?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вопрос про термин

Есть ли в русском языке термин, который описывает (одним или парой слов) вот такое:

способность распознавать закономерности и схватывать суть сложных вещей и ситуаций.

А если кто знает такой термин в других языках, тоже интересно.

PS Вот, откуда у моего вопроса ноги растут: The New Humanism. Цитирую эту фразу:

Metis: the ability to see patterns in the world and derive a gist from complex situations.

Что за "метис" такой -- ни один словарь не даёт. А если гуглить, то только этот источник и выскакивает...

Апдэйт. Спасибо всем откликнувшимся. Как выяснилось благодаря вам, немало, оказывается, слов, которые про это говорят с разной степенью точности и "специальности", я даже не ожидала...

Comments

( 61 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
levkonoe
Apr. 23rd, 2011 08:47 pm (UTC)
ум?
turtle_t
Apr. 23rd, 2011 09:03 pm (UTC)
Ну, в общем, конечно, да. Но хотелось бы знать, есть ли более узкий термин. Может, что-то (переводное) из области писхологии...
(no subject) - accion_positiva - Apr. 23rd, 2011 10:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Apr. 24th, 2011 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - accion_positiva - Apr. 24th, 2011 01:00 pm (UTC) - Expand
accion_positiva
Apr. 23rd, 2011 08:47 pm (UTC)
Интуиция. В моем понимании интуиция это самое и есть )
turtle_t
Apr. 23rd, 2011 09:06 pm (UTC)
Да, во многом так, согласна. Для меня это тоже оно. Но интуиция, кажется, всё-таки чуточку поширше. Она ведь и на уровне "почуять" подвох или опасность бывает. Т.е. это тоже "ухватить суть", но особенную. А вообще, пока что это самое близкое к идее получается...
gavris
Apr. 23rd, 2011 08:49 pm (UTC)
аналитическое мышление:)
oleposya
Apr. 23rd, 2011 09:04 pm (UTC)
+1
(no subject) - esya - Apr. 23rd, 2011 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Apr. 23rd, 2011 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleposya - Apr. 24th, 2011 01:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Apr. 24th, 2011 11:21 am (UTC) - Expand
elpervushina
Apr. 23rd, 2011 08:56 pm (UTC)
сообразительность :))
turtle_t
Apr. 23rd, 2011 09:07 pm (UTC)
Ну, да, в каком-то смысле оно :)
zuzlishka
Apr. 23rd, 2011 09:01 pm (UTC)
Догадливость
turtle_t
Apr. 23rd, 2011 09:07 pm (UTC)
Да, оно, но догадливость ширше и, скажем там, амфорней. Но из той же оперы.
esya
Apr. 23rd, 2011 09:05 pm (UTC)
insight
turtle_t
Apr. 23rd, 2011 09:06 pm (UTC)
Вот да, туда же и интуиция. А как по-русски insight употребляют?
(no subject) - esya - Apr. 23rd, 2011 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Apr. 23rd, 2011 09:10 pm (UTC) - Expand
zina_z
Apr. 23rd, 2011 09:10 pm (UTC)
прозорливость?
turtle_t
Apr. 23rd, 2011 09:11 pm (UTC)
Тоже очень близко. Если в паре с озарением, так и вообще сто процентов. И корень тот же, надо же...
emmy_l
Apr. 23rd, 2011 09:21 pm (UTC)
Во времена, когда переводы Хайнлайна только что появились, и все их вдруг прочитали, распространилось слово "грокнуть". Именно в этом значении. :) Теперь забыли. Да впрочем, у Хайнлайна to grok означало нечто другое.

Просто вспомнилось.
turtle_t
Apr. 23rd, 2011 09:24 pm (UTC)
:)

Т.е. сам концепт осознан и термин востребован. Это вообще здорово...

Edited at 2011-04-23 09:45 pm (UTC)
time_digger
Apr. 23rd, 2011 10:27 pm (UTC)
голова на плечах
turtle_t
Apr. 24th, 2011 11:20 am (UTC)
Да уж, без головы на плечах ничего не распознаешь и не схватишь :)
egorfine
Apr. 24th, 2011 12:17 am (UTC)
системное мышление
лучшего варианта мне не приходит в г.
lightik
Apr. 24th, 2011 12:37 am (UTC)
Re: системное мышление
+1 к системному мышлению
Re: системное мышление - turtle_t - Apr. 24th, 2011 11:19 am (UTC) - Expand
dandorfman
Apr. 24th, 2011 01:36 am (UTC)
Индукция (лат. inductio — наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.[1]

Различают полную индукцию — метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности, и неполную индукцию — наблюдения за отдельными частными случаями наводит на гипотезу, которая, конечно, нуждается в доказательстве
turtle_t
Apr. 24th, 2011 11:16 am (UTC)
Да, очень близко к сути, но всё-таки индукция, так же, как и аналитическое мышлением, подразумевает протяжённость этого процесса во времени. А слово "схватывать" у меня ассоциируется с быстротой. Т.е. типа взглянула -- и озарило... Но как вариант -- подходит, конечно.
vbminsk
Apr. 24th, 2011 03:05 am (UTC)
insightful or discerning
turtle_t
Apr. 24th, 2011 11:07 am (UTC)
Да, оно, прозорливость и проницательность.
realjouir
Apr. 24th, 2011 04:34 am (UTC)
Смекалка
turtle_t
Apr. 24th, 2011 11:06 am (UTC)
Близко, да, но всё-таки чересчур общо. Т.е. как синоним для замены пойдёт, но в самом начале нужно всё-таки что-то более узкое и особенное...
(no subject) - realjouir - Apr. 24th, 2011 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Apr. 24th, 2011 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - realjouir - Apr. 24th, 2011 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Apr. 24th, 2011 11:52 am (UTC) - Expand
Из Вики - realjouir - Apr. 24th, 2011 11:51 am (UTC) - Expand
Re: Из Вики - turtle_t - Apr. 24th, 2011 11:54 am (UTC) - Expand
Re: Из Вики - realjouir - Apr. 24th, 2011 11:54 am (UTC) - Expand
acrogamnon
Apr. 24th, 2011 05:44 am (UTC)
Логико-интуиция/NT (особенно БЛ+ЧИ/Ti+Ne)
turtle_t
Apr. 24th, 2011 11:03 am (UTC)
Ну, наверное, особенно если принять дополнительное условия обходиться только терминами соционики...
jovich
Apr. 24th, 2011 06:12 am (UTC)
Если не подходит ИНТУИЦИЯ, то есть АНТИЦИПАЦИЯ (предвосхищение) - в философии и психологии — предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события. Представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия.

А про то "откуда растут ноги" - может быть (др.-греч. Μῆτις [Ме́тис] — «мысль, премудрость») - теософы взяли на вооружение эту тетю:)
turtle_t
Apr. 24th, 2011 11:01 am (UTC)
О, точно! Ноги растут определённо отсюда! Ну, какая же вики всё-таки богатая, а я её на этот раз даже не стала проверять (и совершенно зря).

А вот антиципация сама по себе концепт довольно скользкий, на предубеждение похоже...
(no subject) - jovich - Apr. 24th, 2011 11:38 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 61 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow