?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тут давеча френд вопрос задал, что читать десятилетней дочке, и ему много чего поотвечали. Дежурный, в общем, набор. Много и впрямь хорошего, а есть и просто привычное: от тошнотворно-советского до классического палп-фикшн.

А вот итог – что френд решил таки дочке на читалку залить: Детский набор

Сразу скажу, что нету у меня в планах возражать или критиковать выбор френда. Каждый родитель своему чаду хозяин и воспитатель, и это не обсуждается. Мне этот наглядный пример важен именно своей наглядностью. Ну, чистый же эксперимент и сам в руки приплыл. Остальное на заявленную тему под катом.

Во-первых, что бросается в глаза (не может не бросаться!) -- неимоверный перекос в сторону мальчиков и мужчин в качестве и авторов, и героев. Просто подавляющее большинство. И это ж таки наша русскоязычная реальность, увы.

Я ведь тоже была многочитающей девочкой, и не сразу, но в конце концов заметила дефицит книжек "про меня". Девочек-героинь в книжках моего времени было крайне мало, а те, что были, со мной не резонировали. Мне скорей хотелось быть на месте незадачливых героев-мальчишек, чем их назидательных сестёр. Первой и по сути единственной приемлемой книжкой про героиню-девочку была серия "Волшебник изумрудного города". При этом я не могу сказать, что Элли была похожа на меня -- скорей нет, чем да, но по крайней мере с ней я могла бы дружить и участвовать в совместных приключениях.

Потом подружка дала почитать "Динку" Осеевой. Вот это было откровение! Оказывается, и у несказочных девочек может быть свободная жизнь, богатая самостоятельными открытиями и даже кой-какими приключениями и тайнами. Прямо как не советская, а переводная книжка. Я честно говоря, до самого последнего времени не отдавала себе отчёт, что написала её та же самая Осеева, которая родила Васька Трубачёва со товарищи. (И к слову -- позволю себе прямой наезд -- была поражена выбором папы в пользу Васька наряду с полным игнорированием Динки. Почему??? Я понимаю ещё для мальчика, но ведь девочке же!...)

К сожалению, мимо меня почему-то прошла книжка Александры Бруштейн "Дорога уходит в даль". Во взрослом состоянии я выяснила, что "мои люди" (по склонностям, литературным вкусам, системе ценностей и т.д. и т.п.) относятся к ней как к культовой, а мне в своё время пришлось довольствоваться "Кондуитом и швамбранией", "Республикой Шкид", и "Белеет парус одинокий". Хорошие книжки, но ведь про мальчишек! А адекватная (и даже, говорят, превосходящая) про девочку хоть и была, да мне вовремя не досталась. (Обещала, что не буду, но придётся опять наехать: "Дорога" тоже почему-то не была включена в подарочный папин список. Да шо ж такое? И так книжек про девочек мало, а тут ещё вычёркивают самые лучшие! Ну, и чтобы совсем уже закрыть тему жалоб на вычеркнутое из предложенного: "чернильная" серия "самой влиятельной немки в мире" Корнелии Функе. Это и фантэзи, и девочка-героиня, и папа-герой! Нет, ну, правда, что может быть лучше в качестве подарка от папы?)

(Кстати, с этим папой мы в своё время разговаривли по поводу женщин-писательниц: его пойнт был, что их настолько мало, что и выбирать не из кого. Помните, Док? Вот, что я имею в виду: ни одной хорошей русской писательницы сходу не припомнил. Пять лет прошло... Жалко, что теперь и дочка точно так же "программируется". Вот, ёлки, опять наезжаю. Всё, больше не буду, теперь уже точно.)

Короче. Почитала я эти наши списки (вот тут ссылка ещё на один, более "официальный": Детская литература на Флибусте, плюс два поста в феминистках: Чтиво для дочки и Девочки, которые удивили мир), и решила проверить, а как с этим делом обстоит в англоязычном мире, в котором у меня теперь внуки растут. Сделала поиск по ключевым словам "books for girls 10 years old" и высыпалась куча сайтов со списками по жанрам и интересам. Я быстренько скопировала урожай с первой страницы и отсортировала, чтобы убрать повторяющиеся. В сухом остатке получилось 217 книжек. (Это ещё что: список лучших книжек для более старших девочек подростков насчитывает 950 наименований!) Тут и сказки, и научпоп, и приключения, и "жизненные" истории... Пересечения с нашим списком минимальны. Главным образом классика ("Серебряные коньки", "Маленькие женщины", Толкиен с Льюисом) плюс конечно Роулинг да та же Функе.

И ура-ура! В большинстве случае героини -- девочки, и очень разные девочки. Хотя мальчики тоже есть. Среди авторов женщины перевешивают, но мужчины, пишущие для и про девочек, тоже не редкость. Некоторые авторы повторяются дважды и больше -- и в одном списке разными книжками, и в разных списках -- как обязательный номер программы. Всего тридцать два таких имени. Завидую внучкам...

Приведу в качестве примера только одну -- Джуди Блум. Русскоязычной статьи в википедии про неё ещё нету, но по-русски её уже издают. В Озоне я нашла две книжки: Питер обыкновенной, или Младших братьев не выбирают и Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет. Про Питера ничего не знаю пока, хотя судя по названию, дочке френда может быть полезно (у неё как раз младший брат не так давно появился), а вот про вторую наслышана-начитана и всячески рекомендую. Хотя может, для десятилетки и рано, но вот в 11-12 -- самое то.

Вот, что написал про неё литературный обозреватель Тайм Лев Гроссман, включивший эту книжку в число ста наиболее влиятельных книг 20-го века:

В 1970 году можно было услышать коллективный вздох облегчения, когда Блум опубликовала эту революционную, разрушающую табу повесть для подростков: наконец, появилась книга, которая открыто говорит о сексе, не скатываясь ни в ханжество, ни в похотливость, и о религии, не скатываясь ни в брань, ни в снисходительность. За несколько месяцев до своего 12-летия Маргарет Саймон оказывается в новой школе, в новом городе и задает Богу кое-какие серьёзные вопросы. Например, когда у неё начнутся первые месячные? Какой лифчик ей лучше подходит? И если её мама еврейка, а папа христианин, то что ей делать: записаться в Союз христианской молодёжи или в Еврейский коммьюнити центр? Блум превратила миллионы подростков в читателей. Ей удалось это с помощью вопросов, на которые она не даёт простых и банальных ответов.


Отсюда: All Time 100 Novels/.

Пока искала, как у нас обстоят дела с книжками Джуди Блум, обнаружила очередной ляп русскоязычной википедии, который я уже поправила (и заодно дополнила статью). Раньше в вики-статье про книжку Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет было написано, что (цитирую старую версию) "Американской библиотечной ассоциацией из-за описания интимных подробностей жизни девочек эта книга была включена в сотню нежелательных книг (то есть книг, подлежащих изъятию из библиотек)."

Это пример ситуации, когда человек понял, что произошло убийство, а вот детали -- то ли Билла убили, то ли Билл убил -- уже не просёк. Да, есть такой список: 100 most frequently challenged books: 1990–1999, где эта книжка занимает почётное 60-е место (зато, кроме неё, там есть ещё четыре книжки Джуди Блум!). И ещё один, более свежий список: Top 100 Banned/Challenged Books: 2000-2009. В нём "Это я, Маргарет" скатилась до предпоследнего, 99-е места, а первое место заняла серия про Гарри Поттера.

Но Ассоциация включила книжку про Маргарет в этот список вовсе не потому, что в ней есть интимные подробности про девочек, а по совершенно противоположной причине: потому, что есть другие люди, не относящиеся к ассоциации, которые хотели и хотят ограничить доступ к этой книге, вплоть до запрета (может и из-за интимных подробностей, с них станется). А вот ассоциация как раз с такими вещами борется, прежде всего тем, что отслеживает такие факты и привлекает к ним внимание, в частности, печатая эти списки.

Точнее так. Ассоциация признаёт, что у родителей есть право ограничивать доступ своим детям к каким-то текстам, но распространять такой запрет на чужих детей они права не имеют. Причина простая: первая поправка к Конституции. При этом в каждом коммьюнити могут быть свои правила, согласно которым члены этой коммьюнити могут добиваться цензуры, в частности, запрещать или ограничивать какие-то книги. У себя -- не вообще.

Интересно, кто именно инициирует чаще всего такие запреты. Вот график:



Как видим, на первом месте, причём, с большим отрывом, родители. Непонятные "патроны", занимающие второе место -- это посетители библиотек, озабоченные посторонние, так сказать. Много разного рода чиновников. А вот церковники среди инициаторов хоть и есть, но их не так уж и много, как можно было бы предположить -- меньше, чем учителей. И что показательно -- ни одного библиотекаря!

А если вернуться к "интимным подробностям", то подозреваю, что автор старого текста в вики, который я поправила, отсебятину написал. Там ещё у него в начале фраза была, что книжка эта дескать рассчитана исключительно на девочек, что просто неверно, не говоря о том, что несправедливо: про мальчиков и их "интимные подробности" все читают и не жалуются, почему же про девочек зась?

Comments

( 75 comments — Leave a comment )
0leneva
Mar. 19th, 2013 03:55 am (UTC)
Джуди эту Блум у русских должны запретить. Там уже запретили нормальную книгу про секс для девочек-подростков. И эти запретят, вот увидите, там как раз все есть, чтоб запретили - про секс есть и про религию.
Про список же ниче не могу сказать, так как это ваш френд и у нас нету в планах его критиковать.
turtle_t
Mar. 19th, 2013 03:59 am (UTC)
К сожалению да, скорей всего запретят Джуди Блум. В лучшем случае просто замнут для ясности. Вон, книжка про девочек, удививших мир, вроде как и есть, и её не запрещали (и официально не запретят наверное), а купить её негде.
elpervushina
Mar. 19th, 2013 05:06 am (UTC)
Из неувядающей Американской классики мы с малчиком в свое время с удовольствием прочли книги Лоры Инглх Уайльдер: по сути ее автобиографию.
Еще любимые англоязычные книжки Г. Киссер-Призак "Тайны земли, или необыкновенное путешествие девочки" и Гэри Шмидт "Битвы по средам" -- там ГГ мальчик, но девочки и тетеньки присутствуют в ассортименте.
turtle_t
Mar. 19th, 2013 02:38 pm (UTC)
О, как хорошо, что эти книжки у нас уже есть в переводе!

Да, "Маленький домик в прериях" -- американская классика, и во многих списках есть, и для девочек, и для мальчиков. А если кто книжку не читал, так сериал смотрел.

Гэри Шмидт -- это уже современный американский автор, хотя часто пишет про историю. Он тоже очень уважаем, призы получает, и многие его книжки включены в разные списки.

Про "Тайны земли" ничего не слышала до сих пор. Проверила, вроде бы перевод с немецкого. Название очень привлекательное.

И согласна, что дело не в том, чтобы обязательно ГГ была девочка. Вот у того же Шмидта есть книжка "Lizzie Bright and the Buckminster Boy". Она скорее про мальчика, но он дружит с девочкой, и не просто девочкой, а совсем "другой" девочкой, и их дружба в имеющихся обстоятельствах -- двигатель сюжета и источник конфликта. Короче, это интересная и полезная история для всех читающих детей, независимо от их пола :)

Забыла сразу сказать: какие вы с малчиком молодцы, что про девочек книжки читаете :)

Edited at 2013-03-19 09:05 pm (UTC)
mfrid
Mar. 19th, 2013 05:19 am (UTC)
А Бруштейн, если говорить о русских писательницах и живых героинях?
mfrid
Mar. 19th, 2013 05:26 am (UTC)
Ой, извините, я почему-то проглядела ее упоминание в тексте.
semiurg
Mar. 19th, 2013 05:20 am (UTC)
" была поражена выбором папы в пользу Васька" - а что тут удивительного? Единственный существующий в природе критерий отбора книг, это "нравится/не нравится". Разумеется, в набор вошло то, что нравится отбирающему, а не то, что он бы не стал читать сам. Вы так всполошились, как будто в этой книжке нет USB-входа, а у дочки нет своего компьютера, и теперь она навечно обречена читать то, что ей залил папа, чтобы не дарить пустую книжку. :)

"Дорога" тоже почему-то не была включена в подарочный папин список. Да шо ж такое?" - первый раз вот тут услышал про этого автора. Что как бы намекает, что это не такая уж и классика :)

Видите ли, поскольку я равнодушен к гендерным страстям и считаю их, откровенного говоря, надуманными, то я подбирал книги по принципу "хорошие книжки", а не "книжки для девочек". Я не виноват, что это разные понятия. :)
А ребенок достаточно самостоятелен, чтобы читать то, что ему нравится, не читать то, что не нравится, и закачать себе в книжку "девачкового" ежели вдруг захочется. Как по мне, в 10 лет важнее любовь к чтению в принципе. Вот, прямо сейчас лежит и читает "Понедельник начинается в субботу" - ржет как пони. Ужасная книга, все герои - мужчины! Все!!!! Одна Наина Киевна Горыныч за весь женский пол отдувается.... Как я посмел дать ее ребенку?!! :))))
kate_nsk
Mar. 19th, 2013 05:55 am (UTC)
Ох-хо-хо-хо...
Разумеется, в набор вошло то, что нравится отбирающему, а не то, что он бы не стал читать сам.

Лично я — большой любитель клубники со сливками, но рыбе почему-то больше по душе червяки. Поэтому, отправляясь на рыбалку, я не думаю о том, чего хочу сам, — я думаю о том, чего хочет рыба.

А ребенок достаточно самостоятелен, чтобы читать то, что ему нравится, не читать то, что не нравится, и закачать себе в книжку "девачкового" ежели вдруг захочется.

Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа.
(no subject) - semiurg - Mar. 19th, 2013 06:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - kate_nsk - Mar. 19th, 2013 03:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - boruch - Mar. 19th, 2013 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dance_in_round - Mar. 19th, 2013 06:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - semiurg - Mar. 19th, 2013 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - dance_in_round - Mar. 19th, 2013 06:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - semiurg - Mar. 19th, 2013 06:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - dance_in_round - Mar. 19th, 2013 06:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - semiurg - Mar. 19th, 2013 06:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - dance_in_round - Mar. 19th, 2013 09:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - andreev - Mar. 19th, 2013 08:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - andreev - Mar. 19th, 2013 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - rezoner - Mar. 19th, 2013 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Mar. 19th, 2013 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Mar. 20th, 2013 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Mar. 20th, 2013 02:57 pm (UTC) - Expand
kyrylobo
Mar. 19th, 2013 05:24 am (UTC)
А ведь действительно - самые-самые-самые любимые в моем детстве книжки были "Волшебник изумрудного города", "Урфин Джюс..." (остальные книги из продолжения были слабее, да и выходили только в "Науке и жизни" в то время) и "Динка" Осеевой. "Динку" перечитывала, кстати, в течение всей жизни. И никогда не задумывалась о том, что, что главная героиня - девочка :). Спасибо тебе за это открытие :) При этом мне как ребенку из диссидентской семьи было очень неудобно, что мне так нравится книга о семье революционера:). Моя дочь "Динку" тоже читала с удовольствием, а вот "Васька" не стала - "какой-то он слишком правильный". Конечно, интересно, когда героиня девочка, но ведь когда герой мальчик - это тоже для девочки интересно, ведь уже в детстве идет определение - "вот такого я бы выбрала", да и понимание психологии противоположного пола не повредит. И в этом плане "Приключения Тома Сойера" хороши как введение в тему. А вообще так хочется думать, что наши внуки и пра-пра будут читать и любить те же книги, что и мы.
dance_in_round
Mar. 19th, 2013 06:28 am (UTC)
в детстве "выбрала"?!
поднимаю челюсть с пола.
мне лет до 16 было от души пох на реальных пацанов, выбирания их и отношения с ними. и всех - ВСЕХ! - персонажей мужеска пола я рассматривала только с точки зрения отождествления - как на человеков. "мое-не мое".
(no subject) - kyrylobo - Mar. 19th, 2013 06:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - dance_in_round - Mar. 19th, 2013 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - kyrylobo - Mar. 19th, 2013 07:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - dance_in_round - Mar. 19th, 2013 07:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - kyrylobo - Mar. 19th, 2013 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - dance_in_round - Mar. 19th, 2013 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Mar. 19th, 2013 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - april_story - Mar. 19th, 2013 08:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Mar. 19th, 2013 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kyrylobo - Mar. 19th, 2013 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Mar. 19th, 2013 09:07 pm (UTC) - Expand
antruma
Mar. 19th, 2013 06:55 am (UTC)
Я тоже в детстве прошла мимо Бруштейн, и даже знаю причину. :) Большинство книжек дома не подбиралось родителями целенаправленно, а просто было то, что удавалось достать/купить/взять почитать у знакомых. Вот Бруштейн как-то не попала. Прочитала только недавно, думаю, что в детстве была бы в восторге.

Но я в принципе не понимаю деления на девочковую/мальчиковую литературу. Я читала все подряд, и мои дети тоже. Мальчик вырос читающим, девочка - нет. Какой вывод из этого? Никакого!

И еще - например, Астрид Линдгрен - это кому читать, девочкам или мальчикам?
turtle_t
Mar. 19th, 2013 06:07 pm (UTC)
Астрид Линдгрен для всех хороша. А главное, я ведь не говорю, что девочкам надо читать только про девочек. Мой пойнт в другом: книг про девочек должно быть как минимум не меньше, чем книг про мальчиков. Разных, чтобы выбрать можно было.
(no subject) - antruma - Mar. 19th, 2013 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vg36 - Mar. 19th, 2013 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antruma - Mar. 19th, 2013 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vg36 - Mar. 19th, 2013 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Mar. 19th, 2013 09:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - avrelia - Mar. 20th, 2013 12:18 am (UTC) - Expand
april_story
Mar. 19th, 2013 08:17 am (UTC)
Ну, начну с того, что для меня вопрос "книги мальчиков-книги для девочек" никогда не был болезненным. Да и вообще его не было, честно скажем;) Так что мои дальнейшие слова - это такое сознательное усилие из взрослого состояния.
Да,я росла в 90е в либеральной семье и, возможно, мои слова будут восприняты по принципу "нет хлеба, пусть едят пирожные", извините если так!))

Во-первых, я не понимаю, как можно большинство хороших (плохие, наверное, как-то можно) книг делить на книги для девочек или для мальчиков. Вот книги Туве Янсон и Астрид Лингрен - они для кого?

Во-вторых, "Динка" и "Дорога уходит вдаль", действительно, не такая уж и классика. Я про эти книги узнала пару лет назад.

В-третьих, так сложилось, что книжек "про меня" было достаточно. "Хроники Нарнии" Льюиса, книги про Алису Селезневу Кира булычева, "Пеппи" Астрид Лингрен - это все было для меня и про меня. Кроме того, я правда не понимаю, почему Мио мой Мио, Гарри Поттер и Том Сойер - это не про меня, если они мальчики.

В третьих, если мы говорим о подростках, то в их распоряжении почти вся "взрослая" литература, и тут уже должен пойти разговор о том, считаем ли мы, что литература вообще делится на женскую и мужскую.

В-четвертых, про запрещение книг в России - все это плохо и грустно совсем. Запрет "С кем бы побегать" чего стоит(((

В-пятых, если хочется на русском языке хороших книг про и для подростков (вот тут я не знаю, как ее делить на "мальчуковую" и "девачковую"), то, например, есть очень сильная серия у издательства "Самокат": http://www.samokatbook.ru/ru/book/series/3/
turtle_t
Mar. 19th, 2013 06:22 pm (UTC)
Спасибо за ссылку на Самокат. Я впрямь много чего есть, можно выбирать. Прям завидно -- в мои времена даже Нарнию еще не перевели на русский, не говоря о том, что про Гарри Поттера еще не написали.

Я согласна, что отождествлять себя можно и с героем-мальчиком и даже с мужчиной. А на что ещё воображение и эмпатия? Тем не менее, ситуация явно неестественная и неправильная, если гороинь-девочек в общей сложвности на порядок меньше, чем мальчиков. И конечно же я не предалагаю мальчиков урезать, а наоборот, девочек расширить. Пущай их будет много разных, на все вкусы и ситуации.

И пущай и мальчики читают про девочек так же охотно и с таким же интересом и само-отождествлением, как девочки читают про мальчиков. Это уже сделать потруднее (не заствлять же их!), но возможно.
(no subject) - april_story - Mar. 19th, 2013 08:21 pm (UTC) - Expand
levkonoe
Mar. 19th, 2013 09:16 am (UTC)
список какой-то очень советский, а наличие там васьков трубачевых вообще удивило.
turtle_t
Mar. 19th, 2013 06:23 pm (UTC)
Что есть, то есть. Мне это тоже показалось странным. Я думала, что про Васька нельзя читать не из-под палки. А оказывается можно.
eowyn_eorling
Mar. 19th, 2013 11:22 am (UTC)
я в детстве очень любила сказки, мифы и приключенчиские романы ( Жюль Верн, Луи Буссенар, Томас Майн Рид, Рафаэль Сабатини и другие), но да, в какой-то момент мне стало немного обидно, что больше приключений случается с мальчиками, поэтому мне захотелось пойти в армию (ну, мне тогда было лет 12, потом прошло). А так, я играла с друзьями в прятки, в индейцев, лазила по деревьям, а потом шла читать книжки, рисовать и шить красивые платья своим куклам.
turtle_t
Mar. 19th, 2013 06:26 pm (UTC)
Да, я тоже любила эти и другие приключенческие романы. А выросла, и поняла две вещи: 1) это и есть палп-фикшн, 2) женские образы там ещё те. Но это отдельный разговор.
galina_vr
Mar. 19th, 2013 01:30 pm (UTC)
Увидела, что на феминистках добавили Джейн Эйр в список, и успокоилась.
Выше было много возражений на деление литературы на м. и ж. Но я считаю, что должно быть место и для сугубо ж., и для м. историй, и какие-то высочайшие образцы безотносительно пола читающего.
turtle_t
Mar. 19th, 2013 06:32 pm (UTC)
Ну, вот, видишь, Галя, и феминистки на что-то сгодились :)

Про женские и мужские истории -- вот это уже ближе к делу. А то помнишь, мы с тобой не совпадали по этому вопросу? Вот такой подход: чья история, а также чей взгляд, чей опыт -- мне представляется вполне разумным, когда люди говорят про женскую или мужскую литературу. И лучшая литература -- такая, в которой есть полнота человеческого опыта и психологии. Тогда и впрямь не важно, какой пол у автора -- если он(а) умеент видеть, понимать и изображать. Но и отдельные, либо мужские, либо женские взгляды, причём, не обобщённые, а конкретные, как бы case studies, тоже нужны и важны.
(no subject) - galina_vr - Mar. 19th, 2013 06:36 pm (UTC) - Expand
cyok3
Mar. 19th, 2013 01:59 pm (UTC)
Думаю, большинство родителей стремятся "подсунуть" своим детям то, что сами любили в детстве. А их список определялся ни чем иным как книжным дефицитом. У меня, например, в детстве "Дорога уходит вдаль" была, также, как и "Васёк" (неизветно у кого заныканый), а о "Динке" я до взрослого возраста и не слышала, поэтому и особых чувств к ней не питаю.
А муж, наооборот, Васька детям давать не разрешает, мол слишком много там пропаганды и советских реалий.
turtle_t
Mar. 19th, 2013 06:34 pm (UTC)
Да, изначальный мотив именно такой. А поскольку время уже другое и выбор другой, то список от поколения к поколению всё-таки меняется.
norah_charles
Mar. 19th, 2013 02:15 pm (UTC)
Ух ты, как здорово - спасибо за списки!!!!

Дети да, хотят героев "про себя". Мои близнецы, на данный момент, сознательно выбирают книги про близнецов, обязательно мальчика и девочку. "Тайны анатомии" почти дочитаны, следующий номер будут "Чудеса в решете, или Калинкина школа" в моем синхронном переводе, а дальше - ?

Но под индивидуальное чтение мне эти списки - самый супер! Наверное, заодно займусь переводом Динки и Брунштейн на английский на досуге...
turtle_t
Mar. 19th, 2013 06:35 pm (UTC)
Приключения Карика и Вали? Я не помню, чтобы они были именно близнецами, но по крайней мере брат и сестра. Про перевод на английский -- снимаю шляпу...
(no subject) - norah_charles - Mar. 19th, 2013 06:39 pm (UTC) - Expand
anabu
Mar. 19th, 2013 02:28 pm (UTC)
книги о приключениях и фантастики были для меня внегендерными, читала про Алису я с таким же интересом, как и про капитана Блада.

А еще очень сложно выбирать книги вслепую, их сейчас действительно много и выбирать можно по советам других. Но советчиков столько много, что по сути это все равно что прийти в магазин и выбрать наугад. Вероятность попадания в яблочко одинакова.

Впрочем, я бы конечно по прочтению этого поста подбросила в электронную читалку несколько явно девочковых произведений, исключительно по причине того, что гипотетическая дочка возможно, нуждается именно в этом, в отличии от меня (которая не нуждалась). Как к месту процитировал(а) комментатор выше одну из моих любимых фраз - чтобы правильно задать вопрос, надо знать большую часть ответа.
turtle_t
Mar. 19th, 2013 06:38 pm (UTC)
Ну, да, в детстве мы читаем, особенно не задумываясь над гендерными и прочими вопросами. Просто получаем удовольствие от хорошей, увлекательной истории. Что не отменяет их воздействия на нас.
edik_m
Mar. 19th, 2013 03:11 pm (UTC)
мимо меня почему-то прошла книжка Александры Бруштейн "Дорога уходит в даль". Во взрослом состоянии я выяснила, что "мои люди" (по склонностям, литературным вкусам, системе ценностей и т.д. и т.п.) относятся к ней как к культовой, а мне в своё время пришлось довольствоваться "Кондуитом и швамбранией", "Республикой Шкид", и "Белеет парус одинокий".
Один в один со мной, еще были книжки белорусских авторов,но тоже про мальчишек :)
Про девочку была книга "Лелишна из нашего подъезда"
turtle_t
Mar. 19th, 2013 06:40 pm (UTC)
А от чьего лица про Лёлишну рассказ был? Кто на неё смотрел и описывал её характер и её жизнь?
(no subject) - edik_m - Mar. 19th, 2013 06:57 pm (UTC) - Expand
ok_66
Mar. 20th, 2013 01:41 am (UTC)
Из книг прадевочек "Необыкновенные приключения Карика и Вали" Ларри, "Девочка в бурном море" нелюбимой Рыбниковой-Воскресенской, да и в "Тимуре" Женя одна из героинь.
Русские писательницы - Тэффи, Берберова, Одоевцева. Это навскидку.
turtle_t
Mar. 21st, 2013 12:47 pm (UTC)
Спасибо. Правда касаемо Жени у меня есть сомнения. Не помню точно, но кажется, у неё такая вот архетипичная роль хорошей и покладистой помощницы мужчинам. Советский вариант маркитантки. Хотя я могу и ошибаться -- читала только в детстве, и мои нынешние воспоминания-впечатления могут быть искажены.
gavagay
Mar. 20th, 2013 01:03 pm (UTC)
Скажите, а представление, будто книги делятся на "книг про девочек" и "книг про мальчиков" - оно, разе, не противоречит центральному тезису феминизма, что гендерные различия, по большому счету, иллюзорны и являются продуктом не природы, но культуры?
Я, если что, серьезно спрашиваю. Судя по тому, что я знаю о феминизме (это довольно ограниченные знания) феминистки всячески культивируют ту специфическую "женскую" идентичность, которая, по их же представлением, была им "навязана" враждебным окружением. Чему, собственно, данный пост конкретный пример. С моей точки зрения, делить книги и, вообще, любые культурные явления на "мужские" и "женские" - это как раз антифеминистское поведение. С точки зрения последовательного феминизма человек, свободный от гендерных предрассудков, должен быть "gender-blind" и при чтении книги вообще не обращать внимание на то, какого пола там герои. Я понимаю, что это рассуждение с точки зрения мэйнстримного феминизма неверно, но мне бы очень хотелось узнать в чем. Буду благодарен, если вы мне поможете.
В данном конкретном случае стоит, мне кажется, помнить, что большая часть мировой литературы была написана в тот период, когда общество довольно сильно отличалось от современного. Большинство книг написаны не просто "про мужчин", но про мужчин, выступающих в социальных ролях, современным мужчинам весьма неблизким. Мне кажется, если бы проблема с идентификацией с "культурно неблизким" героем действительно существовала, то проблемы возникали бы не только и не столько с гендером персонажей. Если же гендерные различия персонажа и читателя порождают какие-то уникальные проблемы, то это в некотором смысле опровергает тезис феминизма о том, что гендер является одним из многих культурных артефактов.
(В заключение - я понимаю, что мое личное свидетельство для вас не имеет ценности, так как я являюсь представителем класса угнетателей, но я всегда с одинаковым удовольствием читал книги как про мальчиков, так и про девочек, и не имел никаких проблем с тем, чтобы идентифицировать себя с героиней-женщиной - если она была мне близка по личностным параметрам.)
turtle_t
Mar. 20th, 2013 02:53 pm (UTC)
Спасибо за отзыв и вопрос. Если очень коротко, то феминизмов много разных, и один из внутренних разделителей в феминизме является как раз ответ этот вопрос: чем определяются различия между мальчиками / мужчинами и девочками / женщинами? Природой или культурой?

Наука говорит, что как и во всём и всегда, отличия эти определяются и природой, и культурой.

В феминизме же водятся не только учёные, но и нормальные люди. Часть феминисток(в) впадает в крайность эссенциализма (у мужчин и жещин разная природа, и женщины лучше). Другая крайность -- все одинаковые, надо просто воспитывать без стереотипов и все заметные сейчас различия сотрутся.

Мой личный феминизм основан над двух китах. Первый: женщины тоже люди, и права людей должны быть одинаковыми для всех, независимо от пола. Второй: женщины и мужчины очень близкие животные, но всё же чуточку разные, такими их сделала природа для полового размножения, чтобы обеспечить наше разнообразие и повысить нашу выживаемость. Различия эти такого рода, что чем ближе к биологии, к механизму размножения, тем они явственней и предопределённей (но даже в этой сфере нету абсолютной разницы, в смысле, что есть индивидуумы, которые входят в так называемую переходную зону, начиная от гермафродитов и заканчивая гомосексуалами, а кроме них ещё много кого). В сферах, не связанных напрямую с системой размножения, различия между полами, которые заметны сейчас, скорей всего связаны именно с культурой, что подтверждается многими и разными научными экспериментами и наблюдениями.

И отдельно: мне глубоко чужд классовый подход к людям. Мужчины, конечно, получали и продолжают получать больше морковок от патриархата, но и им в этой системе не так уж хорошо. По крайней мере не всем. Главное, от чего страдают мужчины -- система пытается сделать их менее людьми (пытается их дегуманизировать), и лучшие из них сопротивляются, как могут.
(no subject) - gavagay - Mar. 21st, 2013 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Mar. 21st, 2013 12:41 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
turtle_t
Mar. 21st, 2013 12:42 pm (UTC)
Хорошо, вечером попробую выложить.

PS Тогда вечером не получилось, зато получилось сейчас. Вот здесь: Книжки для девочек (англоязычный список).

Edited at 2013-03-29 03:46 am (UTC)
avrelia
Mar. 23rd, 2013 10:07 pm (UTC)
я была той девочкой, которая читала все подряд и остро чувствовала нехватку историй про приключения девочек. Я с удовольствием читала про кого угодно, и про что угодно. Про мальчиков, про звериков, про математику, про историю. И не то, чтобы я любила все, что про девочек (я почему-то осталась безразлична к Пеппи - может, слишком поздно прочла, может, советский фильм помешал, я его сильно не любила). И вроде не то, чтобы книги про девочек отсутствовали - но их надо было выбирать.

Кстати еще вспомнила что запомнились Старшая Сестра Воронковой, кажется. Еще какая-то книжка про девочку Катерину, дочь лесника, и про девочку Васену, которая переоделась мальчиком и была барабанщиком при взятии Шлиссельбурга..

А Дорога уходит вдаль - великолепная книга. очень рада, что она мне попалась вовремя. Динка вот не попалась.
turtle_t
Mar. 24th, 2013 04:11 pm (UTC)
Ага, спасибо за добавки, что-то такое и я помню, но смутно, надо будет поискать по именам.

Про Пеппи -- у меня похожее отношение. Меня лично она не зацепила. На моой вкус в ней слишком много разрушительной иррациональности. К слову, чувак, который написал сериал про Девушку с татуировкой дракона, сказал как-то в интервью, что в его представлении эта девушка -- выросшая Пеппи. Вот и я что-то такое почувствовала, когда читала.
(no subject) - avrelia - Mar. 25th, 2013 10:51 pm (UTC) - Expand
( 75 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow