?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Неделю назад один мой старый друг прислал ссылку на её новый роман: ЛЮДМИЛА УЛИЦКАЯ. ЗЕЛЕНЫЙ ШАТЕР. И я пропала -- не могла оторваться, пока не прочитала до конца. Потом для порядку пришлось ещё рецензии-отзывы посмотреть, на пару из них я ссылки тоже даю на всякий случай:

Татьяна Григорьева: Людмила Улицкая. Зеленый шатер
Зеленый шатер в Озоне (отзывы читателей внизу страницы)

От себя скажу, что начала я бодро, но примерно с середины стала уставать, причём, похоже, вместе с автором. А совсем в конце она ещё взялась писать про иностранцев и заграницу, по-моему, совершенно зря (по моим впечатлением, только в двух рассказах у неё получилось "про это" на высоте: про подруг, одну московскую, а другую нью-йоркскую, и – ещё лучше – про храм-день, где и когда причащали животных). Но это в общем мелочи.

Общая оценка – ну, наверное четыре, может даже с плюсом (по пятибалльной шкале). Рекомендую ли читать? Безусловно. По крайней мере тем, кто такое вообще любит (какое – чуть ниже): книжка интересная и полезная, а Улицкая хорошая рассказчица, увлекает. Правда, народу в книжке много, и в героях и впрямь можно запутаться (я вроде не запуталась, но напрягаться иногда надо было, чтобы вспомнить, кто есть кто, и кому приходится). А примерно с половины книги автор начинает несколько халтурить. Надеюсь, что в бумажном окончательном варианте ей помогли редакторы, а в интернетном бросаются в глаза всякие текстовые неряшества, повисшие концы и даже элементарные ошибки (включая употребление выражения "часовые пояса" в случае, когда люди едут с севера на юг). Это тоже мелочи, но через них выражается более важное: ощущение того, что у автора нет полного контроля над материалом, и в результате снижается удовольствия, которое получаешь, читая крепкую прозу высокого уровня.

Сначала про "Улицкую в моей жизни" :) В советское время я её пропустила. Когда приживалась в Штатах в 90-х годах прошлого века, дала себе зарок временно ничего не читать по-русски – пока не выучу английский до приемлемого уровня. И года два и впрямь ничего не читала, даже газет (это было тяжело, серьёзная такая депривация). И вот когда я уже созрела до ощущения, что могу себе позволить роскошь чтения на родном языке, тот же самый друг, который сейчас подбросил мне "Зелёный шатёр", прислал ссылку на "Весёлые похороны". И тут уж я не знаю, что сыграло роль, то ли эта вещица и впрямь совершенно замечательная, как мне тогда показалось, то ли с голодухи у меня было повышенный энтузиазм и пониженная критичность, но я Улицкую полюбила и накупила кучу всяких её книжек. Потом случился "Казус Кукоцкого", который тоже оказался на высоте, кроме куска про сны и видения, на который я просто решила не обращать внимания (ну, мало ли у кого какие есть пунктики, которые не совпадают с моими). Меня даже "Шурик" вполне удовлетворил, хотя я и заметила в нём некоторую шаржированность, "акцентуированность" характеров. Затем вышел "переводчик Штайн", а это книжка совершенно особенная, и если в ней и есть какие-то недостатки (люди говорят, что путались в героях и героинях), то я их не заметила (может, я тоже путалась, но это было совершенно неважно по сравнению с главными вещами). А ещё мне у неё нравятся некоторые рассказы. При этом мне совсем не понравилась знаменитая "Сонечка", благодаря которой Улицкая в своё время вышал в люди, в смысле, в писатели. Разочаровали повести типа "Медеи" и "Сквозной линии" (сама уже подробностей не помню, но претензии Зузлишки сейчас кажутся верными). Но я могу довольно легко "прощать" неудачи автору, который в главном хороший, симпатичный и резонирует со мной, с которым у меня affinity (близость), по выражению Лидии Дэвис.

Теперь "Шатёр". Что это вообще такое? Это литературное, художественное описание советской истории в чётких временных рамках: со дня смерти Сталина до дня смерти Бродского (который, честно говоря, появился в романе как-то ни с того, ни с сего). Более узко – история диссидентского движения, через людей, их характеры, обстоятельства и судьбы. Ну, как и положено в историческом романе. Люди там показаны и вполне реальные, с настоящими именами (они маячат на периферии), и такие, у которых, похоже, есть прототипы (допускаю, что те, кто в курсе, могут их опознать), и придуманные герои, которые тоже не высосаны из пальца, а собраны из узнаваемых и органических черт.

Я в то время тоже жила-была (родилась через год после смерти Сталина), правда, в диссидентстве не участвовала, хотя сочувствовала и интересовалась, по крайней мере, с какого-то момента и в какой-то степени. Даже самиздату немного помогала (одним пальцем на пишущей машинке морга областной больницы...). Поэтому мой интерес и мое отношение – особые; допускаю, что люди более молодые читают не такими глазами. И вот, как по мне, дух времени там веет, герои живые (ну, почти) и убедительные, а их поступки психологически обоснованные (тут не помешала бы и большая тонкость, но и так неплохо).

Улицкая в каком-то смысле продолжает дело Трифонова, но он писал в советское время, стало быть, с массой недомолвок и упущений, а главное, его выборка менее репрезентативная. Улицкая охватила "новую общность – советский народ" прямо по-толстовски. И если Толстой в своем зеркале показал русский народ от графьев до солдатиков, то Улицкая – от московских интеллигентов до старушек-крестьянок в забытых богом деревнях. Но и недостатки её тоже вполне толстовские. Главный – глобальный: замена обще-гуманитического и индивидуально-психологического подхода специфически-идеологическим и, скажем так, альтернативно-религиозным. Правда, в идеологию Улицкой входит гуманизм и отчасти даже индивидуализм, и в этом смысле она лучше Толстого (ну, для меня лучше), но есть в ней и "лишнее" и даже, я бы сказала, неполезное. Ну, толстовский же "фатализм" -- вера в то, что с людьми происходят всякие вещи, включая роковые встречи, не по случайности, а потому что им это на роду написано. Впрочем, это-то вполне невинно. А вот "мягкий сексизм" и нутряная неприязнь к феминизму уже вредно. Но тоже простительно – поскольку "общий гуманизм" всё же перевешивает.

(Если чуточку развернуть мои претензии по поводу сексзма, то так. В "женских линиях" существенная часть жизни либо полностью игнорируется, либо описана в качестве фона. Самосознание, поиск себя, вопросы, кто я, и что я тут делаю, решение задач, чем заполнить жизнь – этого всего у героинь-женщин Улицкой не существует (за редким приятными исключениями, коих в этом романе не случилось). Главное, чем они заняты – это поиск любимого мужчины и страдания, связанные с этим. Мужские образы более полнокровны, но поскольку в глазах автора личная и семейная жизнь – это сугубо женская сфера, то они тоже получаются кособокими: с "любовно-семейной" стороны они представлены в лучшем случае схематично и стереотипитчно.)

Но, повторюсь, что это всё же мелочи по сравнению с главным идеологическим "посланием" романа. Коротко его можно сформулировать так: люди в неволе прекрасно размножаются, но при этом они не созревают, не развиваются во взрослых особей, которых по определению отличает самостоятельность мышления и поступков, ответственность, сознательность, смелость, активность и прочее в том же роде. Это очень важное, удачное и верное наблюдение. Не знаю я других примеров, чтобы кто-нибудь его внятно, выразительно и убедительно артикулировал в нашей прозе. И оно, к слову, во многом перекликается вот с этими рассуждениями Про советских людей (две статьи в Огоньке).

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
esya
Feb. 12th, 2011 02:23 am (UTC)
Первая треть ее книг обычно приводит меня в восторг, вторая треть наводит уныние, до конца, как правило, не дочитываю. Мое мнение, ей не надо писать романы, она этого не умеет. Премии ей присуждали люди не дочитавшие дальше первой трети.
turtle_t
Feb. 12th, 2011 03:29 am (UTC)
Интересная гипотеза -- ну, насчёт премий :) А я вот Штайна, помню, до конца с интересом читала. Да и с Кукоцким затор у меня был не совсем в конце, а там, где видения. Хотя с видениями я и особенно протестовать не могу. У нас ведь много любителей таких вещей. Ну, интеллигентского предрассудочного буддизмо-христианства с астрологией в перемешку...
leptoptilus
Feb. 22nd, 2011 03:53 pm (UTC)
Согласен, очень похоже.
experiment8or
Feb. 12th, 2011 04:36 am (UTC)
Очень вовремя ваши впечатления: мы собираемся в книжном клубе Улицкую обсуждать. Кстати, у этого автора интерсная очень особенность - очень быстро забываю сюжет произведения. Вообще. Пока читаю, нравится, даже очень, и помню сюжет, но недолго. А потом забываю, будто не читала. Полностью стирается из мозга - кто, зачем, почему, с кем. Потом могу читать по новой.
Причем это только Улицкая, никто больше так на меня не действует. Это мои мозги или что-то в этом авторе?
turtle_t
Feb. 12th, 2011 02:38 pm (UTC)
А я не запоминаю детективы :) Не знаю, в чём причина, может в том, что нам в таких вещах нравится процесс, а не результат :)
natashkinus
Feb. 12th, 2011 05:49 am (UTC)
Надо же, какое совпадение! На днях "Зеленый шатер" подарила мне Галя, и хотя подступиться к этой книге пока не удалось, но жду своей очереди с нетерпением. :)

А вообще Улицкая, на мой взгляд, удивительно хороша. И больше всего люблю как раз ее "Медею".
turtle_t
Feb. 12th, 2011 03:00 pm (UTC)
А я Медею сейчас уже толком не помню, но какие-то смутные недоумения в связи с ней, у меня были, это я как раз помню. Т.е. в целом хорошо, но есть какие-то обидные сбои. Но всё это, конечно, очень индивидуально. Люди читают и видят-конструируют свой мир, свои внутренние картинки. Талант Улицкой -- вызывать резонанс у многих людей, и довольно разных притом, главное, чтобы был какой-то хотя бы базовый уровень интеллигентности, что ли... Хотя конечно же "подходит" она не всем, это тоже нормально. А главное, что я хочу сказать, что рада нашему совпадению, даже если оно не стопроцентное :)
viromiro
Feb. 12th, 2011 07:09 am (UTC)
Прекрасный анализ. Спасибо за ссылку, скачала и вся в нетерпении :)) Улицкую люблю. Вы верно подметили про "мягкий сексизм" и неприязнь к феминизму", но, действительно, это все "прощаешь" за человечность, боль, мастерство, заключенные в ее книгах. И очень интересно Ваше мнение о творчестве Дины Рубиной. Спасибо.
turtle_t
Feb. 12th, 2011 02:42 pm (UTC)
Спасибо. Про Дину Рубину я пока что не готова писать подробно, потому что совсем новых вещей её не читала. По старым впечатлений, она в моём табеле о ранге чуточку пониже Улицкой. Я очень люблю её ранние рассказы, времён Юности. Впрочем, может, это ностальгия говорит :) А самая любимая вещь Рубиной -- это "Камера наезжает". Я её много раз перечитывала и всегда с очень острым и приятным эмоциональным ответом-резонансом. И смех, и слёзы. А сейчас уже не хочу перечитывать (боюсь разочарования, да и некогда).
viromiro
Feb. 13th, 2011 02:53 am (UTC)
Спасибо. Я вот как раз ранние ее рассказы не читала, а только поледние романы. И абслютно не разделаю восторгов ее поклонников. Амбициозная, "женская" литература. Но это мое мнение, конечно.
antruma
Feb. 12th, 2011 08:01 am (UTC)
Здорово. Надо почитать.

Я вообще стараюсь Улицкую не пропускать,хотя не все ее вещи близки. Но пока руки до этой книжки не дошли.
turtle_t
Feb. 12th, 2011 03:08 pm (UTC)
А какие близки? И какие не близки, и почему? Или Вы у себя про неё писали? Я ещё ленту не смотрела, так что если у Вас свежее что-то есть, то сама увижу, а если нет, то ссылочку дайте тогда на "несвежее", интересно же :)
antruma
Feb. 12th, 2011 04:27 pm (UTC)
Боюсь, что давно про нее не писала.

Очень люблю у нее "Медею" и "Даниэля Штайна". "Казус Кукоцкого" и Шурик уже как-то слабее, на мой взгляд.

Я согласна с теми, кто считает ее сильным рассказчиком. Короткие сюжеты у нее бывают просто замечательные - как будто сам познакомился с человеком, и он был в твоей жизни.

А еще знаю, что Даниэля Штайна очень удачно поставили в одном из питерских театров. Я сама не была - надеюсь, пока! :) - но слышала несколько восхищенных отзывов от очень разных людей, которым можно доверять. Хотя, казалось бы, вроде совсем не театральный роман.
levkonoe
Feb. 12th, 2011 09:09 am (UTC)
У меня к концу "Зеленого шатра" периодически вставал вопрос "кто все эти люди". Я в них запутывалась. Надо будет перечитать, конечно. Но в целом понравилось.
А Медея нравится, и Сонечка тоже, и что верно - рассказы у нее лучше романов. Рассказы все нравятся.
turtle_t
Feb. 12th, 2011 03:07 pm (UTC)
Вот, и я про то же :) Запутаться таки можно. Как написал один читатель, "круги по воде" -- все как бы из разных песочниц, но каким-то боком все друг с дружкой связаны, прямо как иллюстрация к "теории шести рукопожатий", только тут не шесть, а два-три, не больше. Ну, узок их круг, что тут попишешь... Так ведь оно и было в реальноести...
levkonoe
Feb. 12th, 2011 03:16 pm (UTC)
Наверное, все ж тут не такие яркие характеры, как в предыдущих вещах. И имена все похожи, Лена, Света, Саша, Леня, кто это может запомнить? В Искреннем Шурике у него дочерта баб, но все они такие разные, что не путаются 8))))

Но в целом я довольна, что купила книгу, перечитаю еще раз, авось втуплю уже кто кому чего.
turtle_t
Feb. 12th, 2011 03:33 pm (UTC)
:))) (это я ржу по поводу разных баб Шурика :))
kyrylobo
Feb. 12th, 2011 12:36 pm (UTC)
Да, наверное, стоит попытаться прочитать. Диссидентская тема заводит. Там рядом была еще одна книга, которая тоже, наверное, интересная - Аксенова "Таинственная страсть".
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4717985/
turtle_t
Feb. 12th, 2011 02:50 pm (UTC)
Прочитаешь Аксёнова, поделись. А я не хочу. Моя последняя попытка читать его текст (это была Москва-ква-ква) привела к рвотным позывам, повторения не хочется :) Ты можешь догадаться, что именно меня отвращает. Большинство наших мужчин-шестидесятников пропитаны даже не мягким, а совершенно дремучим, питекантропским сексизмом, включащим отношение к женщинам, как к "вещам в себе" (и "не в себе" тоже, причём, "не в себе" даже чаще). Впрочем, не исключаю, что эта книжка более удачная, кто его знает...

Edited at 2011-02-12 03:04 pm (UTC)
antruma
Feb. 12th, 2011 04:32 pm (UTC)
О, я читала Аксенова, как раз эту книжку. Ни перечитывать, ни покупать я ее точно не буду. :)
http://antruma.livejournal.com/53769.html

И вообще Аксенова как-то больше не тянет читать.
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

Wayne_George_turtle_t
turtle_t
Светлана Сененко

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow