Светлана Сененко (turtle_t) wrote,
Светлана Сененко
turtle_t

Про Питера и Элис Гоулэндов

Я не знала, кто такой Питер Гоулэнд (Peter Gowland), пока он не умер в марте нынешнего года в возрасте 93 лет, о чём сообщила Нью-Йорк таймс: Peter Gowland, a Photographer Whose Women Graced 1,000 Walls, Dies at 93. Заголовок самообъясняющий, дословно так: "Умер фотограф, чьи женщины украсили тысячу журнальных обложек" (речь идёт о его фографиях этих женщин, конечно).

Вообще говоря, сам жанр гламурных фотографий полуголых красавиц в соблазнительных позах для настенных календарей и обложек журналов типа Плэйбой (pin-up girls) меня не особенно привлекает. Если уж выбирать, на кого из полуголых людей глазеть, то мне лично мужчины интереснее. Но тут, во-первых, выяснилось, что сам фотограф в молодости был вполне подходящей моделью для жанра pin-up boys (если бы таковой существовал):



Но самое интересное -- это то, что его личный успех (да ещё в таком "мужском жанре") на самом деле является успехом семейной команды, точнее даже семейного предприятия, равноправным партнёром в котором выступала его жена, урождённая Элис Адамс, в замужестве Гоулэнд. Она была не просто помощницей и тенью творческого мужа, а генератором идей (прежде всего бизнесового плана), соавтором (писала тексты для их двадцати пяти совместных книг, сотен статей и десятка лекций) и даже, похоже, лидером в их паре -- по крайней мере, когда речь шла о деле. Не говоря уже о том, что Элис и Питер Гоулэнд прожили вместе 68 лет – со дня свадьбы в 1941 году до момента, когда смерть разлучила их в 2010-м. Это и само по себе редкость, а тут ещё такая работа мужа – с такими соблазнами :)



Пару слов о них до встречи. Питер Гоулэнд родился в семье киноактёров (папа был знаменитым в своё время, мама не очень). Родители развелись, когда Питеру было два года, и он остался жить с отцом. Его детство прошло буквально на съёмочной площадке. Ему, разумеется, тоже прочили актёрскую карьеру, которую он собственно и начал в возрасте полутра месяцев (а в более позднем возрасте снялся в эпизодической роли в фильме-легенде "Гражданин Кэйн"). Питеру однако интересней было то, что происходило по другую сторону камеры. И даже больше, чем кино, его интересовала фотография, в которой он довольно рано проявил талант. Судите сами -- вот снимок, сделанный им в 13 лет:



Кроме того, что Питер фотографировал на съёмочных площадках (сначала подпольно, пользуясь своим положением сына звезды, и пряча фотоаппарт в бумажный кулек для ланча, а потом и вполне легально -- он был чуть ли не первым, кому позволили это дело; не исключено, что по блату, а может и за талант), он ещё шлялся по калифонийским пляжам и делал снимки симпатичных девушек, и это у него тоже получалось удачно. Летом 1941 года один его приятель привёл к нему домой свою тогдашюю подружку, Элис Адамс -- чтобы заказать её фотографии для себя (знал бы он, чем дело кончится...).

Элис была на четыре года моложе Питера, её родители были совсем не актёрами, и на неё произвел большое впечатление и сам Питер, и его фотографии, и его "пляжный домик", который он перестроил своими руками (оборудовав, в частности, фото-лабораторию). Вообще, он был рукастый и сам разработал несколько фотокамер, самыми удачными из которых потом пользовались и ФБР-овцы, и такие мастера коммерческой фотографии, как Анни Лейбовиц. Вот здесь можно на его изобретения посмотреть: A HISTORY OF GOWLAND CAMERAS

После этого визита Элис бросила своего тогдашнего ухажёра и решила захомутать Питера. Как ни цинично это звучит, но в этом ей помогла война. Довольно скоро (7 декабря 1941) произошла историческая бомбёжка Пёрл-Харбора, и она тут же позвонила Питеру, чтобы поплакаться: два её брата служили на флоте. Слово за слово, они встретились, начались свидания, ухаживания... "Уже через две недели я затащил её в постель", -- через много лет хвастался Питер репортёрам, -- "Ага, сначала женившись на мне", -- добавляла Элис. Они бы может и не спешили бы с браком, но Питера тоже призвали в армию и отправили на фронт -- военным фотографом.

И вот тут начиначется самое интересное. Обнаружив многочисленные фотографии полуголых девиц в фото-архиве мужа, молодая жена не спалила их в припадке ревности, а стала продавать по 200 долларов за штуку (по тем временам весьма не хилая сумма).



Вообще, Элис очень серьёзно подошла к увлечению Питера, решив сделать из него не просто профессионального фотографа, способного прокормить семью своим творчеством, но настоящую звезду. Поскольку попытки нанять агента в Нью-Йорке не увенчались успехом, она сама стала рассылать его работы по разным изданиям. Она же стала писать статьи (за него и вместе с ним), предложила сделать фото-сессию их первой дочки для детского журнала и т.д.

После войны Гоулэндам пришлось начинать сначала, и им сильно помог государственный заём, который давали тогда демобилизовавшимся военнослужащим, на который они купили и оборудовали фото-студию. Самое сложное было -- найти клиентов. Элис стала ходить по богатым виллам и, представившись корреспонденткой Лос-Анжелес Таймс (что не соответствовало истине), предлагала хозяевам сделать статью об их доме с фотоиллюстрациями. В результате Гоулэнды опубликовали серию статей в таких журналах, как Modern Photography, Popular Photography, Rangefinder, Photo Techniques, Better Homes & Gardens, Pageant и других. А вскоре поступил первый заказ от "Плэйбоя".

Самой знаменитой моделью Гоулэнда была наверное именинница этой недели, актриса Джейн Мэнсфилд. В те времена она была "начинающей", и, к слову, после съёмки прислала ему благодарственную открытку -- это было довольно нетипично и очень мило.



А вот съемка другой "начинающей", которая тоже стала потом супер-мега-звездой -- Рэкел Уэлч. К слову, критерий будущей популярности модели по Гоулэнду было число сторонних наблюдателей, собиравшихся поглазеть на съёмки. Вообще говоря, их не могло быть слишком много, поскольку он снимал, хоть и на пляже, но не в самых людных местах; и в этом плане у Уэлч вполне чемпионские показатели:



Джоан Коллинз он называл мечтой фотографа:


А вот кого из звёзд он так никогда и не снял -- так это Мэрилин Монро. Он об этом жалел...

В 1953-м году вышла книжка Гоулэнда "Как фотографировать женщин" (а в общей сложности они с женой сделали и издали 25 книг и фотоальбомов, включая бестселлер "Figure Photography"). С тех пор он стал считаться главным экспертом в этом деле, и они с Элис ездили с лекциями не только по Штатам, но и в других странах:



Гоулэнд снимал и мужчин, чаще всё-таки одетых.

Альфред Хичкок:


Генри Миллер:


Но больше всего мне нравятся их шуточные фотографии с женой. Я у себя приведу самые весёлые, а вот тут их много: shooting ourselves



А ещё Гоулэнд несколько раз по жизни пересекался с Рейганом. Сначала в юности, когда они оба подвизались в киноиндустрии. Потом были ещё всякие встречи, а под конец, когда Гоулэнд лежал в больнице с инфарктом, ему пришлось освобождать единственный номер-люкс (куда он в общем-то и не стремился), чтобы в его койку положили Рейгана, сломавашего бедро. По печальной иронии судьбы сам Гоулэнд умер от осложнений при операции как раз по поводу сломанного бедра... Впрочем, в 93 года от всего умереть можно... Вот тут они с женой персонифицируют Рональда и Нэнси:



В общем, хорошо человек жизнь прожил, со вкусом...
Tags: история, люди, семья, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments