?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про подростков

Где-то уже с полгода назад меня попросили (в форме комментария к посту про семью и отношения) поделиться, если есть, чем-нибудь «хороше-полезным про подростков почитать».

Я с готовностью согласилась. Думала, накидаю ссылок по-быстрому, и дело с концом – поскольку в последнее время, куда ни ткни, везде публикуются интересные (англоязычные) материалы о подростках и их мозгах, от New York Times и TED до Psychology Today и даже National Geographic, не говоря уже о многочисленных книжках в Амазоне. Более конкретные ссылки я и впрямь накидаю в конце, а сейчас попытаюсь изложить сухой остаток того, что сама узнала, сходив по ним. Дело в том, что источники мои англоязычные, а моя «заказчица», насколько я понимаю, не владеет инглишем на уровне, а главное, инфа в них довольно контроверсионная, и интерпретировать ее можно по-разному. Результатами своих попыток разобраться делюсь ниже.

Постановка и история вопроса

Подростковым считается возраст, расположенный между детством и (ранней) взрослостью -- от начала полового созревания до момента, когда человек начинает функционировать как взрослый, примерно от 12-13 до 17-19 лет.

Первое, что бросается в глаза, когда начинаешь изучать тему -- это фундаментальная дилемма: является ли подростковый возраст объективным феноменом, связанным с биологическими, физиологическими факторами развития, или же это социальный конструкт, определяемый местом (боль-мень развитые страны) и временем (боль-мень продвинутое общество).

Тут уместно вспомнить, что идея выделения подростков в особую группу «уже не детей, но еще не взрослых» возникла всего лишь чуть более ста лет назад, и этому способствовали два связанных между собой социальных сдвига, происшедших в это же время (не везде в мире, конечно, но в той его части, что обычно называется западной цивилизацией): запрет на использование детского труда и введение всеобщего школьного образования.

Интересно, что в наше время, когда все больше людей не ограничиваются школьным аттестатом и идут учиться в вузы, возраст достижения полноценной взрослости отодвинулся еще дальше. Как результат, уже обсуждается идея выделения нового этапа развития: «ранней взрослости» или «развивающейся взрослости» (Early Adulthood).

Открытия последних лет в области нейробиологии говорят в пользу объективности восприятия подросткового возраста (или отрочества), как особенного периода развития, обусловленного эволюцией. Некоторые авторы даже убеждены, что благодаря ему люди собственно и стали людьми. В пользу такой оценки, в частности, говорит тот факт (основанный на анализе древних ископаемых), что два события произошли одновременно с пред-людьми в процессе превращения их в Homo sapiens: (1) их мозг увеличился до современных размеров и (2) время, необходимое для полного созревания как собственно мозга, так и личности, им обладающей, превысило десять лет. А тот факт, что раньше подростковый возраст «не замечали», говорит всего лишь о том, что человечество само ещё продолжает развиваться – как в моральной, так и в материальной сферах. Грубо говоря, уровень самосознания людей повышается с каждым поколением, и этому процессу сильно помогает не только накопление и распространение естественно-научных знаний, но и банальное повышение общего уровня жизни.

Трудный возраст: стереотип восприятия или объективная реальность?

Главные претензии, предъявляемые к подросткам, можно разделить на три связанных между собой класса: социальное бунтарство, эмоциональная нестабильность и рисковое поведение. Что это: стереотипы восприятия взрослыми подрастающих детей или реальные проблемы, свойственные подростковому периоду?

Первым специалистом, описавшим типичные признаки «трудного возраста», считается (по крайней мере в Штатах) американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл ( G. Stanley Hall), автор двухтомника «Adolescence», вышедшего в свет более ста лет назад (в 1904 году). В нем он красочно описал, как, вступая в подростковый возраст, спокойные и послушные дети внезапно превращаются в монстров: перечат родителям и учителям, демонстрируют резкие перепады настроения, ведут себя импульсивно и крайне неосторожно, что нередко ведет к антисоциальным поступкам и даже преступлениям.

В отличие от основоположника подростковедения, современная психология, не отрицая наличия проблем, скорее защищает переходный возраст от чрезмерной демонизациии, и более того, призывает взрослых, которые вынуждены иметь с ними дело, к пониманию, толерантности и оглядке на себя. Коротко по пунктам обвинения.

(1) Конфликты с родителями и другими взрослыми. Исследования подтверждают, что конфликтность в отношениях между подростками и их родителями и впрямь повышается, особенно в начале пубертата. Однако в большинстве случаев уровень конфликтности вскоре снижается и сравнивается со средними показателями, ожидаемыми при вынужденном сожительстве взрослых родственников на одной жилплощади. Анализ природы этих конфликтов показывает, что отнюдь не всегда в них виноваты представители подрастающего поколения: родители сами не так уж редко готовы воевать из-за совершенно неважных вещей, типа длины волос и юбок, круга друзей или хобби.

Главное же, многие взрослые бывают совершенно не готовы признать (со всеми вытекающими) простой и важный факт: бунтующие подростки всего лишь выполняют заложенную в них природой социально-биологическую программу, необходимую для успешного функционирования во взрослом состоянии. Методом нажатия на все кнопки они устанавливают независимость от родителей. Отсюда вытекает стратегия разумного родительского поведения по отношению к новоявленным бунтовщикам: вместо ужесточения контроля и эскалации конфликтов, им следует мягко отпускать вожжи, оставаясь рядом для помощи и совета – если попросят и/или понадобится.

(2) Неожиданные и немотивированные (особенно для окружающих взрослых) перепады настроения (с перекосом в негатив) у подростков тоже не миф, а довольно часто наблюдаемое явление, и тоже вполне законное. Народная мудрость связывает их с гормонами, ответственными за превращение человеческих детенышей в половозрелых особей. Связь эта похоже и впрямь существует, но не прямая. Главный виновник эмоциональной нестабильности – стресс, поскольку подростки переживают физическую перестройку организма, и впрямь вызываемую гормонами. По сути им приходится на ходу привыкать к новому телу и его особенностям – весьма стрессовая ситуация, хоть и обусловленная естественными причинами. Ну, а что чувствуют и как ведут себя люди любого возраста в условиях стресса, известно (а ежели нет, то сходите по ссылке, и узнаете).

Кроме тела, в подростковом возрасте бурно развивается мозг (об этом подробнее чуть ниже), благодаря чему они начинают понимать тонкие и неоднозначные вещи из мира взрослых, а как известно, «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Короче говоря, жизнь у подростков полна стресса и осознания сложности бытия – как тут оставаться спокойными и уравновешенными? Не каждый взрослый справится.

Чем могут помочь человеку, переживающему кризис, его близкие? Универсально действующими средствами: пониманием, сочувствием и реальной заботой. Какие родительские проявления не принесут пользы, а наоборот, осложнят жизнь и самих подростков и их семьи в целом? Вобоще говоря, взрослеющим детям много чего может не нравиться, и вовсе не обязательно, что их претензии к «предкам» всегда законны и разумны. Но вот чего родителям стоит избегать, так это (открытого) раздражения, пренебрежения и отчуждения. Короче говоря, всего того, что и взрослые люди плохо переносят по отношению к себе. Особенно важно подчеркнуть, что подростки видят мир взрослых не просто более ясно, но зачастую еще и под критическим углом зрения, плюс у них появляется особенно чутье на ложь. Так что, кроме всего прочего, родителям следует учиться принимать своих созревающих чад всерьез и не врать им без особой нужды.

(3) Рисковое поведение. И тут наука во многом соглашается со стереотипами. По сравнению с другими демографическими группами, подростки отличаются самым высоким процентом употребления алкоголя и наркотиков, незащищенного секса и небрежного вождения. По американским данным, число преступлений среди подростков повышается вместе с возрастом примерно до восемнадцати лет, а затем резко падает. Пик употребления алкоголя и наркотиков приходится на чуть более поздний возраст – примерно двадцать лет, после чего тоже снижается. График автомбильный аварий имеет похожий характер с максимумом, сдвинутым еще дальше – на возраст «двадцать с небольшим хвостиком».

В чем стереотипы скорей всего не верны, так это в определении корней повышенной склонности подростков к риску и антисоциальному поведению. Согласно распространенному мнению, они просто не понимают опасности и по дурости считают себя неуязвимыми. Стало быть им надо получше и покрасочней объяснить, чем чреваты выходы из зоны безопасности – они проникнутся, испугаются и больше не будут.

К сожалению, это не так, или хотя бы не всегда и не во всём так. Опрос за опросом обнаруживает, что теоретически они все знают и понимают. В частности, между взрослыми и подростками практически нет разницы в оценках риска ситуаций и поведения – хоть априорных, хоть апостериорных. С другой стороны, уровень рисковости поведения подростков почти не уменьшается после того, как им дают дополнительную информацию на тему – не действуют на них «взрослые страшилки».

Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, надо затронуть тему развития человеческого мозга.

Мозг подростков: социо-эмоциональная нейронная сеть против когнитивно-контролирующей

До самого недавнего времени научный консенсус был таков, что человеческий мозг особенно быстро растёт и развивается в первые годы жизни, и архитектура мозга окончательно оформляется, если не на все сто, то на 95 процентов, к пяти- шестилетнему возрасту.

Исследования последних лет, в частности, с помощью Функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), обнаружили, что есть ещё один период в жизни людей, когда происходят глобальные структурные изменения в мозге, и этот период приходится как раз на отрочество.

Тут уместно заметить, что, строго говоря, нет такого времени в жизни людей, когда мозг совсем бы не менялся и не развивался. Я имею в виду феномен нейропластичности, тоже открытый совсем недавно. Раннее детство и подростковый возраст выделяются интенсивностью и «природной запрограммированностью» таких перемен.

Оба эти периода бурного роста и развиия мозга имеют сходные черты, в частности, такую поразительную вещь, как синаптический прунинг. Если в двух словах, то «прунинг» – это англоязычное слово, означающее подрезку кустов или деревьев, оформление кроны. Применительно к развитию мозга это феномен заметного уменьшения числа нейронных связей, «усушка и утруска» мозга – одновременно с его структуризацией и упорядочиванием.

В периоды, непосредственно предшествующие прунингу, в мозгу закипает работа: ежеминутно в нём образуются новые нейронные связи. Как результат, мозг 12- 13-летних детей в среднем больше мозга их родителей! На следующем этапе, длящемся примерно восемь лет, часть этих связей отмирает, а оставшиеся постепенно покрываются жировым электропроводным веществом белого цвета, называемым миелин. По-научному этот процесс называется миелинизацией, а его суть может быть описана формулой «лучше меньше да лучше»: по сравнению с «голыми», миелинизированные связи между нейронами функционируют более быстро и эффективно.

К слову, синаптический прунинг и миелинизация – эволюционный механизм развития мозга, присущий не только людям, но и многим животным. Разница в том, что у людей он происходит более масштабно и с более четким делением на две фазы: сначала бурный и как бы беспорядочный рост, а затем обрезка лишнего и приведение в порядок оставшегося.

Судя по всему, различные участки мозга подростков развиваются с разной скоростью. Первой созревает так называемая социо-эмоциональная нейронная сеть (socioemotional network), важную роль в которой играет дофамин. В последнее время об этом нейромедиаторе много пишут, особенно в контексте всевозможных аддикций, включая романтическую любовь (вот, к примеру, что я писала пять лет назад: Любовь под микроскопом ).

Дофамин – «многостаночник», участвующий в регуляции многих процессов в организме людей. В контексте подросткового развития, особенно важно, что он вызывает чувство приятного возбуждения, прибавляет энергию, помогает фокусировать внимание и побуждает активно искать вознаграждение, в частности, получать (заслуженное) одобрение членов социальной группы, к которой мы принадлежим, и/или с которой себя идентифицируем. Так вот, есть резоны полагать, что в подростковом возрасте дофамин активизируется в ситуациях повышенного риска, особенно в социальном контексте. Говоря по-простому, когда подростки (праздно) тусуются в группе себе подобных, у них появляются непреодолимые желания выкинуть что-нибудь эдакое, чтобы кореша восхитились и зауважали, и эти стремления – не просто дурь, а проявление механизмов, выработавшихся в результате эволюции.

К счастью, рисковое поведение подростков постепенно сходит на нет по достижении ими возраста «за двадцать» – когда окончательно созревает «когнитивно-контролирующая нейронная сеть» (cognitive control network), в функции которой входит рациональный анализ информации, долгосрочное планирование, предвидение отдаленных последствий и контроль за импульсивными порывами. Центральным элементом этой системы является префронтальная кора головного мозга – участок, расположенный сразу за лобными костями.

Влияние друзей: как оно работает

Большинство взрослых, вспоминая свои отроческие годы, признают, что наиболее безрассудные и отчаянные поступки они совершали не в одиночку, а в компании сверстников. Обычные объяснения этому факту сводятся к двум сценариям: либо в группе есть заводила, дурно влияющий на остальных, либо индивидуумы, наиболее склонные к риску, ищут себе подобных, чтобы куролесить вместе. Очевидно, что оба этих сценария встречаются, но, как показали недавние исследования нейропсихологов, наиболее типичным и распространенным является третий, наиболее простой: само лишь присутствие сверстников рядом резко снижает осторожность и осмотрительность даже у вполне разумных и рассудительных подростков, побуждает их на активный поиск всевозможных залихватских приключений. Надо заметить, что этот феномен касается исключительно подростков. Чем старше они становятся, тем слабее он выражается, и полностью сходит на нет у взрослых.

Результаты экспериментов, выявивших вред от присутствия сверстников на поведение подростков, были опубликованы впервые в 2005 году, и первая реакция коллег на них была скорее скептической и недоверчивой. Эксперимент был простой: участников случайным образом делили на две группы; те, кто попали в первую группу, играли в видеоигру на вождение автомобиля в одиночку, во вторую – в присутствии сверстников. Оказалось, что степень риска и, как результат, фатальных аварий был существенно выше во второй группе – но только если в качестве испытуемых брались подростки – взрослые игроки рисковали одинаково как в пристуствии, так и в отсутствии наблюдателей.

С тех пор подобные эксперименты неоднократно повторялись, и каждый раз подтверждали первоначальную гипотезу. Недавняя их вариация показала, что присутствие сверстников побуждает подростков не только больше рисковать, но и сильнее стремиться получить немедленное вознаграждение – пусть даже меньшее, чем если бы они немного подождали. Конкретно, студентам колледжа предлагали выбрать: либо они сейчас же получат за проделанную работу 200 долларов, либо сумма оплаты возрастет до тысячи доларов, но будет выдана через полгода. Оказалось, что число тех, кто выбирали сумму в пять раз меньшую, но немедленную, резко подскакивало, если рядом с ними находились однокурсники.

Наиболее интересный вариант изначального эксперимента был проведен даже не с людьми, а с лабораторными мышами – впрочем, во вполне человеческой ситуации, а именно: им предоставляли неограниченный доступ к алкоголю. Надо сразу сказать, что так же, как люди, мыши охотно напивались. Тем не менее, объем выпитого мышами-подростками сильно повышался в присутствии мышей-сверстников по сравнению с ситуацией, когда им приходилось пить в одиночку, тогда как взрослые мыши выпивали «свою личную норму» вне зависимости от наличия или отсутствия собутыльников.

Важно отдавать себе отчет, что эксперимент с мышами-пьяницами – это не просто с забавная байка, а показатель того, что рассматриваемая особенность подростков не только реальна, но и, похоже, глубоко вмонтирована в нашу природу, причем, даже не общечеловеческую, а «обще-животную».

Зачем они такие? или Риск и эволюция

Очевидными представляются, как минимум, три аргумента в защиту рискового поведения подростков.

Во-первых, на личностном уровне, готовность и умение идти на риск – исключительно полезное свойство, необходимое для достижения успеха практически в любой деятельности и в любом жизненном сценарии. Кто-то рискует меньше, кто-то больше, но вряд ли хоть кому-то в течение жизни удается избежать элементов непредсказуемости с существенной вероятностью негативного исхода. Мы рискуем, когда решаем, на кого будем учиться, где жить, с кем дружить, за кого выходить замуж, чем заполнять досуг... И это даже в сравнительно мирные времена – риски в периоды кардинальных социальных перемен и гибридных войн и так очевидны. И когда учиться рисковать правильно, как ни в юном возрасте?

Если подняться с личностного на уровень социума, то есть основания полагать, что повышенное стремление к рискованным предприятиям, затеваемым и совершаемым группами юных сверстников, является важным эволюционным приобретением, с помощью которого человечество исследовало и осваивало всяко-разное неизведанное и новое. Так что, по-хорошему, молодым должна быть не только дорога, но и почет – ведь именно благодаря их безрассудству и тяге к приключниям мы, люди, достигли нынешних эволюционных и цивилизационных высот.

Третий аргумент – собственно эволюционный. Как мы помним, эволюция работает так, что шанс передасть свои гены потомкам существенно выше у тех, кто благополучно доживают до репродуктивного возраста. Другими словами, у тех, кто, хоть и рискуют, но им либо везет, либо их риск не заходит за фатальную черту. Беда в том, что современные условия жизни довольно сильно отличаются от тех, в которых развивалось рисколюбие человеческих подростков. Поэтому, например, мало кто из них погибает сейчас от неосторожного лазания по деревьям или карабкания по скалам – именно эти рисковые навыки и умения были необходимы нашим далеким предкам. Существенно большее их число гибнет от неосторожного вождения автомобиля или передозировки наркотиков. Судя по всему, эволюция еще не успела вывести людей с генами разумной езды и устойчивости к химическим аддикциям, так что кое-кому из нынешних молодых подготовлена участь эволюционной выбраковки. Остальным остается уповать на везение и пытаться хотя бы иногда использовать свой и родительский разум.

Что делать родителям?

Как видим, подростковый период – испытание серьезное, и готовиться к нему тоже следует всерьез и сильно заранее, чтобы к наступлению критического возраста среда, в которой будут тусоваться ваши отпрыски, сложилась бы скорей здоровой и конструктивной, нежели праздной и проблематичной. Совсем хорошо, когда у них есть не одна среда, несколько разных и при этом неплохих сред обитания. Из общих соображений, к позитивным средам относятся всевозможные специализированные школы, кружки по интересам, спортивные секции и музыкальные студии.

К сожалению, гарантий безопасности не может дать ни одна среда. И главной опорой и надеждой в жизни подростков остаются родители – несмотря на явную тенденцию к отчуждению от них, которую переживают и еще больше демонстрируют взрослеющие дети. Беда в том, что, как написала авторесса статьи из «Нью-Йорк таймс» о своей дочери-подростке: «То, что нужно ей, отличается от того, что я думаю, нужно ей. Возможно, так было всегда, но ей потребовалось вырасти, чтобы смочь сказать мне это».

Кроме нужды в понимании и эмоциональной поддержке, у подростков есть и вполне конкретные потребности, обеспечить которые им надо бы помочь. Первейшая и элементарнейшая из них – сон. Подростки в массе своей страдают от недосыпания, и не только по своей вине. Да, они и впрямь склонны по ночам втыкать в планшеты и телефоны, играть в компьютерные игры, смотреть телевизор или проверять содержимое хородильника. С этими милыми привычками надо бороться по мере сил и возможностей. С другой сторны, им объективно становится труднее засыпать из-за того, что в отрочестве настроиваются на новый лад внутренние биологические часы и система балансировки между сном и бодрствованием (sleep-wake homeostasis). Важная деталь этой настройки – существенное укорачивание фазы медленного сна, предполагаемо связанной с восстановлением энергозатрат и с закреплением осознанных «декларативных» воспоминаний. Сухой остаток: подросткам нужно спать в среднем не менее девяти часов в сутки, а главное, им просто физически необходимо вставать позже, чем детям и взрослым! Американская педиатрическая ассоциация так и пишет на своем сайте: Дайте им поспать: ААП рекомендует сдвигать начало школьного дня на более позднее время для средне- и старшеклассников – как меру по борьбе с недостатком сна у подростков .

Понятно, что эту проблему невозможно решить исключительно на уровне семьи, без помощи учителей и школьной администрации. Интересно, что по моим смутным воспоминаниям, когда я училась в последних классах харьковской физико-математической шаколы номер двадцать семь, а было это почти уже полвека назад, начало занятий передвинули на полчаса позже, что, к слову, почти решило проблему моих практически ежедневных опозданий. Кто был инициатором и продвигателем этого благого дела, я до сих пор не знаю, но в любом случае это было как-то «не по-советски», или точнее, «по-советски с человеческим лицом» – как впрочем, многое в этой школе.

Кое-какие ссылки на кое-какие публикации

Тексты эти в основном англоязычные, но один хороший русскоязычный текст я тоже нашла.

The mysterious workings of the adolescent brain
Rebels and the Cause - The Adolescent Brain
Teenage Brain is Work in Progress
Inside the Teenage Brain
A Neuroscientist’s Survival Guide to the teenage brain

Вопросы на засыпку:
The Terrible Teens. What’s wrong with them?
Why Teenagers Act Crazy?
The modern teenager: myth or marvel?
Why Teenagers Don’t Talk to Their Parents and What You Can do About it Now With Your Toddler

Влияние друзей:
Friends Can Be Dangerous

Опасность мозговой травмы:
Teens with past brain injuries more likely to use drugs

Про сон и пользу более позднего начала школы:

Let Them Sleep In: Docs Want Later School Times for Teens
It's Time To Let Teenagers Sleep The Way They Want—And Start School Later
Schools wake up to sleepy students and consider later teaching hours
The Science of Sleepy Teenagers
Delay school start times to help young people catch up on sleep

И напоследок русскоязычная ссылка, которая правда оказалась переводом с немецкого: Письмо, которое ваш подросток не может вам написать

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
marinta
Oct. 13th, 2015 02:44 pm (UTC)
Очень интересно.
Скопировала, перечитаю на досуге - задам вопросы, можно?
turtle_t
Oct. 13th, 2015 03:17 pm (UTC)
Да, конечно, спрашивайте. Мне и самой полезно будет.
zuka1
Oct. 13th, 2015 05:27 pm (UTC)
Интересно, спасибо.
Толпа плохо влияет не только на подростков, а на людей вообще.
turtle_t
Oct. 13th, 2015 08:03 pm (UTC)
И то верно -- про толпу. Но с подростками плохое влияние может иметь даже не толпа, а пара приятелей / приятельниц, а то и один индивидуум рядом -- лишь бы он(а) был(а) того же возраста. Есть исследования, когда проверяли, как влияет на осторожность водителей наличие пассажира / пассажирки в машине. Выяснилось, что на взрослых водителей никак, а на подростков сильно, и конечно в худшую сторону. Вот, например: Carrying passengers as a risk factor for crashes fatal to 16- and 17-year-old drivers.
meamia
Oct. 13th, 2015 05:44 pm (UTC)
Спасибо большое, очень интересно и познавательно!
meamia
Oct. 13th, 2015 08:53 pm (UTC)
Спасибо большое, очень интересно и познавательно!
turtle_t
Oct. 13th, 2015 09:31 pm (UTC)
Спасибо вам за внимание и добрые слова.
meamia
Oct. 14th, 2015 02:19 am (UTC)
Я расшарила среди друзей в фейсбуке, надеюсь, вы не против - хотелось бы распространять такое знание.
turtle_t
Oct. 14th, 2015 12:51 pm (UTC)
Я только за. Спасибо!
hettie_lz
Oct. 14th, 2015 02:43 pm (UTC)
Очень!
turtle_t
Oct. 14th, 2015 03:16 pm (UTC)
Спасибо!
foxik1
Oct. 14th, 2015 05:10 pm (UTC)
Вы так замечательно всё изложили, спасибо! Можно я дам ссылку сюда в своем Фейсбуке?
turtle_t
Oct. 14th, 2015 08:45 pm (UTC)
Да, конечно! Спасибо!
foxik1
Oct. 14th, 2015 08:53 pm (UTC)
Спасибо!
livejournal
Oct. 15th, 2015 11:45 am (UTC)
О детях и подростках
Пользователь varana сослался на вашу запись в своей записи «О детях и подростках» в контексте: [...] а другой - давний: Особенности подросткового возраста: http://turtle-t.livejournal.com/633219.html [...]
lavinya
Oct. 22nd, 2015 08:01 am (UTC)
Большое спасибо! Прочла дважды теперь буду потихонечку осваивать ссылки. Потащила в фейсбук.
turtle_t
Oct. 22nd, 2015 02:43 pm (UTC)
Рада, что пригодилось и спасибо за распространение!
livejournal
Oct. 22nd, 2015 01:23 pm (UTC)
Про подростков
Пользователь ninka сослался на вашу запись в своей записи «Про подростков» в контексте: [...] Оригинал взят у в Про подростков [...]
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow