Светлана Сененко (turtle_t) wrote,
Светлана Сененко
turtle_t

Category:

Про Агату Кристи

В последние несколько месяцев, когда меня придавила работа, не только графомания моя ушла на второй план, но и книжки трудные читать стало не в масть. Между тем без чтения мне тоже не жизнь, так что я пыталась найти что-то такое, что не мешало бы рабочему процессу (а стало быть в аудиоформе -- чтобы можно было во время рутины, требующей глаз и рук, слушать), и чтобы было не слишком заумно (поскольку зауми самого разного толка работа в избытке предоставляла). Но при этом, чтобы было и сердцу и уму, чтобы увлекало, отвлекало, утешало и показывало что-то новое и нетривиальное -- а то ведь совсем простая жвачка мозг не цепляет, а только раздражает. И я нашла спасительное чтиво -- большое (в общей сложности 54 штуки) собрание аудио-книжек Агаты Кристи (на языке оригинала).

Вот она, на заре свой литературной карьеры:


С благодарностью отмечаю: Агата сильно мне помогла, скрасив трудовые будни и (довольно неожиданно) обогатив новыми знаниями и пониманиями. Прежде всего по поводу самой Агаты. Ведь личность она совершенно замечательная и необыкновенная, и это видно даже в её развлекательных текстах (наверное, не сразу и не во всех, но с какого-то момента я заметила).

Начитавшись-наслушавшись книжек Кристи, я стала искать толковую книжку уже про неё, благо их немало. Выбрала на мой взгляд лучшую и прочитала её от корки до корки. Вот эту: Agatha Christie: An English Mystery by Laura Thompson.



Почему выбрала именно эту и почему посчитала её лучшей, если не читала (пока) другие? Привлёк подход: в качестве источника информации и основы для собственных гипотез и анализа, авторка использовала Агато-Кристевские книги, главным образом, не детективные (Агата же написала кучу толстенных "настоящих", любовно-романтических, романов под псевдонимом Мэри Вестмакотт). Плюс наследники Агаты дали ей дневники и письма писательницы. Плюс она разговаривала про Агату с живыми людьми -- теми, кто её лично знал, причём, не отнеслась к их словам, как к незамутнённым и точным свидетельствам, а "поделила" их на чувства и время. Короче, получилось интересно и убедительно.

Конечно, я читала детективы Агаты Кристи раньше, сначала в русских переводах, а потом по-английски -- когда с помощью чтения и слушания книжек осваивала (английский) язык. Мне и тогда она нравилась, особенно тем, что у неё всегда было трудно угадать, кто убийца. Но это были отдельные книжки, и они созда(ва)ли, как выяснилось, довольно искажённую, а главное, обрезанную картину. А ещё, как оно обычно бывает, после ознакомления с англоязычными оригиналами, я поняла, что её у нас переводили (а, главное, переводят сейчас -- если судить по текстам, доступным в интеренете) не очень хорошо и не очень точно, с сильными потерями стиля и юмора, увы. Даже и не знаю, как можно такую Агату Кристи (по)любить -- урезанную, скособоченную и вульгарную.

Я планирую про Агату Кристи много всяко-разного написать, потому что она и зеркало и глыба. А здесь и сейчас коротко перечислю самые главные впечатления. Начну с плохого, ей всё равно не убудет, а главное, продолжу и закончу хорошим (которое сильно перевешивает плохое).

1. Агата Кристи -- писательница неровная. Если не повезёт, можно нарваться на такое, что больше читать не захочется. Худшие её вещи -- те, в которых она развивает теорию заговора. Например, "Большая четвёрка" (The Big Four) из серии с Пуаро и Гастингсом. Или внесерийный шпионский роман "Пассажир на Франкфукт" (Passenger to Frankfurt). Вообще, везде, где у неё встречается шпионская линия, это сильно подрывает остальное. Хотя возможно, это мои личные пристрастия говорят -- я терпеть ненавижу шпионские детективы.

Зато лучших и просто неплохих вещей у неё много, в кратком посте все не перечислишь. Классической вершиной её творчества, вошедшей в историю литературы и поп-культуры, является "И не осталось никого" (And Then There Were None). Эту книжку у нас (в экс-союзе) продолжают издавать и экранизировать под первым названием "Десять негритят" -- по всей идимости, в рамках суверенного противостояния навязываемой западом толерантности. Потом обычно называют "Убийство в восточном экспрессе" и "Смерть на Ниле". В моей личной табели о ранге сейчас на первом месте стоит "Пять поросят" (Five Little Pigs), а если выйти за рамки классического детектива, то исключительно удачная приключенческая (и иронично-детективная) вещь -- "Человек в корчневом костюме", которую точнее было бы назвать "Искательница приключений".

Сильные стороны Агаты Кристи как автора детективов -- сложная и изобретательная сюжетная конструкция, которую она выписывает точно и мастерски, крепко держа читателей на крючке интереса. Отсюда же и её слабость. Эти конструкции чересчур сложны и изобретательны и, как следствие, нереалистичны.

Но причём тут реалистичность? Мы любим Агату Кристи не за это. А за что? Думаю, что кроме очевидного -- занятности её интеллектуальных шарад на тему "кто это сделал?" -- за то, что созданный ею мир правдоподобен, узнаваем и даже поучителен в самом важном -- человеческих характерах (типажах) и их отношениях. А главное, в её мире хорошо и интересно -- он правильно устроен.

2. Агата Кристи -- новаторка и мать-основательница множества детективных приёмов и (под)жанров .Примеров новаторства Агаты масса, на эту тему можно с десяток диссертаций написать. Здесь сейчас приведу только несколько. Большинство из них получили сейчас статус литературных клише, но она-то придумала и воплотила их первой!

* Убийцей оказывается наименее подозрительный персонаж, включая экстремальные случаи: жертва преступления, полицейский, расследующий преступление, ребёнок, обитающий рядом, и даже -- высший писательский пилотаж -- рассказчик.

Надо заметить, что собственно идея таких трюков достаточно тривиальна (чего только не выдумаешь, если чуточку подумать в эту сторону), а вот исполнение требует нетривиальных изобретательности и точности, иначе у читателей останется ощущение, что их обманули. По этому поводу (кто может и кто не может быть убийцей) есть даже правила, запрещающие всё вышеперечисленное. Но Агата плевала на правила -- её таланту было тесно в любых искусственных рамках. Она следовала своим собственным правилам, согласно которым книжка должна быть написана так, чтобы ей лично было интересно и нравилось.

* Сюжет, в котором преступник пытается уйти от наказания с помощью казуса double jeopardy – запрета на вторичное привлечение человека к судебной ответственности за одно и тоже преступление.

* Разгадка преступления с помощью знания человеческой психологии. Отдельно -- понимание, что такое интуиция, и умение ею пользоваться. С подачи Агаты Кристи начался (и справедливости ради, довольно далеко ушёл) жанр психологического детектива и психологического триллера.

* В одной из книжек Кристи ("Безмолвный свидетель" -- Dumb Witness) Гастингс находит общий язык с собакой, ведёт с ней уморительные диалоги, а в конце концов берёт осиротевшее животное к себе. В наше время цветёт и пахнет разновидность "уютного детектива" (cozy detective), в котором сыщик или сыщица работают на пару со своим домашним питомцем (чаще всего почему-то котом, но и с собакой бывает).

* Финальная сцена, в которой всех участников драмы приглашают в одно помещение и главный расследователь выступает с длинной объяснительной речью, приводящей к разоблачению и(или) признанию преступника(цы). Плюс самосуд, точнее, попустительство к самоубийству преступника(цы). Рекс Стаут перенял оба этих приёма и сделал их коронными у Ниро Вульфа.

* Ну, и совсем мелочь. Агата вела писательскую записную книжку, в которой в частности, записывала идеи по буквам алфавита. Случайно или нет, но сейчас свою алфавитную серию про частную сыщицу Кинзи Милхоун заканчивает Сью Графтон (дошла до буквы "V"; к слову, я проверила, по-русски её тоже уже издают, правда, с глупыми аннотациями, но тут уж такое дело...).

3. Агата Кристи -- феминистка.

Я в курсе, что на прямые вопросы о феминизме Агата Кристи обычно столь же прямым текстом от него открещивалась. В этом смысле она была человеком своего времени и круга (есть удобное английское слово conventional, во многом применимое к ней). Тем не менее, в сухом остатке её вклад в дело феминизма важен и велик, и уж подавно важнее и больше, чем в случае, если бы она, не написав ни одной книжки и живя в безвестности, молча верила в его идеалы.

Я выделяю два главных вклада Агаты Кристи в дело феминизма. Во-первых, она создала галерею ярких и сильных героинь (и это я отнюдь не только про Мисс Марпл говорю, которая сама по себе отдельная статья) -- если не главных, то ведущих, движущих сюжет -- как положительных, так и злодеек. Во-вторых, она увлечённо и убедительно играла с гендерными стереотипами, высмеивала их, переворачивала с ног на голову, доводила до абсурда, чем, ясный пень, ослабляла и разрушала.

Судя по её текстам, я бы назвала Агату Кристи стихийной и естественной феминисткой. И, как выяснилось после прочтения её биографии, она была таковой и по жизни, во многом благодаря тому, что выросла и сложилась в семье, которую можно назвать локальным оазисом матриархата в пустыне глобального патриархата. Но об этом когда-нибудь потом, на сейчас пока хватит.

PS Критика, добавки и уточнения, а также заявки по поводу принимаются.
Tags: выдающиеся женщины, книги, литература, феминизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments