?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера посмотрела я кино, вот это: Conversations with Other Women. "Разговоры с другой женщиной", если дословно перевести. Должна признать, что это редкий случай, когда фильм "про любоффф" было приятно и интересно смотреть почти от начала до конца, даже (прям не верится) во время постельной сцены, которые я обычно пропускаю, как ужасно глупые и скучные (не, ну а как можно тепреть эти ужимки и прыжки в лифчике, эти натянутые до плечей покрывала-одеяла, этот неправдоподобно медленный -- для красоты -- ритм?... тьху! :)).

В фильме есть трюк -- там (почти) всё время показывают два экрана. Поначалу это воспринимается, как раздражающая помеха. Потом привыкаешь и в общем даже находишь в этом некий шарм. Да, именно в таком фильме это вполне уместно, а значит, не пустой выпендрёж -- ведь кроме двух главных персонажей, мужчины и женщины, в нём никто не важен (хотя крохотный эпизод с видеооператором таки забавный, да и остальные редкие и крохотные эпизоды, где действуют другие люди, тоже).

Про сюжет рассказывать не буду, потому что во-первых, это не важно, а во-вторых, это такой фильм, в котором зрители знают меньше, чем герои (обычно бывает наоборот), поэтому для пущего удовольствия сюжет лучше не знать совсем, по крайней мере, когда смотришь первый раз.

Тем не менее один элемент сюжета сообщу -- потому что он важен для идеи поста. На всякий случай под катом. Там же и главную мысль продолжу, потому что она плавно вытекает из этого самого элемента сюжета, и вообще там много букв и даже цифры есть.

Так вот, главные герои, мужчина и женщина -- люди примерно одного возраста, и это возраст отнюдь не юный. Они его там называют прямо -- 38 лет плюс-минус год-два. У героя между тем есть молодая (22-х лет) подруга. И он про неё говорит, что она найдёт себе другого -- своего возраста, а сам он желает иметь отношения с немолодой женщиной-ровесницей.

И это, должна я сказать, громадный прорыв по сравнению с тем, как оно было каких-то полвека назад. Когда такая ситуация была невозможна абсолютно, разве что как фарс. А вот обратная -- встреча и страсть между пожилым мужчиной и молодой девушкой -- была нормой.

Тут надо заметить, что я сейчас не о праводоподобии и жизненности говорю, а исключительно о поп-культуре, о кино. И кино не только про любофф, а про разное.

Взять только прошедший год, за который сегодня Оскара будут давать. В 2010 году была выпущено куча фильмов, главными (или хотя бы около-главными) героинями которых являются "женщины в возрасте". И это даже не "под сорок", как в фильме, с которого я начала, а хорошо за сорок и выше. Вот неполный список -- зато со звёздами:

"Дети в порядке": Аннет Бенинг (52 года, претендентка на Оскар) и Джулиана Мур (50 лет); "Кроличья нора": Николь Кидман (43 года; тоже претендентка на Оскар); "Ешь, молись, люби": Джулия Робертс (43 года); "Секретариат": Дайан Лейн (46 лет), "Честная игра": Наоми Уоттс (43 года); "Фрэнки и Элис": Хэлли Берри (44 года); "Хроники Нарнии": Тильда Свенсон (50 лет); "Легенды ночных стражей": Хелен Миррен (65 лет), "Another Year": Лесли Менвилл (54 года). И наконец, актриса, игравшая в фильме, с которого я начала пост -- Хелен Бонэм Картер (44 года), в этом году она претендует на Оскар за роль в фильме "Король говорит". И это неполный список только за один год!

Согласно статистике, которую считает Гильдия киноактёров США, в 2003 году доля актрис в возрасте старше 40 лет составляла 11% от общего числа женских ролей в кино. В 2009 году этот показатель вырос до 28%. Он ещё отстаёт от аналогичного показателя для актёров-мужчин: 42%, но рост более чем в два раза всё равно впечатляет.

Почему так и почему сейчас? Если одной фразой -- потому что пришло время женщин :) Если развернуть, то наверное так.

Во-первых и в-главных, современное общество созрело до желания видеть сорока-, пятидесяти- и даже старше женщин привлекательными, энергичными и хозяйками своих судеб. Людям стало интересно, как они выглядят, как и чем живут. Особенно, если они успешны и живут неплохо. Их уже не воспринимают исключительно, как ведьм и интриганок, зажимающих молодых и невинных.

Во-вторых, разросся класс актрис-продюсеров, которые финансируют фильмы, интересные и полезные им. Нередко они и снимаются в них сами. Ещё в 90-х годах прошлого века таких было раз два да обчёлся: ну, Деми Мур, ну Джоди Фостер... Кто ещё? А сейчас в какую звезду ни ткни, она либо продюсирует, либо вообще свою студию держит. Да что далеко ходить: те же Кидман, Свенсон и Берри выступили продюсерами в фильмах, которых я перечислила выше.

В-третьих, сформировался и укрепился значительный сегмент зрительниц-женщин в возрасте "за..." с деньгами и интересом смотреть то, что интересно им самим, а не (только) их мужьям и бой-френдам, которые, вне зависимости от своего календарного возраста, остаются в душе 14-летними подростками. А с другой стороны, в отличие от зрелых женщин, до сих пор предпочитающих романтику "выхода в свет" хотя бы в форме "ужин в ресторане и кино", молодых мужчин, на которых прежде в основном и держался Голливуд, легче и быстрее отвлечь от похода в кинотеатр какой-нибудь новой версией видео-игры или чатом в социальных сетях. Американская ассоциация кинокомпаний уже посчитала, что на женщин сейчас приходится 55% покупателей билетов в кино. И тут ещё надо учесть, что в случае гетеросексуальных пар, оба билета чаще купит мужчина, так что реально зрительниц ещё больше.

И вот вам первые результаты в материальном исчислении.

Фильм "Невидимая сторона", за главную роль в которой Сандра Буллок получила Оскара в прошлом году (в возрасте 45 лет), стал первым фильмом с женщиной в главной роли, собравшим 200 миллионов долларов прибыли. Отдельная песня -- Мерил Стрип. Начиная с 2006 года, т.е. после своего 57-летия, она снялась в главных ролях (пока что) четырёх блокбастеров: "Дьявол носит Prada", "Мамма Миа!", "Джули и Джулия" и "Простые сложности", которые в общей сложности собрали почти что 500 миллионов долларов в Штатах и более 800 миллионов в остальном мире. И что ещё интересно: "Мамме Миа!" побила по деньгам фильм про Джеймса Бонда ("Квантум милосердия"), сделанный в том же самом, 2008 году. На сто миллионов побила. При том, что бюджеты их отличались на порядок (понятно, в чью сторону).

В этом смысле очень интересно получилось с фильмом "Дети в порядке". Режиссёр Лиза Холоденко (ага, тоже новая тенденция -- всё больше женщин-режиссёров, хотя от актрис они ещё отстают) давно вынашивала этот фильм и с самого начала планировала, что в нём должны быть героини в возрасте за сорок. Ей не давали денег, а если давали, то требовали переписать историю для двадцатилетних с чем-то. Она не сдавалась, и вот, наконец получилось, причём обе главные актрисы оказались в возрасте за 50. Надо ещё учесть, что Холоденко принципиально хотела снимать только тех, которые вошли в свой возраст естественно, без пластических операций и ботокса.

Отдельного разговора заслуживает и самая взрослая из приведенного выше списка: Хелен Миррен. Она начинала в 60-х, вполне традиционно, с ролей, в которых ей чаще приходилось светить голыми телесами, нежели выражать эмоции и строить характер. Она и тогда не была плохой актрисой, но при этом вполне заменяемой -- не одно, так другое хорошенькое личико плюс тело (причём, тело важнее). Настоящая слава и признание пришли к ней после съёмок в главной роли британского полицейского телесериала "Главный подозреваемый" (Prime Suspect), который снимался в течение 15 лет, с 1991 по 2006 год. За каждую из серий (кажется, кроме самой первой) она получила "Эмми" -- высшую американскую телевизионную награду. В промежутках получила четыре номинации на Оскара за роли в кинофильмах: "Королева" (2006 год), "Последяя станция" (2009), "Безумие короля Георга" (1994 год) и "Госфорд-парк" (2001). Я недавно посмотрела все серии "Главного подозреваемого" и надеюсь когда-нибудь про него написать отдельно -- заслуживает того.

В декабре прошлого года журнал (и ассоциация) The_Hollywood_Reporter наградил Хелен Миррен премией за лидерство имени Шерри Лэнсинг (первая женщина, возглавившая киностудию в Голливуде). Перед вручением премию Халли Берри толкнула проникновенную речь, сказав, что Хелен Миррен в одиночку победила эйджизм. Вот тут можно её речь посмотреть-послушать: Halle Berry Thinks Helen Mirren Has Beaten Ageism. Ну, насчёт "в одиночку", она конечно несколько погорячилась, но заслуга Миррен таки огромна. Не знаю, как кому, но на меня эта актриса действует гипнотически. Так бы и смотрела на неё -- как она думает, двигается, говорит, ругается, пьёт, ест, улыбается... Волшебница! И все её морщинки ей только добавляют значительности и человечности.

И тут уместно вспомнить другую выдающуюся киноактрису -- Бетт Дэвис. Точнее, один факт её биографии. В 1962 году, в тот самый год, когда она была номинирована на Оскара за роль в страшненькой женской драме (да-да, это тот самый случай, когда женщины в возрасте изображались в виде злобных ведьм, одна другой злобнее), Бетт Дэвис дала личное объявление в журнале Variety, конкуренте "Голливудского репортёра". Текст его гласил: "Тридцать лет работы профессиональной актрисой в кино. В хорошей форме и с хорошими манерами вопреки сплетням. Желает получить постоянную работу в Голливуде (Бродвей тоже подойдёт)". И это не была шутка. В эти совсем недалёкие времена актрис в возрасте "за 39" списывали в тираж, рассчитывать они могли разве что на отдельные характерные роли в эпизодах (всё тех же ведьм). Но вот ведь как -- меняется жизнь, меняется и искусство... Я ж говорю, что пришло (ну, хорошо, приходит) время женщин...

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
esya
Feb. 28th, 2011 02:19 am (UTC)
Мне кажется более естественным, когда мужчина выбирает более молодую женщину, в разумных рамках, конечно.
А снимать ли о нас фильмы или не снимать, дело вкуса. В молодости больше событий, решений, драмы и динамики. В зрелости больше размышлений и, возможно, юмора :)
maryxmas
Feb. 28th, 2011 06:47 am (UTC)
а мне кажется более естественным, когда мужчина выбирает ту женщину, которую любит.
esya
Feb. 28th, 2011 06:50 am (UTC)
сейчас все брошу и буду с вами спорить :)

Но в исходном рассказе фигурируют две, и молодой дают отставку под лозунгом кого-нибудь найдет, где здесь речь идет о любви?
maryxmas
Feb. 28th, 2011 07:43 am (UTC)
в рассказе речь о фильме.
и вот в фильме там как раз речь о любви.
turtle_t
Feb. 28th, 2011 01:48 pm (UTC)
Там на самом деле интереснее и сложнее. Посмотрите, Лена. Ничего не гарантирую, но есть вероятность, что получите удовольствие. Актриса, к слову, замечательная. На нашу Терехову похожа, только лучше. Актёр тоже ничего, улыбается неплохо, и вообще, боль-мень живой, хотя его похожесть на нашего Видова (если не путаю фамилия -- это из давно минувших дней...), а главное, его типаж блондина-викинга немного портит его привлекательность и живость (но он в целом справляется).
esya
Feb. 28th, 2011 02:57 pm (UTC)
спасибо, попробую
anhel_05
Feb. 28th, 2011 08:00 am (UTC)
а как вам кажется, когда женщина выбирает более молодого мужчина, в разумных рамках, конечно - это естественно или нет?
esya
Feb. 28th, 2011 02:56 pm (UTC)
с трудом представляю себе ситуацию, когда молодость единственный критерий :) Но при прочих равных, молодость это не минус.
experiment8or
Feb. 28th, 2011 02:22 am (UTC)
Поскольку для современного социума единственная реальность - виртуальная (кино--, теле- видео), то в умы молодых людей прочно вбита мысль, что жизни после 25 не существует. Тут как раз хочется, чтобы виртуальная реальность изменила реальную.
turtle_t
Feb. 28th, 2011 11:57 pm (UTC)
Возможно, представление о том, что после 25 наступает старость и жить становится незачем -- это универсальный этап развития подростков. Но как правило, оно проходит само собой -- по достижению того самого возраста :)
reader59
Feb. 28th, 2011 04:16 am (UTC)
А Лена Миронова да, молодец :)
sabinulya
Feb. 28th, 2011 05:07 am (UTC)
Замечательная тенденция
maryxmas
Feb. 28th, 2011 06:49 am (UTC)
у Хелен Миррен в этом году вышел фильм "Книги Просперы" по Шекспировской Буре. говорят, прикольный.
ну и в Ред она зажигает не хуже Виллиса и Малковича :)
0leneva
Feb. 28th, 2011 07:51 am (UTC)
Ну давно же есть фильм "Слишком красивая для тебя" с Депардье, Кароль Буке и кем-то там еще, где он предпочитает некрасивую женщину своей красавице жене. Мне кажется, и еще были фильмы, не говоря о реальной жизни, где всегда были люди, которые предпочитали тех партнеров, с которыми им хорошо, тем партнерам, которые престижнее в глазах общества. Это признак взрослости - решать самому.
И, мимо проходя, гипотеза. Возможно, это и в самом деле нормально для многих мужчин - оставлять женщину-ровесницу ради молодой. Потому что мужчины часто не взрослеют и взрослая женщина рядом не соответствует их внутреннему возрасту, она выросла, а он нет. Никогда ранее не думала про это с такой стороны, думала, просто козлы.
turtle_t
Feb. 28th, 2011 05:02 pm (UTC)
Ну, всякое бывает, конечно. А этот фильм тоже наверное не слишком старый, так ведь? Я же сравниваю с тем, что было полвека назад...
0leneva
Feb. 28th, 2011 05:32 pm (UTC)
Да, полвека назад вопрос так не стоял. Тогда субъектом действия признавалась женщина, которая старше, употреблялись слова "окрутила", "охмурила", за молодым мужчиной вообще никакой ответственности не было, и если он впоследствии ее покидал, то о нем говорили лишь "одумался".
anhel_05
Feb. 28th, 2011 07:59 am (UTC)
Хелен Миррен победила эйджизм, а не сексизм ;)
turtle_t
Feb. 28th, 2011 01:43 pm (UTC)
Ой, конечно же, вот уже руки сами пишут :) Сейчас исправлю, спасибо!
anna_frid
Feb. 28th, 2011 08:08 am (UTC)
Могу еще вот что сказать: судя по журнальчику с телепрограммой, который стоит в ближайшем супермаркете у касс, в Европе этого культа молодости и было меньше. На обложках почти всегда актрисы за сорок. Здесь же тридцатисемилетняя Моника Белуччи фотографировалась, подчеркивая все морщины. Ну и вообще во Франции сильно молодиться - дурной тон, а вот выглядеть в 40-50-60 на все свои и при этом интересно - очень даже хороший.
turtle_t
Feb. 28th, 2011 05:01 pm (UTC)
Вряд ли было меньше. По крайней мере, шведы, учившие меня демократии в 1998 году, тоже жаловались и на сексизм, и на эйджизм, но при этом с понятной гордостью говорили о достижениях в его преодолении. И каталоги со зрелыми шведскими моделями были одним из показателей, да. В Штатах в то время я таких не видела. Тут наверное есть корелляция с общим уровнем развития феминизма...
maryxmas
Feb. 28th, 2011 05:26 pm (UTC)
ой, я вас умоляю. шведские феминистки жалуются, что у них в стране с правами женщин плохо.
они хотят всё и сразу.
что, в принципе, правильно, но как-то ... знаете, кому суп редок, кому жемчуг мелок.
turtle_t
Feb. 28th, 2011 11:53 pm (UTC)
И то верно...
galina_vr
Feb. 28th, 2011 04:38 pm (UTC)
Может быть, "время женщин" пришло в Европу, как следствие некоторой экономической стабильности последних десятилетий. А у нас после сравнительно недавной революции (20 лет назад)еще в моде юные, гламурные.
turtle_t
Feb. 28th, 2011 04:57 pm (UTC)
Да, мы увы, отстаём. Иногда мне кажется, что мы на уровне 50-х годов в Штатах, а иногда так и вообще -- на уровне начала 20-го века в Европе... Хотя на самом деле картина смешанная, и современные тенденции тоже есть. В итоге получается смесь, в которой что-то вполне современное, а что-то удручающе отсталое...
galina_vr
Mar. 1st, 2011 06:46 am (UTC)
"Что-то современное" - это IT-технологии и коммуникации. В остальном, в быту, в общественном сознании отставание сохраняется.
Но раньше еще хуже было - обнаружила это, когда не так давно оказалась в одном бытовом музее в Германии. Увидела там экспозицию 50-х годов (мебель, одежду, игрушки) которая применительно к СССР характеризовала бы 70-е.

Сейчас, вместе с открытием границ, материальное быстрее перетекает, но сознание более консервативно. И, что удивительно, консервативность эта не только в головах старшего поколения, но и в коллективном сознании общества.
maryxmas
Feb. 28th, 2011 05:27 pm (UTC)
нашла тебе картинок в иллюстрацию :)






turtle_t
Feb. 28th, 2011 11:53 pm (UTC)
Re: нашла тебе картинок в иллюстрацию :)
Ой, какие они ослепительные... Спасибо!
il_kin
Mar. 1st, 2011 01:55 pm (UTC)
Пошла искать этот фильм и выяснила, что у нас он называется "Порочные связи" :)) Кстати, есть, оказывается, другой вариант, где изображение не поделено на две части :-/
Спасибо за пост, очень многие из названных актрис - наши с дочерью любимицы :)
И как же это радостно, что пришло время женщин вообще и немолодых женщин в частности. В режиссуре, в режиссуре бы побольше - совсем было бы хорошо.
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow