?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про пишущую машину

У avvas увидела ссылку на интервью писательницы Елены Георгиевской (в жж она тоже есть: svarti). Три куска оттуда хочу перепостить.

1) Про то, от чьего образа-имени-маски писать сподручнее -- женского или мужского. Мнение спорное, я с ним скорее не согласна, но по крайней мере оно интересное. И опять же -- профессионал говорит о своём инструменте -- языке. Даже если не соглашаться, узнать полезно.

Сейчас многие женщины-авторы пишут от лица мужчины, но это не связано с трансгендерностью. В русском языке нет средств для передачи гендерной нейтральности — если ты пишешь не о чем-то специфически женском или о каком-то особенном женском опыте, а о чем-то общечеловеческом. Например, я себя чувствую больше человеком, чем женщиной, а иногда больше «машиной для письма», чем человеком. В этой ситуации писать от женского лица не совсем уместно. Русский язык в этом плане несовершенен, английский более гендерно нейтрален — там не пришлось бы прибегать к таким ухищрениям, было бы немножко проще.

2) Про Прилепина. Подпишусь под каждым словом и ещё может добавила бы компромата, если бы потратила больше сил и времени на эту раздутую пустышку, но ресурсов своих жалко.

Я считаю Прилепина не очень порядочным человеком, поскольку он выступал за ограничение репродуктивных прав женщин. Например, в своем интервью сайту «Православие и мир» призывал к запрету абортов. Все «запретители» абортов, как правило, — это или мужчины или женщины постклимактерического, извините, возраста. Они не могут понять, что запрет абортов — нарушение базовых прав человека. Они не были в теле другого человека, ничего не знают о его особенностях и не готовы принять чужой выбор. Поэтому Прилепин с его взглядами, равно как и с его сомнительными литературными способностями, особой симпатии не вызывает. Его произведения пестрят грубыми стилистическими и орфографическими ошибками: «блины, по краям которых шел изразец» (вообще-то изразец — это отделка русской печи), «огромные Дашенькины грудки» и так далее, он путает виды глаголов — пишет «-ться» вместо «-тся», как семиклассник-троечник. И всё это выдаётся за большую литературу… Один мой знакомый сказал однажды, что в наше время некачественные писатели некачественны как люди и исповедуют некачественные идеи. По-моему, это отчасти относится к Прилепину и к некоторым другим распиаренным персонам.

3) Про феминистскую публицистику. Этот абзац очень хорош; а вот то, что там у неё дальше, включая и кусок, который не вошёл в интервью, но опубликован в её блоге, уже совершенно лишняя обиженная пурга. Всё ведь просто: хочешь писать -- пиши; не хочешь или не можешь -- не пиши, а жаловаться, что плохие феминистки писать не дают -- детский лепет. Короче, пишите, Елена, с интересом жду Ваших феминистских эссе. Автор Вы очень спорный, страстный и "контрастный". Ну, так это же и хорошо. Читатели и издатели любят интеллектуальное провокаторство, особеноо если оно ещё и сделано на приличном уровне.

Мне было бы интересно заниматься феминистской публицистикой и феминистской критикой. Феминизм для меня — одна из важнейших идей. Я не ассоциирую его с ненавистью к мужчинам, потому что мужчины тоже дискриминированы при патриархате. Например, призыв всех мужчин в армию — это нарушение прав человека по половому признаку. Требование к мужчинам, чтобы они полностью содержали семью — тоже нарушение прав. Мужчина не обязан содержать семью, если он этого не хочет, равно как женщина не обязана рожать кучу детей, не обязана соответствовать представлениям патриархатных мужчин о женщине, не обязана быть тихой и покорной.

Comments

fish_n_lilies
Sep. 15th, 2012 05:00 pm (UTC)
Я как-то говорил, что женщина - это профессия. Мужчина может быть кем угодно (хоть нянькой, хоть артисткой кабаре, а хоть бы и пожарным, если захочет), у женщины есть специализация, как ни крути. Возможно, это не изначальное неравенство, но выйти за рамки этого, не отказавшись от всей системы детопроизводства вообще, пока (лично мне) не представляется возможным. Поэтому я понимаю - когда пишешь какие-то абстрактные вещи, для всего человечества - куда девать эту систему воспроизводства, которая, собственно, делает из человека женщину? Не покажется ли она в таком случае совершенно излишней?
Но вы правы, это, скорее, лучше рассматривать как challenge, чем как препятствие.
Иначе общий опыт человечества обедняется.
Удивительно то, что да, в наше время это почему-то есть. Над Жорж Санд потешались за псевдоним, потому что он был совершенно излишним, ее бы и так читали. Сестры Бронте, прежде чем прикрыться мужскими псевдонимами, выдержали не одну битву с издателями за право на свои имена, а потом снова пришли со своим лицом и победили, наконец. Ни Мурасаки, ни Сэй-Сенагон даже не пришла в голову идея притвориться мужчиной - больше того, в эпоху Хэйан мужчины, случалось, писали под женскими псевдонимами, потому что уже сложилась традиция жанра, и было непонятно, как, с чего вдруг и какими же это словами мужчина будет описывать, к примеру, путешествие императора на лодках из Тоса в столицу.
И вдруг, в двадцать первом веке, обнаруживается, что женщине от лица женщины говорить почему-то нельзя. Неудобно. Тут жмет, там натирает.
При всем нагрянувшем равноправии...

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow