?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В процессе поисков, что и где Толстой написал про предвзятость подтверждения, обнаружила вот такую роскошную цитату:

Если ты истинно веришь в справедливость твоего понимания жизни и желаешь добра людям, то, при случае, ты будешь высказывать другим свои мнения так, чтобы по возможности уверить твоих собеседников в справедливости твоего понимания жизни. И в этих случаях, чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать.

А между тем, как часто мы поступаем как раз наоборот. Мы хорошо умеем беседовать с человеком, согласным или почти согласным с нами; когда же мы видим, что собеседник наш не верит в ту истину, которую мы признаем, или даже не понимает ее, то мы, правда, стараемся объяснить ему эту истину и уверить его в ее справедливости; но если он продолжает не соглашаться с нами и, как нам кажется, упрямится или извращает наши слова в другую сторону, то как легко мы теряем наше спокойствие и раздражаемся. Мы или начинаем сердиться и говорить нашему собеседнику неприятности, или прекращаем разговор, думая, что с таким непонятливым или упрямым человеком не стоит и рассуждать.

Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.


Ну, золотые ж слова! Автор, говорят, Эпиктет. Вот ведь -- давно сказано, а до сих пор никто не слушается :) И неудивительно -- трудно сие...

Нашла здесь: Цитаты.

PS Хотя подумав, добавлю, что нередко лучше таки прекратить разговор и оставить "непонятливого или упрямого человека" в покое :) Оставить времени и жизни показать, кто из нас прав. Причём, неправый скорей всего и не поймёт, что был не прав :)

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
hettie_lz
Aug. 18th, 2011 03:09 pm (UTC)
в рамочку - на стеночку....
turtle_t
Aug. 18th, 2011 03:52 pm (UTC)
Я вот подумала, что в том, что не надо раздражаться он безусловно прав (но это ж трудно как!), а в том, что не надо уходить от споров при полярности позиций наверное не очень. Концепция "согласия не соглашаться" мне кажется не менее полезной нежели концепция мягких уговоров вместо ругательств и войны.
hettie_lz
Aug. 18th, 2011 03:53 pm (UTC)
да, это было другое время, и другое отношение к спорам. Это ведь вроде спорта было :-))) (Ну и всегда помним - для тех, кто молча слушает рядом...)
hettie_lz
Aug. 18th, 2011 03:56 pm (UTC)
да, а по-английски бы цитаточку-то....
turtle_t
Aug. 19th, 2011 02:01 am (UTC)
Не находится...
hettie_lz
Aug. 19th, 2011 02:18 am (UTC)
Света, я Вам только что письмецо послала про предыдущую тему - ПОСМОТРИТЕ!!!!
turtle_t
Aug. 19th, 2011 12:49 pm (UTC)
Ага, спасибо, посмотрела, пока только первую часть. Надо теперь проверить, есть ли продолжение.
hettie_lz
Aug. 19th, 2011 01:07 pm (UTC)
И, это.... spread the word :-)))
turtle_t
Aug. 19th, 2011 01:40 pm (UTC)
Ну, в общем, я и так собиралась про свои впечатления писать, заодно и анонсировать. Но тут дело такое... Вы же знаете, что ежели что-то исходит из "стана врага", то в лучшем случае оно игнорируется, а в худшем принимается в штыки. Впрочем, это по всем поводам и всегда так :)
hettie_lz
Aug. 19th, 2011 01:56 pm (UTC)
И как всегда - для тех, кто стоИт и слушает :-)))
fish_n_lilies
Aug. 18th, 2011 03:31 pm (UTC)
Какой зануда этот ваш Эпиктет :)
Как раз недавно разговаривал с таким - ему говоришь: твой вариант ультимативного счастья для всех лично меня и большинство моих знакомых не устраивает, поэтому, пожалуйста, прекрати назойливо проповедовать мне его, - а он, собака, не раздражается )))
turtle_t
Aug. 18th, 2011 03:50 pm (UTC)
:)))

Да, Эпиктет тут явно не проповдует толерантность, скорее хорошие манеры. Он исходит из того, что истина есть одна, ему известная, а других надо мягко переубедить.
zuzlishka
Aug. 18th, 2011 09:33 pm (UTC)
оно, конечно, хорошо, но вредно для нервов, надо орать, брызгать слюной, хватать за грудки и материться.
turtle_t
Aug. 19th, 2011 02:06 am (UTC)
:) А если серьёзно, то не уверена я, что так прям уж полезнее. Тут так. Ежели альтернатива одна -- или орать или кипеть внутри молча, то лучше наверное поорать чуток и успокоиться. Но говорят, что между сдерживанием и распусканием есть третий путь. Про него правда гораздо легче читать, чем ему следовать :)
frau_derrida
Aug. 20th, 2011 10:56 pm (UTC)
если человек считает, что имеет право на внимание и мнения других людей (что люди должны оправдываться перед ним и доказывать свое право на те или иные взгляды, а если откажутся, значит, их взгляды несостоятельны; что должны вступать с ним в интеракцию по его запросу), - то похер, мягко он увещевает или жестко, это в любом случае неуважение и в перспективе насилие.
turtle_t
Aug. 23rd, 2011 04:59 pm (UTC)
Ну, насколько я понимаю, тут речь всё-таки идёт о свободной дискуссии, а не о прямом и очевидном насаждении некоего мнения с помощью искусственных и насильственных мер.

Если смотреть извне, то при свободной дискуссии каждая сторона находится в симметричной ситуации. Люди обмениваются аргументами, фактами и эмоциями.

А если смотреть изнутри, т.е. быть какой-то из сторон, то да, часто бывает, что люди исходят из того, что они правы, а собеседник нет, но вот если получше объяснить, то он поймёт.

Являются ли насилием аргументы, призванные (пере)убедить другую сторону в свободной дискуссии? Я так не думаю. А Вы?
frau_derrida
Aug. 24th, 2011 12:22 am (UTC)
"часто бывает, что люди исходят из того, что они правы, а собеседник нет".

вероятно, какая-то степень такой уверенности неизбежна, но я часто вижу, как человек произносит нечто, дающее возможность отнести его к тому или иному лагерю, а дальше он как бы уже по дефолту обязан представлять эту позицию, дать достойное обоснование, отбиться от контраргументов и т.д.
хотя его первоначальное высказывание могло не иметь никаких идеологических целей.

мне это видеть неприятно, даже когда человек высказывает мысли, которые мне самой не нравятся, а атакуют его как раз мои единомышленники. очень смахивает на идею, что если женщина вышла на улицу в такой-то или сякой-то одежде, то она, значит, хотела сказать окружающим то-то и подвигнуть их на такие-то действия (и должна принять их последствия). идеи, что одежда могла не значить ничего, а вышла женщина исключительно по своим надобностям и никому ничего не должна, нет.
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow