Светлана Сененко (turtle_t) wrote,
Светлана Сененко
turtle_t

Categories:

Про Метсю и Вермеера

Признаюсь честно, что про голландского художника Габриэля Метсю я ничего не знала до самого последнего времени -- пока не обнаружила, что в их общее время (золотой голландский век, случившийся в 17-м веке) он считался гораздо круче Вермеера. И много лет спустя тоже. Примерно до конца 19-го века. Пару забавных моментов в доказательство.

* В 1662 году (незадолго дло смерти Метсю, который к слову умер очень молодым, в 38 лет) амстердамский поэт написал поэму, прославляющую его самого и его мастерство. Про Вермеера при жизни поэм никто не писал, хотя однажды его помянул добрым словом поэт-любитель в оде, посвящённой другому художнику.

* В 1783 году французский король Луи XVI купил за бешеные деньги несколько картин Метсю и отверг все картины Вермеера.

* Ещё через полвека некий арт-критик* писал в своей монографии о непревзойдённости Метсю над всеми художниками голландской школы. Он же назвал Вермеера учеником и имитатором Метсю.

* А самое смешное случилось в 1878 году, когда картина Вермеера "Девушка с кувшином" была продана за рекордно высокую цену -- потому что её автором ошибочно посчитали Метсю! Вот эту:



Я вот думаю, может из-за этой истории и произошла замена: в канон великих включили Вермеера и исключили их него Метсю? Хотя нет, Вермеера начали прославлять чуточку раньше -- в 1850-х. Тогдашние критики решили, что он более великий, потому что он выглядел для них современным. На их восприятие очевидно повлияло изобретение фотографии. Первые фотографии и впрямь похожи на картины Вермеера, и наоборот. И это объяснимо: Вермеер на самом деле пользовался линзами (камерой-обскурой) в своей работе.

То ли поэтому, то ли потому, что он такая вот личность (а скорей всего, и то, и другое вместе), в картинах Вермеера есть элемент загадочности. Взгляд автора на то, что он изображает -- это взгляд со стороны. На них показан не маленький кусочек большой жизни, а лакончиный и законченный жизненный образ.

А вот на картинах Метсю мы видим именно маленькие кусочки большой жизни. Все тайны -- внутри. Чтобы их узнать, надо войти в картину и пожить рядом с персонажами. Кстати, такие фотографии тоже бывают, более того, фотографий именно такого рода сейчас даже больше, чем тех, которые похожи на Вермееровские картины. Это семейные, уличные, репортажные снимки. Но таких и впрямь (почти что) не было в начале, когда фотография только появилась.

На картины Вермеера надо смотреть с некоторого расстояния, воспринимать их целиком. Метсю вынуждаем нас подойти поближе и внимательно рассматривать каждую деталь и каждого персонажа. Вот для примера несколько его картин:



















К слову, обратите внимание на последнюю картину. Она называется "Юная женщина сочиняет музыку, а любопытный мужчина подсматривает". Это кроме всего прочего к вопросу, почему не было великих (подставить нужное) женщин. Правильный ответ: нет, не потому, что не творили, и не могут творить, а потому что: 1) их творчество до самого последнего времени не поощрялось и не культивировалось** и 2) в тех редких случаях, когда они всё-таки становились профессиональными творцами, мало кому из них повезло, чтобы нашлись критики, которые вытащили бы их из небытия и бесславия и ввели в канон. Оно и не со всеми творцами-мужчинами случается. История Вермеера в этом смысле -- исключение, а вот история Метсю -- правило.

----------
* John Smith; вообще Джонов Смитов тьмы, и какой именно это написал, не знаю; его цитирует Blake Gopnik, журналист из Newsweek.

** Да и в наше время с поощрением и культивацией женского творчества ещё не очень, хотя и гораздо лучше, чем было.
Tags: искусство, история, картинки, мода
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments