?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Это продолжение предыдущего поста, вольный и краткий пересказ статьи "Родители определённого возраста" (Parents of a Certain Age) с подзаголовком: "Чем плохо быть в беременной в 53 года?"

Там внутри есть ещё фотографии – реальных родителей в возрасте «за 60».
Семья с двумя дочками:


Одинокая мама с разнополыми близнецами:


Пара слов вообще. Современные женщины (в развитых странах) не спешат заводить детей с молоду. По разным причинам, но факт есть факт. Средний возраст рождения первого ребёнка в США увеличился с 21 года в 1970 году до 25 лет в наши дни. В некоторых, особенно урбанизированных штатах этот показатель ещё выше, например, в штате Нью-Йорк -- 27 лет.

Ещё более впечатляет такая пара цифр: если брать всех американок скопом, то коэффициент рождаемости упал за это время на 4 процента, тогда как для возрастной группы от 45 до 49 лет он вырос на 17 процентов.

Статья в энваймэге (это от сокращения NYMag) фокусируется на женщинах в возрасте 50 лет и около того. Благодаря современным технологиям, таким, как замораживание и храние собственных или использование донорских яйцеклеток, экстракорпоральное оплодотворение и т.д., женщины сейчас могут беременеть и рожать даже после наступления менопаузы. Причём, современная американская культура, помешанная на юности и детишках, побуждает их на такие подвиги. Правда, и наказывает тоже (осуждением и насмешками).

Что в этом хорошего и что плохого, если говорить в общем и в целом?

Начнём с плохого.
1) При беременности в возрасте «за тридцать пять» значительно (на 20%) повышается риск преждевременных родов. В свою очередь у преждевременно родившихся детей повышен риск болезней лёгких, желудочно-кишечного тракта, нервной системы, задержек развития и проблем с обучением.

2) Для беременных в возрасте «за сорок» сильно повышается риск заболеть самой, начиная от тяжелого токсикоза и заканчивая диабетом и гипертонией. В самых тяжелых случаях беременность заканчивается смертью плода и, чуть реже, матери.

3) У детей, рожденных от матерей в возрасте «за сорок», риск аутизма повышается на 30%. Правда, отцовский возрастной вклад в риск аутизма ещё больше -- 50% так что есть смысл рожать от молодого мужа или донора.

4) Если исходить из прогнозов по средней продолжительности жизни, то средний ребёнок, рождённый у пятидесятилетних родителей, потеряет отца в возрасте 25 лет, а мать в 30 лет.

5) Общие соображения говорят, что у пожилых родителей в среднем меньше сил, энергии и выносливости, они склонны больше уставать, чем родители относительно молодые.

Однако примеры конкретных семей, приведенных в статье (видели фотографии?), показывают, что есть и вполне удачные и счастливые варианты, без аутизма у детей и чрезмерной усталости у родителей. Понятно, что примеров можно накопать разных. А что же говорят исследования по поводу возможных плюсов?

Первое исследование сравнивало школьные успехи обычных и "пробирочных" детей (зачатых с помощью ЭКО). Оказалось, что пробирочные дети учатся лучше! Почему? Путём исключения разных параметров, не влияющих на результаты, выявился один, который, похоже и ответственен за разницу: родители пробирочных детей в среднем старше обычных, и если не все, то многие из них уже покончили с крысиными карьерными гонками, и спокойно сидя дома, помогают своим отпрыскам с домашними заданиями.

Вторая выгода рожать позже – похоже, таким образом можно продлить себе жизнь. Как минимум, одно исследование долгожителей показало, что у женщин, родивших ребёнка в возрасте за сорок, шансы отпразновать собственное столетие повышаются в четыре раза.

Третий плюс: пожилым родителям ребёнок достаётся тяжело и, как следствие, ценится выше. Его холят и лелеют, а мудрость, накопленная с годами, по идее помогает не переборщить с баловством.

Четвёртый плюс работает отнюдь не для всех пожилых людей, но пожилые родители, как правило, им обладают: они уже заработали себе на старость, им не надо заботиться о своём финансовом благополучии, и как следствие, они ощущают и ведут себя более спокойно и могут больше времени уделить детям.

Отдельная важная тема. Если родители сами в бабушкинско-дедушкинском возрасте, то у детей снижаются шансы на обладание нормальными бабушками и дедушками. И само по себе это не очень хорошо, ведь чем больше близких родственников, тем лучше.

С другой стороны, если бабушки и дедушки могут нянчиться с детьми, и мы (общество) спокойно принимаем такую их роль, то почему мы отказываем в этом же людям такого же возраста, только в роли родителей?

К слову, у нас бытует представление, что американские бабушки и дедушки не вовлечены в жизнь внуков. Это и было не совсем там, а сейчас и подавно становится. Так, по данным опросов Pew Research Center, число бабушек и дедушек, являющихся главными воспитателями своих внуков (в то время, как их родители заняты на работе, служат в армии или, скажем, сидят в тюрьме) увеличилось в период с 2000 по 2008 год на 8% и достигло цифры 2,6 миллионов человек.

Если коротко просуммировать, то наверное так:
1) Пожилые родители и раньше бывали (отцы чаще, но и матери встречались), их число растёт сейчас, и скорей всего будет ещё больше.
2) Массовым это явление не станет – совсем уж позднее родительство доступно только здоровым и богатым.
3) Как и во всём и всегда, в позднем родительстве есть свои плюсы и минусы. Здесь перечислены не все, и не все ещё известны. Поживём-увидим. А вообще, это всё очень интересно.

Comments

( 54 comments — Leave a comment )
fish_n_lilies
Oct. 17th, 2011 11:21 pm (UTC)
Есть еще статистика по синдрому Дауна, которая вроде бы с возрастом матери подскакивает в разы.
turtle_t
Oct. 17th, 2011 11:35 pm (UTC)
Да, есть такое дело. Но во-первых, риск зачать ребёнка с синдоромом Дауна повыщается плавно с каждым годом. Т.е. для 30-летней мамы он уже выше, чем для 20-летней, и это лотерея. Во-вторых, есть тест на относитеьно ранней стадии беременности, и если женщина не хочет рожать такого ребёнка, то сделает аборт (а ещё у меня есть подозрения (но точно я не знаю), что при ЭКО такого рода тест ещё до имплантации можно сделать). Кстати, далеко не все американки этим знанием пользуются. Вот Сара Пэйлин знала, что её младшенький будет с синдомом Дауна, но аборт не сделала. А в-третьих, есть корректирующие программы, с помощью которых такие дети могут учиться и даже работать, а главное, и срок, и качество жизни их повышается существенно.

Это я не агитирую, а типа делюсь.
(no subject) - fish_n_lilies - Oct. 17th, 2011 11:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 17th, 2011 11:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fish_n_lilies - Oct. 18th, 2011 12:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - Oct. 18th, 2011 01:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - fish_n_lilies - Oct. 18th, 2011 02:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - Oct. 18th, 2011 02:06 am (UTC) - Expand
anna_frid
Oct. 17th, 2011 11:22 pm (UTC)
"Как минимум, одно исследование долгожителей показало, что у женщин, родивших ребёнка в возрасте за сорок, шансы отпразновать собственное столетие повышаются в четыре раза."

Первое приходящее в голову объяснение - что после сорока рожают в наше время (почти) только те, кому здоровье это позволяет, то есть только те, у кого здоровье уже (или еще) весьма хорошее. Другие - не рискуют.
turtle_t
Oct. 17th, 2011 11:44 pm (UTC)
Ага, я тоже про это подумала. Но вообще говоря, те, кто на сегодняшний день дожили до сотни лет, ещё не пользовались никакими современными технологиями, чтобы родить детей после сорока. Оно у них само получилось. Т.е. они себе это, конечно, позволили, но только постфактум.

Автор исследования сначала связал долгожительство с особенно плодовитой репродуктивной системой. Но плодовитость -- само по себе понятие сложное, и пока что гипотеза такая, что главный вклад вносят собственно дети -- жизнь с ними и вокруг них омоложает пожилых мамаш.
(no subject) - anna_frid - Oct. 18th, 2011 04:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 18th, 2011 12:37 pm (UTC) - Expand
zuzlishka
Oct. 17th, 2011 11:38 pm (UTC)
мне кажется, что ребенку необходим какой нить родитель лет 18-20. Надежный, хорошо бы здоровый. А родить в старости - и с десятилетним не бегать, не прыгать, и покинуть его, не дождавшись внуков - ну не знаю, не нравится это мне...
fish_n_lilies
Oct. 17th, 2011 11:44 pm (UTC)
Брат старший.
Если бы мне предложили на выбор семью из одного-единственного кровного родственника, это был бы брат. Старший.
Имхо, самый необходимый персонаж )))
(no subject) - turtle_t - Oct. 17th, 2011 11:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fish_n_lilies - Oct. 18th, 2011 12:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 18th, 2011 12:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - fish_n_lilies - Oct. 18th, 2011 12:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - zuzlishka - Oct. 17th, 2011 11:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fish_n_lilies - Oct. 18th, 2011 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - zuzlishka - Oct. 18th, 2011 12:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - fish_n_lilies - Oct. 18th, 2011 12:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 17th, 2011 11:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zuzlishka - Oct. 17th, 2011 11:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 18th, 2011 12:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - zuzlishka - Oct. 18th, 2011 01:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - Oct. 18th, 2011 02:17 am (UTC) - Expand
lm644
Oct. 18th, 2011 01:44 am (UTC)
Не знаю... конечно, я устаю больше с младшей, которую родила в сорок, но зато мы не сходим с ума по всяким дурацким поводам... и внимания ей больше - не надо носиться по трем работам, и вообще - мы достаточно в себе уверены, чтобы позволить ей быть тем, кем ей хочется.
turtle_t
Oct. 18th, 2011 01:57 am (UTC)
О, так Вы, получается, кандидат в столетники :) А если серьёзно, то очень хорошо понимаю. Себе бы рожать не хотела, но когда работала нянькой в возрасте за сорок, поняла, что совсем по-другому смотрю на детские глупости и шалости, чем раньше. Оно, конечно, "свои-чужие" тоже играют роль, но и опыт тоже, да и темперамент уже не тот, многое воспринимаешь гораздо спокойнее.
(no subject) - lm644 - Oct. 18th, 2011 02:24 am (UTC) - Expand
m_petra
Oct. 18th, 2011 02:15 am (UTC)
У меня был очень большой педстаж - всю жизнь до - проработала в колледже и, заметив, одну, не скажу хорошую, закономерность, стала вести целенаправленное наблюдение, а именно - за девочками (мальчиков мало было), у которых "старые мамы". Интерес у меня был вполне шкурный - детей у меня тогда не было, поэтому шанс у меня если и был стать мамой, то "старой мамой".
Не хочу расписывать мои наблюдения (это надолго, и девиц много), но эти девочки отличаются. Среди ровесниц они немножко "старушки". Во всём. Впрочем, в "хорошую" сторону тоже - усидчивые, рассудительные.
Не знаю, то ли уровни гормонов у молодых рожающих и у старых - разные, а может, модели поведения у девочек перед глазами разные - степенные мамы-бабушки или энергичные мамы, занятые ещё и жизнью, мужчинами, нарядами, но...
если есть возможность родить в женском возрасте, а не в бабушковом, то лучше таки...
Спорить ни с кем не хочу - исключения есть всегда и везде.
turtle_t
Oct. 18th, 2011 02:25 am (UTC)
Про девочек-"старушек" интересное наблюдение. Моя мама родила брата в возрасте под сорок, так он не так, чтобы "старичок", но повышенными рассудительностью и степенностью в детстве таки отличался (сейчас в общем тоже).

Но Вы-то не "старая мама", так ведь?
(no subject) - m_petra - Oct. 18th, 2011 02:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - 0leneva - Oct. 18th, 2011 06:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - Oct. 18th, 2011 11:35 am (UTC) - Expand
karolina_rona
Oct. 18th, 2011 06:32 am (UTC)
Я думаю, что пока сама природа не поставит крест, можно рожать. Менопауза у женщин - лет в 50-55. До этого возраста рожать естественно. Потом - неестественно. Моя бабушка родила последних детей в 49 и 50 лет.
nemonroe
Oct. 18th, 2011 06:48 am (UTC)
Про естественную границу я тоже согласна. У моей свекрови мать была старшей из 16 детей, когда ее приходили сватать, самую младшую прятали, чтобы не отпугивала женихов :)
(no subject) - turtle_t - Oct. 18th, 2011 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karolina_rona - Oct. 18th, 2011 02:32 pm (UTC) - Expand
nemonroe
Oct. 18th, 2011 06:45 am (UTC)
Я своих детей рожала в 26, 34 и 39. Существенная разница для меня была только одна: с первым ребенком я умирала первые полгода от недосыпания, с последним этой проблемы не было вообще - я спокойно могу спать по 2 часа ночью, а потом нормально себя чувствовать в течении дня и работать. Спокойствия, конечно, тоже больше, бегаю и прыгаю точно также, мне это не тяжело, но теперь и не требуется особенно - они сами и без меня прекрасно бегают :)
По поводу предыдущего поста и статьи я подумала, что здесь уже и прозвучало, в общем-то: наверное, в этом возрасте появляется какая-то естественная потребность в маленьком родном человеке. Обычно эта потребность удовлетворяется появлением внуков, а в их отсутствие, видимо, вопрос для одиноких женщин становится очень острым, и они решаются на рождение ребенка.
Статистика по поводу рождения детей с синдромом Дауна мне известна, но вот все дети, которых я встречала в реальной жизни с этой болезнью, были от молодых родителей.
turtle_t
Oct. 18th, 2011 12:53 pm (UTC)
Да, мысль о поздних детях, как заменителей внуков, мне тоже в голову приходила. Хотя с другой стороны, я не слышала ни разу, чтобы женщина, у которой есть взрослые дети, но нету внуков (а такое сплошь и рядом), решалась бы рожать сама. Максимум, что я слышала-видела, они записывались в фостерные родители.

Интересно было узнать про Ваш опыт с детьми, спасибо.
(no subject) - hettie_lz - Oct. 18th, 2011 03:15 pm (UTC) - Expand
0leneva
Oct. 18th, 2011 07:09 am (UTC)
Сама я поздний ребенок, трудно доставшийся, и еще когда меня рожали - знали, что это последний шанс, другого не будет, и мама с начала беременности буквально поселилась в роддоме на сохранении, с полгода там жила, щас небось в цивилизованной стране так не поживешь. И вот несмотря на возраст и здоровенный жизненный опыт мои родители делали всё то же, что и молодые - разве что они гораздо авторитарнее средних родителей, как мне кажется. В результате я выросла вроде бы бунтарём, а не старушкой, старшего сына родила молодая, на воспитание его почти не обращала внимания, но именно он и родился как бы сразу взрослым и вырос занудой. И сколько я пытаюсь найти вокруг закономерности - не могу даже примерно уловить. Люди, ну матери, очень разные, и дети разные, кому так и надо было вроде поздно родить, хорошо получилось, а у кого проблемы, как кто ж их знает, от возраста ли они, в точности-то нельзя сказать.
turtle_t
Oct. 18th, 2011 01:03 pm (UTC)
Да, согласна, что строгих закономерностей в этом деле нету. Жизнь, она как литература -- каких только поворотов сюжета ни придумает.

А насчёт "лежать на сохранении", здесь и сейчас такие мамы тоже есть, только они лежат дома. По крайней смере, я про такую историю в книжке читала (очередном детективе, учителе жизни :)). Да, и в классике такие истории встречались, и тоже прописывался домашний постельный режим с визитами доктора.

И я вот думаю (самой тоже довелось полежать немного), что так-то оно в общем и лучше -- ну, дома. Ничего ж нам, сохраняющим, не делали, просто держали в больнице, а на просьбы выпустить домой, говорили, что не могут, потому что "дома вы сразу за швабру и кастрюли схватитесь". Т.е. больница была типа защитой от домашних обязанностей. Конечно, были наверное и более тяжёлые случаи, когда без больницы нельзя было обойтись.
(no subject) - hettie_lz - Oct. 18th, 2011 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 18th, 2011 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 18th, 2011 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 18th, 2011 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 18th, 2011 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 18th, 2011 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Oct. 18th, 2011 07:13 pm (UTC) - Expand
taki_net
Oct. 18th, 2011 04:27 pm (UTC)
36 и 42.

Плохо, что дедушки-бабушки умирают до того, как дети повзрослеют. Немного неуютно в комьюнити юных дев-мамаш:-) особенно мне:-)
turtle_t
Oct. 18th, 2011 05:59 pm (UTC)
Понимаю. Я-то к бабушке каждое лето ездила, лет до десяти (а потом уже спортлагеря пошли), а вот брат уже без бабушки рос, и он безусловно обделён. Нет, никаких заметных последствий, просто у него не было того, что было у меня, и это было счастье.

Про юных мамаш -- тоже понимаю, ещё как. Я же гуляю с внуками. Ну, иногда удаётся слушать книжки одним ухом. Но честно говоря, я вообще не очень компанейский человек, и не страдаю, а скорее наслаждаюсь своим положением маргинала и наблюдателя :) Папаш кстати, у нас не так уж мало, и они обычно тоже держатся особняком. Кроме парочки особенно экстравертных :)
bat_yakov
Oct. 23rd, 2011 05:23 am (UTC)
По личному наблюдению, такие дети(ЭКО, зрелые родители) более расторможены,сильнее других раздражают учителей, больше других апофигисты (по проявлениям конкурируют с младшими детьми других семей).

О пожилых людях, воспитывающих детей, было исследование В.Кагана в США, у меня нет ссылки. Там показано, что они плохо себя ощущают из-за несоответствия роли возрасту. Интересно, как это у поздних родителей.
( 54 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow