?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я всё ждала, когда же появится книга-статья-мнение "против Высоцкого". Ведь после того, как Карабчиевский написал "против Маяковского", разоблачения всяческих культов и кумиров вошли у нас в моду, и наверное уже про всех были написаны -- кроме Высоцкого. По крайней мере, мне против него ничего не попадалось, кроме обычных претензий, высказываемых "подавленным меньшиством", которые были и при его жизни и сразу же после. Они делятся на две пересекающиеся группы: 1) "раз все его любят, то я не буду" (псевдо-нонконформизм, который по сути просто "конформизм с минусом"); и 2) "не пойму, что в нём нашли? ну, орёт, ну, хрипит, ну, надрывается; фи, это неэстетично". Критиковать с таких позиций -- неинтересно и бесплодно.

И вот, пожалуйста: Марина КУДИМОВА. Созависимость. Попытка критического в обоих смыслах разбора творчества и личности Высоцкого.

Статья длинная (укорочение явно пошло бы ей на пользу). А главное, в ней странным образом сплетены вполне здравые и умные мысли с полной нелепицей. Особенно смешна параллель с Магомаевым. Он-то каким боком к Высоцкому? И вообще, если бы автор не отвлекалась на посторонние и ненужные вещи (кроме "линии Магомаева", это очевидно ещё попытка подсчёта слушателей Высоцкого, в которой полно проколов, плюс много мелких утверждений на разные темы, столь же безапелляционных, сколь и, мягко говоря, недоказанных).

С чем я согласна, и что считаю важным, это обращение внимания автора статьи на очевидный факт: что Высоцкий и сам был пропитан, и мощно "генерировал" культуру грубости, насилия и сексизма, переходящего в мизогинию. Ну, в общем, ту самую блатную культуру, которая во многом правит и до сих пор (пседо-шансон в виде блатняка, сериалы про бандитов и ментов, причём, неизвестно даже, кто из них хуже; вопиющий сексизм в политике, бизнесе, рекламе и т.д. и т.п.) Собственно секрет его вполне заслуженной и "правильной" популярности -- именно в этом. В том, что он "уловил нерв", "срезонировал", "выразил душу" и т.д. и т.п. Все эти штампы вполне отражают истину. В этом и есть его гениальность. Вот на эту бы тему спокойно да вдумчиво написать, да без Магомаева и тоски по советскому официозу -- цены бы такой работе не было...

За ссылку спасибо avvas.

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
renfry
May. 14th, 2011 05:33 pm (UTC)
Мне не понравилось. Я очень люблю Высоцкого, и статья, по-моему, не столько критика его творчества, сколько попытка объяснить, какой он был гад :)
turtle_t
May. 14th, 2011 05:57 pm (UTC)
Да, к сожалению, это желание в ней таки проходит красной нитью :) И портит текст. Была бы автор беспристрастной, больше бы толку было.

Хотя -- это ведь если пытаться мне угодить. А кто его знает, может, если иметь в виду цель -- раздражить и раздразнить как можно большее число людей, чтобы прочитали и отозвались, пусть даже плевками и криками, то её подход как раз и более выигрышный...
(no subject) - renfry - May. 14th, 2011 06:08 pm (UTC) - Expand
signamax
May. 14th, 2011 05:50 pm (UTC)
очень бестолковая претенциозная статья
мнение и мнение
под мнение подобраны и подогнаны факты
часто не очень аккуратно и белые нитки так и лезут
что хотела сказать - непонятно
понятно только что высоцкого не любит в том числе за широкую популярность и за всеядство
ее дело
поскольку статья на в программном издании руководящей партии и так думать никто не обязан - то в целом не раздражает
навевает воспоминания
читал и думал о своем не соглашаясь в мнением автора практически в каждом предложении:)
turtle_t
May. 14th, 2011 05:58 pm (UTC)
Ну, вот, и я о том же (чуть выше отвечая на другой коммент) -- а ведь читали же, т.е. автор своего добилась :)
(no subject) - signamax - May. 14th, 2011 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 14th, 2011 06:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - strogaya_anna - May. 14th, 2011 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - signamax - May. 14th, 2011 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - strogaya_anna - May. 14th, 2011 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 14th, 2011 06:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - signamax - May. 14th, 2011 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - strogaya_anna - May. 14th, 2011 06:28 pm (UTC) - Expand
strogaya_anna
May. 14th, 2011 05:51 pm (UTC)
Спасибо за ссылку,интересно
Хотя во многом не согласна с автором,вне зависимости от моего личного к Высоцкому отношения
Но статья пропитана очень неприятным духом,если не душком,в котором сквозит какое-то личное,а отнюдь не отстраненно-культурологическое отношение к Высоцкому,которое лишает объективности его рассуждения.
Брать в кавычки слово "народный" (певец)- это искажать факты.
Высоцкий в моем детстве (Я 73 г. рождения,и жила и бывала на дальнем востоке,на украине,в крыму,в москве и родном ленинграде) звучал почти из каждого окна.
и он действительно был голосом этой страны, в его песнях, нравятся они или нет - многоголосье этой территории с историей ,и отрицать это нелепо
а упрекать зеркало в том, что оно отражает - еще нелепее.
впрочем, ладно, говорить о феномене Высоцкого и формах выржения времени можно долго)))
еще раз спасибо,прочитала синтересом,хоть и без удовольствия
strogaya_anna
May. 14th, 2011 05:55 pm (UTC)
и,кстати,насчет наличия магнитофонов на селе автор как -то совсем не вкурсеили лукавит.
Я три раза в жизни была в деревне в 70-х ,начале 80-х,вразныхдеревнях,и магнитофоны там были у всех почти,и слушали там аббу и высоцкого как раз - это личные воспоминания ))
turtle_t
May. 14th, 2011 06:01 pm (UTC)
И в сёлах магнитофоны были, и на открытых площадках его крутили... В общем, по поводу её подсчётов только начни искать, где она пропустила... Я жила "во время Высоцкого", и могу сказать, что не встретила ни одного живого человека, который не знал бы, кто это такой, и хотя бы "пассивно", не на своём магнитофоне, так на соседском, не слышал бы его песен.
(no subject) - strogaya_anna - May. 14th, 2011 06:06 pm (UTC) - Expand
maryxmas
May. 14th, 2011 06:14 pm (UTC)
я прочла статью с интересом и удовольствием.
она интересно сочетается с теми вещами, которые Елена Гапова пишет про советскую и постсоветскую маскулинность.
подсчёты забавны, сравнение с Магомаевым интересно.
что меня напрягло, и напрягло реально, так это авторово неприятие женщин --- то у неё девушки обкуренные устраивают истерику на концерте Битлов (а я их понимаю -- в СССР, и живые Битлз! тут от шока и умереть недолго), то истеричные девицы хоронят популярность Ахматовой...

а так да, познавательно.
turtle_t
May. 14th, 2011 06:23 pm (UTC)
Вот-вот... Мизогиния -- очень заразная болезнь...
re_expat
May. 14th, 2011 06:16 pm (UTC)
В давно почившем в бозе замечательном журнале "Вестник новой литературы" была в свое время, т.е. году в 89-90, прекрасная статья Михаила Берга, озаглавленная, как сейчас помню, "О Высоцком, Бродском, Блоке, Белом и цыганском романсе", посвященная в основном феномену Высоцкого. К которому автор относится весьма критически, но именно спокойно и вдумчиво.
turtle_t
May. 14th, 2011 06:22 pm (UTC)
О, спасибо, надо бы поискать, сейчас многое в сети выкладывают...
re_expat
May. 14th, 2011 06:27 pm (UTC)
А вот, кстати, и статья нашлась:
http://www.mberg.net/o_visockom/
turtle_t
May. 14th, 2011 07:51 pm (UTC)
Да, спасибо, хорошая статья, правильная. Но всё-таки неполная. В ней именно этого и не хватает, о чём эта авторица стала говорить, но сбилась на ругню. О сути этих стереотипов, которые так любезны народу.

Вот если бы лучшие мысли из Берга и Кудимовой собрать, да изложить коротко да ясно, была бы идеальная статья :)
turtle_t
May. 14th, 2011 07:59 pm (UTC)
Спасибо! Ну, такая ругня -- это совсем несерьёзный уровень критики. Какой-то детский лепет с переходом в пьяный бред. Похоже на (само)пародию.
fish_n_lilies
May. 14th, 2011 08:04 pm (UTC)
А вот вам в тему ссылочка: http://vorontsova-nvu.livejournal.com/144875.html а там внутри нее ссылочка... ну, и комментарии, конечно же.
Тоже "против Высоцкого", как заказывали :)
turtle_t
May. 14th, 2011 08:26 pm (UTC)
Ого, как много всего! Спасибо! Очень интересно. Особенно то, что там есть разговоры и рефлексии реальных людей, тех самых, которых "имеют в виду" (и считают) авторы статей.
emmy_l
May. 14th, 2011 08:52 pm (UTC)
Прочитала половину. Дальше тошно. Что-то у автора с оптикой не в порядке.

Кстати, я блатняк ненавижу до дрожи, а Высоцкого уважаю. Чтобы свести Высоцкого к блатняку, нужно было от него оставить процента три, не больше.

Надо будет ещё послушать. :)
turtle_t
May. 15th, 2011 12:00 am (UTC)
Да, конечно, чистого блатняка у Высоцкого мало и его можно просто исключить, не слушать, и всё будет в порядке -- много чего ещё останется.

Но я всё-таки о другом. О том, что делает возможным, к примеру, такой пассаж про него (это из статьи Берга про миф Высоцкого, ниже ссылка есть): "И он вызывал любовь, был вечным мальчишкой, которому все прощается за то, что он такой живой, настоящий, прямой и цельный, жил, гонялся на машинах, разбивался, буянил, любил баб и друзей, вкусно, по-русски жил, был простой, бесшабашный, был хороший..." Ведь выражение "любил баб" тут не случайно просочилось, а вполне точно определяет суть. Важно, что не женщин, а баб. (Вообще, в этой статье слово "баба" встречается дважды, а "женщина" ни разу.) И ещё к слову, тут же убеждение, что друзья -- это одно, а бабы -- другое. Т.е. женщины -- это такие вот существа специальные, не такие, как люди, иногда лучше, иногда хуже, но главное, что другие. И я его не "ругаю" за это, потому как понимаю, что это не он "насадил", а наоборот.

Это, конечно, только малая часть, я об этом говорю как бы к примеру, чтобы понятно было, в какую степь.
(no subject) - emmy_l - May. 15th, 2011 10:46 am (UTC) - Expand
vsopvs
May. 14th, 2011 10:38 pm (UTC)
MTV (ну и вообще нынешняя американская молодежная музыка) основательно насыщены rap и прочим не вполне политкорестным материалом, и уголовным, и сексизмом, давно перешедшим в мизогинию.

и основная аудитория MTV - далеко не inner city lowlife. что бы про это сказала Марина Кудимова, интересно.
turtle_t
May. 14th, 2011 10:47 pm (UTC)
А вот действительно. Интересная параллель. Я, правда, не знаю ничего про аудиторию MTV. А вот про то, что мизогиния рэпперов -- большая проблема black community, читаю регулярно (хотя бы в анонсах и заголовках).
(no subject) - vsopvs - May. 14th, 2011 10:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vsopvs - May. 14th, 2011 11:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - turtle_t - May. 14th, 2011 11:41 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
May. 16th, 2011 05:36 am (UTC)
Я еще не читала статью - бегу на работу. Хочу бросить реплику, как комментарий, к Вашим вопросам.
Магомаев был сверх популярен. Его записи не так часто писали потому, что он был доступен. Думаю, что домов с пластинками Магомаева, было не меньше, чем с записями Высоцкого.
О блатной ноте, вспоминается фраза Лотмана: "Жаргон - язык элиты".
Кто был элитой дворов его детства? Ему не надо было ничего ловить, достаточно было завершить детские задачи
il_kin
May. 19th, 2011 04:35 am (UTC)
Расстроилась от самого факта существования таких статей. Не полезла читать ни одну.
xvostoroga
Jun. 1st, 2011 06:28 pm (UTC)
> Я всё ждала, когда же появится книга-статья-мнение "против Высоцкого"

Лет 15 назад читала эссе Кальпиди, которое то ли называлось, по-моему, "Есенин и Высоцкий как фраера русской культуры". Эпатажное, но отчасти с автором была согласна. Высоцкого недолюбливаю. Именно за "маскулинность".
xvostoroga
Jun. 1st, 2011 06:28 pm (UTC)
= которое называлось,
опечатка
(no subject) - turtle_t - Jun. 2nd, 2011 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xvostoroga - Jun. 2nd, 2011 05:00 pm (UTC) - Expand
( 41 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow