:51 pm (UTC)
Все-таки по неверному пути пошел феминизм :( В частности, в тексте Саши Денисовой мы это наблюдаем, да и вообще повсюду... Очень многие феминистки видят свою задачу в том, чтобы доказать, что женщины - это тоже такие мужчины. И естественно, сопротивляется этому не только закосневшее общество, но и объективная реальность, потому что за редкими исключениями женщины это не мужчины, а мужчины не женщины. Как-то надо это переформатировать, что ли...
turtle_t
Oct. 7th, 2012 01:51 am (UTC)
Феминизм -- это свобода быть самой (самим) собой. Какие у человека есть склонности и таланты, те и развивать и проявлять. И таланты не привязаны к полу.

Есть талантливые музыканты обоих полов, учителя, врачи, писатели. Они разные, но их не две группы, в одной М, а другой -- Ж, а много разных групп -- по стилю, специализации и прочим параметрам. А некоторые даже не группируются ни с кем, настолько уникальны. Вот так же и с юмором.

А то, что Петя -- это не Маша, очевидно, с этим никто не спорит. Точно так же, как с тем, что Петя -- это не Вася. А Маша -- это не Катя. Все разные.
anatalis
Oct. 6th, 2012 11:31 pm (UTC)
хорошо бы, чтоб СД оказалась более продвинутой, в смысле "я не феминистка, но.."

turtle_t
Oct. 7th, 2012 01:37 am (UTC)
Так может она и очень даже продвинутая. Я просто не знаю (пока), и поэтому проверяю самый плохой сценарий, ну, и вижу, что даже он не так уж плох.
zuzlishka
Oct. 7th, 2012 12:31 am (UTC)
Глоря Стейнем - КЛАСС!
turtle_t
Oct. 7th, 2012 01:38 am (UTC)
Ага, она такая. Рада, что мы тут совпали.
802_11
Oct. 7th, 2012 07:55 am (UTC)
Спасибо за анализ, интересно и забавно было почитать ссылки)
Мне кажется, это признак силы и дистанцированности от описываемой ситуации гнобления, такое умение отнестись с юмором. Я вот пока ощущаю только звериную серьезность на этот счет, на сарказм не хватает.
turtle_t
Oct. 7th, 2012 12:13 pm (UTC)
Вы совершенно верно ощущаете, что сарказм -- это следующий этап в эволюционном процессе, и без этапа звериной серьёзности никак не обойдёшься, и для перехода на новый этап нужны сила и отстранённость.

Я вот только не уверена, что всем обязательно надо переходить на новый, саркастический этап. Кому-то ж наверное надо (хотя бы потому что более подходит) и серьёзным оставаться. Этот вопрос у меня ещё нерешённый :)
list_mebiusa
Oct. 7th, 2012 08:40 am (UTC)
Класс! Я знала- знала, что Тина Фей- наш человек.
turtle_t
Oct. 7th, 2012 12:13 pm (UTC)
:)
livejournal
Oct. 7th, 2012 08:43 am (UTC)
Про саркастический феминизм
Пользователь list_mebiusa сослался на вашу запись в записи «Про саркастический феминизм» в контексте: [...] Оригинал взят у в Про саркастический феминизм [...]
livejournal
Oct. 7th, 2012 06:28 pm (UTC)
купа посилань
Пользователь maryxmas сослался на вашу запись в записи «купа посилань» в контексте: [...] Про саркастический феминизм [...]
livejournal
Oct. 7th, 2012 06:29 pm (UTC)
купа посилань
Пользователь maryxmas сослался на вашу запись в записи «купа посилань» в контексте: [...] Про саркастический феминизм [...]
livejournal
Oct. 7th, 2012 06:29 pm (UTC)
купа посилань
Пользователь maryxmas сослался на вашу запись в записи «купа посилань» в контексте: [...] Про саркастический феминизм [...]
geish_a
Oct. 8th, 2012 06:23 am (UTC)
На Радуловой в кач-ве феминистки вы меня потеряли.
turtle_t
Oct. 8th, 2012 11:49 am (UTC)
Ну, вот, только несколько примеров её текстов навскидку:

День рождения феминизма
Я не феминистка, но...
Сексизм в детских книгах
Не плачь
Как предотвратить изнасилование. Советы, которые точно сработают.

Разве это не феминизм?

А для порядку ещё собрание ссылок на её блог на российском феминистском сайте (это к тому, что не только я ей феминисткой считаю):
Наталья Радулова
(no subject) - geish_a - Oct. 8th, 2012 04:31 pm (UTC) - Expand
( 48 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow