?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ошибок мышления очень много. Автор одной книжки (CRIS EVATT -- это автор, а вот книжка: The Myth of Free Will, Revised & Expanded Edition -- "Миф о свободе воли") насчитала их пятьдесят штук, и вполне возможно, что какие-то пропустила.

Второй (после предвзятости подтверждения) по распространенности и опасности (а может и первой -- уж больно тяжкими бывают последствия), я бы назвала веру в справедливый мир (по-английски The Just-World Bias).

Суть её достаточно точно выражается в названии – это тендеция верить, что мир устроен справедливо, а посему каждый получает то, что заслуживает. К слову, отсюда же растут ноги у идеи кармы.

Эта ошибка впаяна в наш защитный механизм. С её помощью мы справляемся с тревожностью (схема хоть и детская, но работающая: «нам нечего бояться, мы ж ничего плохого не сделали») и заглушаем совесть («да, им плохо живется, но они сами в этом виноваты, потому что ленивые, тупые, испорченные...» – список можно продолжать).

Социальный психолог Мелвин Лернер (Melvin Lerner) выявил и проверил эту гипотезу в серии экспериментов, проведенных ещё в 60-х годах прошлого века, и описал, что получилось, в частности, вот в этом талмуде: Melvin J. Lerner, The Belief in a Just World: A Fundamental Delusion.

В одном из экспериментов испытуемые наделяли позитивными чертами тех, кто выиграл в лотерею. К слову, я это и на себе нередко испытываю, когда сообщаю, что выиграла лотерею на грин-карту. Многие люди просто не могут поверить в случайную удачу и выдвигают разные фантастические гипотезы, включая и мои заслуги, за которые «выбрали» именно меня (интересно, что даже если эти заслуги и впрямь существуют, то устроителям лотереи о них никак не могло быть известно – эти сведения не включались в пункты анекты, а подозревать их в том, что они нанимали частных детективов для их выявления, будет наверное занадто даже для тех, кто верит в справедливый мир :)).

В другом эсперименте Лернера участникам показывали видеозапись (фальшивую, с актёрами, но испытуемые об этом не знали) процесса обучения, при котором за ошибки людей довольно жестоко наказывали -- били током. Оказалось, что если у обучаемого таким способом человека не было возможности прервать урок и уйти, отношение к нему наблюдателей было гораздо хуже, чем когда такая возможность была и обучаемый ею воспользовался. Как написал сам Лернер: "один только вид невинного человека, страдающего без возможности награды или компенсации, мотивирует людей оценивать его ниже, дабы гармонизировать его характер и судьбу."

Опросы, проведённые исследователями по имени Зик Рабин и Летиция Энн Пеплау (Zick Rubin and Letitia Anne Peplau) , показали, что те люди, у которых вера в справедливый мир особенно сильна, бывают обычно более религиозными, авторитарными и консервативными. Они же склонны поклоняться политическим вождям и одобрять существующие социальные институции, а вот на дискриминируемых, бедных и обездоленных смотрят свысока. Ну, и понятно, не очень стремятся к изменению существующих порядков или облегчению участи социальных изгоев.

А ещё бывает, что из-за веры в справедливое мироустройство человек, испытавший удары судьбы, снимает с себя всякую ответственность, покорно принимает свою участь и ложится на дно.

Впрочем, вера в справедливость мира не всегда ведёт к плохим вещам. Наример, волонтёрство, альтруизм и даже героизм часто бывают построены на стремлении чуточку подправить несколько покосившееся, но в целом, вполне справедливое мироустройство. Тот же Мелвин Лернер писал, что «мы нашли убедительные доказательства того, что люди проявляют сильное желание устранить страдания невинных жертв».

Наука пока что не нашла удовлетворительного и всеобъемлющего объяснения феномену веры в справедливый мир. Возможно, таким образом проявляется запаянное в человеческую психику стремление гармонизировать нашу внтуреннюю этическую систему («что такое хорошо, и что такое плохо») с тем, как устроена реальность, в которой мы живём. И если наши внутренние (пред)убеждения слишком жёсткие, то ничего не остаётся, кроме как перестроить мир, если не в реальности, то хотя бы у себя в голове.

Особенно важно упомянуть веру в справедливый мир в связи с вечной и печальной темой: обвинением жертвы. И особенно – жертвы изнасилования. Ведь, как показывают не только научные эсперименты, но и житейский опыт, человеку, которого ограбил кто-то из знакомых, сочувствуют гораздо больше, чем человеку, которого изнасиловал кто-то из знакомых. Во втором случае первой реакцией у большинства будет подозрение, что «она сама этого хотела» или(и) «его подставили» -- нечасто встречающиеся подозрения по поводу жертвы ограбления.

Кроме веры с праведливый мир, в механизме обвинения жертвы проявляется ещё и наша нужда в ощущении неуязвимости и защищённости. Она побуждает нас верить в то, что насилуют только тех, кто этого заслуживает или(и) провоцирует. Такая вера позволяет нам ощущать себя в большей безопасности, дает иллюзию контроля: «если я не буду себя вести, как те, кого изнасиловали, все со мной будет в порядке».

Надо заметить, что вера в справедливый мир может служить мотивом для занятий юриспруденцией. И если в процессе учёбы человеку не покажут опасности такой веры, то идея обвинения жертвы может просочиться в юридическую теорию и практику. В результате появляются учебники (!), в которых на полном серьёзе рассусоливается о так называемой «виктимности» -- повышенной склонности некоторых людей становиться жертвами преступлений. Как говорится, с больной головы на здоровую. Вместо того, чтобы, как остальной западный мир, изучать виктимологию, целью которой является защита жертвы, горе-юристы фокусируют внимание на тех её чертах, с помощью которых она якобы сама вызвала огонь на себя. И не только учебники. Очень характерно, что в англоязычной (и некоторых других языках) википедии есть статья: Victim blaming -- «Обвинение жертвы», а в русской её нет (или я просто её не нашла), зато именно в русской и украинской (и только в них, это наше, отечественное, советско-постсоветское ноу-хау) есть статья «Виктимность» (ссылку на этот стыд и позор давать не буду).

Примеры проявления веры в справедливый мир приведены в древнейших человеческих документах, в частности, в Библии, где несть числа описаниям ужасных кар, насылаемых Богом на согрешившие народы, города и отдельных личностей. Интересно, что уже там и тогда люди ставили эту веру под вопрос (знаменитая Книга Иова).

В 20-м веке, ещё до введения в обиход термина "обвинение жертвы", анализом этого явления занимался Теодор Адорно с коллегами (после Второй мировой войны). В формулировке "презрение ко всему дискриминируемому и слабому" оно вошло как пункт в знаменитую "Ф-шкалу"(F-scale; "Ф" здесь от слова "фашист"), описанную в книге "Авторитарная личность".

А бытовая классика жанра – уже упомянутая фраза "она сама этого хотела", "напросилась", "нарывалась" и т.д. и т.п. Что характерно, и по-английски практически точно так же: she was asking for it.

И напоследок цитата из хорошей новой статьи (точнее, отзыва на плохую старую статью), где приводится описание ещё одного эксперимента по выявлению веры в справедливый мир и обвинению жертвы. Вот этой: Замолвить слово за бедных... насильников?

В классическом эксперименте Линды Карли двум группам людей давали прочитать один и тот же рассказ, но с разными концовками. В рассказе женщина и ее начальник-мужчина вместе обедали, а потом шли к нему домой и выпивали по бокалу вина. В одной концовке босс после этого предлагал женщине руку и сердце. В другой – насиловал ее. Те, кто читал первую концовку, с замужеством, хвалили и женщину, и босса за безупречное поведение. А читатели второго варианта говорили, что женщина была сама виновата в изнасиловании. Но история-то была одна и та же. Просто когда она заканчивалась изнасилованием, читатели задним числом находили «ошибки» в поведении женщины – и не находили никаких «ошибок», когда конец был хорошим.

PS Дежурная просьба к тем, кто прочитал в полном объёме: что бы вы предложили поправить, добавить, убрать, заменить и т.д. и т.п.
PPS На ловца тут же прибежал зверь в качестве иллюстрации к нашему с-больной-головы-на-здоровую ноу-хау: Прикладная виктимология.

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
malyj_gorgan
Aug. 22nd, 2011 11:06 pm (UTC)
... это наше, отечественное, советско-постсоветское ноу-хау) есть статья «Виктимность» ...

Не удивительно. Люди, действительно, выглядят и ведут себя по-разному. Скажем, вор вполне хорошо знает, как должна выглядеть потенциальная жертва: комбинация естественных примет того, что у терпилы есть чего взять, что вытащить или выдурить нужное несложно, и что, если что, особого физического или правового возмездия не будет. То, как мы в своей постсоветскости формализируем эти очевидные вещи в обобщенную виктимность, это, конечно, стыдно. Но чего удивляться? Это не единственное проявлени беспрецедентного проникновения всех аспектов уголовщины в повседневную жизнь.
turtle_t
Aug. 23rd, 2011 01:01 pm (UTC)
Можно, конечно, и так посмотреть (в смысле "чего удивляться?"), но всё-таки наверное лучше не смотреть, особенно юристам. Разве нет? Т.е. я сейчас не собственно об удивлении, конечно, говорю, это и впрямь не так уж не удивительно, потому как привычно, а о том, что и как делать. Люди на то ж и "цари зверей", что умеют учиться не только на собственном опыте, а книжки читают и т.д.
(no subject) - malyj_gorgan - Aug. 23rd, 2011 04:18 pm (UTC) - Expand
fish_n_lilies
Aug. 22nd, 2011 11:21 pm (UTC)
Ух, книжку о свободе воли я бы почитал!

Первое. Я бы не стал так противиться концепции виктимного поведения, ибо эта концепция, как и все вообще, имеет два конца - и результат ее применения очень зависит от того, кто и с какого конца за нее берется.
На другом конце находится вменяемый набор способов потенциальной жертвы оборонить себя от насилия при помощи превентивных мер, в том числе, и самостоятельно проведенной ревизии своего поведения.
С другой сороны находится ор хомячков "сама виновата" - но это, извините, явление, сопутствующее любому факту и любому действию. Всегда найдется, кому поорать в твою сторону осуждающе. И в компании честных единомышленников.
Как сказала Татьяна Виктна по похожему поводу, "если собака не лает, возможно, караван не идет" )
Хотя насильники, конечно, плохие, слов нет.

Второе. Ну, и как вам живется вне концепции "справедливого мира"? Я там живу давно и мне, знаете ли, совсем неуютно.
Мир развивается по своим законам, которые с моей точки зрения исключительно хаотичны, несмотря на тысячелетние попытки человеческого разума их познать, в любой момент может прилететь что угодно откуда угодно (включая марсиан), и дать п***, простите за выражение, тут лучше не скажешь.
И ничего ты, букашка, с этим Потоком не сделаешь...

Как-то этот взгляд на мир, при всей его "справедливости", неприятен...
И, что самое главное, неконструктивен. Ну, как по мне.

turtle_t
Aug. 23rd, 2011 01:20 pm (UTC)
Ну, книжка эта по-моему не очень серьёзная. Она собрала полсотни ошибок мышления, которые по сути делают нас рабами всяких предубеждений, предрассудков и прайминга ("предварительных ментальных настроек"). Исходя из этого она и говорит, что у нас нет свободы воли. А кроме собственно книжки у неё есть сайт, где всё это собрано и кратко описано, вот: Brain Biases.

Про виктимность и виктимологию, конечно, тема отдельная и мне одной её не сдвинуть и не потянуть. Тут нужно, чтоб ею сами юристы прониклись и занялись. Но они этого не делают, так что надо кто-то ткнул их в бок? Вот я и пытаюсь.

Ничего особенного посконно-нашего в этой сфере нет, мы просто чуточку цивилизационно отстали, как и со многим другим, и на нашем этапе были и те, кто виктимологию придумал -- т.е. на западе тоже начинали с пресловутой виктимности и обвиняли жертву, а потом дошло, что это и несправделиво и неплодотворно.

Кстати, часть виктимологии изучает поведение повышенного риска и личностные черты, которые вызывают такое поведение. Это гораздо шире, глубже и интереснее, чем обывательсткие разговоры про то, как женщинам надо одеваться и куда и с кем ходить-не ходить, чтобы их не насиловали (к чему по сути и сводится виктимность).

А про взгляд на мир мне кажется (я могу ошибаться, Вы тогда поправьте), что Вы тут смешали две вещи: оптимизм и веру в справедливый мир. Я вот оптимист, но в справедливый мир не верю (ну, почти не верю :)). Т.е. моё внутреннее восприятие мира -- что да, в общем и в целом всё не так плохо и скорей всего будет хорошо, но при этом я понимаю, что мы все умрём, причём относительно скоро -- чего же боле для несправедливости? :) Не говоря о том, что можем заболеть в самый неподходящий момент или стать жертвой преступления или там теракта, как бы острожно и правильно мы себя ни вели -- в этом деле есть огромный элемент случайности и того, что мы не контролируем и не можем контролировать.
(no subject) - fish_n_lilies - Aug. 23rd, 2011 02:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fish_n_lilies - Aug. 23rd, 2011 02:29 pm (UTC) - Expand
beautifullawyer
Aug. 23rd, 2011 05:50 am (UTC)
и я бы о свободе воли почитала. может быть Вы планируете обзор?
касательно виктимности и обвинении жертвы - думаю, это такая национальная черта советского менталитета. у нас принято, что всех нужно обвинять, а уж что женщина виновата сама и во всем - даже не обсуждается. и я даже не об изнасилованиях говорю. в бССР женщина виновата во всем, куда ни глянь: муж изменяет - виновата, дети неблагодарные - виновата, мало денег - виновата, некрасивая - виновата и т.д.
turtle_t
Aug. 23rd, 2011 01:27 pm (UTC)
Ну, прыжок к невозможности сободы воли у автора довольно смелый, и это самое узкое место в её книжке. Она перечисляет все наши ментальные пороки (т.е. в каком-то смысле я по факту и делаю обзор того, что у неё в книжке :)), коих много, и говорит, что существо с так плохо работающим пультом управления и так сильно зависимое от внешних влияний просто не может считать себя свободно принявшим любое решение. На самом деле на это решение его "навели" извне, а оно этого и не заметило. У неё на сайте об этом тоже есть: Brain Biases.

Про моду виноватить женщин согласна. И Адорно со своей шкалой тут явно маячит, увы...

Edited at 2011-08-23 02:53 pm (UTC)
realjouir
Aug. 23rd, 2011 07:20 am (UTC)
Я бы не стал смешивать игрушечную "веру в справедливый мир" и карму - сложное философское учение, понимание которого европейцами вообще под большим вопросом.
К примеру, к карме прилагается реинкарнация - если вы в это не верите, кармическая справедливость вырезается из контекста и становится чем-то вроде рекламы жвачки от кариеса (жуй не спеша - и ни одной новой дырки).
"Обвинение жертвы", по-моему, несколько притянуто за уши, тут скорее дело во внушаемости: по-разному характеризуя события, человека подталкивают к соответствующей реакции. Также можно сыграть на личностных проблемах и страхах: в христианской культуре ведь именно женщину обвиняют в грехопадении человека (многообещающее разделение, да?). Чувство вины воспитывают с детства и, как только появляется повод - изнасилование, запущенный механизм срабатывает. А ведь еще до кучи сублимация, вытеснение, перенос и т.д.

Во всяком случае, у меня упоминание "жертвы" вызывает диссонанс. Это ваша идея или так было в книге?
turtle_t
Aug. 23rd, 2011 01:38 pm (UTC)
Ага, спасибо. Я про карму в общем ничего не писала, как раз потому что не хочу в дебри залазить, но то, что психологический источник у идеи "плохой кармы", по крайней мере в бытовом, вульгарном представлении, тоже совершенно очевидно. Ну, по такомй схеме: если тебе не везёт, а ты сама вроде бы ни в чём не виновата, то наверное расплачиваешься за грехи бабушки. Согласитесь, что такой подход имеет хождение в широких массах населения. И это тоже форма обвинения жертвы -- если очевидно, что нельзя обвинить её саму, то ищем причинуу неё "в генах".

Сочетание веры в справедливый мир и обвинение жертвы конечно же не моё изобретение, и оно не в одной книжке-исследовании описывается, а во многих, если не во всех, в которых об этом вообще говорится. Согласна, что с непривычки вполне может вызывать диссонанс.

Рассмотрение чувства вины как отдельную ошибку мышления?... Да, это интересная мысль. Тем более, что сейчас довольно распространено противопоставлять разум и эмоции, и это само по себе большая ошибка.
(no subject) - fish_n_lilies - Aug. 23rd, 2011 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Aug. 23rd, 2011 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fish_n_lilies - Aug. 23rd, 2011 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Aug. 23rd, 2011 03:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fish_n_lilies - Aug. 23rd, 2011 03:31 pm (UTC) - Expand
Ага - внушаете!:) - realjouir - Aug. 23rd, 2011 03:29 pm (UTC) - Expand
Re: Ага - внушаете!:) - turtle_t - Aug. 23rd, 2011 03:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - realjouir - Aug. 23rd, 2011 03:27 pm (UTC) - Expand
delovoyclub
Aug. 23rd, 2011 05:36 pm (UTC)
Не испытывает ли человечество потребности в чувстве вины? Невозможность удержаться на диете, неправильная сортировка бытовых отходов и пр. - столько источников вины... Предполагается, что в прошлом общество было более религиозным и люди испытывали вину от своих грехов. Дороти Паркер что ли сказала: раньше испытывали вину, если занимаясь сексом, теперь -если не занимались им (не могу найти первоисточник).
turtle_t
Aug. 23rd, 2011 05:51 pm (UTC)
Да, чувство вины -- важный эволюционный механизм, и оно людям нужно (раз развилось :)). Просто его надо уметь готовить :)
(no subject) - delovoyclub - Aug. 23rd, 2011 06:31 pm (UTC) - Expand
delovoyclub
Aug. 23rd, 2011 07:08 pm (UTC)
А я ограбленному не сочувствую - бди!(тем более, если ограбил знакомый) - знакомых надо нормальных выбирать! Впрочем, я не юрист...
turtle_t
Aug. 24th, 2011 12:04 pm (UTC)
Ой, а это опасно -- не сочувствовать жертве. Потому как судьба бывает ужасно иронична иногда.
(no subject) - delovoyclub - Aug. 25th, 2011 08:43 am (UTC) - Expand
bat_yakov
Aug. 24th, 2011 03:48 am (UTC)
Надо же, никогда не слышала о таком термине "вера в справедливость".
Одна из причин возникновения - результат воспитания.
дети осваивают правила сначала по принципу "так надо", "делай так", потом начинают понимать зачем, а потом или соблюдают правила или нет. (Я примерно про это писала диссер, и знаю еще несколько человек исследовавших близкие темы). Опыт работы показывает, что в некоторых вещах, люди остаются на стадии "так надо". В психотерапии это называется "интроектами". Такое соблюдение правила должно иметь положительное подкрепление, поэтому ищется полученная выгода. Высшая справедливость очень подходит.
turtle_t
Aug. 24th, 2011 12:03 pm (UTC)
Да, такое объяснение причин выглядит и правдоподбно, и перспективно. В смысле, понятно, куда и как можно работать, чтобы скорректировать -- если нужно, конечно.

А вообще, это ж нормальный подход -- "так надо". Ну, если при этом понимать разную степень условности этого "надо". Очень интересно, как оно приходит -- это понимание?...
oaristes
Aug. 24th, 2011 07:24 am (UTC)
Офф: а у вас тоже виден google doodle сегодня в честь независимости Украины? Я спрашиваю, потому что вижу его на google.com, а не .com.ua, поэтому стало интересно, главная страница определяет, где я, или всю планету поздравляет с украинским праздником :)
turtle_t
Aug. 24th, 2011 12:00 pm (UTC)
К сожалению, не всю. Мне гугл показывает день рождения Борхеса. Сейчас картинку покажу.

Петя, а покажи, пожалуйста, как украинский гугл сегодня выглядит. Если время есть, конечно.

Edited at 2011-08-24 12:16 pm (UTC)
(no subject) - oaristes - Aug. 24th, 2011 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Aug. 24th, 2011 12:57 pm (UTC) - Expand
blumochka
Aug. 29th, 2011 09:07 am (UTC)
ПризнАюсь. Я считаю мир одновременно и несправедливым (с точки зрения меня как человека), и справделивым (в понимании меня как частицы мироздания)
Я понимаю, что, как бы хорошо, в моём понятии, я себя ни вела, я - и вполне закономерно - могу попасть в чудовищную ситуацию или страшно захворать. Сопротивляться я при этом буду (надеюсь), однако.

Коротко говоря, я думаю (наверное, правильнее будет сказать "мне кажется)), что мир неслучаен, закономерен, и справедлив на свой лад. Но так как постигнуть эту неслучайность, закономерность и справедливость у человека нет никакой возможности, то называть мироустройство можно как угодно, несправедливым и хаотичным тоже.

Чем, мне кажется (опять же), опсны оба рассмотренных взгляда - один может вызывать апатию и покорность, второй гнев, обиду и ненависть.

Понимание же, что мироустройство логично и закономерно, просто нам не под силу это понять, может (надеюсь... и надеюсь этого никогда не проверить на себе) помочь собраться в нужный момент, и не тратясь на ненужные эмоции, справиться с ситуацией.
livejournal
Nov. 6th, 2013 09:01 pm (UTC)
No title
Пользователь shantimora сослался на вашу запись в записи «No title» в контексте: [...] d1 Вера в справедливый мир http://turtle-t.livejournal.com/495349.html [...]
livejournal
Nov. 7th, 2013 07:25 am (UTC)
Про ошибки мышления. Вера в справедливый мир
Пользователь cat_gekata сослался на вашу запись в записи «Про ошибки мышления. Вера в справедливый мир» в контексте: [...] Оригинал взят у в Про ошибки мышления. (2) Вера в справедливый мир [...]
livejournal
Nov. 7th, 2013 08:05 am (UTC)
Про ошибки мышления. Вера в справедливый мир
Пользователь ange_ou_de_moon сослался на вашу запись в записи «Про ошибки мышления. Вера в справедливый мир» в контексте: [...] нал взят у в Про ошибки мышления. (2) Вера в справедливый мир [...]
livejournal
Nov. 10th, 2013 11:19 am (UTC)
феміністські посилання
Пользователь maryxmas сослался на вашу запись в записи «феміністські посилання» в контексте: [...] Про ошибки мышления. (2) Вера в справедливый мир [...]
livejournal
Nov. 10th, 2013 11:20 am (UTC)
феміністські посилання
Пользователь maryxmas сослался на вашу запись в записи «феміністські посилання» в контексте: [...] Про ошибки мышления. (2) Вера в справедливый мир [...]
livejournal
Jan. 12th, 2014 11:08 am (UTC)
Про ошибки мышления. (2) Вера в справедливый мир
Пользователь dojdlivaia сослался на вашу запись в записи «Про ошибки мышления. (2) Вера в справедливый мир» в контексте: [...] перечитала и решила поделиться) Оригинал взят у в Про ошибки мышления. (2) Вера в справедливый мир [...]
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 40 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow