Светлана Сененко (turtle_t) wrote,
Светлана Сененко
turtle_t

Categories:

Про другую книжку того же автора

Оказывается, Пол Таф (Paul Tough), про новую книжку которого я только что рассказала (Характер важнее IQ (вроде бы)), раньше написал другую книжку на очень близкую тему: Whatever It Takes: Geoffrey Canada's Quest to Change Harlem and America -- «Чего бы это ни стоило: миссия Джефри Канады по изменению Гарлема и Америки». Я обложку специально крупно покажу, чтобы было видно, о чём там речь идёт:



Только не надо думать, что проблемы Гарлема – это что-то специфическое и нас не касается. Сколько я живу в Штатах, столько убеждаюсь, что они очень похожи на наши, пост-советские проблемы.

Так вот, два года назад френдесса hettie_lz совершила подвиг и пересказала у себя в жж первую книжку Тафа по кусочкам. Вот ссылки на её посты в хронологическом порядке:

Geoffrey Canada - Whatever it Takes - Затравка
Whatever it takes... Борьба с бедностью. Часть I
Whatever it takes... Борьба с бедностью. Часть II
Whatever it takes... Борьба с бедностью. Часть III
Whatever it takes... Борьба с бедностью. Часть IV
Whatever it takes... Борьба с бедностью. Часть V: Baby College
Whatever it takes... Борьба с бедностью. Часть VI
Whatever it takes... Борьба с бедностью. Добавка к части VI
Whatever it takes... Недоотвеченное - недокомментированное
Whatever it takes... Возвращаемся к книге -- введение во вторую серию
Whatever it takes... Школы. Часть I
Whatever it takes... Школы. Часть II
Whatever it takes... Школы. Часть III
Whatever it takes... Школы. Часть IV
Whatever it takes... Школы. Часть V
Whatever it takes... Школы. Часть VI
Whatever it takes... Подготовка к школе
Whatever it takes... Обучение чтению и "конвейер"
Whatever it takes... Часть предпоследняя
Whatever it takes... Школы - последняя часть
Whatever it takes... Заключение

Все эти ссылки приведены во вступительном посте в Хеттином журнале:
Важные записи. Серия о Джеффе Канада и Harlem Children Zone
. А ещё этот же текст в сгруппированном более крупно и несколько сокращённом виде был опубликован в бюллетене для украинских учителей Громадянська Освіта (на русском языке):

Джеффри Канада и Детская зона Гарлема. 1 - Введение
Джеффри Канада и Детская зона Гарлема. 2 - Baby College
Джеффри Канада и Детская зона Гарлема. 3 - Школа
Джеффри Канада и Детская зона Гарлема. 4 - Конвейер

Готовя эти ссылки сейчас, я ещё раз перечитала Хеттины посты, и вижу, что кроме основной истории – как успешный выходец из Гарлема Джефри Канада вернулся обратно, чтобы помочь другим вырваться из бедности и безнадёги; как он пробовал то и это, и как постепенно у него выкристаллизовались главные (потому что эффективные) направления работы, которые реализованы сейчас в виде проекта Harlem Children Zone -- так вот, кроме линии социального реформаторства, в этих текстах есть вещи, которые полезны и, как говорится, нормальным среднеклассовым родителям, особенно тем, у кого есть советские и даже пост-советские корни.

Конкретно, я имею в виду, например, вечный вопрос «бить или не бить». Цитирую Хеттин пост «Борьба с бедностью, часть VI»:

Инструкторы хотят донести до родителей мысль, что"наказания" -- имя в виду физические наказания -- неприемлемый способ воспитания. Поэтому они хотят, чтобы "ученики" разделили "наказание" и "дисциплинирование"

Практически все молодые родители вынесли из своей жизни убеждение, что физическое наказание, или, по крайней мере, маячащая на горизонте угроза такого наказания, совершенно необходима для того, чтобы эффективно воспитывать ребенка и уберечь его о всех ужасов окружающего мира. Большинство родителей Гарлема убеждены, что те родители, которые не
бьют своих детей, посылают им "сообщение", что для них не существует никаких правил и ограничений, и что эти дети станут "легкой добычей" для всех опасностей и соблазнов улицы.

Джеффри Канада говорит: традиции воспитания - это наиболее консервативная область поведения человека, и все эти конкретные практики исторически обусловлены. Многие родители считают, что хорошие дети - это тихие дети, которые не перечат родителям. Если ты хороший родитель, ребенок тебя слушается, а если ребенок не слушается, то значит, ты что-то делаешь неправильно. Но для двухлетки нормально не слушаться родителей. Отец бъет своего двухлетку по рукам: сказано тебе было - не делать этого?!

Но он не слушается не потому, продолжает Канада, что он плохой, непослушный мальчик. Он не слушается, потому что это типичное поведение двухлетнего мальчика. И для многих молодых родителей это облегчение - знать, что когда твоя мама говорит, что твой двухлека испорченный мальчишка, она неправа. Они начинают понимать, как многое из воспитательной практики делается просто "по традиции".

Когда инструкторы объясняют своим слушателям, почему нельзя бить детей, и что вместо этого можно применять систему поощрений и наказаний, установиление правил, лишение привилегий и т.п., они прибегают к двум аргументам.

Во-первых, они объясняют, что если родители будут шлепать детей, то их может отобрать агенство по защите прав ребенка: им показывают видео и выдают брошюру с описанием того, какие действия родителей могут служить основанием для отъема детей, и родители оказываются поражены тем, насколько несущественные, с их точки зрения, действия, могут привести к таким серьезным последствиям. Но этот путь -- это "тактика запугивания", годная только на самый крайний случай, и персонал Baby College предпочитает приводить другие аргументы . Они говорят родителям, что когда они, родители, устанавливают какие-то правила для детей, объясняют, почем нельзя делать то-то и то-то, и почему именно, когда они договариваются о возможных последствиях, то это все - вербальные коммуникации, и такое дисциплинирование развивает ребенка, а битье - наоборот.


Ещё один пример – как раз про то, что не интеллектом единым успешен человек – на базе исследований Нобелевского лауреата по экономике Джеймса Хекмана (у Хетти этот кусок в главе «Школы. Часть VI»).

Имеют значение не только когнитивные навыки. Хекман изучал результаты тестов GED, для тех, кто в свое время не закончил школу и сдавал на эквивалент аттестата экстерном. И выяснилось, что результаты тестов у них были сравнимы с результатами тех, кто бросил школу, и так в нее и не вернулся, даже если они показывали более высокие показатели интеллектуального развития. Хекман считал, что все дело было в том, что у этих молодых людей отсутствовали те не-когнитивные навыки, которые вырабатывает обучение в школе: терпение, упорство, уверенность в себе, умение точно следовать инструкциями, умение "откладывать удовольствие". А все эти навыки очень важны не только в школе, но и на рынке труда.

4. Всем этим навыкам, и когнитивным и некогнитивным, можно человека обучить, но чем он старше, тем сложнее это сделать. Именно поэтому не приносила никакого эффекта программа для безработной молодежи: обучить этим навыкам 16-17 летних было уже практически нереально. В то же время более раннее вмешательство, в 3-5 летнем возрасте, как доказали многочисленные программы для дошкольников из неблагополучных семей, приносят совершенно удивительные результаты.

Хекман утверждал, что его подход не имеет ничего общего с жаждой социальной справедливости, а что он основан на практическом расчете: помогая бедным детям, мы не столько совершаем акт социальной справедливости, но и делаем общество богаче, экономим средства на выплату пособий по безработице, на содержание полиции и тюрем, и т.п. Предлагаему политику он назвал "политикой равных возможностей по доступу к домашней обстановке или тому, что ее заменяет. То есть, он, как и Канада, говорил, что лучше всего обеспечить развивающую обстановку в семье в самые ранние годы, но если этого не получилось, то нужно как можно раньше предоставить ребенку развивающую и обогащающую среду.


Ну, и уже не только для родителей, а для всего нашего пост-советского общества – очень актуально: как разорвать порочный круг, в котором бедные родители воспитывают плохо обучаемых и потому тоже бедных детей. В Хеттиной саге об этом пишется, в частности, в главе «Борьба с бедностью, часть II»

Из поколения в поколение повторялся цикл: бедные родители растят своих детей, не имея адекватных ресурсов и навыков, дети выходят в жизнь неподготовленными, сами не могут выбиться из бедности, и, в свою очередь воспитывают своих детей так, что они тоже ничего не могут добиться в жизни.

В течение многих лет экономисты считали: для того, чтобы прервать этот цикл, нужно поднять уровень жизни родителей, только тогда они смогут дать что-то своим детям. Но к середине 90-х годов стали раздаваться другие голоса: возможно, мы пытаемся влиять не на ту фазу цикла. Мы знаем, что есть примеры, когда дети из бедных семей "выбивались в люди", вопреки обстоятельствам. Возможно, не стоит столько внимания уделять доходам родителей. Возможно, имеет смысл поддерживать их ровно настолько, чтобы не дать им скатиться в полную нищету, чтобы у детей была еда и крыша над головой, а остальные ресурсы направить на самих детей. Выяснить, что можно сделать, чтобы они не повторили жизненный путь своих родителей, чтобы они получили те же ресурсы, которые получают их сверстники в семьях среднего класса. Каких именно умений и навыков им не хватает? И главное - что именно сделать, чтобы они эти навыки смогли получить.

Это была очень важная смена фокуса, т.к. она переводила вопрос о преодолении бедности из моральной области в научную. До того общественное мнение колебалось между жалостью к голодному ребенку и желанием его накормить и досадой, когда их родители покупали на свои социальные чеки широкоэкранные телевизоры. Из плоскости "чувств" вопрос перемещался в конструктивную область: не важно, как и по чьей вине возникли всяческие "недостачи" - денег, умений, самокотроля и самодисциплины, важно, что мы сейчас можем с этим сделать.


Вот как полезно однако френдов читать и помнить, что они пишут.
Tags: Америка, книги, образование, родители и дети, френды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments