?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про эмоции

Я тут книжку прочитала, причём, от корки до корки (благо она короткая), что в последнее время у меня редко получается (только начну одну, а тут другая, ещё более интересная, отвлекает на себя, плюс работа, плюс жизнь...). Вот эту: Emotion. The Science of Sentiment. По-русски "Эмоции. Наука сентимента". Автор -- Дилан Эванс (Dilan Evans).

Пару слов про автора. Дилан Эванс выучился на психоаналитика, но разочаровался во фрейдизме и подался в эволюционные психологи. Эволюционный подход ощущается в его тексте, но он с ним не перебарщивает. Книгу эту он написал по материалам своей диссертации, в которой сделал сравнительный анализ современных и классических представлений об эмоциях. Очень интересно и даже драматично.

Если в двух словах, то главная его мысль наверное такая: эмоции являются неотъемлемой составляющей интеллекта. В каком-то смысле он адвокат эмоций, и это очень привлекает. Я ведь давно подозревала, что стереотипное противопоставление высокого интеллекта и низких чувств -- вещь неверная и искусственная. Всю книжку пересказывать не буду, но первую главу коротко перескажу -- уж очень она меня зацепила и хочется поделиться. По сути, в ней Эванс отвечает на вопрос: являются ли человеческие эмоции универсальными и врождёнными, или каждая культура вырабатывает свой набор эмоций, присущий ей в данный конкретный период времени?

Как выяснилось, ответ, даваемый наукой на этот вопрос, менялся со временем. В частности, в 20-м веке, вплоть до шестидесятых годов, среди антропологов превалировала идея, что у людей, родившихся в разных обществах, развиваются разные эмоции, и поэтому, например, белый западный человек не может до конца распознать и понять эмоций японца, и наоборот.

Конец этому заблуждению положил Пол Экман (Paul Ekman), тот самый знаменитый прообраз главного героя в сериале «Обмани меня» (Lie To Me). Тогда (в 60-е) он был молодым и начинающим, и начал очень удачно: сделал кросс-культурное исследование того, как люди воспринимают и расшифровывают выражения лиц незнакомых им людей, относящихся не к их культуре. Если в двух словах, то так. Он брал фотографии лиц "с выраженьем", ехал в разные тьму-таракани, показывал там эти фотографии и просил испытуемых описать, что чувствуют люди на картинках. Оказалось, в большинстве случаев все всё прекрасно понимали, несмотря на разные черты лица, цвет кожи, общий уровень цивилизации, язык и обычаи.

В результате Экман выделил набор базовых эмоций, присущих всем людям во всех культурах. Даже дети, слепые от рождения, выражают эти эмоции на своём лице, и взрослые люди из разных обществ трактуют их одинаково. К этим базовым эмоциям относятся:

* радость
* печаль
* гнев
* страх
* удивление
* отвращение.

Понятно, что на разных языках и в разных культурах они могут называться по-разному, но идея общая. Универсальность базовых эмоций указывает на их биологическую природу, и нейробиологи сейчас уже выяснили, что эмоции коренятся в лимбической системе мозга.

Разные культуры, однако, могут отличаться в правилах, регулирующих проявление эмоций. Те же японцы, например, с детства обучаются большой сдержанности. Но эксперименты, в которых производилась видеозапись, выявили, что в первые моменты эмоции написаны на лицах японцев точно так же, как у западных людей. Просто они быстро стираются, и лицо покрывается бесстрастной маской – как у опытных игроков в покер.

И всё же, кроме базовых универсальных эмоций, есть и культурно-обусловленные. Мы им обучаемся, впитываем их, вырастая в родной среде по схеме самоисполняющегося пророчества (self-fulfilling prophecy). Важно понимать, что они тоже вполне настоящие. Если по их поводу и есть обман, то это самообман. И как при любом настоящем самообмане, люди по-настоящему чувствуют, переживают, страдают (или наоборот), не могут ничего поделать и прочее в том же роде.

Одна из самых причудливых культурных эмоций была обнаружена и описана Экманом среди племён Новой Гвинеи. Она называется «быть дикой свиньёй» и представляет собой состояние, при котором человек ощущает и ведёт себя именно так – как дикая свинья. Интересно, что эту эмоцию переживают главным образом мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, имеющие трудности материального порядка. Общество в лице родственников и соседей относится к ним с пониманием и терпеливо пережидает, когда это эмоциональное состояние рассосётся. И сдаётся мне, что эта эмоция и у нас вполне имеет место быть, причём, у того же контингента. Просто мы её никак специально не назвали (хотя вполне можем назвать свиньёй ведущего так себя человека) и не всегда терпим.

Вообще говоря, врождённость тех или иных человеческих свойств, включая эмоции – это скорее вопрос степени, а не дихотомия «или-или». Высочайшей степенью врождённости отличается, например, наличие ног и рук, чуть менее врождённой является способность к изучению языка (ребёнок не заговорит, если не будет расти среди людей), а способность выучить какой-то определённый язык, ну, скажем, английский -- ещё менее врождённое свойство (отсюда и большие трудности у многих взрослых в изучении иностранных языков).

Базовые эмоции более врождённые, чем культурно-специфические, но и они нуждаются в неких минимальных человеческих условиях для нормального развития. К тому же они зачастую бывают сплавлены с культурно-обусловленными эмоциями, так, что их и не различишь и не разделишь. Одним из ярких примеров эмоционального состояния, представляющего собой смесь из базовых и культурно-обусловленных эмоций, является (романтическая) любовь.

Философ Пол Гриффитс (Paul Griffiths) выделяет не два, а три класса эмоций: базовые, культурно-обусловленные и так называемые высокие когнитивные эмоции (higher cognitive emotions), находящиеся по шкале врождённости между базовыми и культурными. Идея тут такая: высокие когнитивные эмоции развились в процессе эволюции, чтобы мы, люди, могли лучше уживаться в сообществе себе подобных. Главными среди них являются

* любовь
* вина
* стыд
* смущение
* гордость
* зависть
* ревность

Они встречаются в любой человеческой культуре, а вот среди низших животных их бывает трудно распознать.

Как бы ни классифицировать эмоции, на сколько групп ни разбивать, ясно одно: они представляют собой континуум с не очень чёткими границами между классами, нежели отдельные ящички. Сейчас, когда эмоционально-психологическое единство человечества доказано, общепринято и кажется очевидным, нам трудно понять, как учёные могли так долго заблуждаться по этому поводу и не видеть универсальность многих эмоций. Особенно учитывая тот факт, что часть из них (базовые – так точно) присущи не только людям, но и высшим животным. Об этом ещё Дарвин писал. Возможно, причина связана с ещё одним общечеловеческим свойством – склонностью прувеличивать не очень большие различия между разными социальными группами. Это свойство помогает нам определить свою культурную идентичность. Поэтому мы выделяем и концентрируем своё внимание на деталях, отличающих нас от чужаков, и пренебрегаем деталями, которые являются общими для нас.

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
dr_divisenko
Oct. 4th, 2011 07:48 pm (UTC)
Спасибо!
turtle_t
Oct. 4th, 2011 09:48 pm (UTC)
Рада, что Вам понравилось.
galina_vr
Oct. 4th, 2011 08:12 pm (UTC)
В этом отрывке я не вижу классического деления эмоций по длительности (аффекты, эмоциональное возбуждение, чувства). Или здесь рассматривается другая задача, что есть врожденное, а что культурно-обусловленное?
Но так или иначе третья группа рассмотренных вами эмоций может быть вполне отнесена к чувствам.
turtle_t
Oct. 4th, 2011 08:27 pm (UTC)
Ну, да, Галя, здесь именно про выяснение, что есть врожденное, а что культурно-обусловленное.

Насчёт чувств и эмоций -- это вопрос терминологический. И этот чувак, который ввёл понятие "высоких когнитивных эмоций", просто "по определению" явно имеет в виду целый клубок всяких чувств. Та же любовь -- это не одна эмоция и даже не одно чувство, если быть уж до конца дотошным, а много разных. Ну, и его терминология пока что не является общепринятой. Хотя некое здравое зерно в его подходе явно есть.
zuzlishka
Oct. 4th, 2011 09:29 pm (UTC)
Моя покойная собака Габи была высшее животное, без сомнения!
turtle_t
Oct. 4th, 2011 09:43 pm (UTC)
Это да, собаки -- животные высшие. А некоторые так и особенно.
v_i_n
Oct. 4th, 2011 09:32 pm (UTC)
*Я ведь давно подозревала, что стереотипное противопоставление высокого интеллекта и низких чувств -- вещь неверная...*
Светлана, в конце 30-х - начале 40-х прошлого века на лекциях по физиологии нервной системы А.А. Ухтомский говорил своим студентам, что серьёзные достижения в интеллектуальной сфере невозможны без глубоких чувств, испытываемых человеком.

Материалы этих лекций давно изданы...
turtle_t
Oct. 4th, 2011 09:42 pm (UTC)
Ну, так и до Ухтомского про это ещё Адам Смит целую книжку написал (а до него наверняка кто-то из греков про это догадался). Но после Смита появился Кант и здорово попутал людей. Хотя находились и те, кто не хотел путаться -- вот, как Ухтомский.

К слову, у меня назрел очередной пост в сообщество философов, куда Вы меня, можно сказать, сосватали :)
v_i_n
Oct. 4th, 2011 09:54 pm (UTC)
По-моему, Вы на меня за "сватовство" не в обиде. :)
Иолько оно Русское сообщество по философии - собственно философы избегают открытых дискуссий, появляются редко. Вот М.Н. Эпштейн не побоялся! :))

Всего Вам там доброго!
turtle_t
Oct. 5th, 2011 06:30 pm (UTC)
Конечно не в обиде, Ирина, а совсем наоборот :) Про Эпштейна наверное что-то пропустила, пойду посмотрю. Спасибо и взаимно!
v_i_n
Oct. 4th, 2011 09:40 pm (UTC)
"Вообще говоря, врождённость тех или иных человеческих свойств, включая эмоции – это скорее вопрос степени, а не дихотомия «или-или». Высочайшей степенью врождённости отличается, например, наличие ног и рук, чуть менее врождённой является способность к изучению языка (ребёнок не заговорит, если не будет расти среди людей), а способность выучить какой-то определённый язык, ну, скажем, английский -- ещё менее врождённое свойство (отсюда и большие трудности у многих взрослых в изучении иностранных языков)".
Простите, Светлана, но что хорошего Вы находите в этом примитивном "объяснении", автор которого откровенно ничего не знает об условных и безусловных рефлексах, о 1-ой и 2-ой сигнальных системах, о доминанте... Ну и уровень у вас там, в америках! Пещера, ей-Богу...
turtle_t
Oct. 4th, 2011 09:43 pm (UTC)
Авто этой книжки -- британец, в Оксфорде работает. Вот он: Dylan Evans и вот: Dylan Evans. Ему можно написать :)


Edited at 2011-10-04 09:46 pm (UTC)
v_i_n
Oct. 4th, 2011 10:01 pm (UTC)
Поздравляю "британских учОных"!

О чём мне ему писать? Мне бы успеть объясить, что он должен был сказать, когда сказал то, что сказал! :))
turtle_t
Oct. 4th, 2011 10:10 pm (UTC)
А если серьёзно, Ирина, почему Вы считаете, что автор не знает того, что Вы перечислили? Каким образом сентенция, которую Вы процитировали, показывает его незнание этих вещей? Честно говоря, Вы меня прямо заинтриговали. И если Вы мне это покажете-докажете, я и сама ему об этом напишу :)
v_i_n
Oct. 4th, 2011 10:28 pm (UTC)
Идёт! :))

Но ближе к полудню: сейчас я иду к Морфею...
v_i_n
Oct. 5th, 2011 04:41 pm (UTC)
Светлана, я не рассчитала силёнок: сегодня-завтра не получается....
turtle_t
Oct. 5th, 2011 06:31 pm (UTC)
Ничего, Ирина, я не тороплю, как говорят америкосы, take your time.
v_i_n
Oct. 5th, 2011 06:43 pm (UTC)
Спасибо! Постараюсь не злоупотребить. :))
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow