?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нынешняя стадия развития феминизма, которую иногда называют Girls Power, довольно ясно демонстрирует пока что только одно: секс и впрямь может быть оружием в руках женщин, но оружие это опасное и обоюдоострое.

И вот вам пожалуйста -- очередной печальный повод вспомнить, как начиналась эта стадия. Умерла Эммануэль. Точнее, умерла 60-летняя актриса Сильвия Кристель, в свои 22 сыгравшая Эммануэль в одноимённом мягко-порнографическом фильме, ставшим культовым и породившим кучу сиквелов и двойников.



Далее идут цитаты из нескольких интервью и автобиографической книжки Сильвии Кристель Undressing Emmanuelle*, вышедшей в 2007 году.

За исключением нескольких феминисток, все относились ко мне как к королеве, и я убеждала себя, что сага про Эммануэль служит делу освобождения женщин.

***
В Париже фильм стал очередной достопримечательностью. Японских туристов грузили в автобусы и везли к Эйфелевой башне, Триумфальной арке и на фильм "Эммануэль"**. Французские феминистки возмущались тем, что Эммануэль -- женщина-объект, плод мужских фантазий. Японские феминистки восторгались Эммануэль, усматривая в ней мотив (женского) доминирования -- из-за одной постельной сцены с мужем, где она занимала позицию сверху. Говорят, во время этого эпизода женская часть публики в японских кинотеатрах вставала со своих мест и аплодировала.

***
Я рассчитывала, что эта роль будет моим трамплином, на деле же она меня скукожила -- моё тело стало более интересным, чем мои слова. [...] Я была одета, но люди предпочитали видеть меня голой. Я говорила, но им больше нравилась я молчащая или на худой конец в дубляже.


И что-то вроде итога из интервью 2009 года: Сага про Эммануэль обеспечила мне год спокойных занятий живописью. Думаю, что эта цель оправдала средства. Вот уж поистине so much for that.

Под катом кое-какая инфа для справки и мои личные впечатления по этому поводу. Фильм "Эммануэль" вышел на мировые экраны в 1974 году, а до советского зрителя дошёл в 80-х, благодаря перестройке и буму на полуподпольном рынке видеомагнитофонов и видеолент. Он стал первым эротическим фильмом, на который было прилично, не говоря уже, что приятно и полезно, ходить парами. Его даже пытались выдать за высокое искусство ("арт-фильм"), но по понятным причинам не удалось (сейчас особенно понятно, почему -- банальность и дикость разят). В нём было много всякого и всяких, но главной звездой стала конечно сама Эммануэль.

Критики и историки кино пишут-говорят о ней так:
- Сильвия Кристель была иконой, и никого не волновало, умеет она играть или нет.
- Эммануэль стала приемлемым лицом порноиндустрии 70-х.
- Сильвия Кристель стала извечным воплощением сексуального раскрепощения, а фильм "Эммануэль" -- первым эротическим фильмом, вышедшим на широкие экраны и изменившим общество.


Лично я посмотрела какую-то из первых "Эммануэлей" с большим интересом и даже удовольствием году в 87-м. Дело было в компании наших соседей, пригласивших нас (с предыдущим мужем) к себе на совместный просмотр (у них дома уже был видеомагнитофон, купленный в "Берёзке" после заграничной командировки -- ихний муж работал военным переводчиком). Новизна и поп-гламур подействовали на всех надлежащим образом -- возбудили эстетически и физиологически. Последующие серии уже не действовали и были просто скучны. Но говорят, кому-то они приносят пользу -- типа супружескую жизнь помогают наладить. По крайней мере, в это верила Кристель, а ей об этом вроде бы писали благодарные зрители. Ну, и ладушки.

Но вот, что меня удивило и возмутило ещё тогда и продолжает по сей день -- это следующая работа того же режиссёра, "История О". Вот уж гадость так гадость. Не самая наверное гадкая, просто страшно удивительно и поразительно, что многие считают её не только не гадостью, но и каким-то откровением по поводу женской сексуальности и прочей женский сучщности.

О чём вы, люди? О том, что у женщин, смотрящих на сцены изнасилования, мокреет в трусах? Так ещё бы не мокреть. Это результат эволюционного приспособления. Потому как ежели жить в среде, где изнасилование -- ежедневная реальная угроза (а она, увы, до сих пор таковой остаётся даже в чрезвычайно прогрессивных и цивилизованных странах, в которых иногда даже пишут, что победил феминизм, а мужчинам пришёл конец), то выживают и оставляют потомство только те особи, организм которых производит достаточно защитной смазки для таких оказий (если они не чрезмерно жестокие), а то и бывают способны "расслабиться и получить удовольствие".

Только не надо забывать, что этот защитный механизм относится к самой древней, самой глубинной, рептильной части нашего мозга. А то, что делает нас отличными от животных, что обеспечило нам настоящий эволюционный успех, включая тёплые дома с электричеством и интернетом, находится в коре. И для коры важно, чтобы нас любили ради нас самих, а не как любят пирожные -- сожрать, икнуть и забыть. Мозговой коре нужно, чтобы нас ценили и уважали, а не насиловали и унижали. И никакой томный и попсовый гламур не может эти простые и ясные вещи замылить. А если у кого-то временно замыливает, то дело швах, и я им искренне сочувствую.

Сильвия Кристель к "Истории О" никаким боком (интересно, почему? ведь этот же режиссёр снял её в своём третьем софт-порно, "Любовнике Леди Чаттерлей"), и то хорошо. Но и в "Эммануэли" хватает сцен насилия, обесценивания и унижений, выдаваемых за добровольные и обоюдоприятные утехи группового секса. В своей книжке Кристель описывает, как ей тяжело давались такие сцены. Очередная цитата: Сегодня меня будут насиловать. Я ненавижу эту сцену. Насилие, физическое принуждение вызывают во мне желание сбежать.. Ещё она говорит, что тогда же стала пить -- для куражу перед съёмками, а потом уже не могла остановиться. Впрочем, умерла она не от алкоголизма, а от рака (сначала горла, а потом лёгких), а заболела им скорей всего из-за курения.

---------------------
* Понятно, что такие книжки пишутся как правило не самими героинями-героями -- им помогают те, кто умеют писать профессионально. В данном случае и это не совсем так, потому что таким вот помощником-соавтором выступил ни много, ни мало, а тогдашний исполнительный директор французского отделения Крайслера (Jean Arcelin). Легенда такая, что родная бабушка не разрешила ему заниматься писательством всерьёз, но он всё равно пописывает в свободное от работы время.

** Во Франции фильм "Эммануэль" сначала был запрещён, но довольно скоро его стали показывать в нормальных кинотеатрах, а не в тёмных порно-закутках, где обычно крутят продукцию такого рода. В парижском кинотеатре "Champs Elysees" его демонстрировали в непрерывном режиме в течение 13 лет.

Источники:
NYTimes obituary: Sylvia Kristel, 60, Dies; Starred in ‘Emmanuelle’
Actress Sylvia Kristel carried Emmanuelle legacy to her grave.
The Telegraph: Sylvia Kristel interview
Book Review: Sylvia bares her soul
Кусочек видео-интерьвю с Кристель на ю-тьюбе: Sylvia Kristel Interview: On Emmanuelle (по-английски).

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
turtle_t
Oct. 19th, 2012 10:59 pm (UTC)
Ну, и не жалейте, что не смотрели. С тех пор научились лучше эротику снимать. И технически лучше, и человечней, что ли. Хотя, конечно, сама задача эта довольно сложная. Примерно как снимать едящих людей, чтобы смотящих не тошнило. Из той же серии.
(Deleted comment)
eka_dais
Oct. 19th, 2012 10:51 pm (UTC)
Как Вы хорошо пишете, всегда такое удовольствие Вас читать (хотя фильм я и не смотрела)!

Edited at 2012-10-19 10:52 pm (UTC)
turtle_t
Oct. 19th, 2012 10:57 pm (UTC)
Спасибо большое за такие хорошие слова.
lelleo
Oct. 20th, 2012 12:54 am (UTC)
Очень интересно и немного грустно.
Про Историю О- очень созвучные мысли.
Правда я всё это не смотрела, а читала в своё время...
turtle_t
Oct. 20th, 2012 01:17 am (UTC)
Вот читать эти тексты у меня совсем не получилось. Всё-таки с фильмами что хорошо? Всего два, а то и полтора часа -- и всё готово. А с книгой приходится мучаться дольше. Ну, и если кино уже увидено, то как бы и не нужно дочитывать, чтобы понять, что к чему.
(no subject) - lelleo - Oct. 20th, 2012 02:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 20th, 2012 02:30 am (UTC) - Expand
avrelia
Oct. 20th, 2012 12:59 am (UTC)
Грустно, что она умерла, и обидно что она осталась известна только по одной этой роли.

я кстати так и не досмотрела кино, тоже. начала, потом скучно стало. Попробовала прочесть - я на текст лучше, так сказать, реагирую - тоже скучно, да еще и неприятно, особенно все те "философские" размышления...
turtle_t
Oct. 20th, 2012 01:14 am (UTC)
Книжка, по-моему, ещё более гнусная, чем кино. По крайней мере в переводе. Её типа написала жена французского посла в Таиланде, но ходят слухи, очень похожие на правду, что сам посол и нафантазировал всё это. Я конечно же допускаю, что написать могла и жена, если посол писать не умел, а она могла хоть как-то, но сделала она это, вополотившись, так сказать, в супруга. Это не её фантазии, а его.
(no subject) - avrelia - Oct. 20th, 2012 02:46 pm (UTC) - Expand
orphanka
Oct. 20th, 2012 02:03 am (UTC)
Доброй ей дороги.
На меня она всегда производила впечатление человека, который так и не смог раскрыть весь свой огромный потенциал.
turtle_t
Oct. 20th, 2012 02:37 am (UTC)
А я вот не уверена, что у неё и впрямь был большой потенциал, по крайней мере, именно актёрский. Возможно она была (бы) неплохой художницей.

Но то, что её прибили "Эммануэлью", тоже факт. Примерно как Марию Шнайдер -- "Последним танго в Париже".

Интересно, что обе они умерли рано, и обеих скосил рак, а до этого подточили алкоголизм и наркотики. Но у Шнайдер, похоже, всё-таки побольше было актёрского таланта, чем у Кристель. И результаты поэтому разные. Хотя, конечно, элемент везения и связи в киношной среде тоже наверное сыграли роль.
(no subject) - esya - Oct. 20th, 2012 02:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 20th, 2012 03:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - esya - Oct. 20th, 2012 03:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 20th, 2012 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - orphanka - Oct. 20th, 2012 03:03 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - snjwd - Oct. 20th, 2012 05:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 20th, 2012 12:17 pm (UTC) - Expand
geish_a
Oct. 20th, 2012 07:12 am (UTC)
Если мне не изменяет память, "История О" - это же классика типа Леопольда Захер-Мазоха.

А вы не думаете, что женщина может получать искреннее удовольствие от группового секса?
turtle_t
Oct. 20th, 2012 12:08 pm (UTC)
Может, и классика. Даже не сомневаюсь, что классика. Но гадостью от этого она не перестаёт быть.

Я не против группового секса. Я против группового изнасилования.
(no subject) - geish_a - Oct. 20th, 2012 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 20th, 2012 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - geish_a - Oct. 21st, 2012 03:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 22nd, 2012 03:57 pm (UTC) - Expand
svollga
Oct. 20th, 2012 09:33 am (UTC)
История О - это мужская фантазия на тему женского подчинения, отвратительная тем, что о согласии и искреннем (не принужденном) желании женщины там речи не идет. Порождение культуры изнасилования. Отдельно неприятно, что по ней регулярно судят не только женщин (женщинам нравится подчиняться! всегда, везде, по щелчку!), но и бдсм-культуру, которая от этого добра, равно как и от деСада, давно в большинстве своем ушла - но вот откреститься от подобных "шедевров" никак не может.
turtle_t
Oct. 20th, 2012 12:14 pm (UTC)
Да, согласна. Правда, я мало знаю бдсм-культуру (написала бы, что не знаю, да вспомнила, что читала "Бедную девушку" Юлии Беломлинской), но подозреваю, что как и всё остальное, она не могла не измениться со времён де Сада.
(no subject) - svollga - Oct. 20th, 2012 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nornore - Oct. 22nd, 2012 01:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - tempika - Oct. 20th, 2012 05:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 20th, 2012 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tempika - Oct. 20th, 2012 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Oct. 20th, 2012 08:18 pm (UTC) - Expand
kinozka
Oct. 20th, 2012 10:14 am (UTC)
О!
Но по крайней мере Коринн Клери в "Истории О" хороша.Сильвия хороша у Шаброля в "Алисе".Мало кто видел ее в южнокорейском фильме.Лично я познакомился с актрисой в Москве когда ей было 44-45 лет.Но это была уже совершенно другая женщина.Болела она очень давно...
turtle_t
Oct. 20th, 2012 12:23 pm (UTC)
Re: О!
Актрисы они хорошие, кто спорит. Это истории плохие. Понятно, что не все, а те, про которые я тут написала (ни "Алису", ни южнокорейский фильм я не видела).
Re: О! - kinozka - Oct. 20th, 2012 03:51 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Oct. 20th, 2012 01:46 pm (UTC)
Анчар об "О": 20 лет ушло, чтобы понять, что оно обозначае
Только делая переводы из современной американской поэзии, я вдруг сообразил, о чем это. А вы сразу поняли, что это за О?
Современное порно шагнуло далеко вперед, и после просмотра роликов с сайта "The Training of 'O'", "История О" покажется вам милой нежной эротикой. Кроме того, там есть политическая аллегория: О-Франция, Рене-ренегат, сдает её Сэру Стивену-СС, Иван хочет на ней жениться, но застает в растерзанном виде и в ужасе бежит...
Что касается Вашего мнения по поводу этого произведения, оно категорично, и выражает Вашу ограниченную сексуальность:) Таких женщин, к сожалению, большинство... Что и служит причиной алкоголизма, гомосексуализма и ранней смерти наших мужчин:( Увы...
turtle_t
Oct. 20th, 2012 05:12 pm (UTC)
Re: Анчар об "О": 20 лет ушло, чтобы понять, что оно обознач
Насчёт, откуда это О, я что-то читала когда-то, но посколько меня это совершенно не интересует, то уже и забыла. Думаю, что гугл всё покажет и расскажет интересующимся.

Что касается Вашего мнения по поводу моего мнения, то оно мне глубоко фиолетово. Ваша же версия о причинах мужского алкоголизма и прочих ужасов -- что это из-за ограниченности женской сексуальности -- дикая и глупая. С женской сексуальностью всё в порядке, а мужчинам с проблемами надо просто осознать, что женщины тоже люди, и число их проблем сильно уменьшится.

На всякий случай (если не Вам, так может, кому-нибудь пригодится) привожу пару ссылок на умные тексты. К сожалению, по-русски их не так много, и практически всё написано одним автором (если я просто пропустила других, буду рада новым именам):

Статья: Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не)здоровья
Книжка: Игорь Кон "Мужчина в меняющемся мире"
Лекция: Мужчина в меняющемся мире


Edited at 2012-10-20 05:21 pm (UTC)
livejournal
Oct. 20th, 2012 09:00 pm (UTC)
Сильвия Кристель про Эммануэль
Пользователь ljrate сослался на вашу запись в записи «Сильвия Кристель про Эммануэль» в контексте: [...] на Ljrate.ru Оригинал записи [...]
( 42 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow