?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сначала цитата: За свою педагогическую жизнь, 39 лет, неоднократно сталкивался с ситуацией, когда "партия решила", что нельзя принимать болгар, немцев, евреев, корейцев, потом любого с Кавказа - чеченцев, ингушей, дагестанцев, ещё позже - тех, кто приехал со Ставрополья и Краснодарского края (не имеет значения какой национальности). Я всю жизнь принимал вступительные экзамены по химии, и всегда "незримо присутствовала направляющая рука партии", эта рука говорила кого нельзя принимать - кому нужно обязательно поставить "2". Чаще всего эффект был противоположный: бездарь получал заветную "3" и проходил. Но фраза "ему надо поставить "2", потому что он..." звучала регулярно.

Это свидетельство из первых рук, и я ему полностью верю, и весь мой опыт (правда, я лично никогда не принимала экзаменов, но близко знала тех, кто принимал, да и сдавал тоже) говорит о том же -- о существовании разнарядок на приём студентов по разным критериям, в моё время чаще всего национальным, в советские, а теперь, получается, уже и в пост-советские вузы.

Насчёт болгар, корейцев и немцев я просто не сталкивалась, а вот про евреев знала хорошо. В ХПИ на кафедре физики был даже преподаватель, у которого была репутация (и возможно, такое парт.задание) главного "валителя" евреев.

На это, конечно, можно сказать, что если человек предмет знает очень хорошо, его не завалят. Ну, а дежурный (и верный) ответ на эту благоглупость будет таким: завалить можно кого угодно и на чём угодно. Но хорошо знающего завалить и впрямь значительно трудней. И поскольку евреев в ХПИ всё-таки принимали, просто на них была разнарядка (типа "не больше какого-то процента"), то этот товарищ служил скорее фильтром, нежели заслонкой.

Что с этим делом интересно? Что нигде нет концов и следов. Я, по крайней мере, не нашла ни одного документа, опубликованного в интернете, который был бы похож на инструкцию: евреев не принимать вообще, или принимать не больше N процентов. Похоже, что такие вещи были всё-таки устными. И это обидно, потому что я лично уже встречала людей, которые отрицают сам факт таких разнарядок. Даже из числа тех, кто жил в мои времена. И ведь не переубедишь, если нет документов... Поэтому так важны живые свидетельства -- вроде того, что я процитировала. Спасибо for_efel!

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
for_efel
Jul. 1st, 2011 07:34 pm (UTC)
Я не скажу, что прожил во все эпохи,
поступил, потому что был уверен, что в МГУ квот на евреев нет, и на химфаке их было немало, там на видном месте статистика. Распределился в режимное предприятие - преподавать в военное училище (и офицеров было немало и курсанты как ни странно были), может потому, что мой отец был простым рабочим. В процессе работы никаких намёков не было и сейчас, слава Ему, нет. Но во время вступительных экзаменов всё менялось. До 1990-го года меня на них просто не ставили, жена отказывалась выполнять все эти указания и всегда делала наоборот принципиально. В последние годы до перестройки многие преподаватели плевали на разнарядки, но не выгонят на одном экзамене - выгонят на другом... механизм работал всё равно
turtle_t
Jul. 1st, 2011 09:31 pm (UTC)
Re: Я не скажу, что прожил во все эпохи,
И вот да, были такие вузы, или скорей периоды в них, где и когда этого не было. Такая вот лотерея... Например, на мою специальность в ХПИ евреев совсем не брали, а на соседней они позволялись, но их не оставляли на кафедре. Меня (я об этом узнала только задним числом) взяли на место "последнего из могикан", точнее, предпоследнего -- последним был мой начальник, очень стареньий и заслуженный, его потом уже на пенсию отправили.
alienor_sm
Jul. 1st, 2011 07:39 pm (UTC)
Моей сестре, круглой отличнице, поставили двойку на экзамене по биологии при поступлении в мединститут.
Причём завалили совершенно беззастенчиво. Никто и не пытался сделать вид, что она что-то там неправильно ответила.
vg36
Jul. 1st, 2011 08:43 pm (UTC)
Мою мать, кстати почти круглую отличницу, в Одесском завалили на устном. Сказали разобрать многочлен а2+b2. (Письменный, без фамилии, она сдала на 5.) Дома она узнала от двоюродного брата, работавшего в том же Институте, но на другом факультете, что было распоряжение взять только 2 евреев. Одним из них оказался сын какого-то высоко в областной компартии, а второй - тоже чей-то сынок.
(no subject) - alienor_sm - Jul. 1st, 2011 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vg36 - Jul. 1st, 2011 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Jul. 1st, 2011 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alienor_sm - Jul. 1st, 2011 11:02 pm (UTC) - Expand
lyudmilki
Jul. 1st, 2011 08:07 pm (UTC)
Да, я тоже встречала тех, кто отрицает. И разнарядки и антисемитизм на государственном уровне. Максимум. на что соглашаются, на проявления бытового антисемитизма. Вплоть до того, что в бытовой записывают проявление антисемитизма со стороны людей, находящихся на государственной службе.
И отрицают не молодые, а люди, рожденные в 60-70 х.
Непонятно. И страшно.
turtle_t
Jul. 1st, 2011 09:27 pm (UTC)
Ага, непонятно и страшновато... И я даже вспомнила тех отрицательниц, которых мы обе знаем...
malyj_gorgan
Jul. 1st, 2011 08:14 pm (UTC)
Почему об этом говорят не так много
Где как, а во многих вузах Западной Украины (во всех, о которых я знаю) сдерживающе-пропускающий механизм никогда не останавливался, наоборот, только усилился. Были временные затишья, где сильнее, где слабее, в зависимости от факультета. Просто, критерии отбора за 80е годы (опять же, где позже, а где и сильно раньше) плавно перетекли из разнарядочных в коррупционные. В результате, на данный момент поступление в практически любой вуз у нас идет либо за централизованно собираемые деньги (какие то знания нужны, но без денег они нерелевантны), либо, небольшой процент, по внутренневузовским связям. Но даже там деньги почти всегда присутствуют. Так что нету никакого резона копаться в том, как эти мехамизны работали в прошлом, ведь часто те же люди сейчас делают то же самое, зачем ворошить.

История для иллюстрации: семь лет назад я при участии одного из секретарей приемной комиссии оценивал примерный денежный поток одного вступительного сезона только Черновицкого гос (или нац?) универа. По самым скромным оценкам получался миллион долларов (!), а скорее всего в разы больше. Для завистников объясню, что на уровне предподавательского состава из этой суммы не оставалось почти ничего. Скорее всего, большая часть этих денег вообще из университета уходит крышующим властным структурам.

Да, я писал про Западную Украину потому, что знаю конкретику, но есть все признаки того, что в других регионах все то же. Был период, когда, по слухам, такого удавалось избежать в Днепропетровском госуниверситете, но исключительно титаническими усилиями тамошнего ректора. Но, во первых, неизвестно, было ли это правдой тогда, да и ушли того ректора давно, поменялось все.
turtle_t
Jul. 1st, 2011 09:27 pm (UTC)
Re: Почему об этом говорят не так много
Да, разнарядки по пятой графе -- гадость, но тотальная коррупция наверное ещё гаже...
experiment8or
Jul. 1st, 2011 10:21 pm (UTC)
У меня лично не приняли документы в МГУ. Просто сказали: в наш университет вам лучше не поступать. При этом я закончила в спецшколу при МГУ.
turtle_t
Jul. 2nd, 2011 03:22 am (UTC)
Да, знакомая ситуация...
esya
Jul. 2nd, 2011 02:45 am (UTC)
подумаешь, в мою альму матер русских из россии практически не брали, нас было человека 2-3 (1-2%) на курс, поступало куда больше, зато азербайджанцев пачками (7-10%) - тоже радио обс, начать что ли стонать по этому поводу? Или украинские университеты для украинцев были в советское время?
turtle_t
Jul. 2nd, 2011 03:22 am (UTC)
А кто стонет? По поводу России для русских или Украины для украинских -- это какой-то гнилой концепт. Я думаю, что единственный критерий для приёма в высшие школы должны быть знания. Ну, а если желающих с высокими оценками чересчур много, то надо устраивать сито вроде тех, что в Штатах делают -- со всякими очками за дополнительные умения, общественную работу и "личную зрелость". А занижать и валить по нац. признаку -- это подло и глупо. На всякий случай: я русская, и меня не валили. Но глаза и уши у меня были :)

Кстати, в Штатах тоже на евреев была квота -- в частных и престижных университетах. Чтоб не больше какого-то процента. А убрало эту квоты между прочим государство. Самым эффективным и простым способом -- кнуто-пряником: пригрозило не давать финансовых поблажек и подачек гратнов, ежели квоты будут продолжаться. Ну, и пожалуйста -- сейчас уже никто и не помнит, что такие квоты когда-то были...
(no subject) - esya - Jul. 2nd, 2011 03:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - rian_ma - Jul. 2nd, 2011 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Jul. 2nd, 2011 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ochame - Jul. 3rd, 2011 11:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Jul. 4th, 2011 01:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - ochame - Jul. 4th, 2011 01:34 am (UTC) - Expand
reader59
Jul. 2nd, 2011 05:32 am (UTC)
такие указивки шли по партийной линии.
с грифом "секретно".
а подавляющая часть секретного делопроизводства КПСС не рассекречена до сих пор.
причем есть вполне обоснованное мнение, что рассекречивать их в ближайшие полвека и не стоит.
потому что там такое, что Нюрнберг покажется разборками в детсаду.
и придется нам опять делиться надвое: половина будет вполне поделом сидеть, вторая половина сторожить.
а работать будет тогда совсем некому :(
anna_frid
Jul. 2nd, 2011 05:51 am (UTC)
В новосибирском университете в 60-е годы было около половины евреев. В том числе из Западной Украины. Потому что их БРАЛИ.

Потом оазис прикрыли, и он переместился в Томск...
sabinulya
Jul. 2nd, 2011 06:02 am (UTC)
Именно так. Мой папа после нескольких провальных попыток в Кишиневе поступил в Новосибирске. 70- ые
(no subject) - rian_ma - Jul. 2nd, 2011 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_frid - Jul. 2nd, 2011 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rian_ma - Jul. 3rd, 2011 12:24 pm (UTC) - Expand
sabinulya
Jul. 2nd, 2011 06:00 am (UTC)
Ну это широко известный факт. В моей семье есть тому неоднократные подтверждения
ochame
Jul. 3rd, 2011 11:09 pm (UTC)
ещё на эту же тему ("несуществующие" квоты в штатах, настоящее время)

http://www.usnews.com/mobile/articles_mobile/do-elite-private-colleges-discriminate-against-asian-students/index.html

(...) when comparing applicants with similar grades, scores, athletic qualifications, and family history for seven elite private colleges and universities:

- Whites were three times as likely to get fat envelopes as Asians.
- Hispanics were twice as likely to win admission as whites.
- African-Americans were at least five times as likely to be accepted as whites.
turtle_t
Jul. 4th, 2011 09:10 pm (UTC)
Давайте-ка всё-таки вернёмся к главному вопросу. А именно: так же точно, или не так же точно. Итак.

Здесь и сейчас: есть цифры, статьи, скандалы, в конце концов, суды и даже ультиматумы со стороны государства (чтобы прекратить дискриминацию) -- несмотря на то, что вузы частные и как бы хозяин-барин.

Тогда и там: государственные вузы и государственная же вызовская политика -- дискриминационные и тайные. Никаких цифр и таблиц типа этих никто при всём своём желании не мог ни построить, ни опубликовать, не говоря о том, чтобы оспорить и бороться. Ну, кроме личных выкрутасов, типа выбора аналогичного вуза в Астрахани, Воронеже или Новосибирске. Или совсем другого вуза вообще (скажем, пед вместо мед).

Всё равно "то же самое"?
(no subject) - ochame - Jul. 5th, 2011 04:47 am (UTC) - Expand
jedynka
Jul. 4th, 2011 08:49 pm (UTC)
Отец был редактором вузовской многотиражки и рассказывал, как на парткомах докладывали: мы должны были принять четырех (допустим) евреев, но превысили квоту - приняли пятерых; нехорошо, мол, товарищи. То бишь вполне официально.
Вероятно, и бумаги были — не только же телефонные вказивки?
С другой стороны, когда я поехала поступать во Львов, знакомые тоже крутили пальцем у виска, однако никто меня и не пытался валить ) То же самое и в МГУ (впрочем, журфак считался оазисом, скажем так, либерализма).
В общем, было все — а бардак, как известно, наличествовал у нас даже в мясорубке довоенного террора, не то что в каких-то там квотах-нормативах.
turtle_t
Jul. 4th, 2011 09:13 pm (UTC)
О, вот где могут быть докУменты! Протоколы парт. собраний. Интересно, они где-нибудь сохранились?...

А про бардак это точно... И личные чудеса тоже бывали всякие. А ты наверное ещё такая... Ну, синица в небе :) К тебе наверное всем хотелось относиться хорошо и делать тебе хорошее -- если была хоть какая-то возможность :)
(no subject) - jedynka - Jul. 4th, 2011 09:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Jul. 4th, 2011 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jedynka - Jul. 4th, 2011 10:03 pm (UTC) - Expand
bat_yakov
Jul. 11th, 2011 06:29 pm (UTC)
Я подтверждаю, что не брали. Я выпуска 71г. Прошла через вылетной поток в "заборостроительстном" при конкурсе 9баллов после лучшей на Украине физмат школы. Можно было поступить в МИИТ, но мама не отпустила в другой город. Подробно напишу об этом в своем блоге.
В тот же год, мой муж поступил в МФТИ. Он и его соученики знали, что будут принимать одного на факультет, и бросили с друзьями жребий, чтобы меньше конкурировать друг с другом, но все равно получалось по 3-4 человека на один поток.
Некоторые друзья, при вполне успешных карьерах, до сих пор вспоминают, что не прошли.
В МГУ и моим, и мужниным одноклассникам предложили забрать документы на консультации перед экзаменами (мехмат)
Химфак МГУ в то время принимал. Знакома с многими хорошими учеными тех выпусков.
Кроме вылетных потоков, были и другие способы не принять. Например, не брали документы с близорукостью 3,5 (это со мной пытались), полиомиелит в анамнезе и хромота, были аргументацией, когда мой соученик подавал на философский в Киеве.
Мой муж опасался собеседования и медкомиссии при 19баллах из 20. Они на физтехе проходили после экзаменов.
Можно было уехать в Новосибирск, Иркутск. Я хотела в медицинский, мне вполне серьезно друзья предлагали Магадан.
Некоторые знакомые уезжали в Ригу. Там не любили русских и принимали нас.
Самый распространенный путь получить образование тогда - поступить на заочный. Говорят, что за это платили. Насколько я знаю, правда.
irielia
Aug. 8th, 2011 07:46 pm (UTC)
В нашей семье произошла такая притча, уточнить которую уже невозможно. Брат моего дедушки был в приемной комиссии, не знаю, какого московского вуза. Год был, наверное, самый что ни на есть 1948, и начальство ему эвфемистически сказало "не брать этих". Он был живая реликвия - уцелевший старый заслуженный большевик - и стал наивно возмущаться. На его возмущения начальство нашлось: "С чего Вы взяли, что речь о евреях, что это антисемитизм?". На что потом его сестра сказала: "Ах, они имели в виду чукчей? Значит, ты заступился за чукчей!"
( 44 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow