?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вот тут: Professional Teacher пишут, что в Финляндии, чтобы стать школьным учителем, надо получить магистерскую степень в одном из восьми национальных коллеждей, стоимость обучения в которых полностью покрывается государством. Пока что ничего удивительного -- в Союзе было примерно так же. А вот, что удивительно и совершенно непонятно, как так получилось: конкурс на эту специальность очень высок: абитуриенты должны входить в высшие десять процентов на своих бакалаврских курсах, и к примеру, в 2010 году на 600 мест было 6600 заявок: более 10 человек на место!

Как финны этого добились???

Кстати, если судить по результатам PISA, то в Финляндии и впрямь хорошо учат. И вот тут The Finland Phenomenon: Inside the World's Most Surprising School System рассказывается про другие особенности финской образовательной системы и даже фильм про это посмотреть можно (вроде бы -- я не пробовала). В частности, учительские зарплаты в Финляндии не ниже, чем у образовательного начальства (в Штатах начальство гораздо больше получает, подозреваю, что в экс-Союзе тоже, но точно не знаю).

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
alienor_sm
Sep. 21st, 2012 03:46 am (UTC)
На днях одна бабушка сокрушалась по поводу внучки-одиннадцатиклассницы - девочка учится в Стайвесанте, а хочет стать учительницей. :)
turtle_t
Sep. 21st, 2012 02:00 pm (UTC)
Ну, вот, получается, что романтическая и "самореализационная" мотивировка работать учителями всё-таки есть у умных молодых людей. Надо бы к ней добавить ещё практическую -- чтобы платили и, не менее важно (а может и более), уважали за этот выбор. И это уже дело общества.

Но как это обществу сделать, если такого (уже) отношения нет, ума не приложу. Говорят ведь (и наверное справделиво), что одной только зарплатой ничего не исправишь. Хотя без зарплат, понятно, тоже ничего не получится.
(no subject) - hettie_lz - Sep. 21st, 2012 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alienor_sm - Sep. 21st, 2012 03:19 pm (UTC) - Expand
hettie_lz
Sep. 21st, 2012 05:01 am (UTC)
У них все высшее образование покрывается государством. А конкурс большой, потому что зарплаты хорошие и работа престижная. Кстати, и в Америке конкурс в хорошие педагогические вузы немаленький. Школы - хорошие, да, но не лучше наших хороших. То есть, я думаю, что если бы PISA проводили бы по штатам, то у Массачусета были бы все шансы выйти вперед Финляндии:))
turtle_t
Sep. 21st, 2012 02:04 pm (UTC)
Да, я сразу про Ваши рассказы о Финландии вспомнила, Хетти, даже думала в посте лично у Вас спросить :) Но потом решила, что если бы Вы ответ знали, то у себя бы написали, и мне осталось бы только ссылку дать :)

Про то, что если выделять подгруппы американских детей (не только по штатам, но и, скажем, по расе), то есть такие подгруппы, которые впереди планеты всей, я тоже читала и графики видела. Как же сделать, чтобы на всех это распространить?

Или Вы считаете, что успех Финляндии именно в том, что она типа как один Массачусетс? А была бы она ещё и как Мичиган, то мы бы ещё посмотрели. Так чи не так?
(no subject) - hettie_lz - Sep. 21st, 2012 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Sep. 21st, 2012 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Sep. 21st, 2012 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Sep. 21st, 2012 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Sep. 21st, 2012 02:19 pm (UTC) - Expand
iz_tumana
Sep. 21st, 2012 05:54 am (UTC)
Finnish schools don't assign homework, because it is assumed that mastery is attained in the classroom.

Это надо в каждой школе повесить!

А сколько времени у учителей освободится для подготовки к урокам.
И у родителей :)
turtle_t
Sep. 21st, 2012 02:05 pm (UTC)
А я вот лично до сих пор не уверена, что домашки не нужны. Признаюсь, что сама их любила в своё время (мазохитстка такая :))
hettie_lz
Sep. 21st, 2012 02:12 pm (UTC)
Про домашние задания они неправду написали.
(no subject) - turtle_t - Sep. 21st, 2012 02:15 pm (UTC) - Expand
legallyyours007
Sep. 21st, 2012 08:48 am (UTC)
я как-то болезненно отношусь к связке зарплата-хорошая работа в данном конкретном случае. В Чикаго,например, средняя зарплата 46 тыщ, а средняя зарплата учителя - 75 тыщ. "Почувствуйте разницу". И это один из самых плохих школьных дистриктов в стране по качеству образования и преподавания.

И кста, начальство получает процентов на 15-20 больше, что не кажется мне таким вопиющим и/ или неразумным.
turtle_t
Sep. 21st, 2012 02:08 pm (UTC)
Ну, наверное, 15-20 процентов не так уж важны и может даже и разумны. Вон, таки-нет пишет, что в России в 6-15 раз разница. Вот это уже никуда, имхо.

И да, соглдасна, что одной зарплатой ничего не поменяешь. С другой стороны, без приличной зарплаты тоже престиж не повысишь. Какая-то прям уловка-22.
(no subject) - hettie_lz - Sep. 22nd, 2012 04:20 am (UTC) - Expand
taki_net
Sep. 21st, 2012 10:20 am (UTC)
В России разнца зарплат учителя и директора - примерно на порядок (6-15 раз).
turtle_t
Sep. 21st, 2012 02:08 pm (UTC)
Ужас.
orphanka
Sep. 21st, 2012 12:44 pm (UTC)
Да, я тоже читала много прекрасного про финскую систему образования.
turtle_t
Sep. 21st, 2012 02:13 pm (UTC)
Я вот всё больше начинаю думать, что дело не в системе образования как таковой, а в системе организации всего общества. Такие уж финны получаются -- им эта система идёт, что ли.

Систему к китайцев и других успешных азиатов я себе боль-мень представляю, она на советскую похожа, и я её никак не хочу.

И вот тут интересный вопрос возникает: для либерально-демократических общественных систем -- что, не бывает хороших образовательных систем в принципе?

Ну, т.е. всегда ли есть и будет так, что есть разброс: хорошие школы, средние и ужасные, а обще-средний результат -- именно что средний, и это как бы вытекает из общего?

Или как?
(no subject) - orphanka - Sep. 22nd, 2012 12:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Sep. 22nd, 2012 04:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - zapiens - Sep. 28th, 2012 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Sep. 28th, 2012 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zapiens - Sep. 28th, 2012 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Sep. 30th, 2012 04:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Sep. 21st, 2012 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Sep. 21st, 2012 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Sep. 21st, 2012 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Sep. 21st, 2012 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Sep. 21st, 2012 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - orphanka - Sep. 21st, 2012 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Sep. 22nd, 2012 04:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - orphanka - Sep. 22nd, 2012 04:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Sep. 23rd, 2012 03:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - orphanka - Sep. 23rd, 2012 04:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Sep. 23rd, 2012 04:44 pm (UTC) - Expand
sergey_readney
Sep. 21st, 2012 07:00 pm (UTC)
если рассматривать финскую школу из Харькова, то это выглядит примерно так: http://blog.sp.kh.ua/2012/05/shkoly-finlyandii-v-chem-prichiny-uspeha/
turtle_t
Sep. 21st, 2012 10:17 pm (UTC)
Спасибо, но всё равно непонятно. Конкретно, вот это:


* Понимание потребностей детей – ключ к успеху
* Финская школьная система поддерживает учебу на протяжении всей жизни
* Основная девятилетняя школа, бесплатная

Есть и в Штатах, только не 9-летняя, а 12-летняя, с шести лет. И "прескул" с 5, а то и с 3-х лет тоже уже есть во многих местах. Моя трёхлетняя внучка этой осенью пошла в прескул.

* Гимназии и базовое профессиональное образование

Ну, в какой-то мере это тут тоже есть -- после какого-то класса мрожно пойти в vocational school, типа наших техникумов, но явно получше (те, что я видела).

Вот вузы нет -- не бесплатны, хотя с этим как при идеальном социализме: если есть способности, а денег нету, то учат и бесплатно. Моя дочка так училась в своё время.

Про классы -- да, тут не так. В американской школе не только одного учителя на много лет нету (может, разве что для первоклашек есть), тут нету одного класса на один год: каждый предмет изучается в другой группе. И вот не уверена я, что какая-то система безусловно лучше другой. Именно это в американской системе мне нравится, и тем нашим детям, которых я знаю, и которые могли сравнить, с тем, как у нас (а у нас тут как у финнов), тоже.

А вот некое подобие двуязычия кое-где есть. В Штатах нету ни официального, ни государственного языка, так что ежели где-то много испаноязычных детей, то будут под них подлаживаться.

* Ставка на изучение языков

Скорей нет, чем да. А нужно? Финнам и украинцам, пожалуй, нужно (английский учить :)), а нужно ли это англоязычным? Тем, кому нужно, и так это делают, а массе? Не уверена.

* Преподавание религий – это уважение к ценностям семьи

Насколько я знаю, в Штатах религию вообще не препадают в обычных школах. Для этого есть частные воскресные (или пятничные вечерние -- в общем, у кого как).

* Свобода выбора для учеников и учителей

О, чего тут (в Штатах) хватает, так это именно свободы выбора и всяких факультативов.

А вот в том, что ниже подзаголовка "Американцы о финской системе школьного образования", и впрямь перечислены вещи, которые в Штатах скорей другие. Там же назван высокий престиж учителя. Ну, так это же самое непонятное и интересное, и это я и спрашиваю: как они добились, что у учителей высокий престиж??? Пока совершенно непонятно...
(no subject) - zapiens - Sep. 28th, 2012 05:19 pm (UTC) - Expand
( 42 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow