Светлана Сененко (turtle_t) wrote,
Светлана Сененко
turtle_t

Categories:

О психологических теориях и системах образования

Среди множества вполне разумных и полезных психологических теорий о детях и их развитии есть две, которые, похоже, сильно повлияли на то, как учат в школе "у нас" и "у них".

Первая – это теория когнитивного развития швейцарца Жана Пиаже. Вообще, он большой молодец хотя бы потому, что стал по сути первым крупным ученым, понявшим, что дети – это вовсе не маленькие и глупые взрослые, и если они чего-то не делают или делают не так, как мы хотим, то это не (только) из-за упрямства и шалости, а (зачастую) потому, что они воспринимают и понимают мир не так, как мы, взрослые.

Пиаже рассматривал (интеллектуальное) развитие ребёнка, как процесс созревания, «раскручивания внутренней пружины», которому родители и учителя могут разве что помогать, создавая подходящие условия, предоставляя информацию и свободу. Он напирал на важность активного взаимодействия ребёнка с окружающей средой, считая такой способ познания даже более важным, чем формальное образование (вот за это его больше всего и критикуют).

Пиаже разработал теорию четырёх стадий развития, причём, переход от предыдущей к последующей стадии происходит в виде качественного прыжка, в результате которого ребёнок научается лучше решать проблемы и логичнее рассуждать. Развитие это начинается чуть ли не с рождения, и, в частности, известная привычка очень маленьких детей всё тащить в рот – это тоже способ познания мира. Другими словами, он видел мотивацию для обучения и развития идущей изнутри («организмический подход»).

Меня особенно тронуло его наблюдение (каюсь, что я, мама двоих уже вполне взрослых детей, этого как-то не заметила :)), что маленький ребёнок не сразу постигает концепцию сохранения (массы). Чтобы понять, в чём тут дело, лучше всего привести пример: если дочка хочет «две сосиски, как у папы», то до какого-то возраста с ней пройдёт трюк, когда её сосиску просто режут пополам, и она этим вполне удовлетворяется :)

Ещё один важный момент в теории Пиаже – адаптация, в виде двух дополняющих друг друга процессов. Во-первых, ассимиляция – принятия дополнительной, «расширяющей» информации в существующую систему знаний («эта бумажка странной формы, оказывается, может стать самолётиком»). Во-вторых, аккомодация – модифицирование системы знаний под воздействием нового опыта («я не могу поднять эту штуку одной рукой, как делала всегда, не попробовать ли подключить вторую?»).

В общем, у него много чего любопытного, но я слишком увлеклась...

Теорией, буквально контрастирующей с теорией Пиаже, является социо-культурная (или культурно-историческая) терия «нашего» Льва Выготского. Он разрабатывал её в Советском Союзе в 20-х – 30-х годах, что не могло не отразиться на сути. А суть, коротко, такая. Дети развиваются не в вакууме, а в конкретной культурно-исторической среде (в социальном контексте). Родители, учителя и более продвинутые дети обучают ребёнка всяким идеям и навыкам в процессе социальных итеракций.

И вот тут начинается очень интересное. Выготский говорит, что если взять двух детей, которые оба ещё не знают и(или) не умеют чего-то, и показать им, что это такое и(или) как это делать, то может статься, что один ребёнок сразу схватит, а другой – нет. Это значит, что дети отличаются между собой по готовности к этому знанию или навыку. Эту готовность он назвал «зоной ближайшего развития». А задачу учителей-родителей определил как стремление всячески запихивать знания и умения в эту самую зону, чтобы заодно её и расширять. Он так и пишет: "Эту зону создает обучение, которое должно «забегать вперед развитию»".

Ну, вот, а теперь вернусь к началу. У нас, сколько я помню, всегда была система образования в форме «напихивания знаниями». Далеко не всем и не всё, что было по программе, удавалось запихнуть, конечно, но многое таки впихивалось и застревало (какой ценой – это отдельный разговор). В Штатах, как известно, система другая. О деталях я сейчас не буду, но идеи Пиаже в ней явно просматриваются.

На вопрос: «Какая система лучше и правильней?», наверное можно ответить вопросом же: «А какая теория лучше или правильней?» Правильный ответ – они обе хорошие и правильные. Надо только не принимать ни одну из них за единственную и незыблемую, а применять обе – разумно и осторожно. И будет нам всем счастье :)

К слову, они ровесники, оба родились в 1896 году, но Пиаже прожил долгую жизнь и умер в 1980 году, а Выготский как-то подозрительно умер в 1934-м (правда, он болел туберкулёзом)...
Tags: детская психология, история, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments