?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про Войновича

В последние года два-три, и чем дальше, тем сильнее, многие новости из России вынуждали (и вынуждают) вспоминать антиутопию Войновича "Москва 2042". И я вспоминала -- вот, например: Про студенческий юмор (на невесёлую тему) -- это коммент к моей же записи, сделанной в 2010 году.

Так вот, меня всегда удивляло, почему другие про Войновича и его пророчества, которые сбываются на наших глазах, не вспоминают, а если и вспоминают, то мне не попадается. И вот, наконец-то: Владимир Войнович – о "Москве 2042" в Москве-2012.

Когда я слушала эту книжку по радио Свобода в далёких 90-х годах (до 1995-го, потому что в в 1995 я уже в Штаты уехала, и тогда тут Свободу было не послушать), то его выдумка казалась талантливой и во многих моментах очень точной, но в целом, по главной идее, так сказать, абсолютной фантастической. Ведь гебисты тогда преследовали верующих (бабушкам ещё куда ни шло, позволялось, но боль-мень молодых ловили и наказывали, чтоб не повадно было). И вообще, советская идеология, заменившая православие на марксизм-ленинизм, над христианством в лучшем случае потешалась, а в худшем обвиняла в преступлениях перед человечеством. Поэтому скрещенье гебни с церковниками казалось тогда совершенно невозможным. А Войнович именно на этом скрещеньи своию книжку построил, и это представлялось тогда натяжкой и потому слабостью.

Но как же он всё-таки оказался прав! Просто потрясающе, как он угадал! При том, что строил свою модель совсем на другом материале (упрощённо говоря, на личности Солженицына).

С одной стороны, это конечно редкая и громадная удача для писателя угадать будущее, оказаться настоящим пророком. А с другой, понятно, что Войнович меньше всего хотел именно пророком оказываться. Вот ведь поистине мы рождены, чтоб Кафку и Войновича сделать былью...

Одно утешает: сам Войнович сейчас настроен достаточно оптимистично (цитата): сейчас опять наступило время, когда можно делать оптимистический прогноз на пессимистических предпосылках.

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
emmy_l
Aug. 20th, 2012 01:18 pm (UTC)
Может, это Солженицин такой... корневой оказался. Его заслуга тоже. :)
turtle_t
Aug. 20th, 2012 01:38 pm (UTC)
Очень пожохе на то. Непонятно только, это он собою отразил или повлиял? Наверное, как всегда, и то, и другое.
lamed
Aug. 20th, 2012 01:59 pm (UTC)
Вот я тоже об этом подумал. Потому что Солженицин - он очень характЕрный. Он ненавидит сталинизм (или, скорее, ужасается ему), но любит его основу. Он любит Империю.
turtle_t
Aug. 20th, 2012 04:07 pm (UTC)
Где-то так. Это ценностная вещь. В его системе ценностей Россия (страна, общество, коллектив, община) была выше личности.
ya_exidna
Aug. 20th, 2012 01:48 pm (UTC)
Да-да, я тоже эту книгу вспоминала в связи с последними событиями!
turtle_t
Aug. 20th, 2012 02:35 pm (UTC)
Ну, вот, оказывается я была неодинока. А ведь правда же странно, что про это не было постов в "политических" журналах, ведь на поверхности лежит. Или я просто пропустила?
ya_exidna
Aug. 20th, 2012 04:48 pm (UTC)
Мне не попадалось такого. А я у себя вот тут упомянула Войновича - правда, мимоходом, надеясь, что читавшие оценят:
http://ya-exidna.livejournal.com/341438.html
turtle_t
Aug. 20th, 2012 06:09 pm (UTC)
Этот Ваш пост помню, он меня порадовал :) Вот приведенную цитату из Войновича не вспомнила, но поверила Вам :)
levkonoe
Aug. 20th, 2012 01:49 pm (UTC)
вот как раз на эту тему

http://levkonoe.livejournal.com/7120943.html?thread=85547055#t85547055

несколько другой взгляд.
turtle_t
Aug. 20th, 2012 02:32 pm (UTC)
Да, и такое было. Но во-первых, не всегда, а во-вторых, не везде. Про жён партийных боссов ничего не знаю и сильно сомневаюсь, а среди тонкого слоя интеллигенции и впрямь с некоторого времени началось что-то типа моды на веру. Истоки этой моды были во многом психологические: религия даёт утешение и поддержку. (И слово "мода" я употребляю здесь в нейтральном смысле, у меня по этому поводу нету ни осуждения, ни иронии).

Вот, кстати, ещё и поэтому роман Войновича тогда воспринимался с недоверием как раз по поводу союза религии, с которой тогда были связаны только хорошие вещи, и гебни, олицетворяющей зло.

Но очень тонок был этот слой и сильно пересекался с диссидентским. Собственно это была одна из ветвей диссидентства. В воспоминаниях Натальи Трауберг об этом довольно подробно и интересно написано -- на личном опыте. Отчасти у Майи Кучерской, но это уже более позднее время.
alienor_sm
Aug. 20th, 2012 05:39 pm (UTC)
Надо перечитать Войновича.
Строго говоря, "Москву 2042" я никогда и не читала - слушала по радио в исполнении автора.
turtle_t
Aug. 20th, 2012 06:05 pm (UTC)
Я тоже :)
alliruk
Aug. 20th, 2012 07:49 pm (UTC)
Да-да, мы тоже совпали с Вами: http://alliruk.livejournal.com/555021.html
Я вспомнил Войновича в связи с приговором девушкам, полез искать, не обсуждал ли он сбывшиеся пророчества, - и наткнулся на этот текст на Свободе
turtle_t
Aug. 20th, 2012 09:07 pm (UTC)
Так я у Вас эту ссылку и увидела. Это я сейчас осознала -- она у меня открыта в браузере была, и я забыла, откуда она открылась. Спасибо! А других подобных ссылок не нашли?
hettie_lz
Aug. 21st, 2012 04:51 am (UTC)
Я сходу не процитирую, но чисто по ощущениям - в последние дни очень много ссылок на Войновича видела.
turtle_t
Aug. 21st, 2012 02:36 pm (UTC)
Ну, значит, время вспомнить Войновича наконец пришло (а я типа ранний адаптер :))
hettie_lz
Aug. 21st, 2012 04:49 pm (UTC)
:))
menudo_culete
Aug. 22nd, 2012 05:04 am (UTC)
***И вообще, советская идеология, заменившая православие на марксизм-ленинизм, над христианством в лучшем случае потешалась, а в худшем обвиняла в преступлениях перед человечеством. Поэтому скрещенье гебни с церковниками казалось тогда совершенно невозможным.***


хехе.
простите великодушно, я просто сейчас пришла в состояние тихой радости и умиления.
это как иногда прочитаешь: "как вы можете обвинять коммуниста\православного\еврея в воровстве??? им же идеология не позволяет!"

хм... или это в других регионах страны люди были как-то доверчивее и радостнее. У нас - на Западной - где выкорчевали греко-католиков и насажали православных - о склещении неусыпном курировании церкви КГБ знали все. Диссидентво советского официального клира?? это даже не смешно было.
turtle_t
Aug. 22nd, 2012 06:15 pm (UTC)
Да, это я понимаю. Другим конфессиям ещё хуже было, чем русской православной церкви, разрешённой "сквозь пальцы" Сталиным для поддержки русского национализма. И не сразу, понятно, разрешённой, а во время второй мировой войны. Кроме греко-католиков можно про баптистов вспомнить. Вот уж из кого пугало делали.

Но и другое было. Например, был священник Александр Мень. Были (сам- и тамиздатовские) книжки священников Александра Шмемана и Антония Сурожского. Была Валентина Ильинична Пузик, мать Игнатия. У меня лично был ещё мой одноклассник.

Это я к чему? К тому, что прихожане (может не все, но хотя бы умные) знали, что их священник отчитывается перед КГБистским агентом, который его пас. Но воспринимали это как вынужденное зло.

Примерно как тот факт, что все старосты групп в советских институтах должны были стучать на рядовых студентов. Это была их вполне официальная обязанность. Но одни и впрямь стучали, а другие делали вид.



Edited at 2012-08-22 06:20 pm (UTC)
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow