?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Моя статья про СДВГ (ADHD)

Не прошло и полгода с тех пор, как я написала вчерне статью про СДВГ и спрашивала ваших советов по терминам ((Очередной) вопрос про термины), как она таки вышла.

В сокращённом виде вот тут: «Школьная болезнь» -- синдром дефицита внимания и гиперактивности. Тем, кто хоть немного в теме, можно ею пренебречь и перейти сразу к полной версии (см. ссылку ниже), потому как после сокращения в ней остались только самые общие положения. Как выразилась m_petra, в результате она получилась "удивительно обтекаемой".

В полном вот тут: О синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Издалека, но (почти что) изнутри.

Как говорится, для всех, кого касается (и не касается тоже). Прошу читать и критиковать, хоть здесь, хоть там.

И ещё раз спасибо за помощь с терминами и вообще. Как видите, я всё учла :)

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
m_petra
Nov. 18th, 2011 02:42 am (UTC)
удивительно обтекаемая статья...
Одно время я плотно занималась этой проблемой, причём без ГА меня интересовали больше, т.к лично мне они встречались гораздо чаще, а литературы по ним меньше. Думала, если буду возвращаться в Россию, то хочу писать диссер на тему СДВГА (и без ГА!) и методы коррекции посредством муз.занятий. Много у меня накопилось (нужно только медика на пару найти, тк пограничная тема).
Тут с родителями в первую очередь работать нужно.
А заинтересовалась я, в своё время, этой проблемой, тк удивило во-1, количество таких детей, а во-2, родители! НУ ладно, если бы это были дети из рабочего квартала или отцы-алкаголики, но все родители чаще с 2 образованияеми и PhD! И я начала изучать, что это за зверь такой. Что интересно, амер. и российская педагогика придерживались разных точек зрения (сейчас, наверное, полюса уже как-то сблизились, я давно забросила эту проблему, больше не интересует, так если глаз случайно зацепит).
turtle_t
Nov. 18th, 2011 03:56 am (UTC)
А что родители?

Что касается экс-советской педагогики, и не только педагогики, но и, скажем, журналистики, до большинство похоже до сих пор не согласны с тем, что это вообще что-то объективное, и считают, что налице заговор иностранных фармацевтов. Ну, судя по тому, что издалека видно-слышно.
m_petra
Nov. 18th, 2011 04:00 am (UTC)
почему заговор? Или Вы о лечении? В России уже давно признан СДВГА, и литературы тонны.
turtle_t
Nov. 18th, 2011 04:14 am (UTC)
Но Вы же понимаете, что признание -- это процесс. Я не очень в курсе про российские детали, но за тем, как освещается СДВГ а украинской прессе, я слежу. Да, нормальные статьи уже есть, в том же "Зеркале" моя статья отнюдь не первая на эту тему, но в комментах (к сожалению, они недавно поменяли сайт, и старые комменты пропали) тема заговора цвела во всей красе. Да, что далеко ходить, из шести комментов к моей статье в Зеркале в трёх говорится о том, что "проблема надуманна" и "боже какая чушь".

А ещё я видела два украинских телевизионных ролика, типа журналистские расследования. Красная нить: наших детей хотят травить наркотиками, на нас хотят делать деньги. Касаемо собственно СДВГ -- это просто такие подвижные дети, мы сами такие были, и ничего.

Чуть не забыла: очень характерная русская статья в вики. Цитирую: "СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов.[5][6][7][8] В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Одни считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния." В англоязычной вики этого пассажа нет, хотя есть отдельная статья о controversies. Это тоже показатель процесса признания, который ещё отнюдь не закончился.

Edited at 2011-11-18 04:17 am (UTC)
m_petra
Nov. 18th, 2011 04:39 am (UTC)
ну да, это как раз пересекается с "российской" версией возникновения СДВ - проблемы раннего воспитания, перегружения в раннем возрасте учебными задачами (скажем, надо учить ребёнка держать ложку, а его учат алфавиту; ребёнку хочется играть, а родители пичкают разными развивалками ежесекундно, и у ребёнка возникает защитная реакция - он попросту (ненарочно) отключается, мозг себя защищает от информационного перегруза.
Американцы придерживались "химии", т.е. изменений во время утробного развития. (Кстати, у всех мам, у которых были дети с СДВ (я имею ввиду тех, кого я лично знала) действительно были и проблемы с забеременеть и выкидыши и угроза беременности, т.е. не безмятежные беременности).
Поэтому украинская сторона теперь, видимо, тоже настаивает на "Поведенческих" причинах - типа дети выламываются (но часто таки да;), т.е. я не имею ввиду, что СДВ нет, а просто в плюс к СДВ.

а про "травить" - учителям, ясное дело, легче, когда этих детей "гасят", но что делать, если учителям строгости - нельзя, выставить - нельзя, а родители только умиляюццо? Но по моим наблюдениям - если таких детей учить в классах с нормальными детьми - это очень идёт им на пользу. Идёт ли это на пользу остальным детям? Нет. Урок страдает, результат - страдает, учителю вообще на ушах стоять приходится, чтобы нейтрализовать пару таких учеников.

Ну и про "выдуманность" - да, такое впечатление может складываться, особенно когда видишь родителей, которые даже не пытаются корректировать неадекватное поведение ребёнка, а сваливают всё на окружение - детей, учителей. Но впечатление это проходит, если начинаешь заниматься проблемой. И ещё одна вещь:
не знаю, "откуда этот зверь" (истина, видимо, где-нить посередине), но раньше, действительно, таких детей (я про Россию, здесь не знаю) было в разы меньше. Они были, были, конечно, но не в таком количестве.
homers_wife
Nov. 18th, 2011 05:27 am (UTC)
мне кажется (опять же это только мой опыт), резко ухудшает состояние ТВ и мультики. Они перегружают мозг (у моего сына) очень сильно и надолго. То есть если дать возможность смотреть, то симптомы СДВГ налицо, убрать полностью (плюс режим, прогулки и отдых днем - сон) - обычный ребенок, более активный, но без явных перекосов.
m_petra
Nov. 18th, 2011 05:31 am (UTC)
ну раз Вы в теме, то, наверняка, лучше меня знаете кучу способов "пригасить" - тот же активный спорт, например. Т.е. физическая нагрузка, а не буйные мультики. К тому же любое длит. напряжение, концентрация, сосредоточение, сжимает эту пружину ГА, она стремится резко выпрямиться. Несколько физ.упражнений - и дитё успокаивается (это, кстати, трудно практиковать в смешанном классе, тк если "взбодришь класс", то остальные - разбушуются, а ГА - успокоятся:)))
homers_wife
Nov. 18th, 2011 05:41 am (UTC)
активный спорт не настолько помогает как убирание раздражителей и "напрягателей мозга" (мультики, большой коллектив в меньшей степени) и отдых (дневной сон). Для спорта нужны внимание и конкцентрация (хотя именно в спорте как раз легче получается добиться результата и механического выполнения, когда не нужно сосредотачиваться - само получается). Из спорта я вынесла очень хороший способ: там "наказание" за нарушение дисциплины отжимания или прыжки из приседа. Я стала "пресекать" мельтешение и непослушание так же и заметила, что это не воспринимается как наказание (и то, и то делает хорошо, и даже больше, чем попросишь), но пока делает - успокаивается, забывается предыдущее поведение, меняется программа. Еще (как крайний вариант) после отжиманий - душ.
m_petra
Nov. 18th, 2011 05:50 am (UTC)
ну да, это я и имела ввиду. Как интересно - Вы сами к этому пришли, а здесь это аксиома, и в школах вовсю этот метод испольщуют (я первый раз увидела - обалдела: идёт школьный концерт, вдруг директор поднимает зрит. зал и вместе со всеми делает упражнение-забаву - ну там что-то смешное со стихами, прыжками, размах.руками и диким воплем (ором) в конце. Затем все садятся - и тишина... и так пару раз за концерт.)
homers_wife
Nov. 18th, 2011 05:47 am (UTC)
(забыла к чему писала) К тому, что таких детй могло стать больше, из-за бОльшего количества раздражителей (поробуй убери ТВ и мультики, их в принципе больше, чем в нашем детстве из-за разницы в мультики "по расписанию по ТВ" и "сколько хочешь" по ДВД или видео)
m_petra
Nov. 18th, 2011 05:51 am (UTC)
ох, я не думаю, что дело в мультиках и компах, хотя это провокатор, да. В конце концов - что мешает Вам вообще убрать комп? Нет и всё.
homers_wife
Nov. 18th, 2011 05:55 am (UTC)
у нас как раз убрано, ТВ нет вообще, а про игры на компьютере пока не просек (не играл, не показывали, нет и нет). Но это сложно убрать полностью мультики, даже если дома нет, то в гостях и еще где-то - да. и даже дома убрать можно, если все члены семьи заодно и сами не смотрят.
homers_wife
Nov. 18th, 2011 06:03 am (UTC)
я согласна с тем, что провокатор, а не причина, но провокатор который стал очень распространенным и стал доступным для самого раннего возраста.
homers_wife
Nov. 18th, 2011 05:24 am (UTC)
про литературу для родителей (как родитель). Я искала такую литературу, у меня очень активный (импульсивный) старший, ему 6,5 лет. Покупала и российских авторов, и зарубежных. Небо и земля. Если из зарубежных 2 книги были очень хороши (они обе без упоминания СДВГ, но о детях с проблемами в поведении), то местные :-( сборник советов, к тому же трудновыполнимых и ощущение, что писал теоретик о том, как оно должно быть. Западные книги (Росс Грин "Взрывной ребенок" и Стэнли Гринспен "Ребенок-тиран") написаны по-разному, но обе реалистичны.
m_petra
Nov. 18th, 2011 05:27 am (UTC)
я лет 5 не в теме, но да, было такое.
А ещё, как маме 6-летнего ребёнка, могу сказать - есть свет в конце тоннеля! Очень часто такие дети "перерастают" свою ГА, становятся спокойнее с возрастом (я имею ввиду без таблеток, эти-то сразу становятся).
turtle_t
Nov. 18th, 2011 02:08 pm (UTC)
Вот, посмотрела комментарии к своей вчерашней публикации в "Корреспонденте" (длинная версия статьи). Там народ как раз про это толкует: "врачи вовсю сидят на распространении лекарств".

А что тогда признали в России (пост-Союзе)? Что сейчас стало больше детей с дефицитом внимания, чем раньше, но это не болезнь, а влияние среды, и потому лекарства не нужны, а нужно, чтобы родители больше старались и лучше воспитывали и корректировали хотя бы семейную среду -- так, что ли?
m_petra
Nov. 18th, 2011 03:24 pm (UTC)
по большому счёту Ваша статья располагает к таким комментам, тк там обтекаемо настолько, что чо хошь пиши, всё будет ну хоть каким-то объяснением.

Я не знаю, что признали в России сейчас, я лет 5 как совсем не интересуюсь, а это большой срок.
Семейную среду по всякому надо корректировать, если у тебя ребёнок болен хоть чем, хоть насморком - чтобы сквозняков не было.
Там (раньше) договаривались до того, что это "Болезнь от перегружения интеллекта", т.е. как раз интелл. родители, которые фанатеют от "раннего развития" - перегружают мозг ребенка, он и начинает давать такую реакцию - реакцию защиты (проще говоря - хоть кол на голове теши, не впускает в себя, отключается на такой-то минуте. Кстати, здесь в школах даже тестируют таких детей и выдают точную цифру - сколько ребёнок может держать внимание (например, 11 минут). Дальше можешь говорить ХОТЬ ЧТО - бесполезняк. Так и есть, у своих учеников я контролировала этот порог и рассчитывала свои занятия (это если с частниками, в группах - нет).
По моему имху - причина между "химией" и "перенагрузкой". То, что это химия, а не родители, я не сомневаюсь, тк все ("мои") мамочки имели сложные беременности. На родителей я пеняла, имея ввиду, что не корректируют, не напрягаются, стараясь дать детям адекватную картину мира, т.е. ребёнок на ушах стоит, а мамочка делает вид, что все нормально, а то и умиляеццо, ещё и рот в куриную жопку и объясняет мне, что её деточка (типо лучше других) - если ему неинетересно, то не слушает, его надо заинтересовать (открытие прям), а то, что у меня 10 человек, открыв рот слушают и с удовольствием занимаются, а её деточка "головку не держит" и на 5ой минуте под стул валится, это ничего. Или начинает с дикими воплями по кругу носиться, как бешеный конь. Я-то осаживала, со мной вообще не забалуешь, но ориентир - это родители, они учат что такое хорошо, и что такое плохо.
Я думала, это только в америке такие родители (я о соотечественниках), но московские подруги-педагоги говорят, что в Москве ещё хуже (и детей таких в разы больше) и главное - мамы всеми силами упираются до последнего, не ведут к специалистам, как страусы пряча голову в песок, не желают признать, что ребёнок болен и доказывают, что кто угодно дурак (начиная с ленивых учителей), только их ребёнок - здоров. А самое главное - гробят тем своего ребёнка, тк специалисты объяснят, что нужно делать, как корректировать, что ожидать итдитп, таким образом - помогут ребёнку, а не загоняют его молотком в ещё большие неразрешимые проблемы.

Edited at 2011-11-18 03:30 pm (UTC)
turtle_t
Nov. 18th, 2011 04:23 pm (UTC)
Про историю понятно, спасибо.

Поскольку Вы дважды повторили про обтекаемость, а я и в первый раз не поняла, то спрошу сейчас: что Вы имеете в виду?

Словарь даёт такие значения (кроме прямого):

Обтекаемый:

2. Дающий возможность различного понимания, истолкования; уклончивый. О. ответ. О-ая формулировка.

3. Разг. Обладающий способностью лавировать, избегая неприятностей, ловко приспосабливаясь к обстоятельствам (о человеке).

В этом смысле моя статья отнюдь не обтекаема. Я прямо и чётко даю в ней точную информацию -- ту, которая есть на сегодняшний день (точнее, на прошлое лето, с тех пор кое-что ещё открылось), ничего не скрывая, и не сглаживая углов. И я не понимаю, как можно разным способом толковать те факты, которые я привела. Собсвтенно, комментаторы тоже отнюдь не считают что я дала им повод для для интерпретаций, потому как сразу взяли быка за рога, того самого, про заговор фармацевтов и купленных врачей.

На всякий случай: я вовсе не против, чтобы мои тексты критиковали, я даже за, потому что, если критику учесть, то можно в следующий раз написать лучше. Но упрёк в обтекаемости мне совершенно непонятен.

К слову, у Вы какую версию прочитали? Потому как короткая (в "Зеркале") была выжата из длинного текста не мной, и я, честно говоря, даже не читала, что там осталось, понадеявшись на умелость редактора.
m_petra
Nov. 18th, 2011 04:31 pm (UTC)
вчера читала сокращенный вариант, сейчас глянула (не читала) длинный - да, там конкретнее, лучше, а в сокращенном варианте осталось "Капитан Очевидность", зря она так насокращала. Если бы была не Ваша статья, я бы вообще быстро бросила бы. Ну и плюс то, что когда-то сама этим занималась.
oaristes
Nov. 18th, 2011 06:27 pm (UTC)
http://www.ted.com/talks/ken_robinson_says_schools_kill_creativity.html
Это по касательной: Вы, наверное, видели эту TED-речь? Если нет, посмотрите обязательно :)
Я недавно пересматривал, сейчас вспомнил рассказанный там один "случай из жизни", имеющий отношение к ADHD, скопирую кусок текста:

when she was at school, she was really hopeless. And the school, in the '30s, wrote to her parents and said, "We think Gillian has a learning disorder." She couldn't concentrate; she was fidgeting. I think now they'd say she had ADHD. Wouldn't you? But this was the 1930s, and ADHD hadn't been invented at this point. It wasn't an available condition. People weren't aware they could have that.
Anyway, she went to see this specialist.
...he said, "Mrs. Lynne, Gillian isn't sick; she's a dancer. Take her to a dance school." So she did.
"I can't tell you how wonderful it was. We walked in this room and it was full of people like me. People who couldn't sit still. People who had to move to think."
They did ballet; they did tap; they did jazz; they did modern; they did contemporary. She was eventually auditioned for the Royal Ballet School; she became a soloist; she had a wonderful career at the Royal Ballet. She eventually graduated from the Royal Ballet School and founded her own company, met Andrew Lloyd Weber. She's been responsible for some of the most successful musical theater productions in history; she's given pleasure to millions; and she's a multi-millionaire. Somebody else might have put her on medication and told her to calm down.

...Но я ещё не читал статью, а теперь пойду почитаю :)
turtle_t
Nov. 18th, 2011 07:03 pm (UTC)
Спасибо за цитату, это очень важный момент.

Я сейчас потихоньку пишу продолжение, и оно вырисовывается в форме вопросов и ответов, и это как раз один из них. Типа если такие люди получаются, то не может же быть, чтобы для них не было места / "способа утилизации"? И таки да, есть занятия, которые подходят людям с СДВГ больше, чем другие. Кроме "физических занятий", называют ещё предпринимательство, связанное с торговлей, особенно, на выезде. Ещё что-то, что сейчас выпало. Если в двух словах, то любая работа, где есть разнообразие, гибкость и не очень высокая личная ответственность.

Проблема в том, что концентрация и организованность нужны и в танцах и в любой другой деятельности. В двух словах наверное так. Если человек может без особых усилий самоорганизоваться и сконцентрироваться хоть в каком-то занятии, которое может его прокормить и наполнить его жизнь, то у него нету СДВГ, а есть такая вот особенность. А если, чем бы он ни занимался, ему нужны огромные усилия и помощь со стороны, включая таблетки, то СДВГ есть.

Про Робинса я в курсе, конечно. Если ты не видел, то вот этот мультик ещё хорош (по его идеям): RSA Animate - Changing Education Paradigms.

Он всё правильно говорит, но это он ещё наших школ не видел. Это я к тому, что "школьные принципы" в тех же Штатах (про Британию не знаю, но подозреваю, что тоже) всё-таки более свободные и способствующие творчеству, чем в наших. Другое дело, что можно и нужно ещё лучше. Хотя к теме СДВГ это всё-таки и впрямь несколько по касательной.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow