?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про феминизм в России

Противоречивая картина однако.

С одной стороны, официальная, властью задаваемая тендеция абсолютно фундаменталистская -- назад, к дикой дискриминации женщин во всех сферах. Чтоб была послушной рабыней и сексуальным объектом. Примеров этому и так слишком много, чтобы я их ещё и ретранслировала. Откройте любую газету или включите телевизор и получите ушат сексисткого дерьма.

И тут вот какое дело. На первый взгляд можно подумать -- ну, подумаешь, женский вопрос, демократия "вообще" важнее. Ан нет. Нету таких демократических стран, чтобы в них не было больших достижений феминизма. И наоборот: если женщины замотаны в мешки и закрыты по домам, если их выдают замуж детьми и не дают учиться-работать, там и демократии нету. Эти вещи -- феминизм и демократия -- как минимум коррелируют. А по сути это одно и то же. Потому что феминизм -- это права человека.

С другой стороны, есть и противополжное движение, которые я заметила ещё до истории с Pussy Riot. Хотя бы по тому, как активизировалось сообщество feministki в последние несколько лет. Плюс на разных блоговых движках и в открытом интернетном пространстве открылись (а некоторые ещё и активно работают) новые сообщества и сайты феминистской направленности. (Вот например: Инициативная группа "За феминизм", Фемінізм УА и АВТОРЫ журнала "Диалог Женщин".)

Это как бы андерграунд, но и в нормальных СМИ -- конечно, не во всех, а боль-мень либеральных -- перестали слишком сильно дёргаться по поводу слов "феминизм" или "гендер" (опять -- в 90-х уже стали было проявлять спокойный интерес, да гламур всё задавил) и начали, вместо собственных высасываний из пальца разных страшилок, печатать тексты людей, которые что-то в этом понимают.

Забавная деталь. Даже Валерия Новодворская, которая, если мне не изменяет мой склероз, раньше на феминизм всячески наезжала, уже год назад опубликовала практически феминистский манифест: Долюшка феминистская.

Ну, а история с Pussy Riot сделала феминизм по-настоящему горячей темой, и за это Пусям большое спасибо. К слову, хотя бы поэтому все претензии к ним со стороны других феминисток (более серьёзных и может даже более правильных, так сказать) неосновательны -- потому что надо мерять сухой остаток, а не переживать за "не такие" нюансы. И хорошо бы, чтобы волна интереса публики не спала -- ни к самим Пусям, ни к феминизму. Вот, для примера приведу пару недавних ссылок на тему:

1. Арина Холина в журнале Сноб: Феминизм в России. Как части становятся единым целым. А вот на всякий случай жж автора: vivavagina (я как узнала, так немедленно зафрендила).

2. Группа авторов в Афише: Дело Pussy Riot и состояние феминизма в России.

Одна из участниц этой дискуссии свои поправки вот тут излагает: Убрали важный кусок про инвалидность и гендер, и исказили мою реплику про Московских Радикальных Феминисток, чья деятельность совсем не сводится к арт-акционизму. Убрали наш ответ Идову про шаблонное восприятие советского гендерного порядка как полное равенство, и прочее. А еще убрали реплику о том, что контрацепция - это одинаковая проблема для женщин что в либеральной интеллигенции, что в рабочей среде.

К слову, лично для galina_vr привожу одну цитату оттуда -- это по поводу твоих, Галя, подозрений, что феминстки(ы) хотят отмены романтических отношений между М и Ж:

Я работаю над воспеванием идеи джентльменства. В нее в современном прочтении входит уважение к женщине как к равному партнеру, а не сюсюкающая сентиментальность, которая присуща мачистским культурам. Я считаю себя феминистом, но для меня феминизм не является попыткой разбить традиционную модель, скорее его задача — создать равноценные альтернативы. Задачей феминизма не является, чтобы женщины вообще не входили в нуклеарные семьи. Задача феминизма — построение альтернатив.

Понятно, что другие феминистки(ы) могут с ним по этому поводу не соглашаться. Но феминизм бывает разный, и такой тоже. Я лично джентльменство не так, чтобы воспеваю, но и не возражаю против него, если оно и впрямь включает в себя уважение и отношение как к человеку. На эту тему -- как сочетать джентльменство и гендерное равенство -- в последнее время появилось много разных конкретных примеров в западной поп-культуре и литературе (я больше знаю англоязычные, но и в переводах встречаются).

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
accion_positiva
Aug. 22nd, 2012 08:49 pm (UTC)
Призрак феминизма бродит )
turtle_t
Aug. 22nd, 2012 09:00 pm (UTC)
Ага.

О, Вы мне напомнили: я сейчас добавлю пару ссылок на фейсбуковские сообщества, которые как раз активно работают.
taki_net
Aug. 22nd, 2012 08:53 pm (UTC)
+++ все претензии к ним со стороны других феминисток (более серьёзных и может даже более правильных, так сказать) неосновательны

Это Россия, тут основательность меряется сроком. Они - самые основательные.
turtle_t
Aug. 22nd, 2012 08:58 pm (UTC)
И таки да.
_palka
Aug. 22nd, 2012 09:17 pm (UTC)
ну и еще www.ravnopravka.ru.
turtle_t
Aug. 22nd, 2012 09:33 pm (UTC)
Ага, спасибо за добавку.
maryxmas
Aug. 22nd, 2012 09:20 pm (UTC)
я, конечно, извиняюсь, но Феминизм уа к российскому интернет-пространству не относится.
(и я молчу о том, что сообщество феминизм-уа в жж на полгода старше феминисток)

феминизм-уа в фейсбуке я поддерживаю параллельно с такой же группой в Вконтакте:
http://vk.com/feminism_ua
turtle_t
Aug. 22nd, 2012 09:32 pm (UTC)
Спасибо за добавку.

Ну, и на всякий случай (оправдаюсь за то, что ссылку дала :)) Я ж не претендую на полноту и чистоту классификации. Я просто привела примеры тех сообществ, куда сама подписана, и откуда сообщения получаю. Мне они помогают, может и другим помогут.
legallyyours007
Aug. 23rd, 2012 01:46 am (UTC)
Зайдите ко мне во френдленту, сразу после Ваших постов, пост еленасеменова начинается чудесной цитатой российского депутата, Вы проникнитесь, честно:)
vg36
Aug. 23rd, 2012 03:11 am (UTC)
О! Это действительно что-то!
alex_celly
Aug. 23rd, 2012 10:40 am (UTC)
Да там фейк же : ) Хотя я бы не удивился, конечно, но там явный фейк - даже для Милонова немного слишком.
turtle_t
Aug. 23rd, 2012 01:38 pm (UTC)
Да, я прониклась. Это, конечно, фейк -- пока что. Но очень показательный фейк.

Я вот думаю, кто делает такие фейки и зачем? У меня подозрение, что это типа для проверки, съедят, или ещё пока нет, можно ли уже такое на самом деле попробовать, или ещё надо погодеть.

Или может ещё тоньше -- мы такое точно не будем делать, а сделаем чуточку менее одиозные вещи, которые после такого фейка уже будут смотреться не так страшно.

PS Как однако в Вашей ленте много меня :) Подозреваю, что такая высокая концентрация может раздражать :) (Это я так, чисто ради констатации факта)

Edited at 2012-08-23 01:53 pm (UTC)
legallyyours007
Aug. 23rd, 2012 02:11 pm (UTC)
У меня просто подход к ленте избирательный. Плюс, сейчас время пониженной френдоактивности:) в среднем по палате, тьфу, по ленте то есть:))

Вас не много, а даже часто мало, так что не беспокойтесь:)
legallyyours007
Aug. 23rd, 2012 02:13 pm (UTC)
Фейк-то фейк, да в нем намек, недобрым молодцам... Ага, разведка боем:) после законов против пропаганды гомосексуализма я считаю, что вполне могут "сказку" сделать жизнью, а че?
turtle_t
Aug. 23rd, 2012 02:45 pm (UTC)
Да, к сожалению, могут.
lm644
Aug. 23rd, 2012 01:49 am (UTC)
Коррелируют не только права женщины и демократия: в таком же соотношении находятся права женщины и уровень жизни в стране (за редкими исключениями, обусловленными естественными аномалиями: Саудия и прочие). Непонятно, что здесь первично, но соответствие наблюдать легко.
turtle_t
Aug. 23rd, 2012 01:31 pm (UTC)
Ага, есть такое дело. У меня недавно была ссылка на исследование, в котором математически доказывается, что феминизм первичен. Поищу ссылку, тогда добавлю её ещё и сюда для порядку.
upinarms901
Aug. 23rd, 2012 05:35 am (UTC)
Случайно зашла.
Но хочу заметить, что эффект от акции PR будет прямо обратный. Свободы станет меньше. И как бы в дальнейшем совсем не свалиться в талибан.
Эх, идеализм.Ни к чему путнему это не приводило.
Лимонов на Йеху хорошо говорил.:
Э.ЛИМОНОВ: Оппозиция должна день и ночь изобретать способы, как от этой власти избавиться, желательно мирным путем. И она этого не делает. Вместо этого оппозиция засовывает 3 пальца или все пятерни в рот, свистит и кричит про Pussy Riot. Больше ничего не придумали.

Сейчас следующая тема – это будет укус Каспаровым полицейского. Все будут с этим укусом, и будут говорить, что это борьба за власть, что это оппозиционные настроения. Да уймитесь, не надо. История с Pussy Riot... Давайте серьезно, да? История с Pussy Riot разделила общество, которое только начало сближаться. И кто извлекает выгоду? Власть, конечно. Она говорит «Давайте морду друг другу...»Общество живет эпидемиями такой психопатии.
http://echo.msk.ru/programs/personalno/921797-echo/
Всю страну развели по полной. Под шумок много чего гадкого произошло. А общество и не заметило. Нам бы только какую-нибудь "Санта Барбару".
turtle_t
Aug. 23rd, 2012 12:54 pm (UTC)
Я с Вами не согласна. Я не считаю, что Pussy Riot рвзделили общество. В моём прдеставлении они получились всего лишь показателем того, как общество разделено.

И строго говоря, любое общество, даже самое благополучное, как те же Штаты, в которых я живу, очень даже разделено. Некоторые даже пишут, что есть не одна, а две Америки, одна консервативная, другая либеральная.

Сейчас я в американские подробности вдаваться не буду, а пример этот привела только для того, чтобы сказать, что сам по себе раздел общества вовсе не беда, а наоборот, залог того, что общество не завернёт слишком сильно в какую-то одну сторону, а будет развиваться галсами, подправляя себя на ходу.

Но для этого нужно, чтобы разделённые части общества имели возможность 1) свободно высказывать свою точку зрения по всем вопросам; 2) имели возможность пытаться проводить свою политику в органах власти.

Это как раз и называется демократией, и этого как раз в России нету. И именно поэтому России на самом деле грозит талибан. Но не от того, что Pussy Riot спели и сплясали, а потому, что власть сделала из этого big deal, устроила издевательство вместо суда и посадила их в колонию.
galina_vr
Aug. 23rd, 2012 05:37 am (UTC)
Что ж, с интересом буду следить за развитием нового джентльменства, которое не только по 8 Марта проявляется, но весь год. Ведь физиологически женщина слабее, и хорошо, когда в соответствующих ситуациях мужчины это учитывают. Что не исключает возможностей проявлять себя женщинам наравне с мужчинами во множестве областях.

А в статье Валерии Новодворской с радостью прочитала уважительные слова о Шарлотте Бронте, чей портрет (привезенный из Англии) стоит на моем письменном столе.
turtle_t
Aug. 23rd, 2012 01:29 pm (UTC)
Галя, чисто для порядку, женщины (в среднем) физически слабее (средних) мужчин, а не физиологически. Насчёт того, чья физиология сильнее, это отдельный разговор. Из общих соображнией: я думаю, что нужна очень сильная физиология, чтобы иметь возможность носить десятикилограммовый футбольный мяч в животе на протяжении 9 месяцев.

Насчёт Бронте, то я её тоже люблю и уважаю. И похоже, что путь Новодворской к принятю феминизма был именно через чтение правильных книжек, до которых у неё наконец дошли руки.
alex_celly
Aug. 23rd, 2012 10:33 am (UTC)
Ну..
1. Сообщество "феминистки" активно работает против феминизма (ибо занимается трансляцией идей Дворкин - а это есть самая разнузданная антифеминистская пропаганда). Подробно излагал здесь: http://alex-celly.livejournal.com/615725.html
2. Новодворская - это из серии "на хрена нам враги, когда у нас есть ТАКИЕ друзья". См. http://alex-celly.livejournal.com/626373.html
3. А насчёт СМИ... Ну вот относительно недавний идиотизм на марше: http://alex-celly.livejournal.com/632105.html

Edited at 2012-08-23 10:35 am (UTC)
turtle_t
Aug. 23rd, 2012 01:22 pm (UTC)
1. В сообществе "феминистки" две с половиной тысячи участниц, и подозреваю, что бОльшая часть из них про Дворкин вообще слышали, не говоря, чтобы читали и кивали головами. А главное, я не стала бы демонизировать Дворкин. Если совсем в двух словах, то она не врач, она боль, причём, в гораздо большей мере, чем гипотетический писатель в исходной формуле Чехова. Она артикулировала боль и гнев жертв, которые до неё молчали в тряпочку и были кругом виноватые. Да, она перегибает палку, ну так понятно же, почему. Как говорится, побудьте в её шкуре и посмотрим, как сами запоёте (это риторика, а не грубость).

2. Новодворская интересна именно сменой позиции по поводу феминизма на 180 градусов. Какими бы ни были её мотивы (а на самом деле интересно, какие), само по себе это показатель. Ну, и её позиция по поводу Пусей отнюдь не оригинальна, и она на неё имеет право. Ещё не хватало нам единомыслия во всём, а в главном она с нами: Пусей надо освободить немедленно.

3. Таких гадостей я могу насобирать вагон и даже не маленькую тележку. В тех же "феминистках" каждый день кто-нибудь что-нибудь такое в клювике приносит. Сексисткое и мизогинисткое давление страшное, а главное, оно поддерживается властью. Т.е. в России совершенно серьёзно маячит талибан. И именно поэтому так важно заметить, что есть сопротивление. Ну, и поддержать его, хотя бы распространением.
alex_celly
Aug. 23rd, 2012 01:34 pm (UTC)
Насчёт Дворкин - не соглашусь.
Имхо, она не "артикулировала боль жертв", а призвала жертв ещё больше калечить. Только не физически, а психологически - конечно, это не так необратимо, как клитородектомия, но... в принципе, её "идеи" мало чем отличаются.
К тому же по ссылке имеются прелюбопытнейшие факты о социально-политических действиях тов. Дворкин - ну чем не Мизулина?

А насчёт Новодворской... нуу... я всё сказал. Я уже лет так 7 отношусь к ней как к "зомбированному диверсанту", и её искренность для меня ничего не меняет. Скажу точнее - я был бы очень рад, если бы она выступала за Путина и РПЦ - позорила бы их, а не нас.

Там не столько даже гадость, сколько глупость : ))) С другой стороны, "специальное феминистское литературоведение"... об этом я уже писал: http://alex-celly.livejournal.com/504379.html
turtle_t
Aug. 23rd, 2012 01:57 pm (UTC)
Ну, понятно, что все мы имеем право на своё мнение и нам вовсе не обязательно быть согласными друг с дружкой.

Но вот с одним соглашусь -- правда, в самом общем смысле, без перехода на конкретику: радикалы часто и впрямь похожи между собой. Даже те, которые по разные стороны баррикад. Иногда они просто как кривое зеркало друг друга, точнее, враг врага. Как говорится, то же самое, только с точностью до наоборот.
alex_celly
Aug. 23rd, 2012 10:33 am (UTC)
Кстати, Холину тоже зафрендил - я её глубоко уважаю уже давно, просто про ЖЖ не знал.
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow