?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давать или не давать

И если давать, то кому. Это я про благотворительные организации говорю, коих в Штатах тьма, и они всё просят и просят, и каждый раз, когда выбрасываешь их просительные письма в макулатуру, чувствуешь себя немножко виноватой. Помогает справиться с чувством вины то, что иногда таки не выбрасываю, а выписываю чек. Плюс соображение, что такие письма, кроме прямого своего назначения -- собрать средства на благое дело -- являются всё-таки манипуляцией, эксплуатацией эмпатии и склонности к альтруизму. Чтобы усилить воздействие, просители добавляют мелкие подарки, и тогда у людей включается механизм reciprocity -- склонности к адекватному (благодарственному) ответу.

Пару слов про подарки. До недавнего времени типичнейшим подарком из просительного письма были наклейки с именами просимых (например, моим) и их же обратным адресом -- очень удобно для почтовых конвертов: не надо руками писать. Сейчас их стали меньше присылать и замещать блокнотиками да календариками -- поскольку люди всё меньше посылают письма по нормальной почте. Практически вообще не посылают -- переписываются по электронной, а вместо того, чтобы платить за услуги чеками, посылаемыми в конвертах по почте (форма оплаты, которую, судя по всему, в пост-союзе просто пропустили, перейдя к электронным средствам прямиком от походов на почту / в жэк ногами), платят через интернет. Остались разве что поздравительные открытки. Кстати, открытки просители тоже иногда дарят -- особенно в рассылках, приходящихся под праздники. А ещё на моих глазах возникла мода, которая меня особенно возмущает -- как раз своей откровенной манипулятивностью -- приклеивать к прошениям монетки в пять или десять центов (а есть и такие, что целый доллар кладут). Типа, ежели не дадите нам денег, то будет вам особенно стыдно -- потому что получается, что вы не только не дали, но ещё и взяли деньги у нас.

Короче, просители, засорящие почтовый ящик своими посланиями, раздражают многих, даже людей мягкотелых, вроде меня. С другой стороны, а что им ещё остаётся делать? Ведь если не просить -- не дадут. Точнее так: есть безусловно люди, одновременно, богатые, щедрые и добрые, которые жертвуют свои деньги / время и без спросу (нередко после своей смерти, выделяя часть наследства больницам, университетам или другим институциям), но на массовость рассчитывать не приходится: мы так устроены, что если нам не ткнуть прямо в нос, то сами мы не очень склонны помнить и заботиться о проблемах и страданиях тех, кто не входит в наш ближний круг.

При этом большинство этих благотворителей и впрямь помогают страждущим и делают всякие благие дела, а вовсе не являются мошенниками, как это кажется многим эмигрантам из экс-союза (особенно если судить по дискуссиями на тему в русаме). Впрочем, мошенники от благотворительности тоже наверное есть. Но большинство из них не злостные обманщики по типу персонажей из рассказов О.Генри -- выманили денежки у доверчивых дураков и всё себе присвоили -- а скорее имитаторы: что-то они делают, но польза от этой деятельности в сухом остатке оказывается больше самим делателям, чем тем, кому она предназначена в официальных документах и просительных письмах.

До сих пор я была давателем спорадическим и малоинформированным. Давно собиралась исправиться, и вот наконец руки дошли: пошла на сайт Charity Navigator и выяснила, если не всё, то самое важное, причём, не только про организации, которым давала (или не давала) денежки, но и про себя лично -- какие ошибки делала (если очень коротко, то все, которые только можно сделать). Личный отчёт под катом -- мне он нужен, чтобы не забыть, кому давать, а кому нет.

Все инструкции по поводу благотворительности повторяют одно: не распыляйтесь на много мелких подачек разным организациям, а выберите одну-две, которые вам ближе, и давайте им свой возможный максимум. Такая стратегия полезна не только дающей стороне, но и принимающей, поскольку двадцать долларов в год покрывают разве что стоимость просительных писем и подарков.

Последующий текст -- краткий обзор кое-каких благотворителей, с которыми у меня есть история личных отношений. Большинство из них я собираюсь вычеркнуть -- точнее, сделать так, чтобы они меня вычеркнули из своих списков рассылки. Ну, а лучшим буду продолжать помогать материально -- по мере возможности.

Первой благотворительной организацией, поймавшей меня на крючок ещё в прошлом веке, была вот эта: Paralyzed Veterans of America. Я тогда только-только начала самостоятельную американскую жизнь и не очень понимала, как они обо мне вообще узнали. Деньги дала, несмотря на свою тогдашнюю бедность. Они меня убедили своей историей (организация была создана в 1946 году), тем, что её создание одобрил конгресс, ну, и собственно миссией -- помогать военным ветеранам и вообще людям с обездвижевшей их травмой позвоночника. Так вот, выяснилось, что находить и окучивать лохов потенциальных давателей и есть самая сильная черта этой организации -- они тратят на фандрейзинг 60% своих сборов, почти что вдвое больше, чем на нужды собственно парализованных ветеранов. Результат -- нулевой рейтинг в "чарити-навигаторе". Буду вычёркивать.

Следующий благотворитель с нулевым рейтингом из "моего" списка -- American Breast Cancer Foundation. Они тратят на фандрейзинг ещё больше -- 66% своих сборов. Есть у них, правда, один плюс: зарплата их главы (это женщина) необычно скромная -- всего 53 тысячи в год. Средняя зарплата главы благотворительной организации -- 130 тысяч в год, и я согласна, что по америкаснким меркам это нормально. Но вот, скажем, зарплата главы American Cancer Society -- более 400 тысяч долларов в год, и мне это не нравится, так что их я тоже вычеркну.

А теперь для разнообразия о хороших -- они у меня тоже есть. Это Planned Parenthood Federation of America и Doctors Without Borders. Они входят в десятку благотворительных организаций, которые из года в год получают самый высокий рейтниг в чарити-навигаторе.

Остальные у меня "середняки" -- их рейтинг не нулевой, но и не чемпионский. Какие из них оставить, а какие вычеркнуть, я ещё подумаю.

Есть в моём списке ещё одна организация, рейтинг которой пока что не считался, но скоро будет.Это Smile Train. Они делают операции детям по всему миру, родившимся с волчьей пастью или заячьей губой. Раньше она была private (частной), и не должна была делать отчёты, которые инспектирует чарити-навигатор. Несколько лет назад стала public -- т.е конечно же, они остались частниками, просто теперь подчиняются более строгим правилам по поводу отчётности и всего такого. Я даю им денежки давно, и очень надеюсь, что не зря.

Теперь пару слов, что это за рейтниг такой, и есть ли в нём смысл. Сейчас он двухмерный: первое измерение -- прозрачность отчётности, второе -- финансовое здоровье (сюда как раз относится процент денег, идущий на заявленные программы). Говорят, что скоро добавят третье измерение: эффективность собственно программ. Как её измерять-считать, я не очень понимаю, так что с интересом прочитаю, когда они её введут. У этой методологии есть критики, но меня они пока что не убедили.

Да, и чтобы понятней было. Ни фонд поддержки парализованных ветеранов, ни фонд по борьбе с раком груди не являются жуликами. Они на самом деле помогают людям, и не все деньги, которые им дают, идут на зарплаты и расходы по выпрашиванию новых пожертвований. Но если кого-то всё-таки отсеять, то почему бы не по результатам этого рейтинга?

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
zuzlishka
Mar. 17th, 2013 01:39 am (UTC)
Спасибо, очень полезно. У меня такие же проблемы, но со временем я выбрала несколько и постоянничаю
turtle_t
Mar. 17th, 2013 02:29 am (UTC)
Да, я вот тоже хочу постоянничать. А как ты остальных отвадила?
zuzlishka
Mar. 17th, 2013 02:48 am (UTC)
Резко. Конверты выбросила. Звонков нет, у нас только селфоны.
maryxmas
Mar. 17th, 2013 02:17 am (UTC)
когда мы в Штатах жили, нас страшно доставала контора, которая собирала деньги для семей погибших полицейских. супруг мой им объяснял, что это нерентабельно и пусть они лучше идут дороги подметать -- быстрей нужную сумму соберут :) в конце концов пришлось звонить в местную телефонную службу, чтоб нас внесли в no-call list.
если бы у меня были деньги, я б их тоже в Планнед Парентхуд давала. и в Feminist Majority Foundation.
turtle_t
Mar. 17th, 2013 02:30 am (UTC)
Молодец супруг, с юмором :) А в Feminist Majority Foundation я тоже даю -- журнал Ms. выписываю и чуток сверху.
maryxmas
Mar. 17th, 2013 10:16 am (UTC)
ты б слышала, как он выговаривает попрошайкам, которые приходят просить денег... :)
experiment8or
Mar. 17th, 2013 03:13 am (UTC)
Этот конкретный фонд по борьбе с раком груди, котрый вы назвали - жулики чистой воды.
Я даю в ACS, потому что они все же очень полезные. И еще я даю на Operation Smile, они здесь давно, и они наши местные. Знаю лично многих, так что в их порядочности я уверена.

turtle_t
Mar. 17th, 2013 03:35 am (UTC)
Верю, что полезные, но всё равно вычеркну из своего списка. Рассуждаю так: ежели ихний начальник положил себе зарплату в пол-лимона, то стало быть тусуется в среде тех, кто тоже не меньше, чем пол-лимона делает. Они ему и дают, и это поболе будет, чем с меня можно поиметь.
experiment8or
Mar. 17th, 2013 03:45 am (UTC)
это клиническая по своей природе организация - а зарплата врача где-то так и есть
Кстати, их глава наверное тоже врач?
turtle_t
Mar. 17th, 2013 03:05 pm (UTC)
Мне кажется, это всё-таки разные работы. Т.е. как врач он может получать врачебную зарплату, а как глава чарити -- чиновничью.

Я ведь в принципе совсем не против супер-высоких зарплат и даже понимаю, зачем они нужны (не только от чистой жадности). Просто если зарплата главы чарити сильно высокая, то это уже другая игра, не на моём поле, так сказать. Мои 20-50 долларов в этой игре выглядят неуместно и жалко.
orphanka
Mar. 17th, 2013 04:18 am (UTC)
ACS дает очень хорошие гранты на исследования, выпускает журналы, формулирует рекомендации для врачей. ИМХО, 400 тысяч руководителю такой организации, знающему свое дело - жесткий минимум. Врач-онколог просто в поле больше заработает без лишней нервотрепки. Но мне вот пишут в интернетах, что он таки получает по полтора-два миллиона компенсации в год.



Edited at 2013-03-17 04:19 am (UTC)
orphanka
Mar. 17th, 2013 04:21 am (UTC)
С другой стороны, вот есть http://www.cancer.gov/ , федеральная шарашка, в которой постоянно меняется руководство. Ибо нервотрепки много, а денег мало. И я вот лично не уверена, что это идет на пользу...
lightik
Mar. 17th, 2013 03:46 am (UTC)
У нас присылают магнитные календарики на холодильник. Это вообше самый распространенный вид рекламы, ибо календарики на видном месте, а не в мобильнике, пока еше людям нужны. Еше сумки хощяйственные для покупок в супермаркете, которые многоразовые, вместо одноразовых пакетов (не уверена, это местная наша фишка, или нет, но тут активно агитируют за использование многоразовых сумок вместо заморяющих среды одноразовых пакетов).
Мы даем в местный клуб спасателей на воде, которые на пляжах дежурят, ибо это первое, с чем сталкивается житель австралии. Чтобы купаться на пляжах без спасателей, нужно быть совершенно безбашенным, ибо от берега течения в океан, а там - акулы :))

Меня не раздражают все эти выпрашиващие емейлы, меня гораздо больше раздражают сборы на улице и особенно - на работе. Когда всем активно рассылают емейлы, потом ходят с коробочками для сбора, устраивают типа лотерею среди купивших благотворительный билетик, и сразу видно всех жадных злобных уродов, отказавшихся покупать билетик или суверининую ручку с символикой или игрушку-браслетик и так далее. %) Даже я пару раз не выдержала (правда немедленно выиграла в лотерею, что меня немного утешило :))

А уж распространитьели среди детей, когда в школе обязывают или устраивают сорежнование, кто больше продаст щоколада на благо какой-либо организиции - вообше такая жесткая манипуляция, что я еше не столкнувшись, уже зверею от мысли, что от этого практически невозможно защититься, ибо манипуляция идет через детей.
turtle_t
Mar. 17th, 2013 02:59 pm (UTC)
Да, магнитные календарики тоже кое-кто присылает. А ещё магнитные же таблицы для перевода из унций в граммы и т.д. -- тут же до сих пор куча традиционных мер в ходу, а метрическая наоборот, почти что не в ходу.

И согласна, что вымогания через школу-садик отличаются особым цинизмом :) Другое дело, что обычно это такой мизер, так что можно стерпеть (ну, по моему опыту, а он довольно ограниченный).
rian_ma
Mar. 17th, 2013 03:56 am (UTC)
Никаким организациям, с которыми лично не знакома не даю. Посылаю только университету, в котором училась - они всем alumni каждый год присылают приглашение на встречу и заодно донейшн просят. Считаю - это святое, подумываю даже создать какой-нибудь небольшой фонд (тысяч 10 в год) своего имени для студентов-иммигрантов из Украины. Вторая организация, которой я посылаю - это офис врача, который мне делал операцию на колене (разрыв мениска), после которой я встала и сама пошла домой, а на следующий день на работу. У него в связи с кризисом какие-то проблемы и он своим пациентам разослал письма о помощи - я послала чек. За операцию от страховки он получил копейки, а операция велась вслепую по телевизору, и я сама смотрела как это делалось. Даже стыдно было. что так мало заплптили. Поэтому когда через несколько лет он написал, я откликнулась. А так никому не даю.
turtle_t
Mar. 17th, 2013 02:55 pm (UTC)
Прекрасная идея про фонд своего имени для студентов! Удачи -- и Вам, и Вашим будущим благотворяемым! (Не передумайте только :))
rian_ma
Mar. 17th, 2013 11:07 pm (UTC)
Ну, так с налогов же списывается))) Кроме того - долги надо отдавать: я выучилась исключительно нп сколаршипы. Есть много разных: от 200 долларов до десятков тысяч, и они реально помогают тем, кто работает и поэтому не получает гранты, а зарабатывает мало. Те, кто не работает и сидит на государственной шее, и так всё получают.
gem_in_i
Mar. 17th, 2013 04:18 am (UTC)
Спасибо за полезный линк. Я иногда кидаю деньгу PetSmart-овской организации, когда покупаю там всякое своим. У них четыре звездочки, это приятно.

Не знаешь, как можно проверить местную мелкую контору? Если, например, хочется помочь маленькому местному шелтеру.
turtle_t
Mar. 17th, 2013 02:45 pm (UTC)
Не знаю. Но на навигаторе есть советы общего плана:

Evaluating Charities Not Currently Rated by Charity Navigator
7 Questions To Ask Charities Before Donating

orphanka
Mar. 17th, 2013 04:34 am (UTC)
Загадочно.
Решила поискать одну крайне полезную с моей точки зрения благотворительную организацию в рекомедуемом наигаторе и таки не нашла...
Эту вот http://www.americanasthmafoundation.org/
turtle_t
Mar. 17th, 2013 02:43 pm (UTC)
Re: Загадочно.
Да, я тоже не нашла. Судя по описанию, и впрямь полезная.

На навигаторе есть советы общего плана:

Evaluating Charities Not Currently Rated by Charity Navigator
7 Questions To Ask Charities Before Donating

hettie_lz
Mar. 17th, 2013 06:56 pm (UTC)
ну вот клянусь, что рассказывала про этот самый процент, идущий на дело! Даже помню, когда - когда Аннушка зарабатывала таким вот наемным трудом. Это тоже, кстати- надо знать, нанимает ли огранизация посредников для кляньчанья:)) Армия Спасения в этом плане очень ядовитая, кстати, народ у чайников безжалостно эксплуатируется!
turtle_t
Mar. 18th, 2013 01:02 am (UTC)
Хетти, наверняка рассказывали -- трудно найти аспект американской жизни, про который Вы бы не рассказывали. Но мне тут была нужна и важна конкретика, причём, заточенная под меня. В результате сегодня я выкинула полмешка просительных писем, и не испытываю никакого чувства вины, а наоборот -- понимаю, что наконец сделала всё правильно :)
hettie_lz
Mar. 18th, 2013 03:25 am (UTC)
:))
avrelia
Mar. 23rd, 2013 08:48 pm (UTC)
Интересный сайт. У меня пока особой стратегии нет, сейчас прямо что "лишнее" есть, идет на школу, где ребенок учится. Книжки и прочее, или всякие деньго-сборочные мероприятия. (кстати, есть хороший перевод fundraising на русский? как прилагательное?)
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow