?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начну с того, что покажу картинку. Это "карта ценностей", разработанная на основе World Values Survey . Адекватно и точно перевести на русский, как обычно, трудно, ну, допустим, Всемирный опрос ценностей, в сокращении WVS.



Так вот, WVS -- это глобальный проект, основанный на регулярно проводимых опросах в разных странах мира. Первый, самый скромный, но уже весьма информативный опрос был проведён в 1981 году. После него опросы проводились волнами, в течение нескольких лет. На сегодняшний день проведено пять законченных "опросных волн" (в 1990-1991, 1995-1997, 1999-2001, 2005-2007 годах), а сейчас проводится шестая, запланированная на 2011-2012 годы. Каждый раз получается разное число и разный набор стран, в которых получается провести опрос, но боль-мень стабильный костяк составляет в среднем сто стран.

Измеряются и анализируются такие показатели, как поддержка в обществе принципов демократии, толерантность по отношению к иностранцам и национальным меньшинствам, отношение к гендерному равенству, роль религии и степень религиозности, влияние глобализации, взгляды на окружающую среду (включая её разнообразие), работу, семью, политику, представления о национальной идентичности и культуре, степень уязвимости, субъективное ощущение благополучия (или неблагополучия) и т.д. и т.п.

Выводы красноречивы и показательны: верования, (пред)убеждения и ценности людей -- т.е. вещи как бы субъективные -- играют ключевую роль в таких, казалось бы, объективных вещах, как экономическое развитие, наличие и крепость демократических институтов и эффективность работы правительства. Карта ценностей всё это как раз и демонстрирует.

Как её читать-понимать? Карта эта двумерная.

Вертикальная ось отражает ценности в противопоставлении традиционности (внизу) против секулярности / рациональности (вверху).

Традиционные ценности выражаются в высокой степени религиозности и подчинении властям, патриархальности семьи и крепкими связями между родителями и детьми даже после повзросления последних. Люди с такими ценностями отвергают и осуждают аборты, разводы, эвтаназию и право на самоубийство. Они же отличаются высокой национальной гордостью и не менее высокой степенью национализма.

Секулярные ценности противоположны традиционным: религия не играет важной роли, у властей не слишком высокий авторитет, семьи строятся на эгалитарных основах, разводы, аборты, эвтаназия и самоубийства считаются приемлемыми.

Горизонтальная ось похитрее. Левый полюс называется "ценности выживания", а правый -- "ценности самовыражения".

Ценности выживания основаны на стремлении к экономической и физической безопасности. Они связаны с этноцентризмом и низким уровнем доверия и толерантности.

Ценности самовыражения связаны с высоким приоритетом таких вещей, как защита окружающей среды, толерантность в чужакам и "не таким", гендерное равенство, вовлечённость (активных) низов в принятия решения наверху по важным политическим и экономическим вопросам.

Фишка в том, что в обществах с высоким уровнем ценностей самовыражения достаточно высокий процент людей не так уж озабочены проблемой выживания и воспринимают базовую выживаемость как данность.

Типичные примеры.

Общества с высокими показателями традиционных и выживательных ценностей (на карте они расположены в нижнем левом квадранте): Зимбабве, Марокко, Иордания, Бангладеш.

Общества с высокими показателями традиционных и самовыразительных ценностей (на карте они расположены в нижнем правом квадранте): США, большинство стран Латинской Америки, Ирландия.

Общества с высокими показателями секулярно-рациональных и выживательных ценностей (на карте они расположены в верхнем левом квадранте): Россия, Украина, Эстония, Болгария.

Общества с высокими показателями секулярно-рациональных и самовыразительных ценностей (на карте они расположены в верхнем правом квадранте): Швеция, Норвегия, Дания, Япония.

Получается так. С одной стороны свободный выбор и автономия -- это универсальные человеческие стремления, но ежели люди живут в среде, где элементарное физическое выживание стоит под вопросом, то на первый план у них выходит стремление к физической и экономической безопасности.

Когда же некий базовый уровень благосостояния достигнут, то вместо того, чтобы благодарить за это свою авторитарную власть, народ вдруг начинает алкать демократии, в результате чего и получаются всякие революции, которые мы сейчас то и дело наблюдаем (а то и участвуем в них).

Лично меня на этой карте зацепило (и кажется верным) взаимное расположение Украины и России. Они близки между собой, но Россия чуточку повыше, т.е. посекулярнее (украинские результаты по этому параметру снижает западная часть), зато Украина чуточку правее -- т.е. ценности самовыражения уже чуток опередили российский уровень, несмотря на то, что по цифрам ВВП на душу населения Россия впереди. Наверное, когда деньги заработываются не выкачиванием нефти, а чем-то более конструктивным, их влияние оказывается и более благотворным.

У меня кой-чего ещё есть на эту тему сказать, но на сегодня хватит.

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
ya_exidna
Nov. 20th, 2011 07:21 pm (UTC)
Очень интересная схема, спасибо!
turtle_t
Nov. 21st, 2011 12:15 am (UTC)
Я долго искала Турцию, нашла и позавидовала её продвинутости вправо (ну, по сравнению с Украиной) :)
mikhaelo
Nov. 20th, 2011 08:02 pm (UTC)
Германия хоть и на границе католицизма и протестантизма, но все таки однозначно на католической половине ...
turtle_t
Nov. 21st, 2011 12:16 am (UTC)
Это Восточная, а Западная вроде бы на протестантской.
emmy_l
Nov. 20th, 2011 08:10 pm (UTC)
Ну, в общем, ничего нового, но зато вроде как более-менее объективно померянное, а не извлечено из пальца/потолка/философских рассуждений... Поэтому всё-таки очень интересно и полезно на будущее.
turtle_t
Nov. 21st, 2011 12:15 am (UTC)
Да, у меня примерно такие же впечатления.
shaherezada
Nov. 20th, 2011 11:46 pm (UTC)
Светлана, посмотри, Германия рассечена красной линией на две части: Западную и Восточную. Восточная всё ещё в зоне посткоммунистических стран, хотя и пользуется всеми матер. благами ФРГ.
turtle_t
Nov. 21st, 2011 12:01 am (UTC)
По этой карте я вижу, что между Восточной и Западной Германиями есть заметная разница только по вертикальной оси: Восточная получается более секулярной, чем Западная, и это по-моему понятно -- если сорок лет отучать от религии, то плоды будут.

А по оси самовыражения восточные и западные немцы очень близки. Ну, восточные разве совсем чуть-чуть более сдвинуты в область ценностей выживаемости по сравнению с западными.

Т.е. блага всё-таки пошли на пользу :)

А вообще, я сейчас читаю статью, в которой пишется (на основе расчётов), что уровень толерантности влияет влияет на экономику: чем толерантности больше, тем экономика более инновационная. Причём, наиболее решающий аспект толерантности -- гендерный. Вот эту: Культура имеет значение? Сравнительный анализ значения толерантности для модернизации Вот про неё у меня запланирован второй пост из этой серии -- коротко пересказать.
shaherezada
Nov. 21st, 2011 12:54 am (UTC)
Спасибо за линк. Пока что просмотрела бегло. Буду читать. Но меня лично связь культуры и модернизации не удивляет, это ещё Макс Вебер убедительно показал в своей Протестантской этике. Для смены производительной парадигмы потребовались социальные актеры нового типа, они появились в результате смены культурной парадигмы, картины мира и стиля жизни.
802_11
Nov. 21st, 2011 05:58 am (UTC)
Похихикала — близость Чехии конфуцианским идеалам и даосизму очень ощущается. Нет, правда, чехи очень расслабленные и спокойные.

Спасибо за схему.
turtle_t
Nov. 21st, 2011 08:10 pm (UTC)
Да, и впрямь неожиданная и забавная близость :)
lyudmilki
Nov. 21st, 2011 07:55 pm (UTC)
Интересно, как Израиль попал так высоко по вертикали?
С нашим то количеством религиозного населения. Плюс сильно традиционно ориентированного арабского населения, хоть христиан хоть мусульман.
turtle_t
Nov. 21st, 2011 08:10 pm (UTC)
Да, это и впрямь выглядит странным. Даже Штаты оказались ниже :)

Обычно, чтобы понимать такие вот вещи (нестыковки с общеизвестным), нужно смотреть на сырые данные. В данном случае на конкретные вопросы и ответы.

А какое у народа отношение к разводам и абортам? Эти вещи разрешены или как?
lyudmilki
Nov. 22nd, 2011 04:33 am (UTC)
Разводы разрешены даже у религиозных. Только очень муторные, особенно, если через равинат. К абортам отношение такое: Если идти официальным путем, то нужно получить разрешение специальной комиссии. Разрешат, если аборт по медицинским показаниям, для подростков, и для женщин зачавших вне брака(не незамужних, а замужних, зачавших от другого мужчины). Замужней женщине без особых причин разрешение не дадут. Но она может обратиться в частную клинику. Это не подпольные клиники, просто стоит намного дороже чем официальным путем. Это у еврейской и светской части. Религиозные на генетические проверки и т.п. чаще всего не обращают внимания и рожают что зачалось, абортов не делают.
Как у христиан и мусульман не знаю.
turtle_t
Nov. 22nd, 2011 01:48 pm (UTC)
Ну, вот, может быть в этом дело -- что довольно большой процент относится к этим вещам боль-мень рационально, даже люди, считающиеся религиозными. Может даже больше, чем в Штатах, где чуть ли не половина страны считает, что аборты нельзя делать никому и никогда, хотя закон, их разрешающий, есть, но он постоянно под угрозой отмены или сильного ограничения, хотя бы на уровне отдельных штатов.
lyudmilki
Nov. 22nd, 2011 04:38 am (UTC)
На сырые - это на ту группу людей, которых опрашивали. А то если опросы проводили в центре Тель Авива, Хайфы или Ейлата, то да,такие результаты вполне могли получиться :) А если в религиозном райроне Иерусалима или в арабской деревне, то мы бы поселились где-то в районе Ирана :)
turtle_t
Nov. 22nd, 2011 01:42 pm (UTC)
По идее в таких исследованиях обычно заботятся о репрезентативности выборки. Ну, чтобы группа опрошенных отражала демографию страны. Кстати, когда смотришь на сырые данные, это тоже может быть видно -- ну, отражает или нет.
pingback_bot
Nov. 22nd, 2011 07:05 pm (UTC)
линкспам
User svollga referenced to your post from линкспам saying: [...] ич, задается вопросом: что же мы делаем «не так», а они делают «так»? Про культуру и экономику: [...]
(Anonymous)
Nov. 24th, 2011 07:49 pm (UTC)
Не постигаю. Как Япония могла оказаться так высоко?!
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow