?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вступление-эпиграф: цитата из статьи в Н-Й таймс:

In his new book, “How Children Succeed,” Tough sets out [...] what might be called the character hypothesis: the notion that noncognitive skills, like persistence, self-control, curiosity, conscientiousness, grit and self-confidence, are more crucial than sheer brainpower to achieving success.

Вот новая книжка:


Её автор, Пол Таф (Paul Tough), утверждает, что главные качества для того, чтобы ребёнок успешно учился в школе и далее везде, это вовсе не интеллект, а такие вроде бы "некогнитивные" (не чисто интеллектуальные) качества, как:

* настойчивость (persistence);
* самоконтроль (self-control);
* любопытство (curiosity);
* добросовестность (conscientiousness);
* воля (grit);
* уверенность в себе (self-confidence).

У меня на это нет никаких возражений, и наоборот, много киваний головой. Только одно не очень понятно: зачем противопоставлять интеллект этим качествам? Скорей всего все они, включая интеллект, являются разными сторонами одного и того же -- хорошо устроенного мозга, эффективно приспосабливающегося к изменению условий среды.

Другой вопрос, как эти качества прививать и развивать, а для начала хотя бы не задавить в зародыше? Вот, в чём вопрос. Очередной, причём. Что-то у меня вопрос за вопросом пошли...

PS Подумала и поняла, что противопоставляются они (интеллект и эти качества) нередко сами по себе. Т.е. это не автор их искусственно развёл. И особенно печальной бывают истории, когда интеллект есть, а хребта и прочего нету.

Comments

( 54 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
alienor_sm
Sep. 21st, 2012 11:02 pm (UTC)
Я с тобой согласна.
Как воспитать - так же, как и всё остальное. :)
turtle_t
Sep. 21st, 2012 11:16 pm (UTC)
Ты понимаешь, Вита, сколько я смотрю на это дело (воспитание), столько понимаю, что ничего не понимаю :)

Я вот, что имею в виду: одни и те же вещи у одних и тех же родиетелей с одними детьми работают, а с другими не так, чтобы очень.
(no subject) - alienor_sm - Sep. 21st, 2012 11:18 pm (UTC) - Expand
m_petra
Sep. 22nd, 2012 12:01 am (UTC)
о, у меня-школьницы и у меня-студентки из перечисленных качество было только любопытство (но не к предмету, а вообще), остальное - в отрицательной форме. А училась отлично...
turtle_t
Sep. 22nd, 2012 12:23 am (UTC)
Ну, может любопытства было настолько много, что оно все недостатки перевесило :)
(no subject) - m_petra - Sep. 22nd, 2012 12:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Sep. 22nd, 2012 12:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - Sep. 22nd, 2012 03:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Sep. 22nd, 2012 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - Sep. 22nd, 2012 06:49 pm (UTC) - Expand
iz_tumana
Sep. 22nd, 2012 12:05 am (UTC)
я понимаю так, что развить IQ невозможно.
Его можно только тестировать :)
Так что надо развивать то, что можно, и что важно для жизни.
А задавить в зародыше можно очень запросто.
turtle_t
Sep. 22nd, 2012 12:28 am (UTC)
Да вроде всё-таки интеллект тоже повышать можно в неких пределах. По крайней мере, кристаллический интеллект (запас знаний) именно накапливается и развивается. Но он же подхлёстывает и интеллект текучий (чистую сообразительность).

А ещё есть эсперименты, которые показывают, как у детей с вроде бы низким IQ он резко повышается (до средних показателей), если их даже не учить, а просто мотивировать. На детей, у которых интеллект средний и высокий, этот трюк не действует.
anhel_05
Sep. 22nd, 2012 12:23 am (UTC)
хорошая фамилия для человека, наисавшего такую книгу
turtle_t
Sep. 22nd, 2012 12:24 am (UTC)
Ага, прямо по пословице "Бог шельму метит" :)
(no subject) - hettie_lz - Sep. 22nd, 2012 05:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Sep. 22nd, 2012 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - Sep. 23rd, 2012 03:46 am (UTC) - Expand
orphanka
Sep. 22nd, 2012 12:38 am (UTC)
Ну если взять и растянуть данные о том, что дети с высоким IQ догоняют сверстников по толщине серого вещества только к концу школы, то понятно откуда растет противопоставление. Ребенок с высоким IQ, мне кажется, куда более вероятно будет иметь проблемы почти по всем перечисленным пунктам - просто потому, что у него мозг более перегружен в каждый конкретный момент времени. Разве что любознательность не задушишь не убьешь.
turtle_t
Sep. 22nd, 2012 01:00 am (UTC)
А что есть такие данные? Про толщину серого вещества? Я просто не в курсе. А как меряют его толщину, кстати?
(no subject) - orphanka - Sep. 22nd, 2012 01:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Sep. 22nd, 2012 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - orphanka - Sep. 22nd, 2012 03:04 pm (UTC) - Expand
reader59
Sep. 22nd, 2012 12:41 am (UTC)
Дык ан масс у хомусов интеллекта и не наблюдается. Более того, он по жизни, вообще-то, и не нужен, а нужен как раз перечисленный набор. Оттого и массовая школа заточена под молодежь, обладающую именно этими качествами, оттого и интеллектуалам там заведомо плохо. Причем это относится не только к ученикам, но и к учителям.
А с интеллектом надо в какое-то подобие советских ФМШ, там критерии успешности качественно другие.
turtle_t
Sep. 22nd, 2012 12:58 am (UTC)
Вот чего не понимаю, как можно применить интеллект, если нету этих качеств?
(no subject) - reader59 - Sep. 22nd, 2012 01:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Sep. 22nd, 2012 01:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - reader59 - Sep. 22nd, 2012 01:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Sep. 22nd, 2012 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - reader59 - Sep. 22nd, 2012 02:23 pm (UTC) - Expand
cyok3
Sep. 22nd, 2012 02:52 am (UTC)
Противопоставляется потому, что сейчас в обществе идет перекос в сторону интеллекта, т.е. интеллект - это то, что родители у своих детей стараются "развивать". И в процессе этого самого развития задавливаются многие из вышеперечисленных черт характера.
turtle_t
Sep. 22nd, 2012 02:46 pm (UTC)
А развивать надо всё... Но осторожно и умело. А вот где этих умлостей взять? У меня давно уже рац.предложение есть: чтобы будущие родители проходили курсы и сдавали экзамен на вродительские права.
(no subject) - cyok3 - Sep. 22nd, 2012 03:44 pm (UTC) - Expand
kate_nsk
Sep. 22nd, 2012 04:02 am (UTC)
Буквально вчера набрела на книгу "Гении и аутсайдеры", которая начиналась с рассказа об тн "относительном возрасте". Рассказ начинается с описания системы отбора канадских хоккеистов. Далее цитата:

Дело в том, что в Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Другими словами, ребенок попадает в девятилетнюю группу, если ему исполняется девять лет до 1 января. Если 2 января ему исполняется десять лет, то он будет играть в одной группе с ребенком, который отпразднует десятый день рождения аж в декабре. А в этом предподростковом возрасте разница в 12 месяцев означает очень заметные различия в физической форме. В Канаде — самой помешанной на хоккее стране в мире — тренеры начинают отбирать игроков в элитные команды в возрасте девяти и десяти лет, и, разумеется, более талантливыми считаются более рослые и ловкие ребята, имеющие преимущество в несколько решающих месяцев.

Ну и тд. Выделяешься - > получи лучших тренеров, больше игр и тд...
Автор мельком упоминает школьную систему образования. Может дальше расскажет подробнее (про воспитание детей там точно есть). Я только начала читать...
hettie_lz
Sep. 22nd, 2012 05:02 am (UTC)
оййй, это так название перевели?... хотя я не знаю, как лучше, но она СОВСЕМ не так называется :)
emmy_l
Sep. 22nd, 2012 04:23 am (UTC)
Как-как по-английски будет "сознательность"? И Льюис Кэррол ещё издевался на русским словом "защищающихся"? На себя бы посмотрели. :)))
turtle_t
Sep. 22nd, 2012 02:22 pm (UTC)
Ну, да, необычно длинное по меркам English-а и неуклюжее слово, есть такое дело.

Благодаря Вам, Эмма, посмотрела его в словаре и отредактировала пост: добросовестность всё-таки точнее (и длинее :))
esya
Sep. 22nd, 2012 04:31 am (UTC)
при условии среднего интеллекта, в местной школе - да, на большинстве рабочих мест - тоже
мозги, они мало где нужны, больше для себя
turtle_t
Sep. 22nd, 2012 02:24 pm (UTC)
Ну, да, у большинства по определению мозги средние. Я так понимаю, что автор развёл сыр-бор ещё и для того, чтобы те, у кого мозги выше среднего, не ставили только на них, потому что для успеха одних мозгов недостаточно.
(no subject) - esya - Sep. 22nd, 2012 04:28 pm (UTC) - Expand
queerness
Sep. 22nd, 2012 08:10 am (UTC)
"Скорей всего все они, включая интеллект, являются разными сторонами одного и того же -- хорошо устроенного мозга, эффективно приспосабливающегося к изменению условий среды."
Необязательно. Бывает сплошь и рядом что интеллект высокий, а волевые функции слабые - картина в итоге печальна - интеллектуальный потенциал впечатляет, но так и не реализуется.
turtle_t
Sep. 22nd, 2012 02:15 pm (UTC)
Да, Вы правы. Подумала и поняла, что и сама знаю такие примеры, когда интеллект есть, а реализации нету.
erdweibchen
Sep. 22nd, 2012 04:39 pm (UTC)
Сэр Майкл Атия не зря предлагал фотографировать математиков со стороны зада - поскольку его вклад в успешность математика, эээ, высок. :)
turtle_t
Sep. 23rd, 2012 07:00 pm (UTC)
:)
avrelia
Sep. 23rd, 2012 03:01 pm (UTC)
Спасибо за пост, заинтересовалась, заказала в библиотеке книжку. Доберется до меня, посмотрю. Надо же ребенка воспитывать :)

А по статье у меня создалось впечатление, что обсуждается вопрос насколько полезен подход к воспитанию, когда в ребенка сразу запихивается столько знаний, сколько влезет, а потом еще чуть-чуть. Подход достаточно популярный, судя по разным программам и обсуждениям, но не приносящий столько пользы сколько предполагалось для дальнейшего успеха и раскрытия талантов. То есть что-то еще кроме знаний надо в детей "запихивать". Вроде и очевидная идея, да не совсем.

муж вот на днях принес от коллег историю о молодой даме, только из колледжа, которая устроилась на работу и начальник стал ее опекать, учить, советовать, и она сразу пошла в HR жаловаться на "nagging", даже не пытаясь обсудить свой дискомфорт собственно с начальником и решить проблему, которой возможно и не было. Знания и IQ у нее надо полагать были достаточные, а вот чего-то не хватало.
turtle_t
Sep. 23rd, 2012 07:02 pm (UTC)
Поделитесь тогда впечатлениями от книжки, ладно?

История забавная, но это ведь только одна её сторона, и подозреваю, что сама дама тоже много чего может забавного со своей сторны рассказать :)
(no subject) - avrelia - Sep. 23rd, 2012 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Sep. 24th, 2012 02:04 pm (UTC) - Expand
galina_vr
Sep. 24th, 2012 10:43 am (UTC)
Вот в списке обозначенных для успешности качеств оставлен без внимания тезис "уверенность в себе (self-confidence)".

По моему, при среднем интеллекте, лучше, когда у ребенка сомнение в себе и неуверенность, тогда остальные качества "воля" и прочие будут сильнее разогреваться.
turtle_t
Sep. 24th, 2012 02:03 pm (UTC)
Галя, понимаю тебя и твою логику, но не могу согласиться, а главное, думаю, что наше несовпадение по этому моменту скорее всё-таки терминологическое, чем по сути.

Я так думаю, что в нашей культуре традиционно понятие "самоуверенность" и, как следствие, "уверенность в себе", воспринимается обычно с оттенком "ложная", "необоснованная", "завышенная" и т.д.. Типа "много амбиции, да мало амуниции".

В английском такого нет. Может быть и не было, а может было да поменялось, я ещё не разобралась.

Точно знаю только то, что и у нас надо бы это понятие освободить от лишнего балласта.

Здоровая, нормальная уверенность в себе основана на верной, а не завышенной самооценке. Когда знаешь свои сильные и слабые сторны, и, как говорится, если да, так да, а нет, так нет.

Неуверенность в себе приводит к тому, что человек заранее сдаётся и отказывается от попыток выучить что-то, попробовать что-то, высказать своё мнение по какому-то вопросу. А всё эти вещи крайне важны для жизненного успеха. И я тут даже не карьерные вещи имею в виду, а внутрннее ощущение, что живёшь свою жизнь, и тебе нечего стыдиться.

Причём, даже если такие попытки и впрямь заканчиваются неудачей (ну, не учится, хоть ты тресни, или проба оказалась неудачной, или сказал глупость), они нужны и важны и может даже важнее удач. Потому что на своих ошибках и впрямь учатся, и это уже не просто народная мудрость (в которой много чего есть совсем не мудрого), а экспериментально доказанный научный факт.

С другой стороны, сомнения -- вещь тоже крайне важная, это я согласна. Но их гораздо разумнее переносить сомнения с себя как личности в целом на свои внутренние установки и предубеждения. Типа, я вот верю так-то и сяк-то, а почему, собственно я в этом уверен(а)?

А по поводу личности в целом, я думаю, лучше всего работает идея, что если меня, какая я есть, природа/Бог сделали именно такой, с таким вот уникальным и специфическим набором качеств, склонностей и талантов, то это не зря, и нечего тушеваться, а надо искать пути и способы, как проявить эти таланты -- себе и другим на пользу. С опорой на мои сильные стороны и учётом и нейтрализацией слабых.

Вот это в моём понимании и есть уверенность в себе.
(no subject) - galina_vr - Sep. 24th, 2012 06:28 pm (UTC) - Expand
turtle_t
Sep. 26th, 2012 08:58 pm (UTC)
Мэри, спасибо за ссылку, но мой браузер сигналит, что там какое-то не очень чистое место. Т.е. может там и не вирус, но какой-нибудь шпион.
(no subject) - maryxmas - Sep. 26th, 2012 10:17 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 54 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow