?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про старых и умирающих

Вот, френдесса работает с почечными больными, и многие из них люди старые. Написала она такой рассуждательно-рассказывающий пост: Cколько должен жить человек?

А я тут как раз дочитала-дослушала книжку на близкую тему. Вот эту: Фэнни Флэгг. Рай где-то рядом (правда, в англоязычном оригинале). Оригинальное название "Can't Wait to Get to Heaven", и это тот редчайший случай, когда русский, совершенно недословный перевод (именно названия) мне нравится больше.

Там довольно странная коллизия. Бабушка восьмидесяти с лишним лет падает с дерева и умирает, причём, даже не от падения, а от осиных укусов (она случайно разворошила осиное гнездо). Поражает то, как на её смерть реагируют люди, входящие в её круг (а он довольно широк). Казалось бы, реакцией должно быть что типа "ну, да, она уже старенькая, вот и её время пришло..." Но нет, все почему-то реагируют очень остро, прямо в шок впадают. Но она оживает. С медицинской точки зрения это случайность, а с религиозной такое вот чудо, и каждый читатель как хочет, так и понимает (хотя крен в религию всё же большой, учитывая описания её личного рая, которое впрочем можно интерпретировать как следствие нехватки кислорода в мозгу и т.д.). Потом потихоньку показывается, почему эта бабулька такая популярная. Если совсем коротко и просто, у неё дар ладить с людьми и пробуждать в них их лучшие стороны. Ну, а в самом конце она таки умирает уже по-настоящему -- тихо, мирно, во сне, и на этот раз все с этим примиряются.

Да, кстати, своих детей и внуков у этой бабушки нет, ближайшая родственница -- племянница. Но у неё есть ещё одна племянница, подруги, соседки и подшефный хлопец. А ещё в самом начале там воникает пистолет и, как завещал великий Чехов, в самом конце он даже стреляет. Эта вставка в общем не очень обязательная, не на ней держится интерес, но тоже вполне поучительная.

Под эту книжку было приятно засыпать. Ещё и чтица попалась хорошая, хотя и не авторица (та тоже читает хорошо, ибо актриса, с этого и начинала свой творческий путь). Поэтому приходилось всё время возвращаться и слушать заново :)

Интересно, что в аннотации на "Озоне" нет ни слова про преклонный возраст главной героини, а ведь это принципиально важно. И на обложке изображена довольно юная особа. Честно говоря, это похоже на обман народа. Хотя отзывы там неплохие и оценка в целом высокая. В общем, не очень понятно...

К слову, когда эта книжка (ну, про бабушку) вышла впервые в 2006 году в Штатах, то довольно долго была на высоких позициях в списке бестселлеров "Нью-Йорк таймс". Начинала с восьмого места, а потом докарабкалась до третьего. Напоминаю -- это книжка про старушку, которая доживает свой век в маленьком провинциальном городке, и с которой ничего особенного не происходит. Получается, что старушка эта интересна сама по себе.

Раньше такого не было, или я просто не знаю или не помню. Ну, про стариков или там зрелых умирающих мужчин были, причём даже скорее рассказы или короткие повести, или отдельные линии в романах, а не относительно большие книжки только про них. А старушки, если где и присутствовали, то играли очень второстепенную роль. А теперь вот нате вам, и про нас стало интересно писать и читать. Нет, что ни говорите, но это удивительный и радостный факт...

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
mme_n_b
Jun. 7th, 2011 04:20 am (UTC)
Это вообще на редкость ровная писательница. У неё все книги очень светлые, и все примерно об одном, хотя фабулы очень разные. И даже фильм по Fried Green Tomatoes вышел удачно, очень близко к книге.
turtle_t
Jun. 7th, 2011 02:13 pm (UTC)
Да, согласна, но всё-таки по большому счёту именно эта книжка слабее других, которые я раньше читала. Но всё равно хорошая :)
pani_grunia
Jun. 7th, 2011 05:03 am (UTC)
є ще подібний у чомусь роман "Світер" авторства Blanca Busquets, про бабусю 80-років.
turtle_t
Jun. 7th, 2011 02:12 pm (UTC)
Спасибо, поищу.
mudryj_volk
Jun. 7th, 2011 06:06 am (UTC)
Кажется, я уже говорила, что в "Путешествии налегке" Туве Янссон главные герои обычно пожилые люди. Причем прекрасные, светлые и трудолюбивые
turtle_t
Jun. 7th, 2011 02:12 pm (UTC)
Ага, спасибо, помню, но ещё не добралась.
antruma
Jun. 7th, 2011 06:15 am (UTC)
Интересно, никогда с этой точки зрения об этом не думала.
turtle_t
Jun. 7th, 2011 02:13 pm (UTC)
А эту книжку читали? Я ведь тоже не особенно думала, пока она меня не вынудила :)
(no subject) - antruma - Jun. 7th, 2011 05:14 pm (UTC) - Expand
elpervushina
Jun. 7th, 2011 07:45 am (UTC)
Был у меня такой случай, когда я в поликлинике работала. Был один диабетик, который умрал от почечной недостаточности. Лежачий. Его родственница (не дочь, то ли племянница, то ли невестка) приходила ко мне с анализом, я снижала дозу инсулина, она уходила. И однажды я обмолвилась: ну вы знаете наверное, что это уже терминальная стадия.
Она ахнула: да вы что? И что можно сделать? Куда бежать? Я сказала ей, что сделать особенно много нельзя, но дала координаты нефроцентра, сказала что препараты очевидно будет дорогими, а эффект вероятно небольшим. (А это были 90=е, разгар дефолта) Она отмахнулась: Ну дорогие, ну ладно. И побежала. Я не знаю, помогли ли тому человеку в нефроцентре, но настроена она была очень решительно.
turtle_t
Jun. 7th, 2011 02:11 pm (UTC)
Да, такое, конечно, случается, собственно потому и этой книжке скорее веришь, чем нет. В данном случае удивляет не сам факт, а скорее массовость таких настроений. Но автор потихоньку-полегоньку убеждает.
gerbera77
Jun. 7th, 2011 08:06 am (UTC)
Спасибо за наводку, внесла автора в wantlist.
turtle_t
Jun. 7th, 2011 02:09 pm (UTC)
И если таки доберётесь до неё, то начинайте с общепризнанно лучших вещей, главная из которых что-то там про жареные зелёные помидоры (название длинное, не упомню :)). Я вот эту книжку, про которую написала, не считаю лучшей (и не я одна), хоть и она тоже бестселлер. Чего-то в ней не хватает всё-таки, а что-то есть лишнее. Но если автора уже любишь, то легко прощаешь :) А мне тут главное тема была.

Edited at 2011-06-07 02:10 pm (UTC)
(no subject) - gerbera77 - Jun. 7th, 2011 02:12 pm (UTC) - Expand
alenaforever
Jun. 7th, 2011 08:35 am (UTC)
Мисс Марпл - тоже вторым планом проходит?...
v_i_n
Jun. 7th, 2011 09:45 am (UTC)
Спасибо, "перехватили" комментарий! :))
(no subject) - antruma - Jun. 7th, 2011 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - alenaforever - Jun. 7th, 2011 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Jun. 7th, 2011 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alenaforever - Jun. 8th, 2011 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Jun. 8th, 2011 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alenaforever - Jun. 8th, 2011 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Jun. 10th, 2011 01:45 pm (UTC) - Expand
pingback_bot
Jun. 7th, 2011 11:24 am (UTC)
ЖЖ
User gerbera77 referenced to your post from ЖЖ saying: [...] и зачитываюсь. И, опять же, нет, чтоб работать. :)) Все началось с френдлист Про старых и умирающих [...]
hettie_lz
Jun. 7th, 2011 11:58 pm (UTC)
Очень хороший пост по ссылке...
turtle_t
Jun. 8th, 2011 01:51 pm (UTC)
Ага, согласна.
vaskodagala
Jun. 11th, 2011 12:09 pm (UTC)
про стариков или там зрелых умирающих мужчин
у Валентина Распутина было - про то, как мать умирает, старуха.
Запамятовала, как называется
turtle_t
Jun. 11th, 2011 03:34 pm (UTC)
Re: про стариков или там зрелых умирающих мужчин
Про это не знала или тоже забыла, спасибо. Зато вспомнила "Матрёнин двор" Солженицына (дважды благодаря тебе )). Т.е. получается сложнее. Нельзя сказать, что вот раньше не было, а сейчас есть. Скорее, раньше было вот так, а теперь и так, и сяк и вот эдак.

Т.е. я бы сказала -- с поправками, так сказать-- что старухи в литературе стали нынче более разнообразными, и их уже не только используют для идеологических задач, а и просто рассказывают о них, как о жизненных примерах, и главное, в результате может получиться качественная массовая литература.

Тут можно ещё привести в пример международный бестселлер "Элегантность ежа". Там две главных героини, одна пожилая женщина низкоклассовая женщина, а другая -- девочка-подросток из сливок. Обе -- нетипичные и на этой почве сходятся. Там, правда, автору пришлось старушку в конце убить, потому что она (автор) не очень понимала, что с ней дальше делать. Но пока не убила, было ничего так, мило и занятно :)

Edited at 2011-06-11 03:35 pm (UTC)
umklaidet
Jun. 12th, 2011 05:04 am (UTC)
У Распутина есть повесть про умирание матери семейства.
umklaidet
Jun. 12th, 2011 05:05 am (UTC)
кстати, у него же, Распутина - не про умирающих, но вполне себе именно про старух - "Прощание с Матёрой"
(no subject) - turtle_t - Jun. 13th, 2011 02:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - umklaidet - Jun. 13th, 2011 05:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - Jun. 13th, 2011 01:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - umklaidet - Jun. 13th, 2011 05:35 am (UTC) - Expand
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow