Светлана Сененко (turtle_t) wrote,
Светлана Сененко
turtle_t

Category:

Про эмоции

Я тут книжку прочитала, причём, от корки до корки (благо она короткая), что в последнее время у меня редко получается (только начну одну, а тут другая, ещё более интересная, отвлекает на себя, плюс работа, плюс жизнь...). Вот эту: Emotion. The Science of Sentiment. По-русски "Эмоции. Наука сентимента". Автор -- Дилан Эванс (Dilan Evans).

Пару слов про автора. Дилан Эванс выучился на психоаналитика, но разочаровался во фрейдизме и подался в эволюционные психологи. Эволюционный подход ощущается в его тексте, но он с ним не перебарщивает. Книгу эту он написал по материалам своей диссертации, в которой сделал сравнительный анализ современных и классических представлений об эмоциях. Очень интересно и даже драматично.

Если в двух словах, то главная его мысль наверное такая: эмоции являются неотъемлемой составляющей интеллекта. В каком-то смысле он адвокат эмоций, и это очень привлекает. Я ведь давно подозревала, что стереотипное противопоставление высокого интеллекта и низких чувств -- вещь неверная и искусственная. Всю книжку пересказывать не буду, но первую главу коротко перескажу -- уж очень она меня зацепила и хочется поделиться. По сути, в ней Эванс отвечает на вопрос: являются ли человеческие эмоции универсальными и врождёнными, или каждая культура вырабатывает свой набор эмоций, присущий ей в данный конкретный период времени?

Как выяснилось, ответ, даваемый наукой на этот вопрос, менялся со временем. В частности, в 20-м веке, вплоть до шестидесятых годов, среди антропологов превалировала идея, что у людей, родившихся в разных обществах, развиваются разные эмоции, и поэтому, например, белый западный человек не может до конца распознать и понять эмоций японца, и наоборот.

Конец этому заблуждению положил Пол Экман (Paul Ekman), тот самый знаменитый прообраз главного героя в сериале «Обмани меня» (Lie To Me). Тогда (в 60-е) он был молодым и начинающим, и начал очень удачно: сделал кросс-культурное исследование того, как люди воспринимают и расшифровывают выражения лиц незнакомых им людей, относящихся не к их культуре. Если в двух словах, то так. Он брал фотографии лиц "с выраженьем", ехал в разные тьму-таракани, показывал там эти фотографии и просил испытуемых описать, что чувствуют люди на картинках. Оказалось, в большинстве случаев все всё прекрасно понимали, несмотря на разные черты лица, цвет кожи, общий уровень цивилизации, язык и обычаи.

В результате Экман выделил набор базовых эмоций, присущих всем людям во всех культурах. Даже дети, слепые от рождения, выражают эти эмоции на своём лице, и взрослые люди из разных обществ трактуют их одинаково. К этим базовым эмоциям относятся:

* радость
* печаль
* гнев
* страх
* удивление
* отвращение.

Понятно, что на разных языках и в разных культурах они могут называться по-разному, но идея общая. Универсальность базовых эмоций указывает на их биологическую природу, и нейробиологи сейчас уже выяснили, что эмоции коренятся в лимбической системе мозга.

Разные культуры, однако, могут отличаться в правилах, регулирующих проявление эмоций. Те же японцы, например, с детства обучаются большой сдержанности. Но эксперименты, в которых производилась видеозапись, выявили, что в первые моменты эмоции написаны на лицах японцев точно так же, как у западных людей. Просто они быстро стираются, и лицо покрывается бесстрастной маской – как у опытных игроков в покер.

И всё же, кроме базовых универсальных эмоций, есть и культурно-обусловленные. Мы им обучаемся, впитываем их, вырастая в родной среде по схеме самоисполняющегося пророчества (self-fulfilling prophecy). Важно понимать, что они тоже вполне настоящие. Если по их поводу и есть обман, то это самообман. И как при любом настоящем самообмане, люди по-настоящему чувствуют, переживают, страдают (или наоборот), не могут ничего поделать и прочее в том же роде.

Одна из самых причудливых культурных эмоций была обнаружена и описана Экманом среди племён Новой Гвинеи. Она называется «быть дикой свиньёй» и представляет собой состояние, при котором человек ощущает и ведёт себя именно так – как дикая свинья. Интересно, что эту эмоцию переживают главным образом мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, имеющие трудности материального порядка. Общество в лице родственников и соседей относится к ним с пониманием и терпеливо пережидает, когда это эмоциональное состояние рассосётся. И сдаётся мне, что эта эмоция и у нас вполне имеет место быть, причём, у того же контингента. Просто мы её никак специально не назвали (хотя вполне можем назвать свиньёй ведущего так себя человека) и не всегда терпим.

Вообще говоря, врождённость тех или иных человеческих свойств, включая эмоции – это скорее вопрос степени, а не дихотомия «или-или». Высочайшей степенью врождённости отличается, например, наличие ног и рук, чуть менее врождённой является способность к изучению языка (ребёнок не заговорит, если не будет расти среди людей), а способность выучить какой-то определённый язык, ну, скажем, английский -- ещё менее врождённое свойство (отсюда и большие трудности у многих взрослых в изучении иностранных языков).

Базовые эмоции более врождённые, чем культурно-специфические, но и они нуждаются в неких минимальных человеческих условиях для нормального развития. К тому же они зачастую бывают сплавлены с культурно-обусловленными эмоциями, так, что их и не различишь и не разделишь. Одним из ярких примеров эмоционального состояния, представляющего собой смесь из базовых и культурно-обусловленных эмоций, является (романтическая) любовь.

Философ Пол Гриффитс (Paul Griffiths) выделяет не два, а три класса эмоций: базовые, культурно-обусловленные и так называемые высокие когнитивные эмоции (higher cognitive emotions), находящиеся по шкале врождённости между базовыми и культурными. Идея тут такая: высокие когнитивные эмоции развились в процессе эволюции, чтобы мы, люди, могли лучше уживаться в сообществе себе подобных. Главными среди них являются

* любовь
* вина
* стыд
* смущение
* гордость
* зависть
* ревность

Они встречаются в любой человеческой культуре, а вот среди низших животных их бывает трудно распознать.

Как бы ни классифицировать эмоции, на сколько групп ни разбивать, ясно одно: они представляют собой континуум с не очень чёткими границами между классами, нежели отдельные ящички. Сейчас, когда эмоционально-психологическое единство человечества доказано, общепринято и кажется очевидным, нам трудно понять, как учёные могли так долго заблуждаться по этому поводу и не видеть универсальность многих эмоций. Особенно учитывая тот факт, что часть из них (базовые – так точно) присущи не только людям, но и высшим животным. Об этом ещё Дарвин писал. Возможно, причина связана с ещё одним общечеловеческим свойством – склонностью прувеличивать не очень большие различия между разными социальными группами. Это свойство помогает нам определить свою культурную идентичность. Поэтому мы выделяем и концентрируем своё внимание на деталях, отличающих нас от чужаков, и пренебрегаем деталями, которые являются общими для нас.
Tags: книги, любовь, люди, психология, социальная психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments