?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про культуру и религию

Оказывается украинцы сейчас проявляют большую толерантность и современную открытость по сравнению с россиянами даже в эмиграции (понятно, что не все и не всегда, но "отдельные случаи" прям таки идут один за одним...). Это я вот к этой байке:

Один мой хороший знакомый в Штатах решил крестить своего новорожденного ребенка. Пошел в церковь к батюшке - кстати говоря, РПЦЗ, но сам батюшка направлен был Московской Патриархией.

Батюшка его спрашивает - а вы сами-то верующий? - Нет, говорит мой приятель. - А зачем вы хотите крестить ребенка? - Дело в том, что для меня это - культурный акт приобщения ребенка к русской культуре. - А церковь не занимается культурными актами, сказал батюшка, мы крестить вашего ребенка не можем, поскольку вы не являетесь прихожанами церкви и не сможете его в дальнейшем воспитывать в православном духе.

Ну, мой знакомый по совету друзей пошел в Украинскую Православную церковь. Там ему сказали буквально следующее: Да вы что! Как можно отказать ребенку в крещении? Мы этого не понимаем! И крестили его безо всяких колебаний, так что ребенок оказался символически приобщенным к русской культуре через украинскую православную традицию. Через Киевскую Патриархию, как, собственно, и вся Россия.


Это отсюда (в комментах): Без царя в голове и Бога в сердце. И даже ник рассказчика красноречив: cincinnat23...

Comments

( 66 comments — Leave a comment )
alienor_sm
May. 30th, 2011 10:39 pm (UTC)
Какие молодцы украинцы!
В который раз убеждаюсь за последнее время...
А чем красноречив ник cincinnat23?
turtle_t
May. 30th, 2011 11:39 pm (UTC)
Про самого автора байки ничего не знаю, а Цинциннатом звали главного героя "Приглашения на казнь" Набокова (только без "23" :)). Т.е. получается ещё одна аллюзия и реминисценция по поводу российской культуры и пути к ней (или от неё). А вот интересно, живи сейчас Набоков, вернулся бы он в Россию или нет? Если бы был тотализатор, я бы поставила на "нет". И могла бы наверное и проиграть :)
(no subject) - alienor_sm - May. 30th, 2011 11:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - May. 31st, 2011 01:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - il_kin - May. 31st, 2011 05:56 am (UTC) - Expand
esya
May. 30th, 2011 11:50 pm (UTC)
очень правдоподобно
turtle_t
May. 31st, 2011 01:09 am (UTC)
Тоже знаете похожие истории или прикидываете чисто теоретически?
open_truth
May. 31st, 2011 12:23 am (UTC)
А действительно...зачем крестить если сами не верущие? Причем культура к религии? Может быть я чего-то не понимаю...нет, я понимаю что это сейчас модно быть религиозными типа как, но если даже сами не религиозные...
vbminsk
May. 31st, 2011 12:49 am (UTC)
+1
(no subject) - turtle_t - May. 31st, 2011 01:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - open_truth - May. 31st, 2011 01:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - May. 31st, 2011 02:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - open_truth - May. 31st, 2011 02:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - May. 31st, 2011 02:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - il_kin - May. 31st, 2011 06:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - May. 31st, 2011 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - il_kin - May. 31st, 2011 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - May. 31st, 2011 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emmanuelle_cunt - May. 31st, 2011 04:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 31st, 2011 12:54 pm (UTC) - Expand
zhiva_the_mage
May. 31st, 2011 01:14 am (UTC)
# Свыше 60% финнов согласны с церковным благословением гомосексуальных пар #
# Гендерно-нейтральный брак поддерживает примерно каждый второй финн, а церковное венчание гомосексуалистов – 44% опрошенных. #

Я и так числа вертела в уме, и сяк, но вот поди ж ты, 44 как было меньше 60, так и осталось.
turtle_t
May. 31st, 2011 01:17 am (UTC)
Может благословение -- это одно, а венчание -- другое? Я, честно говоря, совсем не в курсе ни финских, ни церковных дел...
oaristes
May. 31st, 2011 01:51 am (UTC)
Совершенно обоснованные вопросы и отказ, дело не в толерантности. Другое дело, что они идут вразрез с довольно бессмысленной негласной традицией (не всеобщей, очевидно).
turtle_t
May. 31st, 2011 02:11 am (UTC)
Да, наверное тут дело в том, что этот, отказавший батюшка прибыл из метрополии. Потому что в диаспоре эти традиции похоже уже размылись и не только у украинцев. Недавно у меня был разговор с человеком церковным (хотя и не священником) о крестинах младенцев, родители которых в церковь не ходят и себя скорей всего позиционируют себя как агностиков (ты, Петя, догадываешься, с кем и о ком, но для сути это неважно). Сомнения были высказаны, но предсказание было сделано такое, что проблем с батюшкой не будет. А этот батюшка, насколько я понимаю, из туземцев местных.

Похоже, что я тебя не совсем правильно поняла вчера вечером. Надеюсь, что ты меня понял, несмотря на :)

Edited at 2011-05-31 03:56 pm (UTC)
(no subject) - oaristes - May. 31st, 2011 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oaristes - May. 31st, 2011 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 31st, 2011 05:03 pm (UTC) - Expand
emmy_l
May. 31st, 2011 04:32 am (UTC)
ЭТО КАК? Афигеть. Это какой-то специальный батюшка, который думает, что крещение - это не первый шаг к спасению души, а символ принадлежности к его собственной секте.

IMHO, это не отсутствие открытости, а замена веры идеологией. Всё равно как ему бы ребёнка привели в пионеры вступать. "Как же мы ему красный галстук-то повяжем, если вы не сможете объяснить, что значит быть советским пионером?"
turtle_t
May. 31st, 2011 01:11 pm (UTC)
Про идеологию похоже. Оно, конечно и вообще грань тонкая между верой и идеологией, но идею поняла и склонна согласиться.
(no subject) - emmy_l - May. 31st, 2011 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 31st, 2011 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emmy_l - May. 31st, 2011 04:24 pm (UTC) - Expand
mudryj_volk
May. 31st, 2011 05:48 am (UTC)
>мы крестить вашего ребенка не можем, поскольку вы не являетесь прихожанами церкви и не сможете его в дальнейшем воспитывать в православном духе.

Можно кидаться в меня чем-нибудь, но я уверена, что этот батюшка был абсолютно прав:
1. приобщение к культуре происходит другими путями: через книжки, историю, новости - но никак не через крещение
2. сам отец ребенка некрещеный, -> не православный верующий (потому что если бы им был, то крестился бы - для православных это все-таки важный акт), -> ребенок действительно ничего не будет знать о православии, -> в этом случае крещение - пустая формальность, какое-то религиозное лицемерие.
il_kin
May. 31st, 2011 06:07 am (UTC)
Вот я с Вами и согласна, и не согласна.
Приобщение к культуре действительно происходит другими путями, кроме того, мне крайне не нравится в православии то, что оно стало национальной религией, что между русским (или грузином, болгарином, греком) и православным ставится знак равенства. И, конечно, в случае, когда родители неверующие, крещение пустая формальность, что не может не задевать людей верующих.
Но - священник не может отказывать. Он вправе думать что угодно и говорить среди близких что угодно, но отказывать в крещении он не должен. Это противоречит миссионерской роли церкви, и это даже свидетельствует о неверии в благодать таинства.
(no subject) - mudryj_volk - May. 31st, 2011 04:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - il_kin - May. 31st, 2011 05:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - May. 31st, 2011 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 31st, 2011 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - May. 31st, 2011 03:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 31st, 2011 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mudryj_volk - May. 31st, 2011 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - caballo_marino - Jun. 1st, 2011 12:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - Jun. 1st, 2011 02:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 31st, 2011 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mudryj_volk - May. 31st, 2011 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 31st, 2011 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - caballo_marino - Jun. 1st, 2011 12:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - mudryj_volk - Jun. 1st, 2011 06:27 am (UTC) - Expand
kyrylobo
May. 31st, 2011 07:37 am (UTC)
То, что подобный отказ - дикость, у меня сомнений не вызывает. А суть проблемы, я думаю, в том, что в крещении было отказано, не отцу, а ребенку, что само по себе уже страшно. В случае смерти некрещеных детей не отпевают и не поминают, они не могут "войти в царствие Божие" - прочитала вот здесь, http://www.rosritual.ru/book/news_detail.php?ID=1384
Но и сама знаю, что смерть некрещеного ребенка - особенная, сакральная трагедия для верующих. Мне вот только что рассказал воцерковленный коллега, что некоторые православные врачи-акушеры, если видят, что ребенок может погибнуть сразу после родов, сами спешат окрестить его (это может делать и не священник), не тратя время на консультации с родителями и пр. А еще мой коллега выразил глубокое сомнение, что рассказ об отказе в крещении ребенка достоверен. И еще - оказывается по православной традиции за воспитание ребенка отвечают не биологические родители, а крестные отец и мать.
armswort
May. 31st, 2011 10:37 am (UTC)
Да, моя знакомая выступала в роли крестной мамы, и именно она должна была минимум год быть прихожанкой и т.д. а не сами родители. В этом есть смысл - ведь если священник находится среди людей другой веры, ему никак не удастся найти детей (и взрослых) у которых родители христиане. А найти христиан, которые будут помогать человеку стать настоящим христианином и которые станут его "родителями во Христе" уже легче.
(no subject) - turtle_t - May. 31st, 2011 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mudryj_volk - May. 31st, 2011 04:54 pm (UTC) - Expand
egorfine
May. 31st, 2011 08:49 am (UTC)
это как посмотреть
Крещение младенцев не имеет смысла с точки зрения Библии (т.е. с христианской). А с точки зрения православных правил и предания - первый батюшка был совершенно прав, а второй "нарушил устав".
turtle_t
May. 31st, 2011 01:07 pm (UTC)
Re: это как посмотреть
Насчёт принципа "это как посмотреть" я совершенно согласна :) Вы привели два взгляда, но есть оказывается ещё и как минимум третий, может и четвёртый с пятым найдутся, если хорошо поискать. Это я не чтоб поспорить, а чисто как наблюдатель говорю. Тут уж точно "в каждом монастыре свой устав"...
pravdoiskanie
May. 31st, 2011 05:50 pm (UTC)
А могли бы в крещении и отказать: если бы он сказал
Что у него денег на крещение нетути, а по его карману - лишь ветер изволит, и давно уже гулять!
( 66 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow