?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хетти дала ссылку на статью: Asking for help isn't easy for some students -- "Просьбы о помощи нелегко даются некоторым ученикам". И коротко её у себя пересказала, вот тут: Про "активных" учеников.

В двух словах так. Тщательное изучение поведения школьников выявило корреляцию между классом, к которому принадлежат их семьи, и их активностью на уроках.

При этом классы они определяют очень интересно -- уровнем образования родителей: рабочий класс -- это те, кто закончили только среднюю школу и работают в сфере обслуживания, средний класс -- это те семьи, в которых хотя бы у одного родителя есть диплом о высшем орбразовании и профессиональная карьера. Я-то согласна, но не уверена, что Маркс согласился бы.

Активность определяется тем, насколько часто, легко и охотно школьники обращаются к учителю с вопросами.

Так вот, оказалось, что среднеклассовые дети делают это относительно легко и часто, а дети рабочих (которые на самом деле дети продавцов) спрашивают редко, и им это даётся с трудом.

Главное, что утверждают авторы исследований (и статьи) -- что таким вот умением спрашивать определяется дальнейший успех в учёбе. И рассказывают, какие техники (карточки, разноцветные бумажные "руки", сигналы большими пальцами рук) помогают детям спрашивать, не сильно афишируя себя (если они стесняются).

Я, конечно, согласна, что уметь спросить -- это нужно и важно. Но не уверена, что именно им всё определяется. Сужу по себе. Я спрашивать не люблю. Вопреки стереотипу, что женщины спрашивают дорогу, а мужчины нет, я скорее покружу лишнее и попытаюсь найти дорогу сама, чем буду заезжать на заправку и приставать к работникам. И в школе тоже этого не любила -- интересней было самой разобраться.

Вполне возможно, что эта черта мне вредит и вредила, но я не хочу её променивать на привычку к вопросам. Мне кажется, что когда чуть что, сразу спрашиваешь других, то выбираешь умственный "шорт-кат", не вырабатываешь привычку думать самой(му).

К слову, у меня был молодой сотрудник ("настоящий американец") с такой вот ярко выраженной привычкой к вопросам (и да, он был из среднеклассовой семьи, папа адвокат, а мама художница). Меня он очень часто дёргал, и я бы его давно убила, если бы не ещё одно его свойство: к тому времени, когда я до него доходила (а он всегда просил, чтобы я пришла и посмотрела его проблему у него на экране), он обычно сам разбирался, как её решить, и с триумфом делился своим достижением. Это было так по-детски мило, что я его прощала.

И вообще, я бы учила детей не столько спрашивать (в конце концов они это и так обожают делать, если их не окорачивать), сколько делиться своими мнениями-предложениями-решениями. Т.е. я бы наоброт -- спрашивала бы детей, слушала, что они говорят, и пыталась бы научить их выражать свои мысли, не боясь, что их не поймут, засмеют, раскритикуют. Но это тоже палка о двух концах: одни будут решать и рассказывать, а другим придётся только слушать, и это скучно. Надо как-то по-очереди, что ли, а это трудно организовать.

А то, что дети рабочих теряют привычку к вопросам, возможно связано с тем, что родители их за это затюкивают дома. Потому что сами в школе такой привычки не имели, и считают почему-то, что она вредна. Ну, или просто хотят, чтобы к ним не приставали и не мешали пиво пить или домашние дела делать.

Мне кажется, что самую эффективную помощь тут может оказать телевизор и кино -- т.е. поп-культура: надо вводить модели правильного родительского поведения с детьми во всякие сериалы и фильмы, и делать это почаще и попривлекательней.

Интересно было бы узнать от учителей-практиков (и недавних учеников тоже), что они думают по всем этим поводам.

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
isya
Jan. 10th, 2012 03:37 am (UTC)
судя по тому, что я о Вас знаю, просто вот так из интернетов - Вы не относитесь к категории людей, которым патологически сложно дается задавание вопросов :)
я не хочу сказать, что Вы неправы в оценке себя, конечно; но мне кажется, что той проблемы, о которой говорится в этой работе, у Вас все же нет - когда нужно для дела, Вы вполне можете заговорить.

на самом деле слово "вопрос" здесь, может быть, вообще ведет мысль в неправильном направлении. эти "вопросы" в классе - это не столько вопросы, которые бывают на работе или которые задаешь на улице про дорогу, а обратная связь с учителем.

если обратной связи нет - то учитель не понимает, что происходит в головах учеников. соответственно не может эффективно учить - потому что по определению структуры знания у учителя и учеников разные. собственно, значительная часть education science - она вообще о том, как важно для учителей понимать эту разницу (это на самом деле очень сложно - осознать, что самые трудные для учеников вещи у тебя-то в голове срабатывают на автомате и незаметно для тебя).

возвращаясь собственно к теме - чтобы представить себе эффект того, что часть учеников "плохо задает вопросы", можно вообразить такую ситуацию. вот есть школьный класс, но одной половине учеников в нем регулярно дают и проверяют домашние задания, а другой - нет. в остальном они ходят на те же уроки.
мне кажется, довольно очевидно, что у первой половины учеников будут бОльшие шансы хорошо понять и запомнить материал - во-первых, за счет большего понимания, что они думают правильно, а во-вторых, за счет того, что учитель будет видеть, какие они делают ошибки, и сможет в классе сфокусироваться на том, чтобы помочь их преодолеть.

конечно, вопросы и домашние задания - не совсем одно и то же, но в целом, я думаю, это достаточно корректное сравнение, чтобы понять, в чем проблема.
turtle_t
Jan. 10th, 2012 03:55 am (UTC)
Да, я часто спрашиваю, согласна. Но вопросы вопросам рознь. обычно ведь я спрашиваю не для того, чтобы узнать "как правильно", а чтобы узнать, что и как другие люди думают. Причём, нередко исходя из того, что они думают "неправильно", но если подумают надо ответами, то может начнут думать "правильно" :) Это скорей вопросы исследователя, а не ученика. Причём, исследователя именно мнений, а не истины.

Согласна про важность обратной связи. И вообще мне кажется, что это самая главная проблема -- что те, кто учат, забывают, как это можно не знать и как это было, когда они узнавали.

И про домашние задания тоже согласна. И вообше, я не так, чтобы спорю со статьёй, а скорей рассуждаю на тему. Ведь одной панацеи-то нету. И даже если согласиться с тем, что спрашивать надо немало и нередко, всё равно нужна какая-то мера.
(no subject) - isya - Jan. 10th, 2012 04:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - foxik1 - Jan. 10th, 2012 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - isya - Jan. 10th, 2012 05:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - foxik1 - Jan. 10th, 2012 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - isya - Jan. 10th, 2012 05:59 pm (UTC) - Expand
isya
Jan. 10th, 2012 03:46 am (UTC)
> И вообще, я бы учила детей не столько спрашивать (в конце концов они это и так обожают делать, если их не окорачивать), сколько делиться своими мнениями-предложениями-решениями.

да, собственно, это самый простой и надежный метод бороться с тем, что у разных учеников разная степень "стеснительности". во-первых, очень важно создать в классе безопасную атмосферу, чтобы дети не боялись "сказать глупость" (т.е. чтобы знали, что сказать неправильное - неопасно, что никто не будет их за это осуждать). во-вторых, во власти учителя просить учеников ответить с места, и с помощью внимательного наблюдения за разными учениками - делать так, чтобы говорить постепенно начали все, уделяя особенное внимание более "стеснительным".
иногда еще имеет смысл внимательно относиться к порядку, в котором спрашиваешь - были, например, исследования, которые показывали, что девочки охотнее говорят "цепочками", в том смысле, что заговорить первой девочкам в среднем тяжелее, но если на занятии уже высказывались другие девочки, то это снимает барьер.

собственно, это все не так уж сложно делать, просто требуется осознать проблему и держать в голове некоторые простые правила. ну и быть готовым немного поработать над тем, чтобы всем ученикам было комфортно и полезно, а не просто бездумно вещать с учительского места :)
turtle_t
Jan. 10th, 2012 04:01 am (UTC)
Ну, вот Вы приводите в пример женщин (девочек), как дискриминируемую группу, но их-то как раз именно затюкивают, и потому они и молчат. Т.е. их сызмала учат быть скромными, не высовываться, не лезть, куда не зовут / не просят плюс "бабы-дуры" и т.д. и т.п.

PS Про безопасную атмосферу -- более чем согласна.

Edited at 2012-01-10 04:03 am (UTC)
(no subject) - isya - Jan. 10th, 2012 04:29 am (UTC) - Expand
isya
Jan. 10th, 2012 03:53 am (UTC)
> А то, что дети рабочих теряют привычку к вопросам, возможно связано с тем, что родители их за это затюкивают дома.

да нет, это как раз едва ли так.
во-первых, речь все-таки далеко не только о буквальных "вопросах".
во-вторых, в любом случае ситуации дома и в классе очень разные - например, если вдруг у кого-то дома затюкивают за спрашивание, там же затюкивают, наверное, всех детей; а в школе ребенок в любом случае видит, что другие-то дети спрашивают. люди очень сильно меняют свое поведение в разном типе среды. т.е. если ребенка дома регулярно избивают, там не то что вопросы задавать не захочется; но если речь идет все-таки не об abuse, который просто травмирует человека, то едва ли домашняя ситуация может переноситься в школу вот так просто.
в-третьих, известно, что дискриминационные механизмы никуда не деваются, и очень сильно мешают самооценке детей из менее привилегированных групп. собственно, это прекрасно видно на том, как женщины молчат в разных ситуациях, сомневаясь в своей способности сказать хоть что-то путное.

конечно, влияние домашней обстановки на поведение ребенка в школе вполне может существовать - я совсем не хочу сказать, что это непременно только неравенство приводит к таким результатам. но если такое влияние есть, то оно вряд ли так просто, как "родители затюкивают за вопросы" :)
turtle_t
Jan. 10th, 2012 03:56 am (UTC)
А какова Ваша гипотеза -- почему дети из рабочих семей меньше спрашивают, чем среднеклассовые?
(no subject) - isya - Jan. 10th, 2012 04:26 am (UTC) - Expand
P.S. - isya - Jan. 10th, 2012 04:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - foxik1 - Jan. 10th, 2012 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Jan. 10th, 2012 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - foxik1 - Jan. 10th, 2012 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - menudo_culete - Jan. 15th, 2012 03:59 pm (UTC) - Expand
hettie_lz
Jan. 10th, 2012 04:33 am (UTC)
Ага, вот тут уже написали - тут не то, чтобы "скажите мне ответ" - вопрос, а вопросы про то, "правильно ли я понял(а) задание", или "посмотрите, как я сделал(а)". Так что с Вашим способом поведения вполне даже коррелирует.
turtle_t
Jan. 10th, 2012 04:41 am (UTC)
Начинаю понимать, что сама себя запутала. Ведь даже в названии статьи не "вопросы" упоминаются, а "просьбы о помощи". И в тексте наверное не столько о "вопросах" говорится, сколько о "призывах", что ли. Т.е. налицо очередные трудности перевода :)
(no subject) - hettie_lz - Jan. 10th, 2012 01:31 pm (UTC) - Expand
lyudmilki
Jan. 10th, 2012 06:22 pm (UTC)
не знаю, связано ли с рабоче-крестьянским происхождением или с темпераментом вообще, но спрашивать и спрашивать о помощи мне таки приходится делать над собой усилие. Тоже, с одной стороны льстю себе, что сама докопаюсь. И таки докАпываюсь. Но эффективнее было бы спросить.
Как говорил мне мой начальник : Задача твоя, сделать её должна ты и о выполнении доложить ты. И важнее чтобы сделано было быстро а не самостоятельно. Для работы никакой дополнительной ценности в том, что ты два дня копалась сама а не спросила и сделала за полчаса нет.
Но я все равно копаюсь, когда предоставляется такая возможность.
turtle_t
Jan. 12th, 2012 03:50 am (UTC)
Я вот думаю, что в советском союзе классы всё-таки не так определялись и не так отделялись друг от друга, как в современных Штатах. Хотя кто их знает...

И ещё думаю, что причина такого Вашего поведения (которое, к слову, в точности совпадает с моим :)), наверное, как обычно, комбинация воспитания (среды) и темперамента (врождёных черт). Я, правда, уже вполне могу поступиться своими принципами, когда знаю, что надо спешить ради общего дела.

Но тут ещё бывают такие загвоздки, что и не спросишь, пока не разберёшься :) Т.е. попытка сформулировать вопрос -- уже решение, или хотя бы путь к решению.
caballo_marino
Jan. 11th, 2012 01:54 am (UTC)
Для меня вообще отсутствовала опция "обратиться за помощью". Во-первых, она была мне в принципе и не нужна, а во-вторых, я была чудовищно инфантильным ребенком, в психологическом развитии отставала года на три как минимум и учебу очень долго воспринимала как игру. А что за радость выиграть по подсказке? :)) Именно что неинтересно. А мне нужно было, чтобы было интересно постоянно, иначе я очень быстро утомлялась и скисала. К тому же, если мне требовалось что-то переспрашивать, это означало, что я просто не слушала, прохлопала ушами. Признаться в этом - получить пару, а сделать вид, что слышала, да не поняла... ну, не знаю, для меня это было болезненно - притворяться глупее, чем я есть. Для меня тогда это был жизненно важный вопрос - умная я или "просто старательная", как дома утверждали, и играть в поддавки я тут не стала бы. При всем при том училась долго очень прилично, пока не вмешались особые обстоятельства. Привычка эта мне, по-моему, тогда никак не вредила: мне если и нужна была помощь, то не в плане "объяснить непонятное", а о той, какая была нужна, я все равно не знала, кого просить и как. Скорее, даже помогала: дети, привыкшие делать уроки только с родителями, а в школе спрашивать учителя, чуть в чем-то засомневаются, даже не пытаясь разрешить эти сомнения самостоятельно, проверить ход своих рассуждений, были сущими мучениками на контрольных и экзаменах. А вот теперь, пожалуй, немного мешает. Я иногда кучу времени трачу по работе там, где нормальный человек просто задал бы вопрос в ru_translate, и кто-нибудь непременно подсказал бы. И причин-то у меня уже никаких нет, почему бы и не спросить, а привычка осталась.

Если это как-то и связано с моим рабоче-крестьянским происхождением, то я не представляю, как. Правда, я и не знаю, куда в приведенной схеме поместить родителей - заводских рабочих, окончивших после десятилетки электротехникум. По тем временам это было не такое уж плохое образование, не "после школы за прилавок". Но и не вуз же.
turtle_t
Jan. 12th, 2012 03:53 am (UTC)
Интересно Вы про себя рассказываете. И получается, что проблемы детей-молчунов всё-таки из-за тех взрослых, с которыми они взаимодействуют. Т.е. чем менее supportive (как сказать? если прямо, то поддерживающие) учителя и родители, тем больше ребёнок замыкается, и тем её-ему тяжелее. Во всех смыслах тяжелее.

А родителей и впрямь непонятно, куда помещать. Всё-таки советские (социальные) классы наверное не такие были, как амерканские сеейчас.
anabu
Jan. 11th, 2012 07:58 am (UTC)
как я вижу - речь идет о совершенно разного типа вопросах.
В школе всем объясняют одну тему, дают одинаково отмерянное количество знаний на уроке, и тот, кто не понял данное объяснение чувствует свое отличие от того, кто понял. И для некоторых людей сложен сам факт признания - "вот я не понял то, что поняли мои одноклассники". Из-за невозможности вслух при всех произнести это, привлечь к себе такого рода внимание и растут комплексы и непонимание предмета накапливается как снежный ком. А учитель не всегда может отследить что у этого ученика пробел. В конце концов для них, остающих, это становится привычной моделью поведения и они скатываются на уровень остающих.
Те, кто не боится спрашивать в школе, они либо уверенны в своих знаниях - давно и хорошо учатся, либо вообще не думают о том, что кто-то их в тот момент оценивает. Кстати, ИМХО, очень полезное качество, не мешает его развивать.

В самостоятельной работе признать что не понял - уже легче, ведь у тебя отдельное свое персональное задание.

Что же касается вашего нежелания спрашивать дорогу и тому подобное, думается это нежелание напрягать других раз, и снова-таки привлекать к себе внимание, но другого рода внимание, заправщики не оценивают ваш уровен знаний. Возможно избегание нежелательной комуникации, у меня так бывает, спрошу, киваю-киваю, и понимаю что человек мне совсем не то объясняет. Или последую совету, выйду не туда и психую. Уж лучше самой ошибится.
Поэтому тоже стараюсь найти сама, часто неплохо ориентируюсь, и когда все же решаю спросить, то делаю это без особых моральных трудностей.

turtle_t
Jan. 12th, 2012 03:58 am (UTC)
Да, согласна, что вопросы в школе (и в пододных ситуациях) не боятся задавать те, кто спокоен за свою самооценку. И детям тут нужна помощь и от учителей и от родителей -- чтобы воспитать те самые качества, о которых Вы говорите.

И насчёт моих мотивов я думаю Вы правы. Мне не хочется лишней коммуникации плюс мне не в облом попутешествовать, тем более, что я ж тут до сих пор себя туристом ощущаю (по крайней мере в новых местах точно).
anabu
Jan. 11th, 2012 08:11 am (UTC)
Задумалась о формулировке "просьбы о помощи".
Тут по-моему другая окраска, почему-то в голове возникает возможная преграда в виде авторитета учителя, "ученого мужа", взрослого человека, которого не интересуют детские проблемы, разумеется это все глазами ребенка, который не может попросить о помощи.
и этот барьер, наверняка выстроен воспитанием ребенка в семье.
turtle_t
Jan. 12th, 2012 04:00 am (UTC)
И в семье, и собственно в школе тоже. Если учительница побуждает обращаться к ней, то наверное преодлеть барьеры лечге.

Там пример приведен один, как раз учительница рассказывает, что есть дети, которые её зовут к себе, даже не спросить или уточнить что-то, а показать, как здорово они сделали задание :)
(no subject) - anabu - Jan. 13th, 2012 08:49 am (UTC) - Expand
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow