?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пару слов про детективы

В детективах* герой/героиня сначала умирают, а потом выясняется (расследуется) и рассказывается история про то, что привело его/её к смерти, и кто посмел(а) взять на себя роль руки судьбы. Кульминацией является выяснение всех обстоятельств и движущих пружин сюжета. Конфликт разрешён, напряжение спало, оставшиеся участники пережили катарсис (и читатели вместе с ними), чистят пёрышки и строят планы на дальнейшую жизнь.

В традиционных трагедиях рассказываемая история приводит к смерти героев, и собственно смерть является кульминацией и окончанием истории, после неё ничего нет.

----------------
* Тут надо конечно уточнить, что детективы бывают разными, и я пишу о своём любимом поджанре, пересекающемся с романом нравов.

В детективах-приключениях всё не так. В них герой бессмертен, как олимпийский бог, его история -- это выполнение миссии, это путешествие, в процессе которого ему положено совершать подвиги. Трупы падают вокруг него, чтобы мы с ним не заскучали. И тут важно, что герой -- именно он. Впрочем, в последнее время появились и героини детективов-приключений, но с ними уже сложнее.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
jgofri
Sep. 29th, 2012 02:31 pm (UTC)
Герой умирает, и остаток книги читатель удивляется, почему его не прикончили намного раньше :)
Вы не смотретли "Gosford Park"? Если нет - посмотрите, должно понравится, довольно близко соответствует описанию. Хотя личность убитого показана скорее через то, как он повлиял на окружающих.
turtle_t
Sep. 29th, 2012 03:09 pm (UTC)
Да, бывает такое, и довольно часто.

Но и по-другому тоже бывает, когда жертва убийства -- человек хороший, но либо "мешает" кому-то, либо оказывается в неудачном месте в неудачное время.

"Gosford Park" много раз видела кусочками. Давно собираюсь да целиком посмотреть. Но вообще я предпочитаю детективы читать (точнее, слушать -- аудикониги), чем смотреть. Видимо, мне нужна дополнительная степень свободы -- чтобы самой визуализировать текст, так сказать.

Хотя, конечно, смотреть тоже люблю, но тут беда -- хороших детективных фильмов куда меньше, чем хороших детективных книжек.
lelleo
Sep. 29th, 2012 03:07 pm (UTC)
Мне еще нравится поджанр детектива- адвокатская драма.
Есть невиновный, его надо оправдать.
Читатель (или зритель) получает двойной катарсис- от оправдания невиновного и поимки преступника.
turtle_t
Sep. 29th, 2012 03:22 pm (UTC)
Да, такое я тоже очень люблю. Но в принципе, этот поджанр вписывается в обозначенный мною. Вы тут затронули классификацию по профессии главного расследователя. Им может быть не только полицейский, частный детектив или детектив-любитель, но и адвокат.

Причём, варианты с адвокатом тоже могут быть разными. К примеру, адвокат может защищать невиновного и при этом не ловить настоящего преступника, ловить которого будет кто-то другой -- параллельный сюжет, и их переплетения.

Или ловить, но не самостоятельно, а с помощью команды. И, наконец, самостоятельно, нарушая тем самым правила профессии и жанра (но если правила нарушают хорошо, то это не только можно, но и нужно).

А ещё может быть вариант, когда адвокат успешно защитил(а), как ему или ей казалось, невиновного, чтобы потом выяснить, что он таки виновный. И тогда мы получаем множественный оргазм :) сначала ложный, а потом уже настоящий катарсис.
0leneva
Sep. 29th, 2012 06:39 pm (UTC)
Когда героиня приключений - не герой, а героиня, то всё то же, только чуваки еще валятся от ейных чар, а не тока мертвые. А так та же ерунда. Таких романов уже очень давно невероятно много.
turtle_t
Sep. 29th, 2012 07:11 pm (UTC)
И так бывает, да. Но вот сейчас я слушаю очередной триллер Айрис Йохансен (Iris Johansen; называется Dead Aim), и там героиня вовсе не красавица. У неё зато "сильное лицо", высокие моральные принципы и длинный список профессиональных достижений и личных подвигов. Тем нем менее в сюжете таки разыгрываются две архетипичных ситуации: 1) damsel in distress и 2) героиня в лапах хорошего плохого мужчины.

Главное, что я хочу сказать, что даже несмотря на то, что эта авторка пришла в детектив именно из любовного романа, она не строит всё на чисто внешней красоте героини. Эта страница уже неинтересна и перевёрнута.
0leneva
Sep. 29th, 2012 08:13 pm (UTC)
Но я ни слова и не сказала о красоте. Всякая мэри сью должна быть обыкновенной наружности, чтобы я читательницо могла с ней отождествиться. Так повелось с любовного романа еще - ну после барбары картленд уже хрен найдешь в героинях редкую красавицу. Я сказала чары, что совершенно не есть красота. Однако же минимум два героя за роман должны заштабелеваться у ее ног, иначе не бывает. Я просто профессиональный читатель такой литературы, но по большей части по-русски, то есть русских авторов и авторок. То есть обладаю обширной статистикой.
turtle_t
Sep. 29th, 2012 11:36 pm (UTC)
Ага, значит не во внешней красоте дело. И то хорошо.

Насчёт двух героев тоже узнаю формат. Но я понимаю, что всё это нужно разделять. Т.е. есть такие группировки:

1) Детектив как роман нравов;
2) Детектив-приключение.

а) Героиня сама по себе; герой может быть, а может и нет.
б) Героиня и два героя; один плохиш, другой кибальчиш, и она типа через тернии к звёздам.

Так вот, мой пойнт, что может быть 1а и 1б, а также 2а и 2б.

Скажем, удачный пример вариант 1б -- это Иванович и её Стефани Плам. Но это ещё и юмористический подвид, даже и немножко приключенческий. Сурьёзных примеров такой схемы привести не могу, потому что плохо переношу.

Кстати, бросила я Dead Aim, и до середины не дойдя -- как раз когда чуйства начались. Но там нету двух героев, т.е. это скорее модифицированная схема 2а. Там есть сильная героиня, которая спасает мир и даже может постоять за себя -- но только up to a point (до какого-то предела), а потом её уже саму спасать надо, и тут появляется он, на первый взгляд плохой, а на самом деле прекрасный. Такое себе чудовище с золотым сердцем.
0leneva
Sep. 29th, 2012 11:55 pm (UTC)
Вот ненавижу кстате эти отношэния с хорошим плохим героем, там так просматривается убеждение, что всякий дамсел хочет быть изнасилованным, тока стесняется сказать. Поэтому русские такие книжки больше люблю, там занятнее и схемы не так четко соблюдаются. Бывает гадость полная, а бывает и что-то занятное, у меня есть штуки четыре стабильно неплохих авториц.
turtle_t
Sep. 30th, 2012 12:14 am (UTC)
А я, честно скажу, только когда перешла на нерусские книжки, вздохнула с облегчением, потому что избавилась наконец от этих вот заувалированных желаний изнасилований и прочей лабуды типа самоуничижительного юмора (и немюора тоже). Но я так понимаю, что в этой греции ("нерусских книжках") всё есть, и у нас предпочитают переводить именно гадость.

А что за авторицы? Я не против расширить свой читабельный пул. Только я всё-таки детективы люблю, пусть и с романтической линией (хотя без неё лучше), а просто любовные романы мне скучны ужасно.
0leneva
Sep. 30th, 2012 09:24 am (UTC)
Ну вот как раз последнее противное читала по-английски, как чувак и чувиха делят наследственный гостиничный бизнес, расследуют убийство и хотят друг друга изнасиловать, не помню ни названия, ни автора.
Я вам с удовольствием порекомендую своих авториц, хоть не уверена, что они вам понравятся. Я под настроение могу читать и скучное, и плохо написанное, если что-то задевает. Вот есть автор Татьяна Степанова, она серьезная и такая готичная немного, у нее детективы бывают страшные, героиня - журналистка из прессцентра МВД Московской области, вот так вот протокольно. Мне нравится, что готика вся у нее в Подмосковье, на местном материале. Еще я люблю Наталью Александрову, но не всю, а только серию о Надежде Лебедевой. Вот там героиня - бывшая сотрудница питерского НИИ, женщина пред-, а затем постпенсионного возраста, очень такая узнаваемая. Еще есть Полякова, но не знаю даже, советовать ли ее, она кажется мне неровной, как будто написанной разными авторами, что вполне возможно, разумеется. Большое впечатление на меня произвела ее "Овечка в волчьей шкуре". Ну, и Маринина, Маринину люблю, про Настю Каменскую.
Романтической линии практически нигде нет, во всяком случае, явной и занимающей много места.
turtle_t
Oct. 5th, 2012 02:56 pm (UTC)
Спасибо большое за рекомендации, всех записала, буду пробовать. Одну Маринину уже знала раньше и конечно же, очень полюбляла в своё время (когда читала -- в 90-х, до уезда в Штаты) Настю Каменскую. Настоящая феминистка, хотя и неосознанная :)

С Поляковой ясно, скачала "Овечку в волчьей шкуре". А с какой (каких) книжек лучше начать Татьяну Степанову и Наталью Александрову? Ну, какие Вам больше всего понравились-запомнились?
0leneva
Oct. 5th, 2012 03:04 pm (UTC)
Знаете, надо глянуть в википедии какойнить их библиографию и читать в хронологическом порядке. Я после субботы погляжу, а то названиев не помню. Но Александрову надо только про Лебедеву читать, остальное хуже.
turtle_t
Oct. 5th, 2012 03:16 pm (UTC)
Ну, если нужен просто хронологический порядок, то я конечно найду сама. Просто обычно, когда я рекомендую нового автора, то в качестве первой выбираю / рекомендую самую удачную и показательную. Ведь когда мы автора уже любим, то даже неудачи нас не очень отвращают. А если начать с неудачной вещи, то больше ж не вернёшься. Разве что забудешь :)

Про Александрову / Лебедеву поняла.
0leneva
Oct. 6th, 2012 05:07 pm (UTC)
Ыы, я просто зануда и предпочитаю все читать в хронологическом порядке.
dance_in_round
Sep. 29th, 2012 08:52 pm (UTC)
самолуччий детектив - это где все думали, что герой умер, а умер не он, а кто-то другой. или вообще никто.короче говоря - мистификация.
мы сегодня как раз пересматривали серию про Пуаро с проворовавшимся банкиром)))
turtle_t
Sep. 29th, 2012 11:38 pm (UTC)
А, узнаю проделки дамы Агаты :)
vg36
Sep. 30th, 2012 11:45 am (UTC)
Советую фильм-мюзикл "8 женщин". По мотивам того же автора, по которому был снят "Ищите женщину". :0)
turtle_t
Sep. 30th, 2012 01:51 pm (UTC)
Смотрела, очень милый, да.

Хотя с точки зрения гендерных стереотипов весьма стандартный. Что само по себе не такой уж грех -- жизнь сама ещё такая. Просто меня сейчас, кроме детективного сюжета и высокого искусства, интересует, что там со стереотипами происходит -- закрепляются они или хоть чуточку расшатываются. Так что просто "симпатичный детектив", даже с яркими героинями, мне уже мало. Мне надо, чтобы эти героини ещё и выбивались из "женской колеи".

Пока что общие итоги не очень утешительны: фильмов высокого уровня, разбивающих гендерные стереотипы, не очень много. Книжек вроде больше (но точно я не считала пока :))
vg36
Oct. 1st, 2012 03:22 am (UTC)
Про стереотипы в нем: фильму уже лет 10, а театральной постановке, по которой - все 40 (1972ого года). Так что стереотипы там во многом неизбежны.

А, кстати, с книжками недавно был стимул для обсуждения.
turtle_t
Oct. 1st, 2012 02:35 pm (UTC)
Это я понимаю, и кто автор, тоже понимаю (Озон он такой -- типаж "я женщин люблю, какой же я мизогин?" :)), поэтому расслабилась и получала удовольствие. Актрисы прекрасные, песни поют, и вообще всё очень мило.

За ссылку спасибо огромное, я такие вещи коллекционрую и изучаю.
vg36
Oct. 1st, 2012 07:52 pm (UTC)
Пожалуйста ;0)
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow