Светлана Сененко (turtle_t) wrote,
Светлана Сененко
turtle_t

Category:

Про афро-американцев

У меня есть рабочая гипотеза (которую разделяет, в частности, hettie_lz), что "мы" -- советские и пост-советские люди -- во многом похожи на американцев, но скорее не на белых, а на чёрных. Понятное дело, что такие утверждения грешат обобщениями и неверны во многих частных случаях. Как бы то ни было, а я подготовила краткий социальный обзор этой группы американского населения, пользуясь вполне официальными и даже научными источниками. Мне кажется, что наша близость видна даже из этих сухих фактов и цифр. Но может я ошибаюсь. Буду благодарна за отклики, в частности, выражение отношения к моей рабочей гипотезе.

Афро-американцы составляют примерно 13% населения США (в натуральном исчислении это примерно 36 млн. человек). Географическое распределение по стране неравномерное: больше всего их насчитывается в южных штатах (56%); на среднем западе и северо-востоке на них приходится по 18%, а на западе страны всего 10%. Город Атланта (штат Джорджия) имеет неофициальное название «Черной Мекки» (там самый высокий процент афро-американцев, причем, многие из них живут вполне хорошо).

Больше половины афро-американцев (51,5%) являются городскими жителями (среди белых этот показатель составляет всего 21,1%); ещё 36% обитают в пригородах (тут как раз предпочитают жить белые –56,8% из них); оставшиеся 12,5% (и 22,1% белых) проживают в сельской местности.

Разделение населения США по полам не строго равномерное: на 49% мужчин приходится 51% женщин. Отдельно для афро-американцев эта разница еще больше: 48% мужчин и 52% женщин.

Многие важные социальные показатели, характеризующие афро-американцев, отличаются от общеамериканских в худшую сторону. В частности, уровень бедности почти в три раза превышает этот показатель для белых: 33,1% по сравнению с 12,2% (по данным за 2002 год; сейчас еще хуже). Уровень безработицы в два раза выше: до кризиса 11% против 5% для белых; сейчас 16% против 8% для белых (в среднем для всех 9,6%). Особенно плохо с работой для молодых: безработица среди чернокожих подростков (15 – 19 лет) колеблется от 37 до 50% (в зависимости от «где и когда»).

Треть афро-американских мужчин в возрасте от 20 до 30 лет прошли через тюрьму (включая условные сроки). Несмотря на то, что афроамериканки составляют всего 13% от женского населения страны, на них приходится половина населения женских тюрем. Частично такой перекос вызван «войной с наркотиками» (это отдельная тема).

Средняя продолжительность жизни афро-американцев на 5-7 лет короче, чем белых жителей США. Уровень насильственных смертей среди афро-американской молодёжи в возрасте от 15 до 24 лет превышает этот показатель для белых сверстников в десять раз!

Пока что шли более или менее известные факты. Малоизвестно другое. Более трети афро-американцев сейчас уже относятся к среднему классу, а то и выше. В эту подгруппу входят люди образованные, профессионалы, имеющие полноценные семьи и живущие в собственных домах.

Плата за успех: многие из них испытывают так называемый би-культурный стресс: чувство вины за свои достижения, ограничения «стеклянного потолка» и изоляцию. Чем выше по карьерной лестние, тем их меньше, да и на средних уровнях они составляют меньшинство. У них маргинальный статус: белые их не принимают за своих, а черные порой отвергают, как предателей (это исторически сложилось; надо бы отдельно об этом написать).

Несмотря на то, что подавляющее большинство афрро-американцев традиционно голосует за демократов (по крайней мере начиная со времен президента Рузвельта и его «Нового курса» по выходу из «Великой депрессии» 30-х годов), у них существенно более консервативные взгляды по сравнению с демократическим мйэнстримом. В частности, в пользу однополых браков выступает 52% демократов «вообще» и только 30% чернокожих членов демократической партии. По итогам знаменитого калифорнийского референдума в 2008 году, большинство участников-демократов (64%) проголосовали за однополые браки (а точнее, против их запрета), большинство афро-американцев (70%) поддержали запрет.

Заметный контраст между убеждениями и реальностью. Так, взгляды на внебрачный секс и внебрачных детей у афро-американцев весьма консервативны, а в реальности среди них чрезвычайно высок процент семей, состоящих из одиноких матерей с детьми.

Среди американцев, старше 15 лет, в браке состоят 53,4% от общего числа и всего 33,8% афро-американцев, причем, отдельно для чернокожих женщин этот показатель ещё ниже (29,1%; скорей всего из-за асимметрии в межрасовыхбраках: пары, состоящие из чернокожего мужчины и белой женщины, встречаются гораздо чаще, чем наоборот).

По сравнению с менталитетом белых жителей США афро-американский менталитет более коллективистский и менее индивидуалистический. Среди его характеристик социальные психологи выделяют уязвимость из-за межличностных отношений, важность мнения окружающих, склоность к кооперации, взаимозависимость, соединение с природой. По контрасту, у белых больше в чести индивидуализм, уникальность, соревновательность, покорение природы (совладание с природой).

Следствие былого рабства и сегрегации: повышенная чувствительность к формальным знакам уважения (точнее, неуважения, хоть реального, хоть кажущегося) при общении. В частности, за неуважение может быть воспринято обращение просто по имени со стороны малознакомых людей. Взгляд в упор, «глаза в глаза» может быть интерпретирован как конфронтация или агрессия.

Бедность влияет на все – образование, собственное достоинство, качество и стиль жизни. В случае проблем со здоровьем, отношениями в семье, первая реакция – нежелание признать, что нужна помощь специалистов («сами разберемся»). Склонность держать секреты внутри семейной системы, чтобы не «позориться перед людьми». Недоверие к правительству и социальным службам – «большой брат» не заботится о нас, а просто хочет нас контролировать. Увлечение нетрадиционной медициной.

Сильные стороны традиционной афро-американской культуры: крепкие связи между соседями; ориентация на учебу, работу и карьерные достижения, по крайней мере в идеале; относительная гибкость в распределении семейных ролей; бытовая религиозность, вовлеченность в церковную общину, высокий авторитет священников.

Многие афро-американцы существуют не сами по себе или в рамках нуклеарной семьи, а в тесной связи с расширенной семьей, предоставляющей экономическую и эмоциональную поддержку. В частности, в случае одиноких матерей с детьми забота о последних была бы невозможна без помощи многих родственников, старших детей, близких друзей (скорей подруг), а то и соседей.

Общепринятой «по факту» считается женская роль добытчицы, кормящей семью. У части мужчин заметен мачизм, тогда как многие другие мужчины нередко спокойно выполняют традиционные женские семейные роли. Среди поведенческих черт ценится настойчивость. Многие родители стремятся воспитать в детях самоуважение, несмотря на расистские предубеждения.

Пожилые люди традиционно уважаемы, по крайней мере на словах. Дети зачастую обращаются за помощью и советом не к родителям, а к бабушкам и дедушкам. В семьях, где нет отца, роль заместителя главы (по крайней мере в принятии каждодневных решений) обычно переходит к старшему ребенку.
Tags: Америка, демография, социальная психология
Subscribe

  • Ссылки для Даши

    Данный пост является обещанной репликой в фейсбуковской дискуссии: По поводу плакатов с мужчинами. Нормальные ссылочные посты в фейсбуке делать не…

  • Три отрывка про семью и отношения

    Как оно нередко бывает, наложились несколько разных текстов на тему. Как бы о разном, но по сути об одном и в ту же степь. Начну с короткой цитаты…

  • Новости про Шотландию

    Интересно получается: как референдум в Шотландии, так все об этом пишут, а свежую новость про новое шотландское правительство, в котором женщин и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

  • Ссылки для Даши

    Данный пост является обещанной репликой в фейсбуковской дискуссии: По поводу плакатов с мужчинами. Нормальные ссылочные посты в фейсбуке делать не…

  • Три отрывка про семью и отношения

    Как оно нередко бывает, наложились несколько разных текстов на тему. Как бы о разном, но по сути об одном и в ту же степь. Начну с короткой цитаты…

  • Новости про Шотландию

    Интересно получается: как референдум в Шотландии, так все об этом пишут, а свежую новость про новое шотландское правительство, в котором женщин и…