?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про барство и хамство

Прочитала занятное наблюдение в ленте -- Первая официантка -- и хотела коммент оставить, а потом поняла, что он на пост тянет :)

Там идея такая, что есть (в России) люди, которые одновременно а) считают себя достойными людьми; б) не считают официантов за людей вообще.

Ну, и вот мой комментарий, ставший постом.

А мы вот в прошедшее воскресенье, обедая с гостями на выходе, пообщались с нашей официанткой, и оказалось, что она учительница, а официантством временно подрабатывает, как многие тут* делают.

Я тут повспоминала и получается, что за последние 15 "американских" лет среди наших официантов накопились (и это мы, конечно же не спрашивали всех подряд, а только в каких-то особых случаях, когда само собой возникал контакт и интерес) уйма студентов (причём, как минимум, два -- будущие дипломаты :)), пару инженеров (одна химик, просто подрабатывала, а другой -- авиационный конструктор; этот вообще-то в повара хотел переквалифицироваться) и экс-начальник из Меррил-Линч (ну, он, правда, заодно и хозяином был -- ушёл на раннюю пенсию и решил открыть кофейню на Флоридских островах (Florida Keys)).

Это не значит, что в штатовских ресторанах прямо таки нету официантов-профессионалов. Они есть, и среди них тоже есть много вполне достойных людей.

А вот мой друг-колумбиец рассказывал, что после жизни в Штатах стал избегать походов в рестораны дома с семьёй. Потому что его родители практически всегда отвергают принесенную еду, ну, и вообще всячески гоняют официантов. Такой у них типа семейный спорт. Когда он был ребёнком, воспринимал это как должное, а теперь вот стесняется плюс жалко на этот цирк время тратить...

И ещё добавка -- по поводу. Если верить автору (а я верю), то получается, что в экс-Союз вернулось барство, тогда как в (западном) мире барство вроде как размылось демократией. Где больше, где меньше (получается, что в Штатах больше, а в Колумбии меньше). При том, что и неравенство, и высший класс, и понятние "человек другого круга" тут остались. Просто среди достоинств высшего класса теперь появилось ещё и проявление уважения к обслуге. А может и было. В любом случае, не считать официантов за людей здесь такое же некомильфо, как не в той одежде прийти на некое мероприятие.

И ещё похоже, что советская пауза, когда все были якобы одного уровня, все "товарищи" (на самом деле не все, и сам концепт быстро стал всем понятным и отчасти даже называемым лицемерием) заторомозила и даже отборосила назад "естественную демократизацию", которая безусловно начиналась в 19-м и начале 20-го века в России и её колониях.

Думаю, что демократизация и сейчас тоже идёт -- параллельно с возвращением барства (два противоположных процесса), и конечно же хотелось бы, чтобы она догнала запад.

Хотя я понимаю, что барство может быть ещё и защитной реакцией на "советскую отрыжку" в виде хамящей обслуги. Типа, они нам хамство, а мы им барство. И вот интересно, может ли справиться демократизация с хамящими "низами"? Ну, наверное, да -- если вместе с ней, рука об руку так сказать, будет идти "правильный капитализм" :)

-----------
* Тут -- это в Штатах, хотя может и вообще на западе, но я другие западные страны изнутри не знаю.

PS А вот у френдессы живая иллюстрация на тему, как оно здесь: Солдат Жозефина. Как говорится, клиенты и официантка -- братья-сёстры на век :)

Comments

( 70 comments — Leave a comment )
lyudmilki
May. 25th, 2011 05:42 pm (UTC)
Чувствую себя неуютно, когда официант - немолодой мужчина или женщина.
Когда это хозяева маленькой восточной забегаловки с домашней едой - то нормально. Но когда в настоящем ресторане или в кафе. Неуютно.
Про молодых мне все понятно, они работают во время учебы или службы.
Как-то были в арабском рыбном ресторане. Нас обслуживали почтенного возраста мужчины. Головой понимаю, что так у них принято. Молодые мужчины учатся или на работах потруднее и поденежнее работают, женщины дома сидят. Но все равно неуютно.
turtle_t
May. 25th, 2011 05:53 pm (UTC)
А мне вполне уютно. Ну, я себя чувствую примерно как у мамы в гостях :) Бросаться ей помогать -- это как бы подчёркивать её возраст и подозревать в неадекватности. Хотя может, моё спокойное отношение -- потому что я уже и сама немолода :)

Но вообще, мне кажется, что если исходить из того, что официант(ка) -- это такая профессия, то легко и уважать её, и не смущаться. Это на самом деле не просто "подай-принеси", а "подай-принеси" со многими хитростями, которые знать надо. Ну, и чисто физическая форма должна быть -- весь день на ногах и помнить каждый заказ и каждый чих. Я вот не справлюсь, даже и пытаться не буду...
(no subject) - lyudmilki - May. 25th, 2011 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 25th, 2011 06:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lyudmilki - May. 25th, 2011 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 25th, 2011 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lyudmilki - May. 25th, 2011 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 25th, 2011 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lyudmilki - May. 25th, 2011 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 25th, 2011 08:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - May. 25th, 2011 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 25th, 2011 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rian_ma - May. 25th, 2011 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 25th, 2011 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lyudmilki - May. 25th, 2011 08:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 0leneva - May. 25th, 2011 08:54 pm (UTC) - Expand
oswid
May. 25th, 2011 06:29 pm (UTC)
> Если верить автору (а я верю), то получается, что в экс-Союз вернулось барство, тогда как в (западном) мире барство вроде как размылось демократией

Светлана, здесь Вас подвело чувство "правды". Автор по ссылке рассказывает про свое окружение. В моем, например, такое отношение к официантам просто невозможно. Но и доход у нас не на порядки выше того, что у официантов.
turtle_t
May. 25th, 2011 06:33 pm (UTC)
Я конечно же могу ошибаться. Ну, а как Вы назовёте внутреннюю установку, что официанты не люди? Ну, если это не барство, то что тогда?
(no subject) - oswid - May. 25th, 2011 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 25th, 2011 06:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oswid - May. 25th, 2011 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 25th, 2011 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oswid - May. 25th, 2011 07:00 pm (UTC) - Expand
emmy_l
May. 25th, 2011 06:32 pm (UTC)
Барство возвращается заметно быстрее. Барство - это просто вывернутое наизнанку рабство, а рабами были почти все. Так что это идиотское барство, в некотором смысле, для России сейчас естественно.

Что с ним будет - непонятно. Как-то я не очень верю в быстрое изменение ситуации.

Самое смешное, что считать людьми официантов, продавцов, клерков - очень выгодная стратегия! Я это обнаружила двенадцать лет назад на примере сотрудников налоговой инспекции. :) С ними куча народу общалась как с врагами. Чуточка доброжелательности творила с этими "врагами" чудеса. :)
oswid
May. 25th, 2011 06:38 pm (UTC)
Эмма, я там в феминистках в Вашем посте писал комментарии. Мне показалось, что их можно трактовать как наезд на Вас. Так вот, не трактуйте так, пожалуйста :)
(no subject) - emmy_l - May. 25th, 2011 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 25th, 2011 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vbminsk - May. 25th, 2011 07:27 pm (UTC) - Expand
emmy_l
May. 25th, 2011 06:34 pm (UTC)
Кстати, у Ускова (по ссылке из того же журнала чуть раньше) увидела чудесную историю: «Однажды академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, провожая своего молодого коллегу, подал ему пальто. Тот был смущен сильно, а академик заметил: "Только лакей лакею не подаст пальто".» Вот оно лакейство и сказывается сейчас.
turtle_t
May. 25th, 2011 06:41 pm (UTC)
Ага, хороший пример. Не уверена, что он правдив, но вполне в образе :)
malyj_gorgan
May. 25th, 2011 07:23 pm (UTC)
Не знаю, как в других местах, а в известной мне части Украины такое явление по отношению к официантам и прочей обслуге как к другой касте довольно распространено. Правда, барство для этого, имхо, -- слишком сильный термин, скорее, жлобство.
При этом оно гармонично сочетается с хамством и жлобством со стороны... насчет официантов не упомню, а вот продавцы, особенно в городках поменьше -- это вообще.
Это я к тому, что не знаю, как там в комментах, не читал, а пост по ссылке задевает важную проблему (как бороться с хамством официантов и пр.), но решает ее методами человека, который такого хамства заслуживает. Замкнутый круг получается.
turtle_t
May. 25th, 2011 08:02 pm (UTC)
Ну, и как Вы думаете, как бороться? Сами-то как боретесь "на местах"? Или просто уклоняетесь от борьбы? Я вот признаться не знаю, что делать, если ты -- просто клиент, и тебе хамят. Если хамит посетитель, с этим просто: плюнуть ему в еду :)

На всякий случай про зачёркнутое: это не я придумала, конечно, да и сделать бы не смогла, но для слишком больших бар (или жлобов в Вашей терминологии) знание, что это возможно, могло бы наверное служить сдерживающим фактором...
(no subject) - 0leneva - May. 25th, 2011 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - signamax - May. 25th, 2011 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 0leneva - May. 25th, 2011 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 25th, 2011 09:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - signamax - May. 25th, 2011 09:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malyj_gorgan - May. 25th, 2011 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malyj_gorgan - May. 25th, 2011 10:07 pm (UTC) - Expand
hettie_lz
May. 25th, 2011 08:55 pm (UTC)
ага, ага... (Вы мой недавний пост про официантку видели:-)?)
turtle_t
May. 25th, 2011 09:21 pm (UTC)
О, точно! Это который с фотографией. Полячка. И она ещё в армию соралась. Я сейчас на него ссылку дам прямо в посте. Как живую иллюстрацию. Спасибо за напоминание, очень удачный пример!
(no subject) - hettie_lz - May. 25th, 2011 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 25th, 2011 10:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hettie_lz - May. 26th, 2011 12:19 am (UTC) - Expand
signamax
May. 25th, 2011 08:59 pm (UTC)
в штатах кроме всего прочего социальная мобильность очень высокая

то есть совершенно неизвестно кем был официант до того как принес вам заказ и кем станет после

официант - не считается стигмой

уважение к профессии тоже есть но это не исключает что есть люди которые ранжируют
signamax
May. 25th, 2011 09:00 pm (UTC)
скажем новая теща английского принца - официантка

ну стюардесса
(no subject) - turtle_t - May. 25th, 2011 09:24 pm (UTC) - Expand
zuzlishka
May. 25th, 2011 09:02 pm (UTC)
у меня есть подозрение, что человеку советскому и постсоветскому недоступно равенство. Он или барин, или холуй. извините, если кого обидела. Исключения приветствуются
turtle_t
May. 25th, 2011 09:50 pm (UTC)
Ну, во многом наверное да. И живых примеров, как люди говорят, хватает. Да и отсюда видно. К слову, а что это за явление, когда некий чемпион по количеству "друзей" может написать у себя в посте типа "а пошли вы все на три буквы", и друзья-читатели его не только не раздруживаются, но и радостно обсуждают факт посыла. Кто так может делать, кроме барина и холуёв?

Но "исключения" и впрямь и приветствуются, и случаются. Даже я, можно сказать, не вставая с кресла, многие исключения знаю :)

Я вот чего подумала. Поскольку в советской идеологии было органично принято, что есть "наших" и "не наши", и с "ненашими" можно (было) как угодно, они типа не люди, то переход из этой идеологии в другую, тоже с делением на людей и нелюдей, получился очень плавным и "естественным". Именно это я имею в виду, когда соглашаюсь. Посчитать, сколько таких или других сложно, конечно, но дух таки веет... И просачивается в самых неожиданных местах.

Edited at 2011-05-25 10:21 pm (UTC)
(no subject) - zuzlishka - May. 25th, 2011 11:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zuzlishka - May. 25th, 2011 11:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zuzlishka - May. 28th, 2011 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - signamax - May. 25th, 2011 10:04 pm (UTC) - Expand
0leneva
May. 25th, 2011 09:06 pm (UTC)
Еще история про официантку. Персонажей знаю лично, но я тогда маленькая была. К одному профессору приходит сын его, аспирант, и говорит - папа, какой ужас, у меня проблемы. От меня беременна официантка. Папа, в далеком прошлом крановщик, говорит - опа, а когда ты с ней спал она была разве не официантка? Сын говорит - ну привет, то спать, а то жениться. Папа говорит - а вот нетушки, ты неправ. После этого папа привез официантку домой к себе и поселил ее там в виде как бы невестки. Она родила, где-то в середине беременности профессорский сын на ней женился, после чего она поступила учиться заочно, закончила университет, быстро защитила кандидатскую по не помню чему, по гуманитарной какой-то дисциплине. Щас преподает. Вывода нету никакого.
turtle_t
May. 25th, 2011 09:52 pm (UTC)
Ну, как же нету вывода? Вчера офоциантка -- завтра кандидат гуманитарных наук :)
(no subject) - 0leneva - May. 25th, 2011 10:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 25th, 2011 10:23 pm (UTC) - Expand
lightik
May. 25th, 2011 11:42 pm (UTC)
А, ну да. Тут (ну вы знаете где :)) официанты помнят постоянных клиентов в лицо и их пристрастия, а с некоторыми я здороваюсь и просто так, когда их в других местах вижу, тем более оказалось, что семья, которая держит кафе на месте моей работы (куда я на ланч часто хожу), живет чуть ли не по соседству с нами и мы в шоппинг-центре обшем видимся часто. Мне что, нос отвернуть и идти, если по-постсоветски? :)
А так они помнят постоянных клиентов, о чем с ними в прошлый раз раз гооворили, могут спросить, как там ваша собака-дети-муж-работа или что-то еше :))
turtle_t
May. 26th, 2011 03:02 pm (UTC)
Да, да, знакомая ситуация. Поначалу меня такие вещи -- ну, человеческий контакт, "всюду жизнь" и т.д. -- очень трогали, теперь привыкла :)
aron_turgenev
May. 26th, 2011 12:34 am (UTC)
Ну, в Нью-Йорке официантами многие начинающие актеры работают, так что не стоит будущих звезд обижать :)
turtle_t
May. 26th, 2011 03:00 pm (UTC)
Ага, есть такое дело. И в Лос-Анжелесе тоже. Их там по идее даже поболе, чем в Нью-Йорке.
kessil
May. 26th, 2011 03:07 am (UTC)
Я была шокирована панибратством официантов в Америке, когда только приехала. Мне это дико, я не хочу друга-официанта, это работа, я хочу официанта-профессионала. Я не хочу, чтобы официантка шутила с моим дейтом. Я не хочу, чтобы официантка спрашивала моего ребенка, есть ли у него девушка. Я не хочу, чтобы официантка вставляла реплики в мой разговор с подружкой.
Я хочу, чтобы у меня приняли заказ и принесли мою еду.

Я не хамлю, я вежливая и я оставляю 20% чаевых.
turtle_t
May. 26th, 2011 02:47 pm (UTC)
Да, понимаю, что зачастую не хочется, чтобы "лезли с разговорами", а наоборот, хочется, чтобы "не приставали" и молча делали своё дело. Наверное, показатель профессионализма в такого рода обслуживающих профессиях (официант, парикмахер, бармен...) -- это понимать клиента и не переборщить со знаками дружелюбия. Ну, а вставка реплик в чужой разговор -- это и вообще никуда не годится.
m_petra
May. 26th, 2011 03:32 am (UTC)
А при чём здесь "барство"?
На мой неласковый взгляд, речь о банальных хамах, холуях, просто одни "сверху", другие "снизу". Если переломить ситуацию - обе стороны перестроятся мгновенно, не требуя времени на адаптацию. "Я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак".
Классический барин - Обломов. Когда он высокомерничал? Когда он брезговал людьми, важничал?
Хотите деятельного барина, с хваткой, пожалте - Паратов - с бурлаками знался, заступался за них, сам работал.

Холуй (не поленилась залезть в словарь) - это лишенный человеческого достоинства человек. Вы возразите - это лакеи, низшие сословия. Но никто не отменял "из грязи в князи" - вот Вам те же холуи, которые изображают из себя значимых людей.
Но ни аристократами они не называются, ни барами.
Зря наговариваете на сословие. Не делилось/не делится общество на плебеев и то, что Вы назвали барами. Ещё есть другие градации. И человеческое достоинство есть и разные краски, а не ч/б снимок.

Тургенев - барин. При чём тут "демократизация возвращает барство"? - Тургеневых много стало, да?
Требую реабилитации сословия.

Edited at 2011-05-26 03:34 am (UTC)
turtle_t
May. 26th, 2011 02:56 pm (UTC)
Какая прекрасная речь в защиту барского сословия! Вы меня (почти) убедили :)

Нет, конечно, Тургеневых не стало много, увы. В этом-то и проблема (а вот Паратовы похоже появились, но их много не бывает).

Тут у нас просто терминологическое несовпадение. Я даже полезла в словарь, что выяснить, кто прав. Оказалось, мы обе правы (и это классика жанра). Вот: барство. Вы говорите о первом значении, а я -- о втором.

Об этом же самом (как бы связывая мой и Ваш подходы) Эмма чуть выше сказала: "Барство - это просто вывернутое наизнанку рабство, а рабами были почти все. Так что это идиотское барство, в некотором смысле, для России сейчас естественно."

Идея в том, что быть барином можно по-разному. И если барин типа моего экс-начальника (я про него чуть выше Освиду рассказала), то это хороший барин и хорошее барство, а если типа Михалкова -- то всё плохо :)
(no subject) - m_petra - May. 26th, 2011 03:14 pm (UTC) - Expand
maryxmas
May. 26th, 2011 11:32 am (UTC)
я и до Штатов обслуге никогда не хамила, а после Штатов так и подавно, вежливо всё, с улыбкой -- но постоянно в ответ получаю хамство.
это раздражает.
turtle_t
May. 26th, 2011 02:59 pm (UTC)
Ох, понимаю...

PS Мэри, книжка пришла на днях, а тут у нас сейчас родственница гостит из Киева (не у нас конкретно, а у других родственников, главное, что неподалеку), она её может и привезёт. На будущей неделе мы с ней по идее пересечёмся и передадим тогда.
(no subject) - maryxmas - May. 26th, 2011 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m_petra - May. 26th, 2011 03:19 pm (UTC) - Expand
( 70 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow