?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про детский лексикон

Прочитала забавный пост-наблюдение у френда (который сам появился как ассоциация-отклик на другой пост на похожую тему -- что и как говорят дети):

Толкаются двое эмигрантских детей, возраст два с половиной и четыре с половиной.
- Уйди, пожалуйста.
- Нет, это ты уйди, пожалуйста.
А без "пожалуйста" не умеют. Совсем от корней оторвались.


И вспомнила, что тоже могу похвастаться: моя внучка, которой чуть больше полутора лет, знает совсем мало слов, но одно из них, появившееся одним из самых первых, после "мамы", "папы", "на" (что означает по обстоятельствам "возьми" или "дай") и "всё" -- это слово "спасибо" :) Не "пожалуйста", но близко :)

Ради справделивости: если мне не изменят мой склероз, у моих детей в их ранне-детское время слова "спасибо" в лексиконе вообще не было. Мы ему специально учили, начиная где-то с садикового периода -- ну, когда пошли отмечания дней рождения и подарки. Т.е. это явное влияние нынешней среды -- сначала на меня и детей, а потом уже, через нас, на внучку. Ведь почему внучка его узнала? Потому что ей его часто говорят. Когда она делает то, что просят. А когда я была сама "родительницей", а не бабушкой, мне как-то в голову не приходило малых детей благодарить. Т.е. делание правильных вещей вопринималось как должное, а внимания удостаивались только неправильные, и там уже было не до "телячьих нежностей" :)

Не знаю, вполне может быть, что нынешние пост-советские родители тоже детям говорят "спасибо", а те, соответственно им. И стало быть это не столько эмигрантская черта, сколько поколенческая. Результат общей демократизации парадигмы воспитания. Восприятия ребёнка, даже самого крохотного, как человека, достойного уважения. Было бы интересно узнать...

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
mfrid
Mar. 19th, 2011 03:57 pm (UTC)
Мы говорим. И ребенок (3 года) соответственно. Еще и напоминает нам, если чихнет, а мы не отреагируем, что надо сказать "будь здоров!", а потом отвечает "спасибо!"
В ближайшем окружении, вроде, тоже принято.
turtle_t
Mar. 20th, 2011 11:48 am (UTC)
Ну, по Вашему поводу я и не сомненвалась :) И похоже, моя гипотеза о cohort-эффекте таки работает. Но судя по разбросу мнений в комментах, разделение тут наверное не чисто поколенческое, сколько по линии "западно-ориентированные модернисты" версус "патриотические традиционалисты" :) (Понятно, что это не совсем серьёзная классификация.)
w_bf
Mar. 19th, 2011 04:10 pm (UTC)
А еще кроме роста вежливости - наблюдается девольвация этих слов. Не все так хорошо.
v_i_n
Mar. 19th, 2011 05:43 pm (UTC)
Хорошее есть русское слово: "показуха"...
zuzlishka
Mar. 19th, 2011 04:22 pm (UTC)
да, я тоже здесь заметила это! и себя устыдилась.
beautifullawyer
Mar. 19th, 2011 04:35 pm (UTC)
"делание правильных вещей вопринималось как должное, а внимания удостаивались только неправильные, и там уже было не до "телячьих нежностей" :)"
сейчас точно так же. увы
ua4uk
Mar. 19th, 2011 06:25 pm (UTC)
У нас три малыша- степвнуки, англичане, по 2.5 года каждому -постоянно употребляют плиз и сэнкью.Такое впечатление, что просто слово "да" для них не существует. Только Yes,please/No,thank you.Это заслуга их родителей.Меня тоже долго поправляли говорить "плиз и сэнк ю", потому что на простой вопрос-предложение я отвечала просто "да".А мне добавляли - "плиз".Стыдно было, но и до сих пор ловлю себя,что хочется сказать просто "угу или да" без прицепов.Но если говорю "ес"- то уже обязательно "плиз" прицепом..Это уже автомат..
0leneva
Mar. 19th, 2011 07:07 pm (UTC)
Угу, у меня дети так же, потому что в семье моих родителей было так же.
Вообще мне кажется, что лучший и часто единственный способ добиться от человека\ребенка желаемого - это очень его попросить и потом сказать спасибо. И это нормально. Я говорю спасибо детям, даже если сержусь на них, типа не мог бы ты не кричать так громко? спасибо.
И я удивлена каментами выше - какая девальвация слов, в чем она выражается? Как именно могут девальвироваться слова спасибо и пожалуйста? Что они есть такое кроме вежливой просьбы и вежливого выражения благодарности. И показуха - да, показуха, а что? Вежливости и есть именно что показуха, и вежливый человек не говорит то, что думает, и вежливые слова для того именно и придуманы, чтобы не говорить каждый раз то, что в голове и не грузить этим малознакомого собеседника.
Однако же произнося вежливые слова, ребенок учится ну хоть крупице уважения к собеседнику, вот говорит спасибо и испытывает хоть крупицу искренней благодарности. Полезно же.
turtle_t
Mar. 20th, 2011 12:00 pm (UTC)
А вот соглашусь со всем (для разнообразия :))
liberated_l
Mar. 19th, 2011 08:09 pm (UTC)
Лучше б я не читала комментарии из источника , в тихом шоке. Извините за оффтоп
yegozza
Mar. 19th, 2011 08:22 pm (UTC)
Ну не знаю... мы в семье всегда благодарим друг друга даже по самому пустячному поводу. И поэтому слова "спасибо" и "пожалуйста" для нас - просто обыденность.
turtle_t
Mar. 20th, 2011 12:00 pm (UTC)
Да, в Вас я тоже не сомневалась :)
anabu
Mar. 19th, 2011 09:08 pm (UTC)
Удивлена сильно. У меня спасибо-пожалуйста на автомате. Меня учили. Своего ребенка учила, у него уже часто на автомате, если забывает - напомнимаю или "не слышу". Т.е просьба "подойди и сделай" без "пожалуйста" вообще мне сильно режет слух. Естественно и сама по отношению к нему употребляю все слова вежливости
turtle_t
Mar. 19th, 2011 09:28 pm (UTC)
А удивлены чем?
anabu
Mar. 20th, 2011 09:24 am (UTC)
тем что спасибо-пожалуйста и прочая вежливость вдруг стали присущи только определенному кругу "оторвавшихся от корней"©
turtle_t
Mar. 20th, 2011 11:37 am (UTC)
Понятно. Только тогда уже мой черёд удивляться :) Ну, да, ладно...
lightik
Mar. 19th, 2011 10:41 pm (UTC)
К меня здесь уровень вежливости повысился как результат переноса англоязычных конструкций в русскую речь. Муж правда иногда не понимает, что это - просьба с моей стороны, а не просто выражение своего мнения :))
А у ребенка одним из первых английских слов было Та - спасибо детское (это же везде в англоязычном мире так спасибо сокрашают, да?). И он его говорит всегда, когда ему что-то подаешь, при том, что запас слов у него еще 1-2 десятка только на оба языка в сумме.
turtle_t
Mar. 20th, 2011 11:43 am (UTC)
Ой, никогда не слышала про Та как детское сокращённое спасибо. Надо же! Похоже всё-таки это австралийская особенность. Но может это я просто не знаю. Поспрашиваю.
lightik
Mar. 20th, 2011 11:04 pm (UTC)
Я погуглила (Ta as thank you) - похоже, ето британско-австралийское :)
Здесь даже взрослые люди часто так говорят, ну в неофициальной обстановке, типа нашего спасибки, наверное :))
shaherezada
Mar. 20th, 2011 12:22 am (UTC)
Гуманизация речи vs. брутализации речи
Когда я жила в Лондоне, у меня была квартира на чердаке семейного дома с садиком. В садике часто играли дети хозяев, по фамилии Kolesnikow. Русское происхождение своей фамилии хозяин категорически отрицал. Но дело не в этом. А в том, что меня сильнейшим образом впечатлили эти играющие дети в садике. Им было примерно 4 и 6. Такие крохи, две льняные головки, штанишки на помочах. Алекс и Эндрью. Они интенсивно общались, и я слышала их разговоры. Поражала частота употребления взаимных извинений. Сорри и экскьюз ми были чуть ли не каждым вторым словом. Примерно как в русской речи бл***ь и ё* твою мать...
turtle_t
Mar. 20th, 2011 11:41 am (UTC)
Re: Гуманизация речи vs. брутализации речи
Ага, история в ту же копилку. И отдельно интересно всё-таки, почему мистер Kolesnikow в упор не видел русскости своей фамилии. Правда, на "-ов" бывают ещё болгарские фамилии. Но у них корни обычно чуточку другие. Кроме Ивановых и Петровых :) -- они у болгар тоже есть. Есть ли болгарская фамилия Колесников я, честно говоря, не знаю...
shaherezada
Mar. 20th, 2011 02:21 pm (UTC)
Re: Гуманизация речи vs. брутализации речи
Они произносили Колешникоу
alexey_ivanov
Mar. 21st, 2011 09:40 am (UTC)
И мы говорим, и они говорят. Не думаю, что это именно эмигрантская черта. Скорее всего меняется тип отношений родители - дети. И меняется, я надеюсь, в лучшую сторону. :)
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow