?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про Агату Кристи

В последние несколько месяцев, когда меня придавила работа, не только графомания моя ушла на второй план, но и книжки трудные читать стало не в масть. Между тем без чтения мне тоже не жизнь, так что я пыталась найти что-то такое, что не мешало бы рабочему процессу (а стало быть в аудиоформе -- чтобы можно было во время рутины, требующей глаз и рук, слушать), и чтобы было не слишком заумно (поскольку зауми самого разного толка работа в избытке предоставляла). Но при этом, чтобы было и сердцу и уму, чтобы увлекало, отвлекало, утешало и показывало что-то новое и нетривиальное -- а то ведь совсем простая жвачка мозг не цепляет, а только раздражает. И я нашла спасительное чтиво -- большое (в общей сложности 54 штуки) собрание аудио-книжек Агаты Кристи (на языке оригинала).

Вот она, на заре свой литературной карьеры:


С благодарностью отмечаю: Агата сильно мне помогла, скрасив трудовые будни и (довольно неожиданно) обогатив новыми знаниями и пониманиями. Прежде всего по поводу самой Агаты. Ведь личность она совершенно замечательная и необыкновенная, и это видно даже в её развлекательных текстах (наверное, не сразу и не во всех, но с какого-то момента я заметила).

Начитавшись-наслушавшись книжек Кристи, я стала искать толковую книжку уже про неё, благо их немало. Выбрала на мой взгляд лучшую и прочитала её от корки до корки. Вот эту: Agatha Christie: An English Mystery by Laura Thompson.



Почему выбрала именно эту и почему посчитала её лучшей, если не читала (пока) другие? Привлёк подход: в качестве источника информации и основы для собственных гипотез и анализа, авторка использовала Агато-Кристевские книги, главным образом, не детективные (Агата же написала кучу толстенных "настоящих", любовно-романтических, романов под псевдонимом Мэри Вестмакотт). Плюс наследники Агаты дали ей дневники и письма писательницы. Плюс она разговаривала про Агату с живыми людьми -- теми, кто её лично знал, причём, не отнеслась к их словам, как к незамутнённым и точным свидетельствам, а "поделила" их на чувства и время. Короче, получилось интересно и убедительно.

Конечно, я читала детективы Агаты Кристи раньше, сначала в русских переводах, а потом по-английски -- когда с помощью чтения и слушания книжек осваивала (английский) язык. Мне и тогда она нравилась, особенно тем, что у неё всегда было трудно угадать, кто убийца. Но это были отдельные книжки, и они созда(ва)ли, как выяснилось, довольно искажённую, а главное, обрезанную картину. А ещё, как оно обычно бывает, после ознакомления с англоязычными оригиналами, я поняла, что её у нас переводили (а, главное, переводят сейчас -- если судить по текстам, доступным в интеренете) не очень хорошо и не очень точно, с сильными потерями стиля и юмора, увы. Даже и не знаю, как можно такую Агату Кристи (по)любить -- урезанную, скособоченную и вульгарную.

Я планирую про Агату Кристи много всяко-разного написать, потому что она и зеркало и глыба. А здесь и сейчас коротко перечислю самые главные впечатления. Начну с плохого, ей всё равно не убудет, а главное, продолжу и закончу хорошим (которое сильно перевешивает плохое).

1. Агата Кристи -- писательница неровная. Если не повезёт, можно нарваться на такое, что больше читать не захочется. Худшие её вещи -- те, в которых она развивает теорию заговора. Например, "Большая четвёрка" (The Big Four) из серии с Пуаро и Гастингсом. Или внесерийный шпионский роман "Пассажир на Франкфукт" (Passenger to Frankfurt). Вообще, везде, где у неё встречается шпионская линия, это сильно подрывает остальное. Хотя возможно, это мои личные пристрастия говорят -- я терпеть ненавижу шпионские детективы.

Зато лучших и просто неплохих вещей у неё много, в кратком посте все не перечислишь. Классической вершиной её творчества, вошедшей в историю литературы и поп-культуры, является "И не осталось никого" (And Then There Were None). Эту книжку у нас (в экс-союзе) продолжают издавать и экранизировать под первым названием "Десять негритят" -- по всей идимости, в рамках суверенного противостояния навязываемой западом толерантности. Потом обычно называют "Убийство в восточном экспрессе" и "Смерть на Ниле". В моей личной табели о ранге сейчас на первом месте стоит "Пять поросят" (Five Little Pigs), а если выйти за рамки классического детектива, то исключительно удачная приключенческая (и иронично-детективная) вещь -- "Человек в корчневом костюме", которую точнее было бы назвать "Искательница приключений".

Сильные стороны Агаты Кристи как автора детективов -- сложная и изобретательная сюжетная конструкция, которую она выписывает точно и мастерски, крепко держа читателей на крючке интереса. Отсюда же и её слабость. Эти конструкции чересчур сложны и изобретательны и, как следствие, нереалистичны.

Но причём тут реалистичность? Мы любим Агату Кристи не за это. А за что? Думаю, что кроме очевидного -- занятности её интеллектуальных шарад на тему "кто это сделал?" -- за то, что созданный ею мир правдоподобен, узнаваем и даже поучителен в самом важном -- человеческих характерах (типажах) и их отношениях. А главное, в её мире хорошо и интересно -- он правильно устроен.

2. Агата Кристи -- новаторка и мать-основательница множества детективных приёмов и (под)жанров .Примеров новаторства Агаты масса, на эту тему можно с десяток диссертаций написать. Здесь сейчас приведу только несколько. Большинство из них получили сейчас статус литературных клише, но она-то придумала и воплотила их первой!

* Убийцей оказывается наименее подозрительный персонаж, включая экстремальные случаи: жертва преступления, полицейский, расследующий преступление, ребёнок, обитающий рядом, и даже -- высший писательский пилотаж -- рассказчик.

Надо заметить, что собственно идея таких трюков достаточно тривиальна (чего только не выдумаешь, если чуточку подумать в эту сторону), а вот исполнение требует нетривиальных изобретательности и точности, иначе у читателей останется ощущение, что их обманули. По этому поводу (кто может и кто не может быть убийцей) есть даже правила, запрещающие всё вышеперечисленное. Но Агата плевала на правила -- её таланту было тесно в любых искусственных рамках. Она следовала своим собственным правилам, согласно которым книжка должна быть написана так, чтобы ей лично было интересно и нравилось.

* Сюжет, в котором преступник пытается уйти от наказания с помощью казуса double jeopardy – запрета на вторичное привлечение человека к судебной ответственности за одно и тоже преступление.

* Разгадка преступления с помощью знания человеческой психологии. Отдельно -- понимание, что такое интуиция, и умение ею пользоваться. С подачи Агаты Кристи начался (и справедливости ради, довольно далеко ушёл) жанр психологического детектива и психологического триллера.

* В одной из книжек Кристи ("Безмолвный свидетель" -- Dumb Witness) Гастингс находит общий язык с собакой, ведёт с ней уморительные диалоги, а в конце концов берёт осиротевшее животное к себе. В наше время цветёт и пахнет разновидность "уютного детектива" (cozy detective), в котором сыщик или сыщица работают на пару со своим домашним питомцем (чаще всего почему-то котом, но и с собакой бывает).

* Финальная сцена, в которой всех участников драмы приглашают в одно помещение и главный расследователь выступает с длинной объяснительной речью, приводящей к разоблачению и(или) признанию преступника(цы). Плюс самосуд, точнее, попустительство к самоубийству преступника(цы). Рекс Стаут перенял оба этих приёма и сделал их коронными у Ниро Вульфа.

* Ну, и совсем мелочь. Агата вела писательскую записную книжку, в которой в частности, записывала идеи по буквам алфавита. Случайно или нет, но сейчас свою алфавитную серию про частную сыщицу Кинзи Милхоун заканчивает Сью Графтон (дошла до буквы "V"; к слову, я проверила, по-русски её тоже уже издают, правда, с глупыми аннотациями, но тут уж такое дело...).

3. Агата Кристи -- феминистка.

Я в курсе, что на прямые вопросы о феминизме Агата Кристи обычно столь же прямым текстом от него открещивалась. В этом смысле она была человеком своего времени и круга (есть удобное английское слово conventional, во многом применимое к ней). Тем не менее, в сухом остатке её вклад в дело феминизма важен и велик, и уж подавно важнее и больше, чем в случае, если бы она, не написав ни одной книжки и живя в безвестности, молча верила в его идеалы.

Я выделяю два главных вклада Агаты Кристи в дело феминизма. Во-первых, она создала галерею ярких и сильных героинь (и это я отнюдь не только про Мисс Марпл говорю, которая сама по себе отдельная статья) -- если не главных, то ведущих, движущих сюжет -- как положительных, так и злодеек. Во-вторых, она увлечённо и убедительно играла с гендерными стереотипами, высмеивала их, переворачивала с ног на голову, доводила до абсурда, чем, ясный пень, ослабляла и разрушала.

Судя по её текстам, я бы назвала Агату Кристи стихийной и естественной феминисткой. И, как выяснилось после прочтения её биографии, она была таковой и по жизни, во многом благодаря тому, что выросла и сложилась в семье, которую можно назвать локальным оазисом матриархата в пустыне глобального патриархата. Но об этом когда-нибудь потом, на сейчас пока хватит.

PS Критика, добавки и уточнения, а также заявки по поводу принимаются.

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
turtle_t
Aug. 14th, 2012 07:35 pm (UTC)
Ага, видела, сейчас ещё раз прочитала. Сурово Вы с ней :)

Если серьёзно, то после изучения вопроса я решила автобиографию Кристи не читать (по крайней мере пока не читать).

Во-первых, самое интересное для меня -- это было бы её словами про старость прочитать, а этого нету.

Во-вторых, она там много врёт, скорей всего искренне и неосознанно, и это совершенно простительно -- все врут, когда говорят-пишут о том, что было, а у неё причин для вранья больше, чем у других (из-за этих самых 11 дней и всего, что с этим связано). Но факт есть факт. Есть очень простые вещи, которые проверяются, и по ним видно, как это происходит -- наложение двух и более событий друг на друга, другая интерпретация и т.д. и т.п.

Не исключено, что я потом когда-нибудь и до этого текста доберусь, но пока что мне хватает.
art_of_arts
Aug. 14th, 2012 07:00 pm (UTC)
"новаторка"
Вы уверены в том, что можно написать такое по-русски?...

"вклад в дело феминизма"
Этот язык, Светлана, по-русски называется канцеляритом.
turtle_t
Aug. 14th, 2012 07:28 pm (UTC)
Уверена! :)

На всякий случай -- а вдруг будет интересно. Вот контекст (это по поводу первого Вашего замечания): Программистка и другие. Это мой текст в сообществе, но там ещё есть -- под двумя тэгами: язык и языковые нормы и гендерная лингвистика.

По поводу второго (мертвечины), то pun вполне intended.
art_of_arts
Aug. 14th, 2012 08:29 pm (UTC)
это новость для меня, что правила грамматики русского языка устанавливаются в "сообществах"...

как много любопытного можно узнать в женских блогах!!!
turtle_t
Aug. 14th, 2012 08:55 pm (UTC)
А то :)
hettie_lz
Aug. 14th, 2012 11:09 pm (UTC)
:))) Света, в такие моменты (и не только!) я Вас ОБОЖАЮ!
turtle_t
Aug. 15th, 2012 12:54 am (UTC)
Ой, прям засмущали меня :) (Ну, и Вы ведь знаете, Хетти, что я Вас тоже очень люблю и ценю.)
hettie_lz
Aug. 15th, 2012 02:07 am (UTC)
Я конкретно про такой способ отвечать хамам :)))
aconite26
Aug. 14th, 2012 07:21 pm (UTC)
Спасибо, очень информативно!
Новаторка - отличное слово :) Как "авторка".
turtle_t
Aug. 14th, 2012 07:56 pm (UTC)
Спасибо, приятно, когда понимают :)
torrtue
Aug. 14th, 2012 07:50 pm (UTC)
a ia liubliu u Christie bol'she vsego psihologicheskie portrety personazhej.
turtle_t
Aug. 14th, 2012 08:01 pm (UTC)
Я тоже. Будь моя воля, я бы её в школьную программу ввела -- хотя бы из-за типажа "мужчины очаровательного во всех отношениях". Очень полезно будет школьницам.
tempika
Aug. 14th, 2012 08:36 pm (UTC)
А как вам ее автобиография? Мне очень понравилась в свое время. Самый ее любимый роман, кроме цикла о мисс Марпл, это, конечно, Endless Night.
turtle_t
Aug. 14th, 2012 08:59 pm (UTC)
Автобиографию пока отложила (вот тут объясняю, почему: http://turtle-t.livejournal.com/544589.html?thread=6850637#t6850637)

А вот Endless Night пошла скачивать (её не было в собрании из 54-х), спасибо за наводку.
tempika
Aug. 14th, 2012 09:06 pm (UTC)
всегда пжалста :-)
ее автобиография интересна не ее биографией, а, скорее, тем, какой, на взгляд агаты кристи, должна быть идеальная леди :-)) там много разумного, остроумного, и даже мудрого. второй ее брак вызывает только восхищение.
turtle_t
Aug. 16th, 2012 10:33 pm (UTC)
Вот Агату-идеолога и философа я как раз и не люблю. Но конечно же придётся когда-нибудь прочитать и её автобиографию, хотя бы для порядку.
avrelia
Aug. 14th, 2012 10:09 pm (UTC)
я честно говоря, полюбила Агату Кристи даже и в русском переводе, правда, давно в 90е, когда ее стали издавать в больших объемах. Почти не перечитывала с тех пор.

"Человек в коричневом костюме" - один из моих любимых ее романов, недавно перечитала на английском (он в свободном доступе) - так же хорош. Он скорее относится к ироническом детективу, правда, чем к классическому, по моему мнению.

Романтический элемент, тоже, кажется во всех ее детективах присутствует.
turtle_t
Aug. 15th, 2012 01:01 am (UTC)
Согласна и насчёт иронического детектива (тоже ведь родоначальница, можно сказать), и насчёт "дежурного" романтического элемента.

Про переводы у меня тоже раньше, когда я только по-русски читала, особых претензий не было. А сейчас нашла (кажется, на либрусеке) русский перевод The Moving Finger, прочитала и ужаснулась.
avrelia
Aug. 15th, 2012 01:24 am (UTC)
есть такое про переводы. Я попыталась найти что-то, на английском не нашла в библиотеке, скачала на русском - и корявость видна сразу.

Мне еще Murder in Vicarage понравилось опять, на английском. Гризельда как рассказчик, и как жена викария, очаровательна.

Еще момент - сейчас чувствуются классовые моменты и такие британские моменты (все небританское подозрительно - иногда заслуженно, иногда нет), о которых раньше и не задумывалась
turtle_t
Aug. 15th, 2012 02:09 am (UTC)
Да, согласна, её тексты интересны ещё и как исторический и этнографический материал. При её жизни случилась революция -- средний класс оказался без прислуги! :)
0leneva
Aug. 14th, 2012 10:37 pm (UTC)
Очень уважаю ее как автора. Она кажется мне разумным человеком - ну, реально мыслящим и не циничным. Навеки запомнила у нее об одной из героинь: она считала, что дети должны расти в атмосфере здорового пренебрежения.
turtle_t
Aug. 15th, 2012 02:00 am (UTC)
Да, эта цитата как раз из моих любимых "Пяти поросят". А говорит это экс-гувернантка, ставшая потом управительнцей пансиона для девочек.

Мысль эта сама по себе красиво-парадоксальная и кажется верной, особенно в плане уравновешивания прямо-противоположных высказываний и идей, которые более типичны и более распространены. Но дьявол прячется в деталях... У Агаты были идеальные отношения со своей матерью, и найти в них пренебрежение, пусть даже здоровое, очень трудно. А вот с собственной дочерью у Агаты получилось сложнее, и похоже, что как раз из-за того, что она несколько переборщила с пренебрежением.

Но это конечно отдельная, большая и сложная тема.
vaskodagala
Aug. 15th, 2012 09:02 pm (UTC)
Светочко, какая ты умница! Восхищаюсь тобой. Агату читала мало, угу. Шакал я шакал
turtle_t
Aug. 16th, 2012 08:06 pm (UTC)
Гал, спасибо, я тобой тоже восхищаюсь. Касаемо Агаты, то читать её не обязательно, разве что если детективы любишь, тогда лучше не пропустить. Я вот не люблю фантастику (точнее, разлюбила), так многих уважаемых и интересных авторов не читаю, а если читаю, то стараюсь выбирать те книжки, которые они вне этого жанра написали.
galina_vr
Aug. 16th, 2012 07:51 pm (UTC)
Очень хорошо вы про Агату написали! А я тут выступлю в защиту ее Автобиографии, которой выше вы отказали в искренности. Зато в этой книге много именно уже возрастной философии, даны тонкие закономерности жизни.
Так, например, она пишет о том, как долго и трудно прокладывалась и строилась дорога к ее дому. А, когда была завершена, из того дома пришлось выехать. Так ведь часто случается ...
turtle_t
Aug. 16th, 2012 08:13 pm (UTC)
(Ой, а мы опять на вы? Наверное потому что давно не общались...)

По поводу автобиографии немного не так. Я не считаю её неискренней, она ведь не сознательно врёт, а путает и, вспоминая, создаёт другую реальность, более приятную ей. Конечно, я и до автобиографии доберусь когда-нибудь, просто такие вот тексты Агаты, в которых она сознательно пишет от себя, пока что получаются самыми неинтересными. Это я сужу по её интервью и кускам автобиографии, процитированным в биографии. Самая лучшая она в своих книжных текстах. Там она свободная и весёлая.

А про дома её история отдельная, очень интересная и поучительная, согласна.
galina_vr
Aug. 17th, 2012 08:18 am (UTC)
О, конечно, на "ты".
Света, а мы с тобой никогда, ни на каких выставках или в книжных магазинах Москвы не встречались?
turtle_t
Aug. 18th, 2012 12:49 am (UTC)
Галя, вряд ли. Я в Москве была в последний раз в 1998 году, и то, очень коротко. В книжном одном, помню, была тогда, в знаменитом старом, который на Калининском проспекте, но из писателей видела там одного только Виктора Ерофеева. Первый раз заметила русского писателя, принимавшего участие в продаже своих книжек (он их подписывал) -- прямо как в Америке. А я что, мне интересно было, я решила поддержать здоровые ростки капитализма, и купила у него "Русскую красавицу" (и долго потом плевалась :)).
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow