?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть две группы стран:

1) Франция, Бельгия, Италия, Дания, Люксембург, Румыния.
2) Испания, Англия, Россия и Голландия.

Что объединяет между собой страны, входящие в одну группу, и отличает их от тех, которые входят в другую? Тут важно, что речь идёт о временах, когда все они были королевствами (царствами). И ещё одна важная добавка: до 20-го века.

В странах первой группы действовал салический закон, строго запрещавший женщинам принимать хоть какое-нибудь участие во власти, в частности, наследовать престол -- хоть лично, хоть в качестве "передаточного звена". Королевская власть передавалась от мужчины к мужчине, причём строго "по мужской линии".

В странах второй группы женщины имели право становиться королевами наряду с мужчинами (successio promiscua), хотя "первый приоритет" всё равно имели наследники мужского пола. Такой порядок иногда называется кастильским законом (вот на всякий случай ссылка на статью в вики про это дело: Престолонаследие).

Интересно, что в Англии такой порядок сложился постепенно, придя из цивильного законодательства, позволявшего женщинам получать наследство, и был закреплён конституционно. А в России совсем с другого конца -- потому что Пётр Первый единолично так решил и велел (а он видимо у голландцев этот обычай подхватил, вместе с кораблестроением, бритыми лицами и другими деталями).

Была ещё третья группа стран: Австрия, несколько германских королевств (Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртемберг), Греция. В них женщины могли наследовать трон, но только при очень особенных и не слишком часто встречающихся обстоятельствах.

И ещё одна любопытная деталь. Оказывается страна Люксембург появилась на свет как раз на почве вопроса женщин у власти. Сначала Люксембург был частью Нидерландского королевства, но когда у голландцев законным образом появилась королева Вильгельмина, люксембуржцы восприняли этот факт как нарушение своего собственного закона -- того самого, салического -- и использовали как повод для разрыва отношений.

Всё это (и многое другое) я узнала из прелюбопытнейшей книжки, которую сейчас читаю, вот этой: The Rights of Women: A Comparative Study in History and Legislation, автор Моисей Острогорский. До советской власти он дожил, а вот до равноправия женщин нет, даже до победы суфражизма не дожил. Очень интересно читать записки учёного и феминиста ещё "с той стороны черты", когда по дефолту всерьёз считалось и было законодательно утверждено во многих странах, что женщины -- не люди, по крайней мере, не личности.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
goldy_sh
Jun. 15th, 2013 02:09 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно.
turtle_t
Jun. 15th, 2013 02:23 pm (UTC)
Спасибо за отзыв.
emmy_l
Jun. 15th, 2013 02:10 pm (UTC)
Лично мне в качестве ответа пришло в голову "что-нибудь с женской линией наследования". Это не совсем правильный ответ - дело в наследовании, а во власти - но где-то рядом. :)
turtle_t
Jun. 15th, 2013 02:13 pm (UTC)
Так власть ведь наследовалась, так что как раз в точку.
lich_ona
Jun. 15th, 2013 02:17 pm (UTC)
Я тоже об этом подумала. Зато в Испании до середины 20 в. женщина могла угодить в тюрьму за измену мужу, а в России сейчас швах с правами женщин. Все течет, все меняется.
turtle_t
Jun. 15th, 2013 02:27 pm (UTC)
Да, глубокое удовлетворение по поводу происшедших перемен с правами женщин -- самая сильная эмоция, когда читаю. За понятными исключениями, которые печалят, да.
taki_net
Jun. 15th, 2013 02:14 pm (UTC)
Так надо было сказать "в 19 веке". Потому что в 20 веке правящие монархини были и в Дании, и в Люксембурге. Мнея глядя на тег сразу пришло в голову, что тут про женское наследование, но контрпримеры Дании и Люксембурга мешали.

Edited at 2013-06-15 02:15 pm (UTC)
turtle_t
Jun. 15th, 2013 02:21 pm (UTC)
Ага, добавлю сейчас, что всё это было до 20-го века.
rich_ka
Jun. 15th, 2013 02:38 pm (UTC)
Можу помилятись щодо Росії, але здається мені, що Павло 1 жіночу лінію відмінив.
turtle_t
Jun. 15th, 2013 03:02 pm (UTC)
Не совсем отменил, но сильно ограничил, сделал "полу-салической": Акт 5 апреля
vg36
Jun. 15th, 2013 04:57 pm (UTC)
"строго запрещавший женщинам принимать хоть какое-нибудь участие во власти"

Да, да, я буду педантом. Во Франции были регенты-королевы :0)
turtle_t
Jun. 15th, 2013 05:01 pm (UTC)
Да, у Острогорского про это тоже есть, но его пойнт, что регентство -- это отдельный институт, и что в той же Франции регенты (особенно регентши) не имели власти, а их обязанность была заботиться о недееспособном короле, пока он не войдёт в разум и силу.
hettie_lz
Jun. 15th, 2013 11:46 pm (UTC)
ой, это опять что-то читать надо :))? у меня уже очередь из трех книг на каждом из языков :)
turtle_t
Jun. 16th, 2013 04:03 pm (UTC)
Книжка интересная, но вот надо ли её обязательно читать, я не уверена. Разве что если есть особенный интерес к теме истории женских прав, на уровне человека, который хочет дисер на эту тему сделать (у меня лично примерно такой интерес, хотя дисера, ясный пень, не будет :))
hettie_lz
Jun. 16th, 2013 08:33 pm (UTC)
тогда не буду :)
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow